25574

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Чернышевский 1828 1889 о предмете и методах психологии Был сподвижником Добролюбова. Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете задачах и методах научной психологии. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений. Причины и психические закономерности которые должны составить предмет психологии: Зависимость человеческой психики от внешнего мира от физиологических процессов протекающих в телесных органах органы чувств мозг НС.

Русский

2013-08-17

26 KB

1 чел.

  1.  Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Был сподвижником Добролюбова.

Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Относит психологию, как и остальные нравственные науки, к точным наукам. Потому что:

  1.  Как и другие нравственные науки, психология может различать известное в своей области от неизвестного. Возможность такого различения предполагает запас достигнутых знаний.
  2.  В области нравственных наук, как и в области природных явлений, действуют определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений.

Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет психологии:

  •  Зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов, протекающих в телесных органах (органы чувств, мозг, НС).
  •  Определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами.

Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов.

Суть психической деятельности – отражение (переработка) внешнего мира. Всякая деятельность предполагает наличие 2х предметов – один действует, другой подвергается воздействию. Предметы отражаются в наших ощущениях и представлениях точно такими, какие они есть на самом деле.

 На основе ощущений развеиваются мыслительные процессы посредством того, что из всех ощущений и представлений мы выбираем именно те, которые нужно для решения конкретной задачи. Но, подчеркивая единство ощущения и мышлений, Чернышевский не смог провести качественного различия между ними.

 Потребности:

Отводил большую роль, с развитием потребностей связывал генезис познавательных способностей (память, воображение, мышление).

Первичные потребности – органические, от их удовлетворения зависит возникновение и уровень нравственно-эстетических потребностей.  У животных – только органические потребности.                                              

Различал характер и темперамент (его большое достижение):

Темперамент – обусловлен наследственностью или природными факторами, но он может подвергаться изменениям под влиянием окружающей среды.

Характер – определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступка самого человека, поэтому надо наблюдать за практической деятельностью.

Итоги:

Подошел к проблеме социальной обусловленности психического развития, но не смог выйти за пределы антропологического взгляда. Он не сумел до конца понять определяющую роль социальных факторов в формировании психики и сознания? Делал упор на физиологию и биологию. Отсюда вытекало, что если у животных и человека есть сходство в организации, то значит и у животных есть сознательные элементы в психике. Различие не в качестве, а в количестве (у бедняка одна монета, а у банкира, таких же монет, но целая куча).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82823. Экономическое развитие Древней Греции и Рима 34.45 KB
  Основными источниками пополнения рядов рабов были: 1 военнопленные и захваченные в плен мирные жители; 2 продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники; 3 рожденные рабами дети; 4 люди захваченные пиратами и похитителями.
82824. Организация работы на посту сезонного технического обслуживания автомобилей 22.28 KB
  Организация работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей строится в зависимости от их принадлежности к государственному или индивидуальному сектору. Организация работ по техобслуживанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.
82825. Химия в экстремальных и экзотических условиях 60.5 KB
  Современная химия расширяя свои горизонты активно вторгается в области которые для классической химии не представляли интереса или были недостижимы. Лазерные ударные волны в химии средство исследования поведения вещества в экстремальных условиях....
82826. Университеты мира 136 KB
  В большинстве Университетов Великобритании высшее образование получают в течение 3-4 лет и все оценки за экзаменационные, научные и другие творческие работы выставляются по 100 балльной шкале. На каждом курсе, как правило, обязательными являются 4 предмета.
82827. Международные организации по стандартизации 72.97 KB
  В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации ИСО Международная электротехническая комиссия МЭК и Международный союз электросвязи МСЭ. Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации...
82828. Індійська філософія 194.13 KB
  Аспект часу в історії філософської думки Індії завжди відігравав лише підпорядковану роль. Тому немає історії індійської філософії, а будь-яка історична періодизація розглядалася як умовність. Але філософія залишається невід’ємною частиною життя індійця - завжди сучасною і завжди життєво...
82829. Гироскопы и их применение 269.5 KB
  В данном случае он представляет собой тяжелое дискообразное тело, способное вращаться с малым трением вокруг закрепленного центра масс. Оправа состоит из двух колец: внутреннего и наружного. Ось вращения гироскопа проходит через его центр масс и закреплена в подшипниках, расположенных во внутреннем кольце.
82830. Взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов 41.8 KB
  Цель работы - изучить взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним. В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья определяемую степенью её адаптации к условиям среды.
82831. Право и мораль 48 KB
  Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлении. Мораль регулирует взаимоотношения между людьми во всех сферах общественной жизни. Она имеет «вездесущий, всепроникающий характер».