25574

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Чернышевский 1828 – 1889 о предмете и методах психологии Был сподвижником Добролюбова. Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете задачах и методах научной психологии. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений. Причины и психические закономерности которые должны составить предмет психологии: Зависимость человеческой психики от внешнего мира от физиологических процессов протекающих в телесных органах органы чувств мозг НС.

Русский

2013-08-17

26 KB

1 чел.

  1.  Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Был сподвижником Добролюбова.

Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Относит психологию, как и остальные нравственные науки, к точным наукам. Потому что:

  1.  Как и другие нравственные науки, психология может различать известное в своей области от неизвестного. Возможность такого различения предполагает запас достигнутых знаний.
  2.  В области нравственных наук, как и в области природных явлений, действуют определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений.

Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет психологии:

  •  Зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов, протекающих в телесных органах (органы чувств, мозг, НС).
  •  Определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами.

Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов.

Суть психической деятельности – отражение (переработка) внешнего мира. Всякая деятельность предполагает наличие 2х предметов – один действует, другой подвергается воздействию. Предметы отражаются в наших ощущениях и представлениях точно такими, какие они есть на самом деле.

 На основе ощущений развеиваются мыслительные процессы посредством того, что из всех ощущений и представлений мы выбираем именно те, которые нужно для решения конкретной задачи. Но, подчеркивая единство ощущения и мышлений, Чернышевский не смог провести качественного различия между ними.

 Потребности:

Отводил большую роль, с развитием потребностей связывал генезис познавательных способностей (память, воображение, мышление).

Первичные потребности – органические, от их удовлетворения зависит возникновение и уровень нравственно-эстетических потребностей.  У животных – только органические потребности.                                              

Различал характер и темперамент (его большое достижение):

Темперамент – обусловлен наследственностью или природными факторами, но он может подвергаться изменениям под влиянием окружающей среды.

Характер – определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступка самого человека, поэтому надо наблюдать за практической деятельностью.

Итоги:

Подошел к проблеме социальной обусловленности психического развития, но не смог выйти за пределы антропологического взгляда. Он не сумел до конца понять определяющую роль социальных факторов в формировании психики и сознания? Делал упор на физиологию и биологию. Отсюда вытекало, что если у животных и человека есть сходство в организации, то значит и у животных есть сознательные элементы в психике. Различие не в качестве, а в количестве (у бедняка одна монета, а у банкира, таких же монет, но целая куча).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81628. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА 54.68 KB
  Мультимедиа продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п.
81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.
81632. Узагальнення вивченого матеріалу по темі «Іменник» 62 KB
  Мета: Узагальнити вивчений матеріал про іменник; закріпити навички розбору іменника як частини мови. Розвивати усне і писемне мовлення учнів, творчу уяву. иховувати дружні стосунки у колективі. Тип уроку: урок закріплення знань, умінь і навичок.
81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислів’я зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...
81635. Написання суфіксів -ськ-, -зьк-, -цьк- в прикметниках 51 KB
  Задачі: Формування комунікативної автономізаційної компетентностей: виробляти в учнів вміння і навички вживання суфіксів –ськ цьк зьк. Сьогодні на уроці ми будемо вчитися правильно вживати та записувати у словах суфікси ськ зьк цьк. З м’яким знаком зьк цьк ськ написать не забувай.
81636. Бабусенько ріднесенька 190.5 KB
  Мета: сприяти розвитку навичок виразного читання,слухання та комунікативних умінь; розвивати мовлення, творчу фантазію, збагачувати словниковий запас, уміння висловлювати думку; підкреслити важливу роль бабусі у житті кожної людини, допомогти відчути цінність зв’язку між поколіннями та дитиною...