25574

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Чернышевский 1828 1889 о предмете и методах психологии Был сподвижником Добролюбова. Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете задачах и методах научной психологии. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений. Причины и психические закономерности которые должны составить предмет психологии: Зависимость человеческой психики от внешнего мира от физиологических процессов протекающих в телесных органах органы чувств мозг НС.

Русский

2013-08-17

26 KB

1 чел.

  1.  Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 ) о предмете и методах психологии

Был сподвижником Добролюбова.

Один из первых материалистов в России поставил вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Относит психологию, как и остальные нравственные науки, к точным наукам. Потому что:

  1.  Как и другие нравственные науки, психология может различать известное в своей области от неизвестного. Возможность такого различения предполагает запас достигнутых знаний.
  2.  В области нравственных наук, как и в области природных явлений, действуют определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда выводит главную задачу психологии: выяснение причин и законов протекания психических явлений.

Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет психологии:

  •  Зависимость человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов, протекающих в телесных органах (органы чувств, мозг, НС).
  •  Определенные взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними обстоятельствами.

Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с деятельностью телесных органов.

Суть психической деятельности – отражение (переработка) внешнего мира. Всякая деятельность предполагает наличие 2х предметов – один действует, другой подвергается воздействию. Предметы отражаются в наших ощущениях и представлениях точно такими, какие они есть на самом деле.

 На основе ощущений развеиваются мыслительные процессы посредством того, что из всех ощущений и представлений мы выбираем именно те, которые нужно для решения конкретной задачи. Но, подчеркивая единство ощущения и мышлений, Чернышевский не смог провести качественного различия между ними.

 Потребности:

Отводил большую роль, с развитием потребностей связывал генезис познавательных способностей (память, воображение, мышление).

Первичные потребности – органические, от их удовлетворения зависит возникновение и уровень нравственно-эстетических потребностей.  У животных – только органические потребности.                                              

Различал характер и темперамент (его большое достижение):

Темперамент – обусловлен наследственностью или природными факторами, но он может подвергаться изменениям под влиянием окружающей среды.

Характер – определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступка самого человека, поэтому надо наблюдать за практической деятельностью.

Итоги:

Подошел к проблеме социальной обусловленности психического развития, но не смог выйти за пределы антропологического взгляда. Он не сумел до конца понять определяющую роль социальных факторов в формировании психики и сознания? Делал упор на физиологию и биологию. Отсюда вытекало, что если у животных и человека есть сходство в организации, то значит и у животных есть сознательные элементы в психике. Различие не в качестве, а в количестве (у бедняка одна монета, а у банкира, таких же монет, но целая куча).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64204. The Concept «GENTLEMAN» in the Novel of Charles Dickens «Great Expectations» 377.22 KB
  The aim of the diploma work is to establish Dickens’ understanding of the notion of GENTLEMAN within, by the discourse analysis, point out especial meaning and interpretation of the concept in the novel “Great Expectation”.
64205. Приостановление, прекращение и восстановление выплаты пенсии по действующему российскому законодательству 711.35 KB
  Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище...
64206. Концентрация вредных веществ, мгновенно-опасная для жизни или здоровья 97 KB
  История вопроса Обсуждение того как использовать респираторы когда загрязнённость воздуха мгновенно-опасна для жизни или здоровья началось по крайней мере с начала 1940х. Неопасные случа это те когда загрязнённость воздуха не представляет мгновенной опасности для жизни или здоровья но создаёт сильный...
64207. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ 126 KB
  Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков где значительное внимание уделено использованию СИЗ. Электронный каталог сертифицированных средств индивидуальной защиты...
64209. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА – ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ 97.5 KB
  Методы определения потерь слуха человека действовал 1980 по 1985 г. В итоге ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ а согласно данному документу...
64210. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе 34 KB
  Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод базирующийся на эволюционной теории развития видов. Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов: Иными словами необходимо выяснить что получает особь в наследство от предыдущих поколений...
64211. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде 30.5 KB
  Общим правилом эмбриогенеза является асинхронность развития органов систем и нервных центров которые регулируют их функции. Важно отметить что органы находящиеся на разных этапах развития всегда функционируют согласовано обеспечивая работоспособность всей системы организма.
64212. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 42 KB
  У морских козочек отряд бокоплавы до вылупления наблюдаются спонтанные и ритмичные движения головы и других частей эмбриона из которых впоследствии формируются специфические двигательные реакции этих рачков а к концу эмбриогенеза в день вылупления появляются двигательные ответы на тактильные раздражения.