25581

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе

Доклад

Психология и эзотерика

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.

Русский

2013-08-17

34 KB

10 чел.

  99.  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе.

Первые шаги к экспериментальному  анализу мыслительных процессов были предприняты вначале 20в.  представителями Вюрцбургской школы во главе с Кюльпе.

Кюльпе предложил ретроспекцию при изучении мыслительных процессов. Считалось, что при такой форме устранялось  искажающие влияние  самого интроспективного акта на психические процессы и открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить задание, а по завершению описать свои состояния и переживания, которые  возникали при решении.  В опытах по изучению мышления роль экспериментатора  сводилась к регистрации и редакции  речевого отчёта испытуемого. С помощью ретроспективного  эксперимента  были проведены почти все исследования этой школы.

Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта, которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения (1901).  Они доказали, что суждения имеют «внечувственную» природу. Поэтому Марбе  отнёс мышления к логике.

Мессер связал безобразные компоненты  сознания с мышлением и назвал их «мыслями». Кроме безобразности мышления он выделял в качестве отличительных признаков  отнесённость к предмету и осознание в ней отношений.

Бюллер. Его опыты состояли в заучивании парных предложений.  Выяснил, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Был убеждён, что мышление протекает без образов и слов. Типа одна мысль может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли, одинаковым набором слов. Отсюда они и делали ложный вывод о независимости мышления  от речи и слов.

Работы Уатта и Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Уатт, изучая особенности течения представлений, пришёл к выводу, что  определяющую роль в организации мыслительных процессов играет задача. Под задачей он понимал перевод инструкции в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности по Уатту: предъявленное задание вызывает в сознании множество представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет отношения к задаче. Для того, чтобы из этого могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом является самоинструкция, которая придаёт мышлению направленный избирательный характер.

Н. Ах (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, выделял особые, отличные от ассоциаций акты «детерминирующие тенденции». Для описания механизма мышления вводит «представление цели» и « соотносящееся представление».  Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией, является источником детерминирующих тенденций.  Соотносящиеся представления – это образы  ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующих тенденций – это установление отношений между представлением цели и соотносящихся представлений. Механизм мышления по Аху:  раздражитель вызывает у испытуемого множество вариантов реагирования, но под влиянием детерминирующей тенденции особое предпочтение вызывает лишь один из вариантов, а другие все устраняются. Согласно Аху действие детерминирующей тенденции не осознаётся.

Вывод: представители этой школы обнаружили отличительные признаки мышления: несводимость их к представлениям, ощущениям и восприятиям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительных процессов под влиянием задачи и инструкции.

100. Кризис ассоциативной психологии

- Суть ассоциативной психологии: психика сводится к сознанию,

все сознание сводится к ощущениям, ощущения – первичная форма познавательных процессов, все психические процессы в сознании строятся на основе ощущений с помощью механизмов ассоциации.

- Эксперименты показали, что сознание НЕ сводится к одним только чувственным впечатлениям,

есть еще безОбразные элементы сознания.

*см. эксперименты на мышлении Вюрцбургской школы*

- Т.е. что получается: в сознании есть:

  •  чувственные элементы (управляются ассоциациями),
  •  безОбразные элементы, k к ощущениям НЕ сводятся

(управляются другими механизмами, в частности, Ах из Вюрцбургской школы назвал их – детерминирующие тенденции).

=> сознание работает на 2х уровнях, механизмы его работы – точно не одни только ассоциации.

- Интроспекция не дает полного представления об этих механизмах,

=> отсюда и берется крах ассоциативной психологии: ставятся под вопрос ее предмет и методы.

Т.к. сами же последователи Вундта (был ассоционист) пришли к выводу о том, что в сознании есть не только чувственные элементы.

+ крах усугубляется тем, что на тот момент уже были сильные предпосылки для перехода психологии на естественно-научную парадигму (рефлекторное учение Сеченова, распространение экспериментальной психологии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3565. Послідовність рішення задачі по розробці програми 78 KB
  Послідовність рішення задачі по розробці програми Послідовність рішення задачі по розробці програм складається з наступних етапів: Формулювання задачі в термінах деякої прикладної області знань, Формалізація задачі, побудова математичної та інформац...
3566. Основні визначення. Приклади алгоритмів 122 KB
  Основні визначення. Приклади алгоритмів Аналіз (від др. греч. «розкладання, розчленовування») — операція уявного або реального розчленовування цілого (речі, властивості, процесу або відношення між предметами) на складові частини, виконуван...
3567. Апаратні та програмні складові електронно-обчислювальної машини. 46 KB
  Апаратні та програмні складові електронно-обчислювальної машини. Персональний комп’ютер можна представити з допомогою двох невід’ємних складових частин: апаратна частина, програмне забезпечення. Апаратні складові частини можна розділити ...
3568. Основи мови С# 302 KB
  Основи мови С# Створення мови C# Не зважаючи на те, що курс Алгоритмізації та програмування , як одним із своїх компонентів, передбачає реалізацію розроблених алгоритмів на існуючих мовах програмування. Я хотів би зупинитися на деяких особливостях м...
3569. Типи даних C# 88.5 KB
  Типи даних C# Цей розділ присвячений універсальній системі типів .NET Common Type System (CTS), яка знаходиться в центрі Microsoft .NET Framework. CTS визначає не тільки всі типи, але і правила, яким Common Language Runtime (CLR) слідує відносно ого...
3570. Синтаксис мови програмування C# 164.5 KB
  Синтаксис мови програмування C# У цьому розділі ми розглянемо основу будь-якої мови програмування — його здатність виконувати привласнення і порівняння за допомогою операторів. Ми побачимо, які оператори є в С# і яке їх старшинство, а потім заг...
3571. Введення в C#. Створення консольних додатків 1.45 MB
  Введення в C#. Створення консольних додатків Мова C# (вимовляється Си-Шарп) - це мова програмування від компанії Microsoft. Він входить у версію Visual Studio - Visual Studio.NET. Крім C# в Visual Studio.NET входять Visual Basic.NET й Visual C++. Од...
3572. Алгоритми роботи з цілими числами 54 KB
  Тип ціле число є основним для будь-якої алгоритмічної мови. Зв'язано це з тим, що вміст комірки пам'яті або регістра процесора можна розглядати як ціле число. Адреси елементів пам'яті також являють собою цілі числа, з їхньою допомогою записуються машинні команди й т.д...
3573. Алгоритми роботи з дійсними числами 89.5 KB
  Дійсні числа представляються в комп'ютері в так названої експонентної, або плаваючої, форми. Дійсне число r має вигляд