25581

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе

Доклад

Психология и эзотерика

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.

Русский

2013-08-17

34 KB

11 чел.

  99.  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе.

Первые шаги к экспериментальному  анализу мыслительных процессов были предприняты вначале 20в.  представителями Вюрцбургской школы во главе с Кюльпе.

Кюльпе предложил ретроспекцию при изучении мыслительных процессов. Считалось, что при такой форме устранялось  искажающие влияние  самого интроспективного акта на психические процессы и открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить задание, а по завершению описать свои состояния и переживания, которые  возникали при решении.  В опытах по изучению мышления роль экспериментатора  сводилась к регистрации и редакции  речевого отчёта испытуемого. С помощью ретроспективного  эксперимента  были проведены почти все исследования этой школы.

Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта, которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения (1901).  Они доказали, что суждения имеют «внечувственную» природу. Поэтому Марбе  отнёс мышления к логике.

Мессер связал безобразные компоненты  сознания с мышлением и назвал их «мыслями». Кроме безобразности мышления он выделял в качестве отличительных признаков  отнесённость к предмету и осознание в ней отношений.

Бюллер. Его опыты состояли в заучивании парных предложений.  Выяснил, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Был убеждён, что мышление протекает без образов и слов. Типа одна мысль может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли, одинаковым набором слов. Отсюда они и делали ложный вывод о независимости мышления  от речи и слов.

Работы Уатта и Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Уатт, изучая особенности течения представлений, пришёл к выводу, что  определяющую роль в организации мыслительных процессов играет задача. Под задачей он понимал перевод инструкции в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности по Уатту: предъявленное задание вызывает в сознании множество представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет отношения к задаче. Для того, чтобы из этого могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом является самоинструкция, которая придаёт мышлению направленный избирательный характер.

Н. Ах (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, выделял особые, отличные от ассоциаций акты «детерминирующие тенденции». Для описания механизма мышления вводит «представление цели» и « соотносящееся представление».  Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией, является источником детерминирующих тенденций.  Соотносящиеся представления – это образы  ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующих тенденций – это установление отношений между представлением цели и соотносящихся представлений. Механизм мышления по Аху:  раздражитель вызывает у испытуемого множество вариантов реагирования, но под влиянием детерминирующей тенденции особое предпочтение вызывает лишь один из вариантов, а другие все устраняются. Согласно Аху действие детерминирующей тенденции не осознаётся.

Вывод: представители этой школы обнаружили отличительные признаки мышления: несводимость их к представлениям, ощущениям и восприятиям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительных процессов под влиянием задачи и инструкции.

100. Кризис ассоциативной психологии

- Суть ассоциативной психологии: психика сводится к сознанию,

все сознание сводится к ощущениям, ощущения – первичная форма познавательных процессов, все психические процессы в сознании строятся на основе ощущений с помощью механизмов ассоциации.

- Эксперименты показали, что сознание НЕ сводится к одним только чувственным впечатлениям,

есть еще безОбразные элементы сознания.

*см. эксперименты на мышлении Вюрцбургской школы*

- Т.е. что получается: в сознании есть:

  •  чувственные элементы (управляются ассоциациями),
  •  безОбразные элементы, k к ощущениям НЕ сводятся

(управляются другими механизмами, в частности, Ах из Вюрцбургской школы назвал их – детерминирующие тенденции).

=> сознание работает на 2х уровнях, механизмы его работы – точно не одни только ассоциации.

- Интроспекция не дает полного представления об этих механизмах,

=> отсюда и берется крах ассоциативной психологии: ставятся под вопрос ее предмет и методы.

Т.к. сами же последователи Вундта (был ассоционист) пришли к выводу о том, что в сознании есть не только чувственные элементы.

+ крах усугубляется тем, что на тот момент уже были сильные предпосылки для перехода психологии на естественно-научную парадигму (рефлекторное учение Сеченова, распространение экспериментальной психологии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75377. ПРИНЦИПЫ ОПТИЧЕСКОЙ БЛИЖНЕПОЛЬНОЙ МИКРОСКОПИИ 185 KB
  Соотношение неопределенностей Неопределенность координаты фотона не может быть меньше чем длина волны. Если декремент затухания сделать большим то после подстановки в 1 получается следующий результат: неопределенность координаты намного меньше длины волны.
75378. ПРИНЦИПЫ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ НА КОМПАКТ-ДИСКЕ И ЕЕ СЧИТЫВАНИЯ 281 KB
  Этапы производства оптических дисков фотолитография процесс изготовления штампа диска. Считывание информации с поверхности диска Принцип считывания информации: регистрация изменения мощности отражённого света. Различие между дисками только для чтения и дисками однократной многократной записи заключается в способе формирования питов.
75379. Преимущества оптического волокна как среды для передачи информации 225.5 KB
  Полезная ширина полосы одиночно излученного светового импульса определяется импульсной передаточной функцией рассматриваемого оптического волокна ОВ. Учитывая что оптическая ширина полосы волокна определяется импульсной передаточной функцией этого волокна можно показать что измеренная на уровне 3 дБ по мощности оптическая ширина полосы Во оценивается с помощью показателя полная ширина полосы на уровне половины от максимума...
75380. Затухание оптического излучения в волокне 167.5 KB
  Существовало две глобальных проблемы при разработке оптических систем передачи данных: 1) источник света и 2) носитель сигнала. Первая разрешилась с изобретением лазеров в 1960 году, вторая - с появлением высококачественных оптических кабелей в 1970 году
75381. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ДИСПЕРСИЯ В ОДНОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ И УШИРЕНИЕ ПЕРЕДАВАЕМОГО ИМПУЛЬСА 113 KB
  В полосе прозрачности 850 нм более длинные волны распространяются с большей скоростью чем короткие например излучение на длине волны 865 нм распространяется в кварцевом стекле с большей скоростью чем излучение на длине волны 835 нм. Совсем наоборот происходит в полосе прозрачности 1550 нм: более короткие длины волн распространяются с большими скоростями чем более длинные излучение с длиной волны 1535 нм распространяется быстрее чем с длиной волны 1560 нм. Спектр оптического сигнала имеет конечную ширину ...
75382. МЕЖМОДОВАЯ ДИСПЕРСИЯ В МНОГОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ 74 KB
  Импульсы излучения для мод более высоких порядков появляются на выходе из волокна позже Траектории лучей в градиентном волокне Многомодовое волокно со ступенчатым поперечным распределением показателя преломления Групповая скорость распространения света в волокне...
75383. МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОТЕРЬ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА ВОЛОКНА 50 KB
  Главная цель производителя оптоволокна получить более точную геометрию волокна. Три параметра как показала практика оказывают наибольшее влияние на характеристики сростка: концентричность сечений сердцевины и оболочки допуск на диаметр оболочки и собственный изгиб волокна. Улучшение этой характеристики при производстве волокна уменьшает шанс неточного расположения сердцевины что способствует получению сростков с меньшими потерями.
75385. Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования 25.5 KB
  Способы выражения информации о виде. Типы видовых основ и регулярные способы видообразования. Способы выражения информации о виде. с глаголами совершеного вида: нельзя сказать кончить прочитать редкий способ.