25581

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе

Доклад

Психология и эзотерика

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.

Русский

2013-08-17

34 KB

11 чел.

  99.  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе.

Первые шаги к экспериментальному  анализу мыслительных процессов были предприняты вначале 20в.  представителями Вюрцбургской школы во главе с Кюльпе.

Кюльпе предложил ретроспекцию при изучении мыслительных процессов. Считалось, что при такой форме устранялось  искажающие влияние  самого интроспективного акта на психические процессы и открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить задание, а по завершению описать свои состояния и переживания, которые  возникали при решении.  В опытах по изучению мышления роль экспериментатора  сводилась к регистрации и редакции  речевого отчёта испытуемого. С помощью ретроспективного  эксперимента  были проведены почти все исследования этой школы.

Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта, которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения (1901).  Они доказали, что суждения имеют «внечувственную» природу. Поэтому Марбе  отнёс мышления к логике.

Мессер связал безобразные компоненты  сознания с мышлением и назвал их «мыслями». Кроме безобразности мышления он выделял в качестве отличительных признаков  отнесённость к предмету и осознание в ней отношений.

Бюллер. Его опыты состояли в заучивании парных предложений.  Выяснил, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Был убеждён, что мышление протекает без образов и слов. Типа одна мысль может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли, одинаковым набором слов. Отсюда они и делали ложный вывод о независимости мышления  от речи и слов.

Работы Уатта и Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Уатт, изучая особенности течения представлений, пришёл к выводу, что  определяющую роль в организации мыслительных процессов играет задача. Под задачей он понимал перевод инструкции в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности по Уатту: предъявленное задание вызывает в сознании множество представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет отношения к задаче. Для того, чтобы из этого могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом является самоинструкция, которая придаёт мышлению направленный избирательный характер.

Н. Ах (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, выделял особые, отличные от ассоциаций акты «детерминирующие тенденции». Для описания механизма мышления вводит «представление цели» и « соотносящееся представление».  Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией, является источником детерминирующих тенденций.  Соотносящиеся представления – это образы  ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующих тенденций – это установление отношений между представлением цели и соотносящихся представлений. Механизм мышления по Аху:  раздражитель вызывает у испытуемого множество вариантов реагирования, но под влиянием детерминирующей тенденции особое предпочтение вызывает лишь один из вариантов, а другие все устраняются. Согласно Аху действие детерминирующей тенденции не осознаётся.

Вывод: представители этой школы обнаружили отличительные признаки мышления: несводимость их к представлениям, ощущениям и восприятиям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительных процессов под влиянием задачи и инструкции.

100. Кризис ассоциативной психологии

- Суть ассоциативной психологии: психика сводится к сознанию,

все сознание сводится к ощущениям, ощущения – первичная форма познавательных процессов, все психические процессы в сознании строятся на основе ощущений с помощью механизмов ассоциации.

- Эксперименты показали, что сознание НЕ сводится к одним только чувственным впечатлениям,

есть еще безОбразные элементы сознания.

*см. эксперименты на мышлении Вюрцбургской школы*

- Т.е. что получается: в сознании есть:

  •  чувственные элементы (управляются ассоциациями),
  •  безОбразные элементы, k к ощущениям НЕ сводятся

(управляются другими механизмами, в частности, Ах из Вюрцбургской школы назвал их – детерминирующие тенденции).

=> сознание работает на 2х уровнях, механизмы его работы – точно не одни только ассоциации.

- Интроспекция не дает полного представления об этих механизмах,

=> отсюда и берется крах ассоциативной психологии: ставятся под вопрос ее предмет и методы.

Т.к. сами же последователи Вундта (был ассоционист) пришли к выводу о том, что в сознании есть не только чувственные элементы.

+ крах усугубляется тем, что на тот момент уже были сильные предпосылки для перехода психологии на естественно-научную парадигму (рефлекторное учение Сеченова, распространение экспериментальной психологии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29028. Определение глубины заложения фундамента исходя из инженерно-геологических и гидрогеологических условий строительной площадки 31.5 KB
  Этот выбор производится на основе предварительной оценки прочности и сжимаемости грунтов по геологическим разрезам. Покажем это на примере рассмотрев 3 наиболее характерные схемы напластований грунтов приведенные на рис. Площадка сложена одним или несколькими слоями прочных грунтов при этом строительные свойства каждого последующего слоя не хуже свойств предыдущего. В этом случае глубина заложения фундамента принимается минимальной допускаемой при учёте сезонного промерзания грунтов и конструктивных особенностей сооружения рис.
29029. Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений 20.5 KB
  Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений. Глубина заложения фундамента из условия промерзания грунтов назначается в зависимости от их вида состояния начальной влажности и уровня подземных вод в период промерзания. Как непучинистые рассматриваются также пески мелкие и пылеватые с любой влажностью а также супеси твёрдой консистенции если уровень подземных вод во время промерзания находится от спланированной отметки земли на глубине равной расчётной глубине промерзания плюс 2 м...
29030. Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения, включая глубину прокладки подземных коммуникаций, наличие и глубину заложения соседних фундаментов 31.5 KB
  Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения включая глубину прокладки подземных коммуникаций наличие и глубину заложения соседних фундаментов. Основными конструктивными особенностями возводимого сооружения влияющими на глубину заложения его фундамента являются: наличие и размеры подвальных помещений приямков или фундаментов под оборудование; глубина заложения фундаментов примыкающих сооружений; наличие и глубина прокладки подземных коммуникаций. В зданиях с подвалом или полуподвалом а также...
29031. Определение размеров подошвы центрально нагруженных фундаментов мелкого заложения 63.5 KB
  Реактивное давление грунта по подошве жёсткого центрально нагруженного фундамента принимается равномерно распределённым интенсивностью: 1 где NoII расчётная вертикальная нагрузка на уровне обреза фундамента; GfII и GgII расчётные значения веса фундамента и грунта на его уступах см.1; А площадь подошвы фундамента. Площадь подошвы фундамента при его расчёте по второму предельному состоянию по деформациям определяется из условия: pII ≤ R 2 где R расчётное сопротивление грунта основания. Поскольку обе части неравенства 2...
29032. Определение размеров подошвы внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения. Эпюры давлений под подошвой фундамента. Порядок расчёта 33 KB
  Эпюры давлений под подошвой фундамента. При расчёте давление по подошве внецентренно нагруженного фундамента принимают изменяющимся по линейному закону а его краевые значения при действии момента сил относительно одной из главных осей определяют как для случая внецентренного сжатия по формуле: 1 Подстановкой значений А=l·b W=b2l 6 и M=NII·e формула 1 приводится к виду 2 2 где NII суммарная вертикальная нагрузка на основание включая вес фундамента и грунта на его уступах; A площадь подошвы фундамента; е эксцентриситет...
29033. Гидроизоляция фундаментов. Защита подвальных помещений от сырости и подтопления подземными водами 42 KB
  Гидроизоляция фундаментов. Гидроизоляция предназначается для обеспечения водонепроницаемости сооружений антифильтрационная гидроизоляция а также защиты от коррозии и разрушения материалов фундаментов и подземных конструкций от агрессивных подземных вод антикоррозионная гидроизоляция. Гидроизоляция от сырости и грунтовых вод подвальных и заглубленных помещений является значительно более сложной выбор такой гидроизоляции зависит от гидрогеологических условий строительной площадки уровня подземных вод их агрессивности особенностей...
29034. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом послойного суммирования 34 KB
  Расчёт оснований фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям производится исходя из условия: s ≤ su 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; su предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. После определения размеров подошвы фундамента и проверки условия pII ≤ R где рII среднее давление на основание по подошве фундамента a R расчётное сопротивление грунта ось фундамента совмещают с литологической колонкой...
29035. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом эквивалентного слоя 31.5 KB
  Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям заключается в выполнении условия s ≤ sw 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; sw предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. Конечная стабилизированная осадка фундамента может быть определена методом эквивалентного слоя. Осадка с учётом жёсткости и формы подошвы фундамента в случае однородного основания определяется по формуле: s=p0hэmv 2 где p0 ...
29036. Определение расчётного сопротивления грунтов основания по таблицам СНиП 23 KB
  Тип песчаного грунта пески гравелистые крупные средней крупности и т. Плотность сложения песчаного грунта плотный средней плотности рыхлый. Устанавливается по таблице в зависимости от типа песчаного грунта и его коэффициента пористости: 1 где γ удельный вес грунта; γs удельный вес твердых частиц; w влажность грунта. Степень влажности песчаного грунта Sr маловлажный влажный насыщенный водой: 2 где γs удельный вес воды.