25581

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе

Доклад

Психология и эзотерика

Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе. В опытах по изучению мышления роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчёта испытуемого. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения 1901. Поэтому Марбе отнёс мышления к логике.

Русский

2013-08-17

34 KB

11 чел.

  99.  Экспериментальное изучение мышления в Вюрцбургской школе.

Первые шаги к экспериментальному  анализу мыслительных процессов были предприняты вначале 20в.  представителями Вюрцбургской школы во главе с Кюльпе.

Кюльпе предложил ретроспекцию при изучении мыслительных процессов. Считалось, что при такой форме устранялось  искажающие влияние  самого интроспективного акта на психические процессы и открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить задание, а по завершению описать свои состояния и переживания, которые  возникали при решении.  В опытах по изучению мышления роль экспериментатора  сводилась к регистрации и редакции  речевого отчёта испытуемого. С помощью ретроспективного  эксперимента  были проведены почти все исследования этой школы.

Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты Марбе и Майера с Орта, которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения (1901).  Они доказали, что суждения имеют «внечувственную» природу. Поэтому Марбе  отнёс мышления к логике.

Мессер связал безобразные компоненты  сознания с мышлением и назвал их «мыслями». Кроме безобразности мышления он выделял в качестве отличительных признаков  отнесённость к предмету и осознание в ней отношений.

Бюллер. Его опыты состояли в заучивании парных предложений.  Выяснил, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Был убеждён, что мышление протекает без образов и слов. Типа одна мысль может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли, одинаковым набором слов. Отсюда они и делали ложный вывод о независимости мышления  от речи и слов.

Работы Уатта и Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Уатт, изучая особенности течения представлений, пришёл к выводу, что  определяющую роль в организации мыслительных процессов играет задача. Под задачей он понимал перевод инструкции в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности по Уатту: предъявленное задание вызывает в сознании множество представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет отношения к задаче. Для того, чтобы из этого могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом является самоинструкция, которая придаёт мышлению направленный избирательный характер.

Н. Ах (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, выделял особые, отличные от ассоциаций акты «детерминирующие тенденции». Для описания механизма мышления вводит «представление цели» и « соотносящееся представление».  Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией, является источником детерминирующих тенденций.  Соотносящиеся представления – это образы  ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующих тенденций – это установление отношений между представлением цели и соотносящихся представлений. Механизм мышления по Аху:  раздражитель вызывает у испытуемого множество вариантов реагирования, но под влиянием детерминирующей тенденции особое предпочтение вызывает лишь один из вариантов, а другие все устраняются. Согласно Аху действие детерминирующей тенденции не осознаётся.

Вывод: представители этой школы обнаружили отличительные признаки мышления: несводимость их к представлениям, ощущениям и восприятиям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительных процессов под влиянием задачи и инструкции.

100. Кризис ассоциативной психологии

- Суть ассоциативной психологии: психика сводится к сознанию,

все сознание сводится к ощущениям, ощущения – первичная форма познавательных процессов, все психические процессы в сознании строятся на основе ощущений с помощью механизмов ассоциации.

- Эксперименты показали, что сознание НЕ сводится к одним только чувственным впечатлениям,

есть еще безОбразные элементы сознания.

*см. эксперименты на мышлении Вюрцбургской школы*

- Т.е. что получается: в сознании есть:

  •  чувственные элементы (управляются ассоциациями),
  •  безОбразные элементы, k к ощущениям НЕ сводятся

(управляются другими механизмами, в частности, Ах из Вюрцбургской школы назвал их – детерминирующие тенденции).

=> сознание работает на 2х уровнях, механизмы его работы – точно не одни только ассоциации.

- Интроспекция не дает полного представления об этих механизмах,

=> отсюда и берется крах ассоциативной психологии: ставятся под вопрос ее предмет и методы.

Т.к. сами же последователи Вундта (был ассоционист) пришли к выводу о том, что в сознании есть не только чувственные элементы.

+ крах усугубляется тем, что на тот момент уже были сильные предпосылки для перехода психологии на естественно-научную парадигму (рефлекторное учение Сеченова, распространение экспериментальной психологии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24163. Восстание декабристов 1825 г. 24.24 KB
  Особенностью движения декабристов было то что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX в. В своей эволюции организации декабристов прошли следующие этапы: 1816 г.
24164. Общественное движение в России в первой половине XIX в. 26.96 KB
  Чаадаев дал весьма мрачную оценку исторического прошлого России и ее роли в мировой истории он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства православия. В России наступила реакция.
24165. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений 39.38 KB
  Развитие капиталистических отношений Хотя в России в начале XIX в. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. в России был образован секретный комитет под руководством министра финансов графа Д.
24166. Внутренняя политика Никлая I 24.64 KB
  Наблюдательные современники уже тогда отмечали как главную черту Николая его самостоятельность. К 1819 произошли события резко менявшие положение Николая и открывавшие перед ним перспективы о каких он не мог и мечтать. Летом 1819 года Александр 1 впервые прямо сообщил младшему брату и его жене что намерен через некоторое время отказаться от престола в пользу Николая. Предполагалось захватить Зимний дворец Петропавловскую крепость убить Николая 1.
24167. Подготовка реформы 32.69 KB
  теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикамкрепостникам включая министров Панина и Муравьева сменивших Киселева и Бибикова и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. 3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек бывший шеф жандармов А. Назимову предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков вотчинная власть над крестьянами также согласно документу оставалась за помещиками;...
24168. Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х годов 48.07 KB
  К решительным переменам подталкивали правительство крестьянские волнения конца 1850х годов а также необычные акции как стремление записаться в армию во время Крымской войны прошёл слух что добровольцы получат вольную или трезвенное движение охватившее ряд губерний когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под угрозой жестокой расправы. Для разработки реформы были созданы губернские комитеты которыми руководил Главный комитет по крестьянскому делу . Результатом работы комитетов явились следующие основные...
24169. Внешняя политика России во второй половине XIX в 25.03 KB
  Сложившийся англоавстрофранцузский блок гак называемая Крымская система был нацелен на сохранение политической изоляции России и ее военностратегической слабости обеспеченной решениями Парижского конгресса. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер.
24170. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 36.38 KB
  Второй центр возник в России вокруг редакции журнала Современник . В журнале Земля и воля в прокламациях Барским крестьянам от их доброжелателей поклон К молодому поколению Молодая Россия К солдатам Что нужно делать войску Великорусе они разъясняли народу задачи предстоящей революции обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России справедливого решения аграрного вопроса.Чернышевского но разуверившись в возможности народной революции в России перешли к узко заговорщической и...
24171. Социально-экономическое развитие России в начале 20 века 24.35 KB
  ведущие мировые державы вступили в империалистическую стадию своего развития. Особенностью империалистической стадии развития российского государства стало отсутствие фактов вывоза капитала за рубеж. Несмотря на высокие темпы экономического развития Россия в начале 20 в. Однако в целом отставание аграрного сектора от темпов развития промышленности принимало форму острого противоречия что говорило о необходимости полного преодоления феодальных пережитков в российской деревне.