25590

Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Значение и актуальные задачи психологической историографии Зачем мы изучаем историю психологии и действительно Идеологическая функция Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ мыслей Гносеологическая функция Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира Функция междисциплинарной связи История психологии развивалась в тесной связи с другими науками вспомните астрономию Кумулятивная функция Накопительная функция. Память науки – это сбережение преумножение информации и...

Русский

2013-08-17

41 KB

11 чел.

  1.  Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии.
  2.  Психофизическая проблема:

До сих пор нет единой точки зрения, остро проявилась в 17 веке.

  1.  Отношение психики и физического мира (психофизическая в узком смысле)
  2.  Отношение психики и тела (психофизиологическая в узком смысле)

Но про обе говорят в широком смысле – психофизическая.

Решалась неоднозначно, есть несколько вариантов:

  •  Монизм – исходное что-то одно, а второе производное.
  •  Материалистический монизм (тело исходное)
  •  Идеалистический монизм (психика исходна)
  •  Объективный идеализм (Сократ, Платон, Гегель) идеи первичны и независимы, идеи во мне, они первичны по отношению к внешнему миру.
  •  Субъективный идеализм (Софисты) человек мера всех вещей.
  •  Дуализм – психика и физическое существуют раздельно, это две разные субстанции.

Декарт. 2 субстанции – мыслящая (психическая) и протяженная (телесная). Бог эти 2 субстанции объединил в человеке. Два варианта соотнесения:

  1.  Теория психофизического взаимодействия (Декарт)

Тело влияет на душу и наоборот.

  1.  Теория психофизического параллелизма (Лейбниц)

Божество делает перемены в психическом и физическом ряду, но между ними нет причинно-следственной связи.

  1.  Психогностическая проблема (знание)
  2.  Вспоминаем методологию – вопрос о познавательных возможностях психики (в какой мере образы внешнего мира соответствуют реальным вещам?)
  3.  Вариант, что «вещи в себе» и «вещи для нас», т.е. неадекватное отражение мира.
  4.  Спиноза спорит – «порядок вещей тот же, что и порядок идей», т.е. мы отражаем мир зеркально
  5.  На что опираться в познании (разум или чувства)
  6.  Сенсуализм – опора на ощущения

Бэкон, опора на чувственный разум, только чувства достоверны

(индукция и дедукция)

  1.  Рационализм

Декарт выступал против, ссылался на Демокрита. Чувства обманывают нас, делаем ставку на разум.

  1.  Психопрактическая проблема

Есть ли связь между состояниями и выражениями их в телесных формах? Все очень неоднозначно!

  1.  Психобиологическая проблема

Каково соотношение биологической детерминации и средовой? Наследственность или среда?

  •  Нативизм: все является врожденным от природы, Кант – крайняя форма, т.е. врожденным является все вообще.
  •  Инвайроментализм: все от среды

Бихевиористы вообще говорят, что как хочешь – так и будет.

Также есть вариант «психоморфологизма» - строение органов, тела обуславливают психику.

  1.  Психосоциальная проблема

В какой мере психика определяется социальными факторами? В России 20 века больше социального конечно.

Но что важнее-то?

  1.  Биосоциальная проблема

Огюст Конт «Курс позитивной философии» (позитивной = достоверной)

Он разделяет: биологические факторы – это к анатомии, а социальные – социология. Рассматривал их как отдельные субстанции, сравнивал как воду и масло в одном стакане, т.е. не смешиваются. Это биосоциальный дуализм.

6.Значение и актуальные задачи психологической историографии

Зачем мы изучаем историю психологии? (и действительно)))

  1.  Идеологическая функция

Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ, мыслей

  1.  Гносеологическая функция

Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира

  1.  Функция междисциплинарной связи

История психологии развивалась в тесной связи с другими науками (вспомните астрономию)

  1.  Кумулятивная функция

Накопительная функция. Память науки – это сбережение, преумножение информации и знаний

  1.  Аксиологическая функция

Знание прошлого – основа для оценки новых направлений, отдельных мыслителей, школ и т.п.

  1.  Прогностическая функция

Прогноз основан на предыдущем опыте

  1.  Прагматическая функция

В какой мере психология имеет потенцию для решения прикладных задач в области бизнеса, медицины, образования (начало в 70-е годы, сейчас активно развивается)

  1.  Мировоззренческая функция

Представление об окружающем мире и отношение к нему


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83977. Правописание парных согласных на конце слова 83 KB
  Какое задание предстоит выполнить Посигнальте карточками кому всё понятно Давайте проверим в каких словах нашли ошибки Посмотрите на слайд и обведите зелёной ручкой те которые нашли самостоятельно Сколько всего допущено ошибок Это первое задание. Это второе задание. Посигнальте если задание понятно.
83978. Великое княжество Литовское и Русское 109.5 KB
  Цель урока: формирование у обучающихся знаний об условиях и процессе возвышения Великого княжества Литовского и Русского Задачи урока. Образовательные: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского выявит взаимосвязь между формированием государственности...
83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...
83981. Всемирное наследие человечества 62 KB
  Педагогическая цель: знакомство с объектами Всемирного наследия, показ красоты и неповторимости великих достопримечательностей Задачи: проверить знание экологического календаря; познакомить с понятием всемирное наследие, эмблемой организации Всемирное наследие, с наиболее известными мировыми...
83982. Возникновение ислама и объединение арабов 18.27 KB
  Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...
83983. Взаимное расположение графиков линейных функций 23.28 KB
  Цели урока: ввести условия пересечения и параллельности графиков линейных функций; отработать умение строить графики линейной функции и прямой пропорциональности; развивать: 1 умение сравнивать выявлять закономерности обобщать; 2 познавательный интерес к предмету; 3 творческие способности учащихся...
83984. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 85.5 KB
  Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...
83985. Русская литература XIX века 59.5 KB
  Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.