25590

Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Значение и актуальные задачи психологической историографии Зачем мы изучаем историю психологии и действительно Идеологическая функция Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ мыслей Гносеологическая функция Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира Функция междисциплинарной связи История психологии развивалась в тесной связи с другими науками вспомните астрономию Кумулятивная функция Накопительная функция. Память науки – это сбережение преумножение информации и...

Русский

2013-08-17

41 KB

11 чел.

  1.  Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии.
  2.  Психофизическая проблема:

До сих пор нет единой точки зрения, остро проявилась в 17 веке.

  1.  Отношение психики и физического мира (психофизическая в узком смысле)
  2.  Отношение психики и тела (психофизиологическая в узком смысле)

Но про обе говорят в широком смысле – психофизическая.

Решалась неоднозначно, есть несколько вариантов:

  •  Монизм – исходное что-то одно, а второе производное.
  •  Материалистический монизм (тело исходное)
  •  Идеалистический монизм (психика исходна)
  •  Объективный идеализм (Сократ, Платон, Гегель) идеи первичны и независимы, идеи во мне, они первичны по отношению к внешнему миру.
  •  Субъективный идеализм (Софисты) человек мера всех вещей.
  •  Дуализм – психика и физическое существуют раздельно, это две разные субстанции.

Декарт. 2 субстанции – мыслящая (психическая) и протяженная (телесная). Бог эти 2 субстанции объединил в человеке. Два варианта соотнесения:

  1.  Теория психофизического взаимодействия (Декарт)

Тело влияет на душу и наоборот.

  1.  Теория психофизического параллелизма (Лейбниц)

Божество делает перемены в психическом и физическом ряду, но между ними нет причинно-следственной связи.

  1.  Психогностическая проблема (знание)
  2.  Вспоминаем методологию – вопрос о познавательных возможностях психики (в какой мере образы внешнего мира соответствуют реальным вещам?)
  3.  Вариант, что «вещи в себе» и «вещи для нас», т.е. неадекватное отражение мира.
  4.  Спиноза спорит – «порядок вещей тот же, что и порядок идей», т.е. мы отражаем мир зеркально
  5.  На что опираться в познании (разум или чувства)
  6.  Сенсуализм – опора на ощущения

Бэкон, опора на чувственный разум, только чувства достоверны

(индукция и дедукция)

  1.  Рационализм

Декарт выступал против, ссылался на Демокрита. Чувства обманывают нас, делаем ставку на разум.

  1.  Психопрактическая проблема

Есть ли связь между состояниями и выражениями их в телесных формах? Все очень неоднозначно!

  1.  Психобиологическая проблема

Каково соотношение биологической детерминации и средовой? Наследственность или среда?

  •  Нативизм: все является врожденным от природы, Кант – крайняя форма, т.е. врожденным является все вообще.
  •  Инвайроментализм: все от среды

Бихевиористы вообще говорят, что как хочешь – так и будет.

Также есть вариант «психоморфологизма» - строение органов, тела обуславливают психику.

  1.  Психосоциальная проблема

В какой мере психика определяется социальными факторами? В России 20 века больше социального конечно.

Но что важнее-то?

  1.  Биосоциальная проблема

Огюст Конт «Курс позитивной философии» (позитивной = достоверной)

Он разделяет: биологические факторы – это к анатомии, а социальные – социология. Рассматривал их как отдельные субстанции, сравнивал как воду и масло в одном стакане, т.е. не смешиваются. Это биосоциальный дуализм.

6.Значение и актуальные задачи психологической историографии

Зачем мы изучаем историю психологии? (и действительно)))

  1.  Идеологическая функция

Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ, мыслей

  1.  Гносеологическая функция

Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира

  1.  Функция междисциплинарной связи

История психологии развивалась в тесной связи с другими науками (вспомните астрономию)

  1.  Кумулятивная функция

Накопительная функция. Память науки – это сбережение, преумножение информации и знаний

  1.  Аксиологическая функция

Знание прошлого – основа для оценки новых направлений, отдельных мыслителей, школ и т.п.

  1.  Прогностическая функция

Прогноз основан на предыдущем опыте

  1.  Прагматическая функция

В какой мере психология имеет потенцию для решения прикладных задач в области бизнеса, медицины, образования (начало в 70-е годы, сейчас активно развивается)

  1.  Мировоззренческая функция

Представление об окружающем мире и отношение к нему


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66304. Форми розмноження організмів. Статевий процес. Мейоз 100 KB
  Мета: показати розмноження як універсальну властивість живих організмів; дати поняття про форми розмноження статевий процес будову статевих клітин. План Форми розмноження організмів. Форми розмноження організмів.
66305. Гаметогенез. Запліднення. Онтогенез 93.5 KB
  Мета: пояснити, як відбувається гаметогенез і запліднення в різних груп організмів, біологічне значення процесу запліднення. Дати поняття про онтогенез, розглянути ембріогенез у тварин і його етапи. План Гаметогенез. Запліднення. Онтогенез.
66306. Постембріональний розвиток. Життєвий цикл. Ріст і регенерація 80 KB
  Мета: сформувати поняття про різні типи постембріонального розвитку тварин; пояснити як відбувається регенерація у різних організмах. Ріст збільшення маси і розмірів тіла. Активне харчування та ріст личинка збільшує масу в десять тисяч разів.
66307. Генетика як наука. Методи генетичних досліджень 49.5 KB
  Генетика це наука про закономірності спадковості та мінливості організмів. Ген це ділянка молекули нуклеїнової кислоти яка визначає спадкові ознаки організмів. Спабковість це властивість живих організмів передавати свої ознаки й особливості...
66308. ABC-party (позакласний захід для учнів 2 класу) 49 KB
  And hold him in my hands. It is blue, and green, and red, It bounces higher, that my head, It does not want to stop at all What is it? It is my ball. I was in a bed and badly ill, My skipping-rope was so still. But now in the sunny weather, We’ll go in the street together.
66309. Adjective. Прикметник 667 KB
  Look at the clock. Час почати наш урок. Good morning, children! P: Good morning, teacher! T: Sit down, girls. Sit down, boys. T: How are you today? P: I am OK, thank you. Учні запитують один одного «How are you today?» T: It is very good, that you are all OK today.
66310. Эхо Афганских гор 32.5 KB
  Добрый день уважаемые гости и присутствующие в этом зале. Ведущий 2: Сегодня вы имеете возможность услышать рассказы непосредственно воинов афганской войны которые пришли на нашу встречу. Перечисляются фамилии гостей воинов интернационалистов...
66311. «Опаленні долею» вечір-реквієм до річниці виводу військ із Афганістану 37 KB
  Добрый день уважаемые гости Ведущий 2: Здравствуйте все кто пришел на эту встречу Ведущий 1: Мы благодарны всем кто не забыл что в сегодняшний день в далеком 1989 году Ограниченный Контингент Советских войск был выведен из Республики Афганистан где долгие 9 лет шли боевые действия.
66312. Функционально-семантический анализ частицы «как бы» в поэзии Ф.И. Тютчева 475 KB
  Поиск употреблений «как бы» в поэзии Тютчева и составление контекстного тезауруса. Выявление семантических свойств «как бы» в отдельных тютчевских текстах. Обнаружение общих закономерностей (моделей) в функционировании «как бы». Сопоставление «как бы» с синонимичными единицами с целью установления общего и различного в их функционировании...