25591

Основные способы изложения истории психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Основные способы изложения истории психологии Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии. Хронологический подход для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений которая воздействует на исследователя. Персонологический подход через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том что история делается великими людьми Карлейль.

Русский

2013-08-17

32 KB

1 чел.

5.Основные способы изложения истории психологии

Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии.

 Есть 3 пути познания:

  •  объективный (научный),
  •  субъективный (интуитивный и эмоциональный, принятый искусством),
  •  трансцендентный (основанный на вере и характерный для религии).

Объективный:  

  •  хронологический,
  •  персонифицированный,
  •  на основе контрастирующих пар,
  •  по школам,
  •  категориальный,
  •  отраслевой,
  •  многомерный.
  1.  Хронологический подход – для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений, которая воздействует на исследователя. Она со временем изменяется, что влечёт за собой появление открытий и делает научное творчество непрерывным. Открытие не делается (или не признаётся) пока для него не готово время. Когда время пришло – синхронные открытия не редкость.
  2.  Персонологический подход  - через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том, что история делается великими людьми (Карлейль).
  3.  Принцип полярных диад или контрастирующих пар – сопоставление двух крайних точек зрения: материализм-идеализм, эмпиризм-рационализм, аналитические концепции – целостные и т.д.
  4.  По школам и направлениям. Этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии ХХ века. На сегодняшний день существует тенденция к размыванию границ направлений и школ.
  5.  Категориальный подход – как складываются представления на природу того или иного явления (эмоций, поведения, общения и т.п.) Например, понимание термина «ощущение» от античности до наших дней. Предложен Ярошевским.
  6.  Отраслевой – наиболее поздний. Как история внешних и внутридисциплинарных связей и развития различных областей и направлений в психологии
  7.  Многомерный подход основан на кибернетическом законе разнообразия – для раскрытия существенных сторон предмета необходимо разнообразие точек зрения.

В своем развитии  психология  прошла  несколько  этапов.  

  •  Донаучный период  заканчивается  примерно  в  5-7 век до нашей эры  т.е.  до  начала объективных, научных исследований психики.  В  этот период  представления  о  душе  основывались  на  многочисленных   мифах   и легендах, на сказках и первоначальных  религиозных  верованиях,  связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).  
  •   Научный  период начинается  на  рубеже  VII-VI  вв.  до  н.э.  Психология  в   этот   период развивалась в рамках  философии,  а  потому  он  получил  условное  название философского  периода.  Также  несколько  условно  устанавливается   и   его длительность - до появления первой психологической  школы  (ассоцианизма)  и определения  собственно  психологической   терминологии,   отличающейся   от принятой в философии или естествознании.

Иногда появление самостоятельной  психологической  науки  связывают  со  школой  В. Вундта, т.  е.  с  началом  развития  экспериментальной  психологии.  Однако психологическая наука определилась как самостоятельная  значительно  раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего  положения  в системе наук  -  как  науки  и  гуманитарной  и  естественной  одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления  психики (на рубеже XVIII-XIX в.в.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57914. Функція. Область визначення і область значень функції. Способи задання функції 52.5 KB
  Мета: освітня: формувати поняття функціональної залежності аргументу області визначення та області значення функції; розглянути способи задання функцій; формувати уміння знаходити звязок з раніше вивченим переносити набуті знання в нові ситуації...
57915. Розкладання многочленів на множники 119 KB
  Обладнання: Картки з індивідуальним завданням; картки для усних і письмових робіт; таблиці: Формули скороченого множення Квадрати одноцифрових чисел Куби одноцифрових чисел Відшукай висловлення про математику.
57916. США у 1877 – 1900 роки 40 KB
  Мета: Ознайомити учнів з особливостями соціально-економічного розвитку США та основними напрямками зовнішньої політики; Розвивати навички роботи в парах уміння логічно мислити та робити висновки встановлювати причиннонаслідкові звязки; Формувати уміння роботи з картою...
57917. Великі вчені та їх внесок в розвиток світової науки 113 KB
  Перевіримо назви секторів показує на сектори учні називають їх англійською мовою Слайди: Трикутники М: Вирішіть тестові завдання оберіть правильну відповідь та дізнайтесь прізвище великого англійського вченого.
57918. Розв’язування задач на відсотки 126 KB
  Мета: актуалізувати знання учнів щодо визначення відсотка від числа і числа за відсотком; удосконалити уміння учнів розв’язувати текстові задачі на відсотки різними методами. Економічна соціалізація учнів.
57919. Використання формул скороченого множення для розкладання многочленів на множники 47.5 KB
  Мета: домогтися усвідомлення учнями того факту що вивчені формули скороченого множення застосовуються для розкладання на множники многочленів певного виду...
57920. Вікова періодизація людини (зрілий, похилий і старечий вік). Феномен життя і смерті 104 KB
  Індивідуальна робота робота учнів по картках Встановити відповідність вікової періодизації людини: Назва вікового періоду Віковий період у роках новонароджені...
57921. Cимвол политики - королева Виктория 52 KB
  Учитель. В информационных папках учащихся лежат документы и задания каждой группе Учитель: помогут совершить экскурсию экскурсоводы и учащиеся групп согласно плану...
57922. Вулканізм і вулкани. Гарячі джерела, гейзери 67.5 KB
  Знати: причини утворення та будову вулканів, після вулканічні явища, сейсмічні пояси Землі. Вміти: показувати на карті згаслі та діючі вулкани, порівнювати гарячі джерела та гейзери.