25605

Выготский и разработка им культурно исторической концепции развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Выготский и разработка им культурно исторической концепции развития психики. Лев Семенович Выготский 18961934. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием Выготский доказывает что благодаря труду происходит удвоение опыта и человек приобретает способность строить дважды: сперва в мыслях потом на деле . Понимая слово как действие сперва речевой комплекс затемречевую реакцию Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

Русский

2013-08-17

34.5 KB

0 чел.

128. Выготский и разработка им культурно исторической концепции развития психики.

Лев Семенович Выготский (1896-1934). Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле". 

Понимая слово как действие (сперва, речевой комплекс, затем-речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского.

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной в 1931 году.

Принципиальное нововведение, сразу же отграничившее его теоретический поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции вводились особые регуляторы, а именно – знаки, которые создаются культурой. 

Знак (слово) – "психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Специфика заключается в том, что общение опосредовано орудиями труда. Они изменяют внешнюю природу и в силу этого – самого человека.

Развитие высших функций совершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка. Эти "мысли вслух" в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

Выготский обосновал идею, согласно которой "только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию". В связи с этим он ввел понятие о "зоне ближайшего развития". Под ней имелось в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную "зону", и ведет за собой развитие.

Книги: Исторический смысл психологического кризиса (1927), Проблема культурного развития ребенка (1928), Конкретная психология человека (1929), Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия), Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия), История развития высших психических функций (1931), Мышление и речь (1934) Психология искусства (1922).

В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (не позднее 1930) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы». Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16809. Поиск критериев золотого оруденения мурунтауского рудного поля 55 KB
  Поиск критериев золотого оруденения мурунтауского рудного поля Голищенко Г.Н. главный геофизик Центрального рудоуправления НГМК канд. геол.мин. наук; Беленко А.П.главный геолог Центрального рудоуправления НГМК Большая часть территории Кызылкумского региона перек
16810. Потенциальные возможности развития минерально сырьевой базы золота России в ХХI веке 175.5 KB
  Потенциальные возможности развития минеральносырьевой базы золота России в ХХI веке ВведениеТеоретические основы металлогенического прогнозированияПрогнозная оценка золоторудных ресурсов РоссииЛитература Введение Кризисное по ряду показателей поло...
16811. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО, ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ 49 KB
  ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ. С.И. АФАНАСЕНКО А.Н. ЛАЗАРИДИ ЗАО ИТОМАК г. Новосибирск Попытки использовать для улавливания мелкого и тонкого золота возможности центрифугирования...
16812. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО, ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ 88.5 KB
  ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ С.И. АФАНАСЕНКО А.Н. ЛАЗАРИДИ ЗАО ИТОМАК г. Новосибирск Потери мелкого золота при добыче общеизвестны. Используемые традиционно в технологических проц
16813. Применение СВЧ печей для разложения золотосодержащих проб 63 KB
  УДК 622.765.063 Применение СВЧ печей для разложения золотосодержащих пробХайдарова З.Р. магистрант НГГИ; Музафаров А.М. начальник бюро ЦНИЛ НГМК Методов обогащения золотосодержащих проб применяемых в промышленности очень много и они разнообразны. В последнее время с появ
16814. Пробирный анализ: от древнего мира до наших дней. Обзор 137 KB
  Пробирный анализ: от древнего мира до наших дней. Обзор Т.И.Маякова к.х.н. рекламномаркетинговый отдел ОАО Иргиредмет Золотодобыча №97 Декабрь 2007 Первые зачатки пробирного анализа относятся к истории древнего мира. Уже несколько тысяч лет назад был известен проц...
16815. Проблемы классификации запасов и стандартизации запасов золота 56 KB
  Проблемы классификации запасов и стандартизации запасов золота Проблемы классификации запасов и стандартизации их разных типов в последнее время весьма актуальны для российских золотодобывающих компаний. Ведь правильная т.е. наиболее понятная инвестору классифик...
16816. Революция в геологии золота 42.5 KB
  Революция в геологии золота М.М. Константинов ПРИ слове революция мы поеживаемся уж слишком неоднозначными бывают иногда результаты. Между тем революции происходят непрерывно: и в науке и в технологиях и в духовном мире. С легкой руки академика А.Е.Ферсмана средн...
16817. Россыпные месторождения золота в Западной Якутии 148.5 KB
  Россыпные месторождения золота в Западной Якутии Округин Александр Витальевичдоктор геолого-минералогических наук ведущий научный сотрудник Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН ИГАБМ. Промышленная добыча золота в Якутии началась в 1923 г. с откр