25737

Рынок современной прессы

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

газет порядка 18 тыс. Преобладающим товаром и основным информационным носителем на рынке российской периодики как и прежде остаются газеты общий тираж которых в 2005 году составил 8 млрд 312 млн экз. из которых 29 млрд приходится на долю общероссийских газет. В отличие от газет подавляющее большинство журналов 916 наименований и 98 совокупного годового тиража приходится на Москву и СанктПетербург.

Русский

2013-08-17

34.17 KB

16 чел.

49. Рынок современной прессы

I. Анализ современного рынка прессы в России

Растут капитализация и инвестиционная привлекательность медийного рынка, число слияний и поглощений медиакомпаний, быстро увеличивается количество зарегистрированных периодических печатных изданий наряду с более четким их позиционированием с точки зрения тематических и потребительских ниш, читательских и рекламных предпочтений потребителей

По темпам роста российский рынок прессы является одним из мировых лидеров, превышая в два раза темпы развития рынков периодики в других мировых регионах и уступая по этому показателю лишь восточным рынкам (Индия, Китай, Дальний Восток). Причем если брать темпы всего медийного рынка России в целом, то они многократно опережают не только мировые показатели, но и темпы роста национального ВВП. К 2014 году его объем прогнозируется на уровне $15 млрд, против сегодняшних $5 млрд.

Анализируя рынок прессы в России, следует признать, что за последние десять лет общее количество печатных СМИ увеличилось более чем на 15 тыс. наименований и на сегодня составляет свыше 52 тыс. периодических печатных изданий, в том числе около 28 тыс. газет, порядка 18 тыс. журналов.

Не стоит также забывать и об электронных СМИ, коих в России уже более 14 тыс.

Преобладающим товаром и основным информационным носителем на рынке российской периодики, как и прежде, остаются газеты, общий тираж которых в 2005 году составил 8 млрд 312 млн экз., из которых 2,9 млрд приходится на долю общероссийских газет.

В отличие от газет, подавляющее большинство журналов — 91,6% наименований и 98% совокупного годового тиража — приходится на Москву и Санкт-Петербург. Таким образом, два российских мегаполиса определяют структуру журнального рынка страны.

Лидерами по тиражам в последние годы являются кроссвордные журналы и телегиды, доля которых на российском рынке составляет порядка 15%. Вторую позицию занимают женские и развлекательные журналы, которые охватывают 11–13% рынка.

Ни для кого не секрет, что в 2005 году активизировалась дискуссия об «умирании» газет. На Западе уже в открытую заговорили о том, что печатные СМИ постепенно вытесняются с рынка новыми медиа. Некоторые эксперты на российском рынке поддерживают это мнение, как, например, генеральный директор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин, который в одном из интервью предположил, что осталось «лет пять у плохих газет, и лет десять – у хороших, и за это время они должны трансформироваться в новые медиа».

Но не все согласны с такими прогнозами. По словам оппонентов Сунгоркина, даже если в ближайшие несколько лет произойдет перераспределение доли рынка между оффлайновыми и онлайновыми СМИ в пользу последних, то привычка читать газеты у нашего населения все же останется. В принципе, настоящая ситуация поразительно схожа с мрачными прогнозами середины прошлого века, когда всерьез высказывались предположения, что телевидение «убьет» кино, и еще раньше, когда с появлением кино чуть было не сыграли панихиду по театру. Однако, как показала история, и театр, и кино сегодня живее всех живых и даже переживают свой расцвет.

В продолжение дискуссии об «умирании» газет, необходимо сказать и о таких наблюдаемых явлениях  как дигитализация, конвергенция и демассификация СМИ.

Когда говорят о СМИ в условиях информационного общества, обычно имеют в виду несколько моментов. Первое – это дигитализация, перевод всех СМИ в цифровую форму. Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым, и этот процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ.

Отсюда делается вывод о конвергенции СМИ и о том, что в ближайшее время наши телевизоры станут посредником доступа ко всем СМИ. Стоит поставить на телевизионный приемник электронную приставку (set-top-box), как он превращается в персональный компьютер-телевизор, и вы можете смотреть телевизионные программы, читать газеты через Интернет, слушать радио, если вам это требуется, и одновременно получать информацию из Интернета. Конвергенция связана с возможным сращиванием компьютера и телевизора или на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью, или на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том и в другом случае она осуществляется через компьютеризацию телевизионной техники и открывает доступ к традиционным средствам массовой информации.

Под демассификацией понимается прежде всего такая организация деятельности СМИ, которая создает условия для множественных выходов на получение информации. Традиционный путь доступа к информации для массовой аудитории – через газеты, радио, телевидение. Сегодня же на первый план все чаще выходят Интернет, различные базы данных и коммуникаторы, включая мобильную связь. В данном случае открывается возможность не только получать, но и транслировать информацию не только массовую, но и индивидуализированную. Примером здесь могут служить так называемые «интерактивы»: «горячие линии», голосование в прямом эфире, интернет-счетчики и т.п.  

Таким образом, сегодня СМИ, в том числе и печатная пресса, приспосабливаются к новым условиям, интегрируются в новые медиа, тем самым отвечая на вызовы современного информационного общества.

II. Журналистика Европы

Великобритания

Массовая печать Великобритании ориентируется на широкий круг читателей, публикует сравнительно мало аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров.

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консервативную партию поддерживают «Тайме» и «Санди тайме», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской -«Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор»,«Пипл».

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте.

Франция

Во Франции выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал в 1903г. составлять 1,8 млн экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира».

В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн экз.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 - ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826г. основания), «Монд» (Le Monde - «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation - «Освобождение», 1973) и др.; специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические.; развлекательные: преобладают иллюстрированные еженедельники.

 

Германия

Германии довелось пережить и двенадцатилетний период радикальной журналистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда противникам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

А сегодняшние особенности немецкой прессы - преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95 % периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX в.

Италия

Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров. Сегодня среди информационных газет лидирует «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera - «Вечерний вестник», 1876г. 680 тыс. экз.)

Испания

В последнее время пресса Испании благодаря постоянству цен и росту потока рекламных вложений весьма стабильна, хотя в распространении периодики отмечается определенный застой. По данным 51 -го конгресса международной ассоциации газет, прошедшего в 1998г., Испания по тиражу ежедневной периодики в 4,26 млн экз. занимает 13-е место в мире. Несмотря на все усилия, предпринимаемые издателями периодики, индекс ее потребления остается одним из самых низких в Европейском сообществе: 115-120 читателей на 1000 человек, в то время как в сообществе он составляет порядка 600.

Из анализа ответов 2500 молодых людей от 15 до 20 лет явствует, что на третье место своих ценностей (после квартиры и автомобиля) они ставят телевизор, который, по их мнению, важнее одежды, музыкальных центров, мотоциклов, путешествий за границу и т.д. Шестеро из десяти не имеют обыкновения покупать регулярно газеты и журналы.

Современные испанские газеты можно разделить на три группы: «независимые» частные, партийные и государственные.

Австрия

В Австрии велико влияние прессы Германии, а все ведущие газеты, в том числе и «Венская газета», основанная в 1703г., собраны в Риме. В последние годы здесь усиливается концентрация печати и, как следствие, с усилением концентрации печати качественные газеты стали уступать массовым, которым нужны сенсации вместо анализа. Австрия стала первой европейской страной, начавшей в 1980г. регулярные передачи «телетекста», с помощью которого можно узнать новости, курс акций на бирже, познакомиться с программой радио и телевидения.

Швейцария

В Швейцарии наиболее крупное качественное издание - «Нойе цюрхер цай-тунг» (Neue Zurcher Zeitung - «Новая цюрихская газета»), этом мощном аналитическом центре работают свыше 950 сотрудников. В «Организационном статусе редакции» от 11 сентября 1915г. и в ныне действующем «редакционном статусе» от 1974г. провозглашается независимость редакции от любых внешних влияний, прежде всего в сфере информационной политики, общей позиции, а также формирования структуры газеты. Швейцарское радио- и телекомпания распространяет программы на четырех языках - немецком, французском, итальянском и ретроро-манском.

Греция

Первые газеты в Греции появилась во второй половине XIX в. Две из них издаются и сегодня: «Акрополис» (Acropolis» - «Акрополь», 1881 год создания) и «Эстия» (Estia» - «Очаг», 1898). В Греции - три радиотелевизионные компании.

Португалия

 В Португалии издается около 70 ежедневных газет. Самая влиятельная из них - «Диариуди нотисиаш» (DiariodeNoticias» - «Газета новостей», 1864). В Лиссабоне сконцентрированы 60 % всех зарегистрированных изданий, 10 % приходится на город Порту.

Страны Северной Европы

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации. В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. - Швеция (1632); Дания (1749).

Бенилюкс

В Бенилюкс входят Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Первая газета появилась в Бельгии 17 мая 1605г., в Нидерландах - в 1656г., а в Люксембурге - значительно позднее. Телевидение всех трех стран тесно связано со структурами государственной власти. Широкой известностью пользуются программы «Радио Люксембурга», имеющей филиалы во Франции и Великобритании.

Восточная Европа

В последние годы журналистика стран Восточной Европы, к которым относятся Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, (Югославия), Албания, прошла через серьезные испытания, связанные с трансформацией общественного строя, крушением социалистических идеалов. Так, в начале 1990-х гг. за два-три года в Польше обновилась большая часть периодической печати и 75 % газетно-журнального рынка составили издания новой генерации. В середине 90-х часть мелких изданий в связи с общим удорожанием жизни, повышением цен на бумагу, не найдя инвесторов, не выдержала конкуренции. Сократились тиражи известных и влиятельных газет из-за утраты интереса к «серьезной» прессе.

Америка

США

В США на стыке двух веков заметным явлением в журналистике было движение социального прогресса - «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»).

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид - новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удобен читающим в баре, трамвае, автобусе). Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей - еженедельник «Тайм» («Время»).

Перед Первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920г. несколько станций начали регулярные радиопередачи.

Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы Второй мировой войны: в 1942г. в США насчитывалось свыше 28 млн радиоточек, которыми было охвачено 82,8 % населения страны.

В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62,5 % номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запугивание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В современных США к числе самых престижных и распространяемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», «Лос-Анд-желос тайме». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк тайме») или к республиканцам («Лос-Анджелос тайме»).

1996г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем вдвое - со 175 до 360).

Заметим, когда мы напоминаем, что ведущие газеты и журналы мира имеют свои представительства и бюро в различных странах, то мы прежде всего имеем в виду прессу США. Так, в Москве размещаются московские бюро американских газет «Business Week» (тираж 4 млн экз.), «Wall Street Journal» (тираж около 2 млн экз.), «New York Times» (тираж 1,2 млн экз.), «Washington Post» (тираж 850 тыс. экз.) и др.

Канада

Сегодня по своей структуре канадская пресса во многом повторяет печать США. Более 77 % тиража выходящих в стране газет монополизировано газетно-журнальными трестами. Хотя по действующему в Канаде закону ни одна компания не может владеть более 20 % ежедневного тиража газет, правительству трудно обязать магнатов соблюдать этот закон, нацеленный на сдерживание концентрации и монополизацию печати. В результате по своему политическому содержанию газеты как крупных промышленных центров, так и канадской «глубинки» весьма схожи.

Аргентина

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где выходят свыше 250 ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газеты «Кларин» (Clarin - «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nacion - «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы.

Мексика

Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике: По тиражу лидирует ежедневная спортивная газета «Эсто» (Esto - «Это», 1941г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «Поэтому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

Бразилия

В Бразилии 90 % всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести объединений, которые отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов.

Азия

Япония

Ведущее место не только в Азии, но и в мире занимает пресса Японии. Самые крупные ежедневные японские газеты - «Иомиури» (Yomiuri Shimbun - «Репортер» - 1874г., 8,9 млн экз.); «Асахи» (Asahi Shimbun - «Восходящее солнце» - 1888г., 7,5 млн) и «Майнити» (Mainichi Shimbun - «Ежедневная газета» - 1872г., 4,4 млн). Кроме того, в стране издается еще 125 газет общим тиражом 47 млн экз. Характерная черта японской печати - большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

Индия

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выходят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 50 млн экземпляров, свыше 1200 из них - ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 языках страны.

Израиль.

Наиболее крупные газеты страны «Давар» (Davar - «Слово», 1925г.), «Гаарец» (Hayaretz - «Страна», 1918), «Едиот ахронот» (Yedioth Aharonoth - «Последние новости», 1939).

Кувейт и СаудовскаяАравия

Значительное развитие получила печать арабских стран. На хорошо развитой полиграфической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под правительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Китай

Из социалистических азиатских стран наибольшую прессу имеет Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тиражом 202 млн экз. Почти 4 млн экз. - таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao — «Народная газета», 1948). Для неспециализированных, общего типа, изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.

Монголия

В 1998 г. в министерстве юстиции Монголии было зарегистрировано более 500 наименований газет и журналов, однако регулярно выходили и были объявлены к подписке около 80 изданий, а также 16 аймачных газет. В настоящее время центральная монгольская пресса представлена государственными, партийными, ведомственными и частными изданиями. Помимо государственного ТВ в 1998г. в стране работало около 20 независимых телевизионных станций. Использование

Африки

Завоевание политической независимости бывшими африканскими колониями относят к началу второй половины XX столетия, и неслучайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепления политической самостоятельности и экономической стабильности в освободившихся странах в этот период создаются средства массовой информации.

Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода журналистика находилась в зачаточном состоянии. В том же 1986 г. в девяти странах: (Южно-Африканская республика, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX в. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты).

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое не только информирует, а просвещает и воспитывает африканцев. С той же целью на телевидении создаются образовательные программы. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере африканских массовых коммуникаций занимают американские, западногерманские, итальянские, бельгийские, канадские компании.

Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте - крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980г. здесь действовала облеченная карательными функциями

Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса. В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах, и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди. Во всем мире сейчас идет дискуссия, что выгоднее: Интернет на экране телевизора или телевизионная программа на дисплее компьютера. ЮАР в этой области не отстает от мирового сообщества.

Австралия и Океания

Австралия

Пятый континент - занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных городских и провинциальных газет. Одноразовый тираж ежедневных воскресных газет, а также журналов с оставляет свыше 12,5 млн экземпляров - это много для страны с населением в 15,7 млн человек.

В Австралии один из самых высоких в мире уровень концентрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем концернам, ведущим между собой острую конкурентную борьбу.

Характерной особенностью австралийской печати является большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц.

В Австралии широко распространена так называемая провинциальная и «пригородная» печать: 343 провинциальных газеты, 37 из которых - ежедневные.

Папуа-Новая Гвинея

Фиджи

Новая Зеландия.

Одна из ежедневных газет Фиджи - «Фиджи тайме» основана в 1869г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландии издается около 150 газет, Несмотря на малые размеры населения (3,4 млн человек), в этой стране издается 28 ежедневных газет, восемь из которых - утренние, а двадцать - вечерние. Как и в соседней Австралии, новозеландская пресса характеризуется высоким уровнем монополизации и отражает взгляды правящих кругов страны.

Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925г., была сначала частной и лишь в 1932г. куплена государством. А в 1988г. вместо одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компании: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зеландии»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74785. Первое начало термодинамики. Круговые, обратимые и необратимые процессы. Тепловая машина Карно и ее кпд 54 KB
  Внутренняя энергия системы может изменяться в результате различных процессов например совершения над системой работы или сообщения ей теплоты. С другой стороны температуру газа и его внутреннюю энергию можно увеличить за счет сообщения ему некоторого количества теплоты...
74786. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам 69 KB
  Среди равновесных процессов, происходящих с термодинамическими системами, выделяются изопроцессы, при которых один из основных параметров состояния сохраняется постоянным.
74787. Применение 1-го начала термодинамики к адиабатическому процессу. Уравнение адиабаты 32 KB
  Адиабатическим называется процесс, при котором отсутствует теплообмен между физической системой и окружающей средой. Близким к адиабатическим являются все быстро протекающие процессы.
74788. Энтропия. Связь энтропии и вероятности состояния. Флуктуация 36.5 KB
  Флуктуации — случайные отклонения от среднего значения физических величин, характеризующих систему из большого числа частиц; вызываются тепловым движением частиц или квантово-механическими эффектами.
74789. Второе начало термодинамики. Его статистический смысл 32 KB
  Второе начало термодинамики можно сформулировать как закон возрастания энтропии замкнутой системы при необратимых процессах: любой необратимый процесс в замкнутой системе происходит так что энтропия системы при этом возрастает.
74791. Степени свободы молекул. Распределение энергии по степеням свободы. Молекулярно-кинетическая теория теплоемкости газов. Удельная и молярная теплоемкости 61.5 KB
  Различают теплоемкости при постоянном объеме и постоянном давлении если в процессе нагревания вещества его объем или давление поддерживается постоянным В молекулярно-кинетической теории пользуются моделью идеального газа удовлетворяющей следующим условиям...
74792. Барометрическая формула. Больцмановское распределение частиц в потенциальном поле 41.5 KB
  При выводе основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов и максвелловского распределения молекул по скоростям предполагалось что на молекулы газа внешние силы не действуют поэтому молекулы равномерно распределены по объему.
74793. Опыт Перрена. Число столкновений, среднее время между столкновениями и средняя длина свободного пробега молекул. Статистическое понятие вакуума 45.5 KB
  Число столкновений среднее время между столкновениями и средняя длина свободного пробега молекул. Используя молекулярно-кинетическую теорию разработал теорию броуновского движения. Опыты Перрена показали что закономерности броуновского движения предсказанные...