25738

Законодательство в сфере журналистики. Закон о СМИ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Право на получение информации одновременно означает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления всех властных и общественных структур дать ответ на обращение к ним гражданина. Право производить и распространять информацию представляет собой творческий процесс по созданию информации в любой форме от книги до сигналов в космические дали и свободному ее распространению в том числе с помощью различных технических средств. Недопустимость идеологической ангажированности средств массовой информации закреплена в статье...

Русский

2013-08-17

25.88 KB

37 чел.

50. Законодательство в сфере журналистики. Закон о СМИ.

Отличительная черта современного мира - информативная насыщенность. Информация правит миром, ибо без нее невозможно прожить. Поэтому вполне закономерно то, что общество стремится упорядочить информационные процессы посредством их регулирования с помощью норм права. В качестве правового регулятора в нашей стране выступает Конституция Российской Федерации. В ней в конституционный ранг возведено право каждого гражданина РФ искать и распространять информацию любым законным способом. Под информацией понимаются сведения о липах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Право пользоваться информацией принадлежит каждому человеку.

Право на получение информации одновременно означает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления, всех властных и общественных структур дать ответ на обращение к ним гражданина. Право передавать информацию рассматривается как возможность знакомить людей с информацией, которой обладает ее носитель. В Конституции РФ записано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Право производить и распространять информацию представляет собой творческий процесс по созданию информации в любой форме, от книги до сигналов в космические дали, и свободному ее распространению, в том числе с помощью различных технических средств.

Недопустимость идеологической ангажированности средств массовой информации закреплена в статье 13. Это проявляется, во-первых, в норме, согласно которой в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и, во-вторых, в запрете узаконивания какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Так же гарантируется свобода массовой информации (при этом провозглашается, что цензура запрещается), но в то же время устанавливает ограничения в реализации права на информацию. Федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну, а потому в интересах национальной безопасности свободное распространение секретной информации не допускается.

Конституционные ограничения касаются и частной жизни граждан. Каждый гражданин РФ имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни людей без их согласия не допускается.

Установлен запрет на распространение вредной для общества информации: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства.

Особое внимание уделяется экологической информации. Это обусловлено необходимостью обезопасить здоровье людей, гарантировать им здоровый образ жизни. В статье 42 записано, что каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Это весьма важно. Открытость экологической информации - одно их условий создания здорового образа жизни.

В статье 41 (п. 3), записано: сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, определенную федеральным законом. Следовательно, должностные лица обязаны распространять достоверную экологическую информацию с тем, чтобы люди имели возможность принимать правильные решения.

Подобным образом в Конституции РФ решается вопрос о распространении правовой информации. Все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Особо подчеркивается необходимость доведения до сведения граждан правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Любые нормативные правовые акты по этим вопросам не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Чтобы обеспечить эти конституционные положения, государство учредило три печатных издания, в которых публикуются нормативные правовые акты.

В Собрании законодательства Российской Федерации (издается еженедельно) печатаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного суда РФ о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии ей законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

Законы и акты, а также нормативные инструкции различных министерств и ведомств публикуются и в «Российской газете».

В «Парламентской газете» размещаются все законы и акты палат Федерального собрания РФ. Кроме того, о принятии нормативных правовых актов сообщают электронные средства массовой информации.

Таким образом, в нашей стране во исполнение Конституции Российской Федерации распространяется большой массив правовой информации. Созданы надлежащие условия для того, чтобы любая общественно полезная информация была доступна для всех групп населения. Благодаря этому российское общество можно считать информационным обществом. Основой для такого вывода служит:

1) доступность информации для неограниченного круга потребителей;

2) конституционные гарантии ее получения каждым гражданином России;

3) наличие в стране разветвленной коммуникационной сети распространения подобной информации.

Основные положения Федерального закона «О средствах массовой информации»

Согласно Федеральному закону № 6-ФЗ, право учредить газету, журнал, электронные и иные средства массовой информации имеют граждане, их объединения, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Исключение составляют граждане, не достигшие 18-летнего возраста, либо отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным, а также объединения граждан и организаций, деятельность которых запрещена законом. Не могут быть учредителями средств массовой информации граждане других государств или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации.

Редакция средства массовой информации приступает к своей деятельности после регистрации, которую ранее осуществляло Министерство печати и информации РФ и его территориальные органы. После его упразднения (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314) эти обязанности возложены на Агентство по печати и массовым коммуникациям. В связи с тем, что положения указа еще не нашли отражения в соответствующих законах, здесь и далее в качестве органа, регистрирующего средства массовой информации, упоминается Министерство печати.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Право начать работать у них сохраняется в течение года со дня его выдачи. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Федеральный закон № 6-ФЗ предусматривает возможность отказа в регистрации средства массовой информации. Основания для отказа следующие:

  1.  не  будет зарегистрировано средство массовой информации, если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации;
  2.  недопустима регистрация средства массовой информации, если название, примерная тематика и (или) его специализация представляют злоупотребление свободой массовой информации.

Чтобы исключить различные толкования понятия «свободная массовая информация», в законе оговорены конкретные проявления злоупотреблений. Не допускается использование средств массовой информации:

  1.  в целях совершения уголовно наказуемых деяний;
  2.  для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
  3.  для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
  4.  для разжигания национальной, классовой, религиозной нетерпимости или резни;
  5.  для пропаганды войны;
  6.  для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  7.  для распространения сведений о способах изготовления наркотических и психотропных средств.

В строго определенных Федеральным законом случаях по решению суда полученное свидетельство о регистрации может быть изъято, а деятельность средства массовой информации прекращена или приостановлена.

Суд может признать свидетельство о регистрации недействительным, если:

  1.  оно получено обманным путем;
  2.  средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
  3.  устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;
  4.  имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований о недопустимости злоупотребления информационной свободой.

Другие основные моменты Закона «О СМИ»:

  1.  Недопустимость цензуры
  2.  Учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.
  3.  Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
  4.  Ст. 39. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс - служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
  5.  Ст. 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

  1.  Причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
  2.  Должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
  3.  Дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

  1.  Причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
  2.  Дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
  3.  Должностное лицо, установившее отсрочку;
  4.  Дата принятия решения об отсрочке.
  5.  Ст. 47. Права журналиста.

Журналист имеет право:

  1.  искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  2.  посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  3.  быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  4.  получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  5.  копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
  6.  производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  7.  посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  8.  проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  9.  излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  10.  отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  11.  снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
  12.  распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

  1.  Ст. 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

  1.  Ст. 49. Обязанности журналиста.

Журналист обязан:

  1.  соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
  2.  проверять достоверность сообщаемой им информации;
  3.  удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  4.  сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
  5.  получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
  6.  при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
  7.  ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
  8.  отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  9.  предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
  10.  соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80824. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ 46.73 KB
  Организация это функция управления целью которой является достижение миссии задачей формирование структур организации из множества элементов обеспечение всем необходимым для ее нормальной работыматериалами оборудованием денежными средствами знаниями персоналом и т. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды производство продукта и передача его во внешнюю среду. Основные потоки организации: на входе поступление материалов рабочей силы капитала; на выходе готовый продукт товары...
80825. МАТРИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ 45.14 KB
  Выбор конкретного варианта определяется тем какие права делегирует ему высшее руководство организации. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов относящихся к данному проекту. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы ранг которого выше ранга руководителя организации.
80826. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЭТАПЫ, СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ, ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ 46.03 KB
  Подготовка проекта реорганизации. Цели проекта: задачи и ожидаемые результаты; создание группы реорганизации с определенным удовлетворением квалификации и профессионализма; преодоление сопротивления реорганизации. Задача высшего руководства: обучить управленческую группу методологии проведения реорганизации. Задачи: выявление интересов потребителей; планирование необходимых мероприятий; выбор субъектов и объектов реорганизации; разработка модели текущего состояния организации; выявление видов деятельности организации;...
80827. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ПОРЯДОК ФОРМИРВОАНИЯ 45.23 KB
  Субъект общественного мнения общественность или группа характеризующиеся некой ценностью. Объект общественного мнения те факты общественной жизни которые затрагивают интересы группы общности и представляются актуальными социально значимыми. В основе общественного мнения лежат потребности и интересы людей. Признаки общественного мнения: нормативнооценочный характер т.
80828. PR И СМИ: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 47.1 KB
  Связи со СМИ одно из важнейших направлений PR. Именно поддержкой связей со СМИ mssmedi reltions в основном и занимаются большинство PRменеджеров компаний предприятий и организаций. Основные принципы работы со СМИ: представление СМИ одного голоса; сочетание плановости и гибкости; взаимодействие с представителями СМИ осуществляется как на формальном так и на не межличностном уровне Правила работы со СМИ: строить отношения на доверительной основе предоставляя информацию в полном объеме и оговаривать формы использования информации; 2.
80829. ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ 51.62 KB
  Корпоративный имидж целенаправленно создаваемый эмоционально окрашенный образ организации. Цель и задачи корпоративного имиджа привлечение внимания и создание позитивного общественного мнения об организации. Коммерческой организации позитивный имидж помогает увеличить конкурентоспособность на рынке.
80830. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 45.22 KB
  Две модификации управленческого решения: Теоретически найденное решение; т. понятие качества управленческого решения. эффективность решения.
80831. ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 44.64 KB
  На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений из которых составляется база данных. Методы принятия решений: 1 индивидуальный решения принимаются непосредственно ответственным лицом руководителем; 2 коллективный решения принимаются в процессе делового совещания мозгового штурма или руководитель сформулировав проблему в письменном виде дает приказание специалистам способным привнести существенный вклад в ее разрешение внести свои предложения. Для этого...
80832. УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 44.67 KB
  В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...