25739

Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В прессе предлагают разделять тексты на 5 групп: оперативноновостные заметка оперативноисследовательские интервью репортажи отчеты исследовательсконовостные комментарий рецензия корреспонденция исследовательские статья письмо обозрение исследовательскообразные очерк фельетон. Информационные новость заметка интервью репортаж отчет реплика Аналитические корреспонденция статья комментарии рецензия обозрение Художественнопублицистические очерк зарисовка эссе сатирические жанры памфлет...

Русский

2013-08-17

29.76 KB

32 чел.

51. Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности

Журналист работает с первичной реальностью (новость, факт, событие), создавая из нее вторичную реальность – произведения, созданные на основе первичной реальности (обзоры, рецензии, исследовательские статьи, книги, фильмы, ТВ-программы).

Процесс создания журналистского произведения по своему характеру есть процесс трансформации фактов текущей жизни общества в авторские высказывания, описания, сделанные с определенных позиций.

В результате своей работы журналист создает текст.

Термин «текст» многозначен.

В филологии: Текст – это 1) результат целесообразной речетворческой деятельности; 2) письменный источник; 3) речевое произведение.

Текст – это сложное синтаксическое целое – несколько предложений, объединенных одной темой.

Текст – это содержательно осмысленный фрагмент отражения действительности с помощью любой знаковой системы.

Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность.

Черникова Е. В.: Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление).

Текст должен содержать 3 важных компонента:

  1.  сообщение о проблеме или возникшей ситуации;
  2.  фрагментарное или самостоятельное осмысление ситуации;
  3.  применение эмоционального воздействия на аудиторию.

В прессе предлагают разделять тексты на 5 групп:

  1.  оперативно-новостные (заметка),
  2.  оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты),
  3.  исследовательско-новостные (комментарий, рецензия, корреспонденция),
  4.  исследовательские (статья, письмо, обозрение),
  5.  исследовательско-образные (очерк, фельетон).

Цели всех типов текста, созданных журналистом:

  1.  Оценочная – дать оценку;
  2.  Выявление причинно-следственной связи;
  3.  Прогностическая – дать прогноз;
  4.  Новостная (информационная) - сообщить о … (чем-либо, ком-либо);

Журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами.

Жанр – (с франц. род, вид) - это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками, многообразие которой обусловлено тем, что произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение.

Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие.

Основными причинами, вызывающими жанровую дифференциацию журналистского творчества, являются:

  1.  многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой,
  2.  основные типы объектов,
  3.  многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности,
  4.  основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики
  5.   многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков:

  1.  по предмету познания и отображению объекта публицистом.
  2.  конкретное назначение материала.
  3.  широта освещения действительности и масштабы выводов и сообщений.
  4.  определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале.
  5.  размеры материала на газетной полосе.

Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

  1.  Информационные (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, реплика)
  2.  Аналитические (корреспонденция, статья, комментарии, рецензия, обозрение)
  3.  Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе, сатирические жанры – памфлет, фельетон).

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. И потому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые объединили в себе черты двух или более уже давно известных. Жанр - категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Но со временем новые видовые образования могут все-таки выкристаллизовываться в отдельные жанры.

  1.  Информационные жанры - заметка, интервью, отчет, репортаж.

Заметка - простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Призвана быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает  сжатое представление о событии.

Виды заметки:

Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.

Заметка информационная – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.

Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

Репортаж - жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным.

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

Виды репортажа:

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

Интервью - представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.

Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможна монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого).

Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).

Виды интервью:

Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

  1.  Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия.

Рецензия - в переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения,  ее актуальность и способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и  разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:

– рецензия-статья (традиционная форма);

– рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

– рецензия-фельетон (остро критическая);

– рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

– рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации.

Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.

Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.

Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

В качестве жанрообразующих признаков выступают:

– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;

– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод».

  1.  Художественно-публицистические - зарисовка, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, публицистическая сказка, публицистический рассказ.

Фельето́н - сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием.

Памфлет – близок к фельетону, но если фельетон высматривает негативные явления, то памфлет – геолев, которые представляются автору носителем общего зла.

Пародия – сатирическое изображение чужой речи; а также литературное произведения, политические выступления.

Очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии  обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь только активное использование всей палитры жанрового многообразия и позволяет ему ярче проявить свое мастерство.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27300. Международное законодательство о туризме 29 KB
  1985 София Хартия туризма подчеркнула право человека на отдых и досуг обозначены обязанности государств по проведению политики обеспечения развития туризма и по организации отдыха. 1989 Гаага Гаагская декларация 10 принципов руководства государств при сотрудничестве в сфере туризма упрощение туристских формальностей обеспечение безопасности туристов создание надежной инфраструктуры.
27301. Миссия и цели туристского предприятия 24.5 KB
  Не должна зависеть от текущего состояния организации форм и методов ее работы.Статус организации место и роль организации в системе рыночных отношений 2.Цели организации 4.
27304. Организация туристских автобусных путешествий на внутренних и международных маршрутах 24 KB
  4 вида автобусного туризма: Поездка на рейсовых автобусах Поездка на челночных автобусах Специальные рейсы Внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями Международная перевозкаэто перевозка транспортным средством пассажиров за пределы территории РФ а так же перевозки транзитом Виды международных автобусных перевозок: На регулярных маршрутах Перевозки на сезонных маршрутах Разовые маршруты Обслуживание туристов Требования к водителю: Наличие спец лицензий знание ин языка 2 водителя на маршруте знание маршрута...
27305. Паспортно-визовый контроль 29.5 KB
  Тур формальности это проверка соблюдения туристами и субъектами тур деят порядка и правил устан гос органами при въезде в страну и выезде из страны Паспортновизовые формальности это формальности связ с соблюд правил пересеч границ гос и пребыв на их терр. Правила въезда и выезда зависят от соглашений между госми и постоянно измен. Наиболее полную и достоверную инф можно получить в консульских учрежд МИД РФ посольствах госв. Контроль наличия виз или иных разреш на въезд лиц в ин госво явл обяз транспортной компании.
27306. Паспортные и визовые формальности 28 KB
  В 17 веке паспорт выполнял 2 основные функции: Полицейская Фискальная Виды паспортов: Паспорт почетного консула Белисский паспорт Паспорт ватикана Паспорт римского католического ордена рыцарей мальты Камуфляжный паспорт Шенгенское соглашение Это соглашение об отмене паспортного таможенного контроля в ряд государств Европейского союза изначально было подписано 14 июня 1985 года. Визовые формальности Виза специальная разрешительная подпись печать или вклейка которая делается в загран паспорте представителями властей...
27308. Правила предоставл гост услуг 28.5 KB
  Осн понятия: гостиница имущ комплекс для предоставл гост услуг потреб гражд имеющ намерения заказ исп услугу исполн оказ услуги потреб по договору. Исполн обязан довести до сведения фирм наим адрес и режим работы своевр предоставл инф об услугах порядке прожив правил пож безоп и польз быт приборами предоставл льгот категориям граждан заключить с потреб договор не вправе оказ доп услуги без согласия потреб цена номера и форма оплаты также устан исполн плата за прожив в гост устан в соотв с единым расч часом 12 ч при размещ до...