25740

Явления демассификации и дигитализации СМИ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Явления демассификации и дигитализации СМИ Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Рассмотрим основные процессы лежащие в основе модификации современной системы СМИ. Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой графической звуковой – в цифровой формат понятный современным компьютерам. Дигитализация устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание прокладывает дорогу их конвергенции.

Русский

2013-08-17

19.61 KB

16 чел.

52. Явления демассификации и дигитализации СМИ

Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Эти изменения коренным образом влияют на трансформацию современных масс-медиа. Рассмотрим основные процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ.

Первый процесс – это дигитализация (от англоязычного термина digitalisation – цифровизация). Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть любые границы.

Дигитализация происходит в последней четверти XX в. в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и в коммуникации.

Дигитализация, устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание, прокладывает дорогу их конвергенции.

Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – второй важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ. Суть понятия "конвергенция" наилучшим образом передает термин "слияние".

Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю.

Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. Теперь возможны такие формы объединения, как радио и телевидение в Интернете, видеофильм на компакт-диске, новостная лента на мобильном телефоне и т.п. В результате у пользователя появляется возможность получать одинаковые информационные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров.

На профессиональном журналистском уровне конвергенция проявляется в нескольких формах. Во-первых, производя материал, журналист может предложить его и газете, и изданию в сети, и телетекстовой службе телеканала. Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. У современного профессионального журналиста предполагается наличие мультимедийных навыков – умение производить материалы для любого СМИ.

В-третьих, конвергенция – это слияние рынков. Современная индустрия СМИ движется к интеграции с телекоммуникационным сектором и информационно-компьютерными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором конкурирующие компьютерные компании, кабельные телестанции, службы спутникового телевидения объединяются, стремясь снизить риск на новом рынке. Объединяются в один пакет и мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов и др.

Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии.

Глобализация обозначает общемировую тенденцию к взаимозависимости и открытости. Если прежде масштаб деятельности СМИ определялся размерами страны, то сейчас национальные границы теряют всякий смысл. Маклюэн М. в своих предсказаниях в середине 1960-х годов назвал это явление «глобальной деревней».

Глобализация открывает пользователям доступ к огромному количеству ресурсов, медиаорганизации, в свою очередь, могут расширять свою аудиторию.

Критики данного явления чаще всего поднимают проблему «цифрового разрыва», суть которой заключается в том, что доступ к ресурсам получит лишь небольшая часть населения, в то время как беднейшие страны останутся за границами инновации.

 Демассификация. Несмотря на то, что современные масс-медиа могут донести свои сообщения до огромного количества людей, они к этому вовсе не стремятся. Наоборот, СМИ нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Возможность глобального распространения, легкость и относительная дешевизна создания и распространения информационного продукта предопределили специализацию и демассификацию СМИ, стремящихся к максимально эффективному обслуживанию аудитории. Первым это явление описал Э. Тоффлер* в работе «Третья волна». Совершенствование систем создания и доставки информации позволит СМИ предельно четко сегментировать аудитории и предоставлять конечному пользователю персонифицированную информацию. Самостоятельно выбирая каналы, пользователи СМИ углубляют сегментацию, совершенствуя индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.

В постиндустриальном обществе наступает эпоха средств массовой информации, ориентированных на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп. Считается, что в итоге наблюдающегося разделения массовой аудитории на отдельные группы с четко выраженными запросами, предпочтениями, вкусами, каждый конечный потребитель информации, распространяемой через СМИ, будет получать только то, что ему необходимо.

Одним из решающих факторов «демассификации» в 1980–1990-е годы стало развитие кабельного и спутникового телевидения, предлагающего телезрителям широкий набор из десятков каналов, специализированных по содержанию (новостных, спортивных, комедийных, научно-популярных, мультипликационных и пр.). В странах ЕС возникло большое количество новых компаний – операторов КТВ, быстро увеличилась численность кабельных телесетей. В Японии в дополнение к общественному телевидению NHK и пятью коммерческим телесетям возникло 300 новых телестанций, многие – на кабельно-спутниковой платформе. Все это подстегнуло процесс фрагментирования аудитории. Кабельные сети и спутниковые службы ТВ диверсифицируют свои программы, профили вещательных каналов, ведут постоянные поиски информационных «ниш», способных привлечь определенные категории зрителей, дифференцированные по запросам и интересам.

Качественно новые явления в сфере массовых коммуникаций требуют обновления понятийного и терминологического аппарата коммуникативистики, многих подходов к деятельности СМИ. Происходящая на наших глазах революция сетевых компьютерных коммуникаций, цифровых технологий передачи и накопления информации существенно изменила привычную картину СМИ. Но она не отменила проблемы и противоречия, проявившиеся в социальном развитии и в медийной сфере в XX в. В связи с переходом СМИ на компьютерно-сетевую цифровую платформу зарубежные исследователи отмечают, что в современном обществе противоречие между полюсами богатства и бедности приобрело еще одно измерение: информационное. Изобилие информации на одном полюсе сочетается с совершенно неудовлетворительным доступом к информационным ресурсам на другом, порождая феномен «информационного (цифрового) разрыва». Часть населения, обычно – меньшинство, имеет возможность использовать все существующие информационные каналы и источники, включая новейшие сетевые и спутниковые системы. В то же время даже в наиболее развитых государствах мира значительная доля людей лишена доступа к ним по причинам материального свойства. Коммуникационные технологии, обеспечивающие приобщение к современным информационным ресурсам, недоступны также и подавляющему большинству населения развивающихся стран. Это касается не только Интернета: например, в 2001 г. возможность пользования обычными и мобильными телефонами имела лишь ничтожно малая доля африканцев – немногим более одного процента. Несмотря на нынешний быстрый рост телефонизации Африки, некоторых других развивающихся стран и регионов, преодоление нынешней отсталости займет длительный период.

*Тоффлер Э. - американский ученый, теоретик информационного общества. В своей работе

«Шок будущего», выпущенной в 1970 году, автор описывает, каким образом возникла новая коммуникация, основанная на новизне, скорости и разнообразии. Тоффлер Э. выделяет три основных этапа в развитии общества, однако его схема исторического процесса опирается на своеобразную метафору – столкновение волн, приводящее к переменам. Соответственно, он выделяет три таких волны в истории цивилизации. В аграрных обществах распространение информации осуществлялось через толпу людей, а также через католическую церковь с помощью организованных собраний людей. СМИ следующей, «второй волны», основаны на технологиях массового производства – это газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение. Постиндустриальную стадию развития общества он называет «третьей волной».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79475. Принципы социально-культурной деятельности 27.21 KB
  СКД это обусловленная нравственноинтеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению сохранению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной так и любительской основе; второе практически объединило всех людей которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников...
79476. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий и культурно-досуговых программ 25.83 KB
  Конфликт в сценарнодосуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей столкновении идеологии образов жизни преодоление препятствий борьбы с природой. Составляющими конфликта являются: Конфликтная ситуация наметилась основная расстановка сил основное противоречие. Начинает действовать конфликт.
79477. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности 21.6 KB
  Коммерческие такие фирмы основная цель которых извлечение прибыли; Юридические лица являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ общественных и производственных кооперативов государственных и муниципальных предприятий. В СКД существуют как некоммерческие так и коммерческие структуры. Некоммерческие организации распределяют прибыль на установочную деятельность а коммерческие распределяют между участниками дела.
79478. Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях 27.72 KB
  К инфраструктуре социальнокультурной сферы как совокупности материальных организационных финансовоэкономических кадровых информационнометодических и иных условий осуществления социально культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций относятся: система образования средства массовой информации учреждения искусств театры киностудии филармонии цирки художественнотворческие мастерские любительские студии и т....
79479. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности 26.7 KB
  Блюменау предлагает девять сущностей информационной потребности: нужда потребность; нужда потребность в знаниях; потребность в дополнительных знаниях информационная потребность; потребность в объективно необходимой информации; потребность в потенциально необходимой информации; общественная потребность в знаниях; коллективные информационные потребности; нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам то есть информационный интерес метаинформативная потребность 11 49. Современное поколение подростков находится под...
79480. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений 25.61 KB
  Методическое обеспечение понимаемое как система управленческих действий нацеленное на создание технологической базы фактически влияет на качество работы и конкурентоспособность фирмы. актуализируется: от того решения что мы будем заменять на новое когда мы будем это делать за какие деньги почему и за какой срок каким способом Зависит реализация принятых решений место положения фирмы на рынке. Чтобы понять каков оптимальный уровень методической базы надо знать: средний уровень рынка возможности предрасположенность фирмы...
79481. Туризм как форма социально-культурной деятельности: специфика и классификация видов 27.89 KB
  Туризм с точки зрения потребителя – это СК и досуговая деятельность осущ. Или же туризм – отрасль экономики сфера бизнеса и предпринимательства. Туризм – временные выезды за пределы постоянного места жительства и работы в культурнопознавательных рекреационнооздоровительных религиозных спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Существуют многочисленные виды и формы туризма которые подразделяются по различным параметрам.
79482. Функции социально-культурной деятельности 26.71 KB
  СКД это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Адаптивно-нормативная освоение формирующихся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры культуры речи а также других элементов человеческой жизнедеятельности адаптация к социуму приобретение способностей к самоконтролю саморегулированию поведения Образовательно-развивающая освоение ценностей культуры последовательный процесс социализации и...
79483. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ 27.65 KB
  Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности. Сценарий мероприятия должен иметь два аспекта: художественный и психологопедагогический которые программируются не только выстраиваемый...