25740

Явления демассификации и дигитализации СМИ

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Явления демассификации и дигитализации СМИ Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Рассмотрим основные процессы лежащие в основе модификации современной системы СМИ. Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах текстовой графической звуковой в цифровой формат понятный современным компьютерам. Дигитализация устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание прокладывает дорогу их конвергенции.

Русский

2013-08-17

19.61 KB

20 чел.

52. Явления демассификации и дигитализации СМИ

Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Эти изменения коренным образом влияют на трансформацию современных масс-медиа. Рассмотрим основные процессы, лежащие в основе модификации современной системы СМИ.

Первый процесс – это дигитализация (от англоязычного термина digitalisation – цифровизация). Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть любые границы.

Дигитализация происходит в последней четверти XX в. в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и в коммуникации.

Дигитализация, устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание, прокладывает дорогу их конвергенции.

Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – второй важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ. Суть понятия "конвергенция" наилучшим образом передает термин "слияние".

Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю.

Во-вторых, конвергенция – это слияние прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. Теперь возможны такие формы объединения, как радио и телевидение в Интернете, видеофильм на компакт-диске, новостная лента на мобильном телефоне и т.п. В результате у пользователя появляется возможность получать одинаковые информационные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров.

На профессиональном журналистском уровне конвергенция проявляется в нескольких формах. Во-первых, производя материал, журналист может предложить его и газете, и изданию в сети, и телетекстовой службе телеканала. Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. У современного профессионального журналиста предполагается наличие мультимедийных навыков – умение производить материалы для любого СМИ.

В-третьих, конвергенция – это слияние рынков. Современная индустрия СМИ движется к интеграции с телекоммуникационным сектором и информационно-компьютерными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором конкурирующие компьютерные компании, кабельные телестанции, службы спутникового телевидения объединяются, стремясь снизить риск на новом рынке. Объединяются в один пакет и мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов и др.

Конвергенция является тем процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только систему средств массовой информации, но и связанные с ними индустрии.

Глобализация обозначает общемировую тенденцию к взаимозависимости и открытости. Если прежде масштаб деятельности СМИ определялся размерами страны, то сейчас национальные границы теряют всякий смысл. Маклюэн М. в своих предсказаниях в середине 1960-х годов назвал это явление «глобальной деревней».

Глобализация открывает пользователям доступ к огромному количеству ресурсов, медиаорганизации, в свою очередь, могут расширять свою аудиторию.

Критики данного явления чаще всего поднимают проблему «цифрового разрыва», суть которой заключается в том, что доступ к ресурсам получит лишь небольшая часть населения, в то время как беднейшие страны останутся за границами инновации.

 Демассификация. Несмотря на то, что современные масс-медиа могут донести свои сообщения до огромного количества людей, они к этому вовсе не стремятся. Наоборот, СМИ нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Возможность глобального распространения, легкость и относительная дешевизна создания и распространения информационного продукта предопределили специализацию и демассификацию СМИ, стремящихся к максимально эффективному обслуживанию аудитории. Первым это явление описал Э. Тоффлер* в работе «Третья волна». Совершенствование систем создания и доставки информации позволит СМИ предельно четко сегментировать аудитории и предоставлять конечному пользователю персонифицированную информацию. Самостоятельно выбирая каналы, пользователи СМИ углубляют сегментацию, совершенствуя индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.

В постиндустриальном обществе наступает эпоха средств массовой информации, ориентированных на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп. Считается, что в итоге наблюдающегося разделения массовой аудитории на отдельные группы с четко выраженными запросами, предпочтениями, вкусами, каждый конечный потребитель информации, распространяемой через СМИ, будет получать только то, что ему необходимо.

Одним из решающих факторов «демассификации» в 1980–1990-е годы стало развитие кабельного и спутникового телевидения, предлагающего телезрителям широкий набор из десятков каналов, специализированных по содержанию (новостных, спортивных, комедийных, научно-популярных, мультипликационных и пр.). В странах ЕС возникло большое количество новых компаний – операторов КТВ, быстро увеличилась численность кабельных телесетей. В Японии в дополнение к общественному телевидению NHK и пятью коммерческим телесетям возникло 300 новых телестанций, многие – на кабельно-спутниковой платформе. Все это подстегнуло процесс фрагментирования аудитории. Кабельные сети и спутниковые службы ТВ диверсифицируют свои программы, профили вещательных каналов, ведут постоянные поиски информационных «ниш», способных привлечь определенные категории зрителей, дифференцированные по запросам и интересам.

Качественно новые явления в сфере массовых коммуникаций требуют обновления понятийного и терминологического аппарата коммуникативистики, многих подходов к деятельности СМИ. Происходящая на наших глазах революция сетевых компьютерных коммуникаций, цифровых технологий передачи и накопления информации существенно изменила привычную картину СМИ. Но она не отменила проблемы и противоречия, проявившиеся в социальном развитии и в медийной сфере в XX в. В связи с переходом СМИ на компьютерно-сетевую цифровую платформу зарубежные исследователи отмечают, что в современном обществе противоречие между полюсами богатства и бедности приобрело еще одно измерение: информационное. Изобилие информации на одном полюсе сочетается с совершенно неудовлетворительным доступом к информационным ресурсам на другом, порождая феномен «информационного (цифрового) разрыва». Часть населения, обычно – меньшинство, имеет возможность использовать все существующие информационные каналы и источники, включая новейшие сетевые и спутниковые системы. В то же время даже в наиболее развитых государствах мира значительная доля людей лишена доступа к ним по причинам материального свойства. Коммуникационные технологии, обеспечивающие приобщение к современным информационным ресурсам, недоступны также и подавляющему большинству населения развивающихся стран. Это касается не только Интернета: например, в 2001 г. возможность пользования обычными и мобильными телефонами имела лишь ничтожно малая доля африканцев – немногим более одного процента. Несмотря на нынешний быстрый рост телефонизации Африки, некоторых других развивающихся стран и регионов, преодоление нынешней отсталости займет длительный период.

*Тоффлер Э. - американский ученый, теоретик информационного общества. В своей работе

«Шок будущего», выпущенной в 1970 году, автор описывает, каким образом возникла новая коммуникация, основанная на новизне, скорости и разнообразии. Тоффлер Э. выделяет три основных этапа в развитии общества, однако его схема исторического процесса опирается на своеобразную метафору – столкновение волн, приводящее к переменам. Соответственно, он выделяет три таких волны в истории цивилизации. В аграрных обществах распространение информации осуществлялось через толпу людей, а также через католическую церковь с помощью организованных собраний людей. СМИ следующей, «второй волны», основаны на технологиях массового производства – это газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение. Постиндустриальную стадию развития общества он называет «третьей волной».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52395. Let’s celebrate together 780 KB
  Aims To develop students’ skills in all-round discussion, to practice speaking, reading, listening, writing on the topic, to study customs and traditions of English-speaking countries.
52396. Sport. We are the Champions 716.5 KB
  Objectives: - to develop communicative abilities of pupils in different situations; - to practice pupils in speaking, reading, listening; - to develop pupils` interest in sport. Level: Pre-Intermediate
52397. Чаша Гуманної Педагогіки – живе творіння 86 KB
  викладач психолого педагогічних дисциплін куратор 202 СП групи Комунальний заклад Білоцерківський гуманітарно педагогічний коледж Виховне заняття професійного спрямування Тема: Чаша Гуманної Педагогіки живе творіння Мета: ознайомити з постулатами принципами Гуманної Педагогіки та основними положеннями Маніфесту...
52398. Хімія і чашка кави 80.5 KB
  Хімія і чашка кави Виконала викладач хімії спеціаліст вищої категорії Тимофеєва В. Позаурочний захід матеріал для уроків до тем: Органічні речовини в живій природі Органічні сполуки і здоровя людини Тема: Хімія і чашка кави МЕТА: навчальна: заохочувати учнів до вивчення предмету хімії розширити їх знання про органічні сполуки...
52401. Большой чайный вечер «Мы за чаем не скучаем» 195 KB
  Вечер за чайным столом подготовили и провели учащиеся 6 класса. На столах самовары чайные приборы. Сегодня у нас чайный вечер поэтому говорить мы будем только о чае.
52402. Мы за чаем не скучаем 50.5 KB
  Чай. Как он приятен вкусен крепок ароматен Цель: Познакомить учся с историей появления чая у нас; доказать что чай это прекрасный напиток бодрости который утоляет жажду снимает усталость придает бодрость поднимает настроение; развивать интерес к общению к истории; формировать социальные и коммуникативные компетентности; воспитывать здоровый образ жизни.Толстой Чай мой любимый напиток.Муслимов долгожитель120 Дружба и чай хороши когда они крепки и не очень сладки Ф.
52403. Чайные традиции народов мира (I часть) 67.5 KB
  Цель: познакомить с происхождением слова чай возникновением чайной церемонии; расширить знания о чайных традициях народов мира о целебных веществах чая; прививать интерес и эстетический подход к чайной церемонии; способствовать развитию здорового образа жизни. Литература и оборудование: буклет Чайные традиции народов мира; иллюстрации о чайной традиции в Японии Англии России Узбекистане Иране Тибете Америке китайского иероглифа чай; бейджики с надписями: Этимолог Хранитель легенд Целитель Этнограф Японии Этнограф...