25741

Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальнополитические предпосылки возникновения журналистики Этапы возникновения журналистики: Изобретение письменности – возможность передачи информации из поколения в поколение; Изобретение книгопечатания 1450г. Появилась потребность в директивной управленческой информации более массового свойства нежели информация межличностного или коллективного публичного общения а также в формировании общественного мнения. Носителем информации служили дощечки покрытые гипсом. К материальнотехническим предпосылкам возникновения журналистики...

Русский

2013-08-17

21.3 KB

28 чел.

45. Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Этапы возникновения журналистики:

  1. Изобретение письменности – возможность передачи информации из поколения в поколение;
  2. Изобретение книгопечатания (1450г.) – радикальное изменение культуры общества;
  3. Изобретение электричества (XIX в.) – возможность быстро и оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме;
  4. Изобретение технологий микропроцессов.

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. «Изобретение» вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи. Таким образом, именно информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации. Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления. Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки. 

Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения, а также в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой. Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первые из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний, и «Ежедневные ведомости» («Acta diurna populi Romany»).

Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Позже обличительная и полемическая публицистика перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции.

Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность их информационного обеспечения. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.
Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике. В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы». Газета «Куранты» - издавалась в России с 1621 года, со времен правления Михаила, первого царя из дома Романовых, по 1701 год. Газета «Куранты» существовала в рукописном варианте и её множили (переписывали) в таком количестве, сколько было в каждый конкретный момент заказчиков. Заказчиками были заинтересованные в получении газеты люди. Это значительно облегчало труд журналистов, так как они заранее знали, для кого именно пишут.

С 1703 года в России появилась первая печатная газета «Ведомости», которая пришла на смену рукописным Курантам. 1703 год считается годом начала появления периодической печати в России.

Культурно-образовательные предпосылки связаны с формированием будущей аудитории газет и журналов. Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.
Для культурно-образовательного развития России определяющее значение имело создание на рубеже IХ-Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.
Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно-славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708 г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно-журнальной периодики и светского книгопечатания.

К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-технологическую базу для будущих носителей информации: материалы для фиксации текста (гипсовые, глиняные, деревянно-восковые дощечки, береста, папирус, пергамент, бумага); возникновение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга (1450 г.) и развитие типографского дела, первые книги. Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.

Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила о своей информационно-коммуникативной природе как главной генетической функции.

Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:
- социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);
- идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
- экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
- материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
- культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).

При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

Основные понятия:

Масс медиа (англ. Mass media или media) - средства массовой информации. СМИ.

Массовая информация - информация, которая распространяется таким образом, что может стать достоянием каждого. Массовая информация изначально направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию, хотя в принципе может быть специализированной; распространяется, как правило, без прямого контакта источника информации с аудиторией, через посредников в виде технических средств; обычно легко доступна; часто допускает интерактивное общение источника с аудиторией (напр.: пресс- конференция в Интернете).

Массовая коммуникация (англ. Mass communication) - систематическое и целенаправленное распространение информации посредством печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и компьютерной сети Интернет. В современной коммуникавистике выделяют пять основных особенностей массовой коммуникации: 1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность (разнородность); 3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации; 4) быстрое распространение сообщении: 5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.

Журналистика - целенаправленная деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (печать, радио, кино, телевидение и проч.) Разумеется, это определение журналистики дает далеко не исчерпывающее представление об этом многогранном понятии. К примеру, известный исследователь В.В. Ворошилов понимает под журналистикой не только систему видов деятельности, но и часть социальной системы в целом, и особый социальный институт общества (в который входят редакции газет, журналов, издательства, телерадиокомпании и проч.), и совокупность профессий «от редактора до корректора», и систему создаваемых журналистами произведений, и комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

Информация (англ. Information) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. под информацией стали понимать обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и автоматом, а также между автоматами (компьютерами) без посредства человека.

Исторический тип журналистики - журналистская деятельность, соответствующая определенной общественно-экономической формалин, уровню индустриализации общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77942. КОНТРОЛЬ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ 18 KB
  В лазерных технологиях существенное значение имеют параметры потоков жидкостей и газов: равномерность движения рабочего тела газового лазера расход охлаждающей жидкости квантрона твердотельного лазера параметры струи защитного газа параметры струи продуктов распада и испарения материала из зоны обработки Стабилизация параметров потока путем стабилизации параметров устройств формирующих поток исчерпала свои возможности. Компенсацию влияния процесса на параметы потока можно организовать при помощи системы...
77943. Эффективность функционирования маркетинговой деятельности организации 109.5 KB
  Контроль маркетинговой деятельности. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности как правило предполагает: контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта; контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат; стратегический контроль и ревизию маркетинга.
77944. Товар и его маркетинговая характеристика 67 KB
  Качество совокупность характеристик продукта которые отвечают на вопрос: Какой продукт произведен. Казалось бы вопрос о качестве продукта прост. Потребители могут не замечать очень важных характеристик продукта которые действительно в нем присутствуют и дополнять свой образ качества продукта такими характеристиками положительными или отрицательными которые в продукте отсутствуют но включаются в понятие качества продукта . Качество продукта в маркетинговом понимании – это множество совокупностей характеристик составляющих...
77945. Современная концепция маркетинга 70.5 KB
  Сущность определение и роль маркетинга Термин маркетинг появился в экономической литературе в США на рубеже XIX и XX столетий и в буквальном смысле означает рыночную деятельность работу с рынком. Существует более двух тысяч определений маркетинга это: предпринимательская деятельность; система взглядов; реклама; система управления сбытовой деятельностью философия бизнеса и др. Следует отметить что среди специалистов нет общепринятого определения маркетинга.
77946. Маркетинговая среда организации. Матрица SWOT 136.5 KB
  Факторы маркетинговой среды организации Факторы Характеристика 1 2 Экономические изменение ВВП; инвестиционная активность; изменение ставок; конъюнктура рынка; структура доходов и расходов между группами населения; темпы инфляции; уровень безработицы; нормы налогообложения платежный баланс норма накопления величина номинальной и реальной заработной платы Демографические численность населения; рождаемость; возрастная структура; численность населения; расселение по регионам; квалификация трудовых ресурсов Научнотехнические новые...
77947. ТИПЫ РЫНКОВ И МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ 441 KB
  Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Анализ рынка продукции. Комплексное исследование товарного рынка. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Стратегический маркетинг выполняет следующие функции: анализа рыночных возможностей; изучения конъюнктуры рынка; анализа возможностей конкурентов и их преимуществ; сегментации рынка и определения модели покупательского поведения; разработка прогноза спроса и предложения; определения стратегии маркетинга на рынке...
77948. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации 113.5 KB
  Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Формулирование целей маркетинговых исследований Определение потенциальных источников информации Сбор информации и ее классификация Анализ собранных данных Формулирование результатов исследований Разработка рекомендаций руководству фирмы Рисунок. Информационное обеспечение систем маркетинга Комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации организации хранения данных кодирования и поиска информации...
77949. Характеристика и основные элементы рынка 492 KB
  Характеристика и основные элементы рынка. Понятие рынка и емкости рынка. Наиболее простое определение рынка присущее любой модели рыночной экономики японской американской скандинавской и др. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.
77950. Организация и управление маркетинговой деятельностью 154 KB
  Становится все труднее разрабатывать планы для каждого отдельного вида товара или рынка оценить эффективность различных рекламных мероприятий по каждому товару возникают проблемы с решениями о выходе на рынок с новыми товарами. Когда количество товаров и рынков превышает 7 9 на одного человека возникает реальная опасность того что некоторым товарам и рынкам не будет уделено достаточного внимания...