25741

Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальнополитические предпосылки возникновения журналистики Этапы возникновения журналистики: Изобретение письменности возможность передачи информации из поколения в поколение; Изобретение книгопечатания 1450г. Появилась потребность в директивной управленческой информации более массового свойства нежели информация межличностного или коллективного публичного общения а также в формировании общественного мнения. Носителем информации служили дощечки покрытые гипсом. К материальнотехническим предпосылкам возникновения журналистики...

Русский

2013-08-17

21.3 KB

34 чел.

45. Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Этапы возникновения журналистики:

  1. Изобретение письменности – возможность передачи информации из поколения в поколение;
  2. Изобретение книгопечатания (1450г.) – радикальное изменение культуры общества;
  3. Изобретение электричества (XIX в.) – возможность быстро и оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме;
  4. Изобретение технологий микропроцессов.

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. «Изобретение» вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи. Таким образом, именно информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации. Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления. Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки. 

Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения, а также в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой. Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первые из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний, и «Ежедневные ведомости» («Acta diurna populi Romany»).

Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Позже обличительная и полемическая публицистика перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции.

Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность их информационного обеспечения. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.
Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике. В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы». Газета «Куранты» - издавалась в России с 1621 года, со времен правления Михаила, первого царя из дома Романовых, по 1701 год. Газета «Куранты» существовала в рукописном варианте и её множили (переписывали) в таком количестве, сколько было в каждый конкретный момент заказчиков. Заказчиками были заинтересованные в получении газеты люди. Это значительно облегчало труд журналистов, так как они заранее знали, для кого именно пишут.

С 1703 года в России появилась первая печатная газета «Ведомости», которая пришла на смену рукописным Курантам. 1703 год считается годом начала появления периодической печати в России.

Культурно-образовательные предпосылки связаны с формированием будущей аудитории газет и журналов. Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.
Для культурно-образовательного развития России определяющее значение имело создание на рубеже IХ-Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.
Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно-славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708 г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно-журнальной периодики и светского книгопечатания.

К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-технологическую базу для будущих носителей информации: материалы для фиксации текста (гипсовые, глиняные, деревянно-восковые дощечки, береста, папирус, пергамент, бумага); возникновение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга (1450 г.) и развитие типографского дела, первые книги. Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.

Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила о своей информационно-коммуникативной природе как главной генетической функции.

Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:
- социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);
- идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
- экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
- материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
- культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).

При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

Основные понятия:

Масс медиа (англ. Mass media или media) - средства массовой информации. СМИ.

Массовая информация - информация, которая распространяется таким образом, что может стать достоянием каждого. Массовая информация изначально направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию, хотя в принципе может быть специализированной; распространяется, как правило, без прямого контакта источника информации с аудиторией, через посредников в виде технических средств; обычно легко доступна; часто допускает интерактивное общение источника с аудиторией (напр.: пресс- конференция в Интернете).

Массовая коммуникация (англ. Mass communication) - систематическое и целенаправленное распространение информации посредством печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и компьютерной сети Интернет. В современной коммуникавистике выделяют пять основных особенностей массовой коммуникации: 1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность (разнородность); 3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации; 4) быстрое распространение сообщении: 5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.

Журналистика - целенаправленная деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (печать, радио, кино, телевидение и проч.) Разумеется, это определение журналистики дает далеко не исчерпывающее представление об этом многогранном понятии. К примеру, известный исследователь В.В. Ворошилов понимает под журналистикой не только систему видов деятельности, но и часть социальной системы в целом, и особый социальный институт общества (в который входят редакции газет, журналов, издательства, телерадиокомпании и проч.), и совокупность профессий «от редактора до корректора», и систему создаваемых журналистами произведений, и комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

Информация (англ. Information) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. под информацией стали понимать обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и автоматом, а также между автоматами (компьютерами) без посредства человека.

Исторический тип журналистики - журналистская деятельность, соответствующая определенной общественно-экономической формалин, уровню индустриализации общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56173. SPORTS EVENTS IN THE WORLD. СПОРТИВНІ ПОДІЇ В СВІТІ 227.5 KB
  Dear pupils! Imagine you are in the picture exhibition. Look at the pictures attentively. What association do these pictures arouse in your mind? What can you see in these symbols? Explain your opinion.
56174. Sport. Dangerous Sport 278 KB
  Sport is probably as old as the humanity itself. It has been developing with the developing and growth of the mankind. All over the world people of different ages are very fond of sports and games. Sport not only helps people to become strong and to develop physically but also makes them more organized and better disciplined in their daily activities.
56175. Значение занятий спортом для физического развития 1.61 MB
  Цель: продолжить знакомство с видами спорта; познакомить учащихся с системой закаливания показать значение утренней зарядки; прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом.
56176. Впровадження комп′ютерно-орієнтованих методів навчання, спрямованих на розвиток всебічно розвиненої особистості молодшого школяра 561.5 KB
  МЕТА: провести спортивні змагання у рамках проекту «Здоровеньку були!»; продовжити роботу з популяризації здорового способу життя серед учнів 2 А класу та їхніх батьків; розвивати у дітей навички командної роботи на єдиний результат;
56177. Тато, мама, я - спортивна сім’я! 315.5 KB
  Команди вітають одна одну журі вболівальників і йдуть до місця старту. Команди шикуються в колони. За сигналом перший учасник підбиваючи кульку вгору біжить до кеглі оббігає її і повертається назад де на лінії старту передає кульку другому учаснику команди...
56178. «Більше, сильніше, швидше». Олімпійські ігри. Спорт 48.5 KB
  Today we’re going to talk to learn about the Olympic Games and we’ll discuss it. You will listen to the text about the Olympic Games and do some tasks, discuss famous Ukrainian spotsman. So, let’s start.
56179. ВИГОТОВЛЕННЯ ІГРАШОК-СУВЕНІРІВ “СПОРТСМЕНИ“ 56.5 KB
  Із поролону вирізати деталі: тулуб разом із головою та ноги. Із коричневого драпу вирізати деталі тулуба й ніг. Зєднати деталі тулуба із тканини й поролону зметати й зшити косим стібком через край. Зєднати деталі із тканини й поролону зметати й зшити.
56181. Німецька мова — одна з найкращих європейських мов 145.5 KB
  Stimmt. Ich bin damit einverstanden. Auβerdem werden wir H?rverstehen?ben, Sprachreaktion entwickeln, die Liebe zur deutschen Sprache beitragen. Jetzt beginnen wir mit der Wortschatzarbeit.