25741

Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Социальнополитические предпосылки возникновения журналистики Этапы возникновения журналистики: Изобретение письменности – возможность передачи информации из поколения в поколение; Изобретение книгопечатания 1450г. Появилась потребность в директивной управленческой информации более массового свойства нежели информация межличностного или коллективного публичного общения а также в формировании общественного мнения. Носителем информации служили дощечки покрытые гипсом. К материальнотехническим предпосылкам возникновения журналистики...

Русский

2013-08-17

21.3 KB

31 чел.

45. Социально-политические предпосылки возникновения журналистики

Этапы возникновения журналистики:

  1. Изобретение письменности – возможность передачи информации из поколения в поколение;
  2. Изобретение книгопечатания (1450г.) – радикальное изменение культуры общества;
  3. Изобретение электричества (XIX в.) – возможность быстро и оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме;
  4. Изобретение технологий микропроцессов.

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. «Изобретение» вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи. Таким образом, именно информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации. Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления. Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки. 

Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения, а также в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой. Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первые из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний, и «Ежедневные ведомости» («Acta diurna populi Romany»).

Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Позже обличительная и полемическая публицистика перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции.

Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность их информационного обеспечения. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.
Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике. В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы». Газета «Куранты» - издавалась в России с 1621 года, со времен правления Михаила, первого царя из дома Романовых, по 1701 год. Газета «Куранты» существовала в рукописном варианте и её множили (переписывали) в таком количестве, сколько было в каждый конкретный момент заказчиков. Заказчиками были заинтересованные в получении газеты люди. Это значительно облегчало труд журналистов, так как они заранее знали, для кого именно пишут.

С 1703 года в России появилась первая печатная газета «Ведомости», которая пришла на смену рукописным Курантам. 1703 год считается годом начала появления периодической печати в России.

Культурно-образовательные предпосылки связаны с формированием будущей аудитории газет и журналов. Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.
Для культурно-образовательного развития России определяющее значение имело создание на рубеже IХ-Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.
Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно-славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708 г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно-журнальной периодики и светского книгопечатания.

К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-технологическую базу для будущих носителей информации: материалы для фиксации текста (гипсовые, глиняные, деревянно-восковые дощечки, береста, папирус, пергамент, бумага); возникновение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга (1450 г.) и развитие типографского дела, первые книги. Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.

Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила о своей информационно-коммуникативной природе как главной генетической функции.

Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:
- социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);
- идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
- экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
- материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
- культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).

При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

Основные понятия:

Масс медиа (англ. Mass media или media) - средства массовой информации. СМИ.

Массовая информация - информация, которая распространяется таким образом, что может стать достоянием каждого. Массовая информация изначально направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию, хотя в принципе может быть специализированной; распространяется, как правило, без прямого контакта источника информации с аудиторией, через посредников в виде технических средств; обычно легко доступна; часто допускает интерактивное общение источника с аудиторией (напр.: пресс- конференция в Интернете).

Массовая коммуникация (англ. Mass communication) - систематическое и целенаправленное распространение информации посредством печати, радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и компьютерной сети Интернет. В современной коммуникавистике выделяют пять основных особенностей массовой коммуникации: 1) массовость аудитории; 2) ее гетерогенность (разнородность); 3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации; 4) быстрое распространение сообщении: 5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.

Журналистика - целенаправленная деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (печать, радио, кино, телевидение и проч.) Разумеется, это определение журналистики дает далеко не исчерпывающее представление об этом многогранном понятии. К примеру, известный исследователь В.В. Ворошилов понимает под журналистикой не только систему видов деятельности, но и часть социальной системы в целом, и особый социальный институт общества (в который входят редакции газет, журналов, издательства, телерадиокомпании и проч.), и совокупность профессий «от редактора до корректора», и систему создаваемых журналистами произведений, и комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

Информация (англ. Information) - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. под информацией стали понимать обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и автоматом, а также между автоматами (компьютерами) без посредства человека.

Исторический тип журналистики - журналистская деятельность, соответствующая определенной общественно-экономической формалин, уровню индустриализации общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21759. Алгоритм составления графиков выходов рабочих 23 KB
  Алгоритм составления графиков следующий: определяют число бригад в сутки исходя из недельного режима работы на рабочем месте; определяют явочное число рабочих в каждой смене в соответствии с выполняемыми производственными процессами объёмом работ и обслуживанием; составляют графики выходов: обозначают общевыходной день для участка; обозначают выходные дни для отдельных членов бригады или всей бригады; отмечают номера смен и порядок их ломки; вносят графические обозначения смены обозначаются цифрами а выходные дни – нулями; при...
21760. Научная организация труда и ее элементы 29.5 KB
  Прогрессивной следует считать организацию которая основывается на достижениях науки и передовом опыте позволяет наиболее эффективно соединить в одном производственном процессе сам труд предмет и средства труда. Научная организация труда НОТ это комплекс научно обоснованных планомерно осуществляемых технических организационных и экономических мероприятий обеспечивающих рациональное разделение и кооперацию труда совершенствование трудовых приемов и организации рабочих мест улучшение их обслуживания создание благоприятных...
21761. Элементы НОТ общего характера 25 KB
  К ним относятся: подготовка и повышение квалификации кадров совершенствование нормирования и оплаты труда воспитание трудящихся в духе сознательного отношения к труду соблюдение государственной и трудовой дисциплины. Достижения научнотехнического прогресса обусловливают постоянное изменение характера и содержания труда горняков профессионального и квалификационного состава рабочих кадров. Органическим элементом научной организации труда является нормирование труда которое основано на рациональном выполнении рабочих процессов....
21762. Планирование НОТ и внедрение планов НОТ 27 KB
  Для обеспечения эффективности производства и улучшения качества работы планируют и внедряют планы НОТ. Планы НОТ должны обеспечивать комплексность планируемых и осуществляемых мероприятий; реальность планируемых мероприятий учитывающих научную обоснованность мероприятий с использованием достижений научнотехнического прогресса; непрерывность планирования мероприятий НОТ и экономичность которая обеспечивается выбором оптимального варианта и сопоставления необходимых затрат с достигаемым эффектом от внедрения отдельных...
21763. Рудничная аэромеханика 162 KB
  Режимы движения воздуха в шахтных вентиляционных системах. Применение уравнения Бернулли к движению воздуха по горным выработкам. Основное уравнение аэростатики Аэростатика наука о равновесии газов воздуха. Одной из основных задач аэростатики является определение изменения давления неподвижного воздуха с ростом высоты или глубины а также условий равновесия находящегося в воздушной среде тела.
21764. Рудничная аэромеханика. Аэродинамическое сопротивление горных выработок и методы его расчета 1.87 MB
  Разделив в этой формуле левую и правую части выражения на площадь живого сечения потока S SM получим выражение кг м2 в котором величина Pлб SSм представляет собой лобовое сопротивление hлб; тогда окончательное выражение для подсчета величины потерь давления воздуха вызванных лобовым сопротивлением hлб = Cx кг м2 Суммарное сопротивление. Эквивалентное отверстие выработки или шахты площадь отверстия в тонкой стенке через которое при разности давлений по обе стороны стенки равной депрессии выработки или шахты проходит...
21765. Специальные вентиляционные режимы 223.5 KB
  Высокая температура в очаге пожара приводит к нагреву воздуха что вызывает нарушение вентиляции шахты в целом и отдельных ее участков изменяется дебит вентиляционных потоков и их направление. При пожарах могут применяться следующие вентиляционные режимы: неизменный по дебиту и направлению; ослабленный или усиленный по дебиту и неизменный по направлению; реверсивный в целом по шахте или на отдельных участках с изменением количества воздуха; нулевой при котором прекращается доступ воздуха к очагу пожара путем выключения вентиляторов или с...
21766. Проектирование вентиляции шахт 1.43 MB
  При проектировании вентиляции шахты решаются задачи выбора схем вентиляции участков и шахты прогноза выделений вредных газов в выработки определения расхода воздуха для вентиляции шахты проверки сечения выработок по допустимой скорости движения воздуха выбора калорифера для подогрева поступающего в шахту воздуха в зимнее время проверки устойчивости движения воздуха в выработках расчета депрессии шахты регулирования распределения воздуха по выработкам шахты выбора способа вентиляции шахты и вентилятора главного проветривания...
21767. Расчет расхода воздуха для шахты в целом 2.99 MB
  3 Расчет расхода воздуха для шахты в целом Расход воздуха для шахты в целом определяется по формуле Qш=11ΣQучΣQп.ΣQкΣQут м3 мин 1 где 11 коэффициент учитывающий неравномерность распределения воздуха по сети горных выработок; ΣQуч расход воздуха для проветривания выемочных участков м3 мин; ΣQп.в расход воздуха подаваемый к всасам ВМП для обособленного проветривания тупиковых выработок м3 мин. На газовых шахтах расход воздуха для проветривания тупиковых выработок проводимых за пределами выемочных участков кроме...