25758

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Контрольная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Этому участку учета свойственны определенные факторы риска обусловленные следующими причинами: отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки как это происходит с документацией создаваемой на предприятии; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов подтверждающих совершение этих операций особенно операций...

Русский

2013-08-17

33.5 KB

11 чел.

Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Расчеты с поставщиками и покупателями - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета.

Этому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме.

1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов.

2. Оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов. Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы.

На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета расчетов и способы отбора элементов проверяемой совокупности.

Рассмотрим аудиторские процедуры.

  •  Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг.
  •  Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты.
  •  Проверка законности первичной учетной документации (ПУД), оформляющей операции по расчетам с поставщиками и покупателями. Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями).
  •  Проверка соблюдения графика документооборота. С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и покупателями, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности.
  •  Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах.
  •  Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности
  •  Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.  Проверка расчетов по векселям выданным и расчетов по коммерческим кредитам
  •  Проверка расчетов по претензиям. При проверке таких операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте.
  •  Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п.3 ст.266 НК РФ). Расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию, осуществляются только за счет суммы созданного резерва, в случае превышения суммы списываемой задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п.5 ст.266 НК РФ).

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета.