25797

Рецепторы классификация, свойства. Преобразование сигналов в рецепторах. Принципы работы первичновоспринимающих и вторичновоспринимающих рецепторов

Доклад

Биология и генетика

Пример мономодальных органы слуха зрительные рецепторы. В зависимости от источника информации все рецепторы делятся на 3 больших группы: 1. Экстерорецепторы воспринимают сигналы из внешней среды. Интерорецепторы воспринимают информацию из внутренней среды организма.

Русский

2013-08-17

17.4 KB

37 чел.

3.Рецепторы классификация, свойства. Преобразование сигналов в рецепторах. Принципы работы первичновоспринимающих и вторичновоспринимающих рецепторов.

Классификации рецепторов:

В связи с большим количеством поступающей информации существует такое же количество рецепторов.

I. В зависимости от того, сколько раздражителей может воспринимать рецептор:

— мономодальные (воспринимают 1 вид раздражителя);

— полимодальные (воспринимают несколько раздражителей).

Пример мономодальных (органы слуха, зрительные рецепторы).

II. В зависимости от источника информации все рецепторы делятся на 3 больших группы:

1. Экстерорецепторы воспринимают сигналы из внешней среды.

2. Интерорецепторы воспринимают информацию из внутренней среды организма.

3. Проприорецепторы находятся в связках, мышцах, надкостнице. Благодаря им центральная нервная система получает информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата.

Среди экстерорецепторов выделяют:

— дистактные, для возбуждения которых не нужен контакт с раздражителем, они возбуждаются на расстоянии.

контактные, возбуждаются при непосредственном контакте с раздражителем.

III. По характеру формирующихся ощущений рецепторы делятся на:

1. зрительные;

2. вкусовые;

3. слуховые;

4. обонятельные.

IV. В зависимости от того с какой энергией раздражителя сталкивается рецептор, выделяют:

1. хеморецепторы (если раздражитель химическое вещество);

2. механорецепторы (если раздражитель механическое вещество);

3. фоторецепторы;

4. болевые рецепторы.

V. По функционированию все рецепторы делятся на 2 группы:

1. первичновоспринимающие (первичные);

2. вторичновоспринимающие (вторичные).

Первичновоспринимающие рецепторы вступают в контакт с раздражителем непосредственно, т.е. при действии раздражителя на мембране такого рецептора первично начинается генерация (образование) рецепторного потенциала (РП). Она связана с изменением проницаемости мембраны для ионов натрия. Натрий начинает активно поступать во внутреннюю среду и происходит деполяризация (изменение зарядов мембраны). При достижении РП определённой величины он постепенно перерастает в генераторный потенциал (ГП). Этот процесс происходит на мембране первичного рецептора, ГП является причиной возникновения потенциала действия (ПД) = нервный импульс. ПД несёт информацию в ЦНС о действующем на рецептор раздражитель. По такому принципу работают проприорецепторы и рецепторы обоняния.

Вторичновоспринимающие рецепторы отличаются от первичных строением и физиологией. Вторичный в своём составе помимо нервного волокна имеет особую специализированную клетку, которая называется рецептирующей. Вторичный рецептор воспринимает информацию вторично. Первичная информация идёт на рецептирующую клетку. Под действием стимула на мембране рецептирующей клетки возникает РП. Рецептирующая клетка контактирует с чувствительным волокном посредством синапса. Между рецептирующей клеткой и чувствительным волокном имеется синоптическая щель. В эту щель выделяется медиатор. Выделившийся медиатор связывается с рецепторами мембраны чувствительного волокна и вызывает деполяризацию мембраны, которая проводит к образованию ГП. Т.о., во вторичном рецепторе РП образуется на рецептирующей клетке, а ГП на чувствительном волокне. ГП является причиной возникновения первичного импульса на мембране рецептора.

Свойства рецепторов

1. Специфичность. В процессе эволюции на определенные виды раздражителей рецепторов выработалась более эффективная реакция ответа. Многие из них стали специализированными, т.е. способными отвечать на свой вид раздражителя (палочки и колбочки на свет). Те раздражители, к которым рецепторы эволюционно приспособлены, называются адекватными. Помимо адекватных раздражителей на рецепторы могут действовать и неадекватные раздражители. В этом случае, чтобы рецепторы отреагировали на них необходимо, чтобы их сила была очень большой .

2. Широкий диапазон чувствительности. Установлено, что человеческое ухо воспринимает диапазон от 16 до 20 тыс. Герц.

3.Адаптация. Она связана с защитной функцией. Установлено, Что при действии постоянного раздражителя, чувствительность рецептора снижается. Наивысшей чувствительностью рецептор обладает в начале действия раздражителя и в конце. Адаптация имеет охранительное значение для нервной системы, так как она отсеивает ненужные, избыточные сигналы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50777. Разработка страниц с формами 32 KB
  Цель: Научиться создавать формы содержащие различные элементы. Задание 1. Создать форму содержащую 10 различных элементов.
50780. Организация вывода динамических данных 28 KB
  Цель:Организовать динамический вывод данных. Задани1.Создать форму с 10 полями. Организовать вывод данных на другой файл при помощи 2-х методов.
50781. Подключение базы данных из PHP файла 24.5 KB
  Цель: Научиться подключать Базы данных вручную и при помощи SQL. Подключение к базе данных mysql_connect loclhost dmin dmin ; подключение к серверу MySQL mysql_crete_db students ; создание базы данных mysql_select_db dmin ; подключение к базе данных dmin 2.Передать системе управления базой данных SQLзапрос с инструкцией mysql_query CRETE TBLE STnumber INTNme TEXT ; создание таблицы ST mysql_query INSERT INTO stnumber Nme VLUES'1''IVN' ; внесение данных в базу 3.
50782. Подготовка графических объектов к публикации 35 KB
  Цель: Научиться размещать графические элементы на web-странице. Управлять свойствами графических объектов при помощи атрибутов. Задание 1. Создать web-страницу на которой разместить 10 графических объектов определенной тематики. Допускается использовать таблицы для форматирования рисунков.
50783. Сценарий Web-страницы 34.5 KB
  Цель:Разработать несколько типовых сценариев для web-страниц. Задание 1.Постоить таблицу состоящую из 3 строк и 2 столбцов. Первый столбец назвать Тег второй Назначение. Первую строку задать при помощи тегов заголовков таблицы(th).Для каждой ячейки таблицы для события onlick задать прояснение.
50784. Создание шаблона динамических страниц 28 KB
  Цель:Научиться создавать шаблоны web-страниц. Задание1. Создать сайт данного вида. На нашем сайте вы любое аниме на свой вкус от обычных каждодневных приключений до зрелещных битв которые захватывают дух. font center br center font color= red...