25907

Понятие и система государственной службы в РФ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и система государственной службы в РФ. В зависимости от форм собственности на которой базируются органы объединения учреждения и организации где люди осуществляют служебную деятельность а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной муниципальной служба в органах местного самоуправления и служба в негосударственных объединениях хозяйственных товариществах и обществах акционерных обществах кооперативах общественных объединениях и т. Под государственной службой в широком смысле понимается...

Русский

2013-08-17

53 KB

69 чел.

5.Понятие и система государственной службы в РФ.

Служба — это вид социальной деятельности людей. В зависимости от форм собственности, на которой базируются органы, объединения, учреждения и организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной, муниципальной (служба в органах местного самоуправления) и служба в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах, кооперативах, общественных объединениях и т.п.).

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

Посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами, замещающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и иной государственной организации.

Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур. Лицо, занимающее должность за вознаграждение, осуществляет различные должностные функции: управленческие (руководители органа, учреждения и т.п.), правоохранительные (сотрудник милиции и др.), социально-культурные (учитель, врач и др.), обслуживающие функции (делопроизводитель, секретарь и др.) и т.п. Государственная служба осуществляется профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью и компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.

Отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности — от производства материальных благ, предпринимательства, создания духовных ценностей, ведения домашнего хозяйства и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация. Служащие воздействуют на поведение людей. Непосредственно материальных ценностей они, как правило, не создают, но обеспечивают надлежащие условия для их производства. В литературе встречаются и другие критерии отличия труда служащего от иных видов трудовой деятельности.

Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданами. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условии для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата.

Правовые основы государственной службы. Государственная и муниципальная службы регулируются нормами права, которые составляют правовой институт государственной службы, определяющий условия и порядок приема на службу и прохождение службы, меры стимулирования и ответственность служащих, их социальную и правовую защиту, основания прекращения служебных отношений и другие вопросы службы.

Институт государственной службы носит межотраслевой характер. В него входят нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. К специальным актам, регламентирующим государственную службу, относятся Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной службы. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на базе закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Многочисленные нормы административного права, входящие в институт государственной службы, образуют самостоятельный институт отрасли административного права, преимущественно регламентирующий службу в органах государственной власти и прежде всего определяющий административно-правовой статус служащих органов исполнительной власти.

Виды государственной службы. В основу деяния государственной службы положены принцип федерализма, принцип разделения властей, специфика сфер и отраслей государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма и с учетом административно-территориального устройства государственная служба подразделяется на федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации; службу субъектов федерации, находящуюся в их ведении.

Федеральная служба осуществляется в соответствии с Конституцией, законодательными иными нормативными актами Российской Федерации на государственных должностях в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, а также на иных должностях в соответствии с законодательством России.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, федеральными законами и иными нормативными актами субъектов федерации.

Таким образом, регламентация службы в субъектах федерации относится к совместной компетенции России и ее субъектов.

В соответствии с принципом разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей, а также служба в иных государственных органах (например, в органах прокуратуры).

С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности государственная служба подразделяется на военную, службу в органах внутренних дел, службу налоговой полиции, службу налоговых органов и др. Для перечисленных и подобных им видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу (например), Положение о службе налоговой полиции и др.) строгой субординации воинских специальных и иных званий и других особенностей прохождения службы.

Принципы государственной службы. Под принципами понимаются основополагающие идеи, на которых организуется и осуществляется государственная служба. Принципы сформулированы в законодательных и иных актах о службе, в частности, в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержатся следующие общие принципы службы:

1. Верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

9. Гласности в осуществлении государственной службы.

10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

11. Внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

12. Стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.        

Государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций  того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу.

Федеральным законом от 27 мая 2003г. установлена новая система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах государственной  службы Российской Федерации», государственная  служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2004г., она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная  служба подразделяется на  федеральную государственную гражданскую  службу  государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительную служба наряду с государственной гражданской службой  считаются видами федеральной государственной  службы. Наряду с федеральной государственной  службой в России складывается государственная гражданская  служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.

Законом о системе государственной  службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

  1.  Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной  службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий федеральными органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная  государственная  служба.

Учитывая  наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной  службы, Федеральным законом «О системе государственной  службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое  регулирование и организация федеральной государственной гражданской  службы  находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской  службы субъекта Федераций  находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта Федерации.

  1.  Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении  своих задач и функций  обязаны строго соблюдать  законы и иные нормативные акты о государственной  службе. Принцип законности  отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной  службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение  своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.
  2.  Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение  и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать  в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а  все государственные служащие  несут предусмотренную  законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права  и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от  «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие  с общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами  России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.
  3.  Принцип равного доступа граждан к  государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных  ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия  или отсутствия гражданства  субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе  обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту  на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.
  4.  Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода  к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации,  действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться  общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.
  5.  Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных  квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
  6.  Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой  эффективного функционирования государственной службы.

Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Подлинной подконтрольности государственных служащих  не может быть без разрешения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности  для контроля, систематического освещения  деятельности органов государственной власти  средствами массовой информации. Ни один работник государственных  органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

  1.  Принцип профессионализма  и компетентности   государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее  знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
  2.  Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность  как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения  нормальной деятельности  государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31084. Слюнно-каменная болезнь (сиалолитиаз) 15.17 KB
  Механизм развития слюннокаменной болезни обусловлен взаимодействием перечисленных этиологических факторов: при застое слюны в протоках происходит повышение ее вязкости и увеличение содержание белков и солей. При слюннокаменной болезни необходимо удаление пораженной слюнной железы.
31085. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков 71.5 KB
  Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков 8. Условия максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции Совершенно конкурентная фирма является ценополучателем и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью рис. Кривые спроса и предложения совершенно конкурентной фирмы Совершенный конкурент может продать любое количество продукта который произвел по существующей или более низкой цене но если цена выше чем существующая то предполагается что спрос будет равен нулю....
31086. Экономика неопределенности и риска 88 KB
  Ограничение по заимствованию можно таким образом представить следующим образом: C1 Y1 где C1 – потребление в первый период жизни – до выхода на пенсию Y1 – соответственно доход получаемый в первый период. Это дополнительное ограничение для домашнего хозяйства называют ограничением по заимствованию или ограничением ликвидности.1 показано каким образом ограничение ликвидности сужает возможности выбора для домашнего хозяйства. Если домашнее хозяйство не имеет возможности занимать средства то оно сталкивается с дополнительным...
31087. Общественное воспроизводство и общественное производство 174.5 KB
  Существование производства в котором принимает участие лишь отдельное лицо так же бессмысленно как существование и развитие языка без общения людей совместно живущих и общающихся между собой. Вовторых в процессе производства между людьми возникают производственные отношения социальноэкономическое содержание которых определяется господствующей формой собственности на средства производства. А любой процесс производства который рассматривается в непрерывном потоке своего возобновления является в то же время процессом воспроизводства....
31088. Система национальных счетов 61.5 KB
  Валовой национальный и валовой внутренний продукт Обобщающим показателем объема производства в национальной экономике является валовой продукт ВП который подразделяется на ВВП и ВНП: Валовый внутренний продукт ВВП – это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг созданных на территории данной страны в течение года с использованием факторов производства принадлежащих как данной стране так и другим странам. ВНП отличается от ВВП на сумму сальдо полученных данной страной доходов изза рубежа и...
31089. Основные макроэкономические показатели и система национальных счетов 306.49 KB
  СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска объема производства – валовой внутренний продукт ВВП валовой национальный продукт ВНП чистый внутренний продукт ЧВП и три показателя совокупного дохода – национальный доход НД личный доход ЛД располагаемый личный доход РЛД. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП изза того что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира основным показателем...
31090. Функции потребления 50 KB
  Модели потребления: кейнсианская жизненного цикла Модильяни постоянного дохода Фридмана Под конечным потреблением подразумевается совокупный объем товаров и услуг которые приобретаются для конечного пользования а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Значение предельной склонности к потреблению то есть доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода находится между нулем и единицей. Основной психологический закон состоит в том что люди склонны как правило увеличивать свое потребление с ростом дохода но не в той же...
31091. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ 209.18 KB
  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ Прочитав эту главу вы узнаете: в какой зависимости находится потребление от дохода и что представляет собой предельная склонность к потреблению; что представляет собой функция потребления и как выглядит ее график; как определяется равновесный уровень национального дохода; как формируются сбережения и что представляют собой общие и индуцированные сбережения; почему в условиях равновесного состояния экономики общие сбережения должны равняться сумме автономных инвестиций и государственных...
31092. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы 140 KB
  Модель D S Важнейшим направлением в макроэкономической теории является изучение условий сбалансированного развития экономики. Равновесное состояние экономики анализируетсяс позицийполитической экономии и экономикс табл. Пропорции звеньев экономики можно представить как соотношение структурных компонентов экономики отраслей регионов факторов производства как соотношение экономических процессов например между спросом и предложением потреблением и сбережениями затратами и результатами и т. Таблица 2 Политическая экономия Экономикс...