25967

Аудит учета фондов и резервов

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Если в учредительных документах предприятия не предусмотрено создание резервов капитала то предприятие не имеет права его создавать. При проверке резервного и специальных фондов аудитору следует знать что на большинстве предприятий формируется резервный капитал необходимый для их деятельности и социального развития коллектива. Резервный капитал учитывается на одноименном счете 82 и создается за счет прибыли до налогообложения если предусмотрено законодательством для покрытия непредвиденных потерь и убытков или за счет прибыли оставшейся...

Русский

2013-08-17

35 KB

26 чел.

Аудит учета фондов и резервов

Резервный капитал образуется в соответствии с действующим законодательством РФ и учредительными документами.

Если в учредительных документах предприятия не предусмотрено создание резервов капитала, то предприятие не имеет права его создавать.

При проверке резервного и специальных фондов аудитору следует знать, что на большинстве предприятий формируется резервный капитал, необходимый для их деятельности и социального развития коллектива. Резервный капитал учитывается на одноименном счете 82 и создается за счет прибыли до налогообложения (если предусмотрено законодательством) для покрытия непредвиденных потерь и убытков или за счет прибыли, оставшейся после налогообложения. Разница между ними в том, что резерв, образованный за счет прибыли до налогообложения, используется по целевому назначению.

В соответствии с инструкцией к Плану счетов отчисления в резервный капитал отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 99 Кредит 84 - проведена реформация баланса;

Дебет 84 Кредит 82 - создан резервный капитал.

Следует заметить, что на предприятиях, для которых законодательством предусмотрено создание резервного капитала, отчисления производятся до исчисления налогооблагаемой прибыли. В связи с этим на таких предприятиях отчисления в резервный фонд целесообразно отражать по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 82 "Резервный капитал".

Добавочный капитал на предприятии за счет:

- прироста стоимости имущества в результате переоценки;

- получения безвозмездно имущества от других предприятий и физических лиц;

- дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций.

Сумма разницы между продажной и номинальной ценой, полученной при продаже акций по цене выше номинальной, отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 83 "Добавочный капитал".

Аудитору необходимо установить:

- правильность использования резервного капитала;

- правильность использования добавочного капитала;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал" и 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

- соответствие записей синтетического и аналитического учета по счетам 80, 82, 83, 84 записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

Для равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) законодательством предусмотрено создание резервов предстоящих расходов и платежей: на оплату отпусков работников, на выплату вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств, на восстановление и ремонт автомобильных шин, по сомнительным долгам - и другие резервы.

Обязательный условием для создания резервов является то, что порядок и размеры их образования должны быть отражены в приказе (распоряжении) по учетной политике предприятия.

Необходимо проверить целевое использование этих резервов, они должны инвентаризироваться в соответствии с установленными в приказе по учетной политике сроками. Излишне начисленные суммы должны сторнироваться, недоначисленные - доначисляться.

Оставшиеся неиспользованными на конец года суммы резерва предстоящих затрат на ремонт основных средств сторнируются с уменьшением себестоимости продукции по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов". Необходимо проверить правильность ведения синтетического и аналитического учета по счету 96, соответствие бухгалтерских проводок по созданию резервов, а также по счету 96 записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

В План счетов 2001 г. не включены ни синтетические, ни аналитические счета учета фондов накопления, потребления и социальной сферы. Из российского учета исчезает само понятие "фонды специального назначения". С одной стороны, все текущие расходы должны финансироваться через счет прибылей и убытков, в связи с чем нет необходимости в ФСН как источниках их финансирования. С другой стороны, теперь нераспределенная прибыль не может быть источником финансирования каких-то расходов, т.к. во времени должна сохраняться общая сумма, то есть источник, за счет которого могут образовываться ФСН, отсутствует.

Расходы, которые ранее финансировались из фондов потребления, должны теперь включаться в себестоимость продукции или списываться на счет прибылей и убытков. Расходы из фондов накопления должны капитализироваться, либо включаться в себестоимость, либо относиться непосредственно на счет прибылей и убытков.

Фонды потребления традиционно создавались из прибыли после налогообложения. Поэтому остатки этих фондов следует присоединить к нераспределенной прибыли.

Фонд социальной сферы образовывался из разных источников, поэтому теоретически правильным будет восстановить суммы, зачисленные в фонд с момента его создания. Это можно сделать, проанализировав кредитовые обороты по счету "Фонд социальной сферы". Корреспонденция с дебетом счета 81 показывает отчисления в фонд из прибыли, с дебетом счетов учета основных средств - дооценку объектов основных средств, безвозмездно полученные объекты или объекты, полученные в ходе приватизации. Если восстановить записи невозможно или это требует неоправданно больших затрат времени и сил, можно весь остаток фонда присоединить либо к нераспределенной прибыли, либо к добавочному капиталу (в зависимости от того какой источник стал преобладающим по объему средств, направленных в фонд). Когда невозможно даже приблизительно оценить соотношение источников, остаток фонда надо присоединить к добавочному капиталу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80800. Правовое регулирование обращения с химическими и биологическими веществами 29.88 KB
  Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими биологическими веществами и отдельными видами продукции государственную регистрацию ст. Потенциально опасные для человека химические биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству транспортировке закупке хранению реализации и применению использованию после их государственной регистрации. Правовое регулирование...
80801. Экологические требования при эксплуатации опасных производственных объектов 32.08 KB
  Организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного...
80802. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности 32.83 KB
  Внедрение результатов генноинженерной деятельность сопряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы. В связи с этим возникает потребность в правовом регулировании экологических отношений возникающих при осуществлении генноинженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон О государственном регулировании генноинженерной деятельности .
80803. Меры обеспечения экологической безопасности 31.19 KB
  Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых организационных финансовых материальных и информационных мер предназначенных для прогнозирования предотвращения ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности смягчения их последствий. Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов существенного загрязнения отравления или заражения окружающей среды масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды его устойчивости возможности...
80804. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 32.12 KB
  Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций а также на сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийноспасательные и другие неотложные работы проводимые при...
80805. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности 30.43 KB
  Федеральный закон о радиационной безопасности населения закрепляет требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами ядерными материалами. При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: 1соблюдать требования законодательства РФ норм правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; 2 планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; 3 осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на...
80806. Правовой режим территорий подвергшихся радиоактивному загрязнению 29.82 KB
  зона эвакуации территория вокруг Чернобыльской АЭС с которой в 1986 г. было эвакуировано население 30километровая зона; 2. зона первоочередного отселения; 3. зона последующего отселения; 4.
80807. Порядок обращения с отходами производства и потребления 31.6 KB
  была принята серия специальных законодательных и иных нормативноправовых актов полностью или частично регламентирующих обращение с отходами в рамках логического правотворчества что послужило прорывом в данной области. определил правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду впервые четко зафиксировал принципы государственной политики в сфере обращения с отходами: – охрана здоровья человека поддержание и восстановление благоприятного...
80808. Понятие, система и источники международного экологического права 33.01 KB
  38 Устава Международного суда ООН источниками международного права охраны окружающей среды являются: – международные договоры как общие так и специальные; – международный обычай как доказательство всеобщей практики признанной в качестве правовой нормы; – общие принципы права признанные цивилизованными государствами; – вспомогательное право т. Источники международного экологического права разделяются: – на общие Устав ООН конвенции общего характера регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды Конвенция ООН по...