25987

Философия эллинизма

Шпаргалка

Логика и философия

Жизнь и деятельность ВойноЯсенецкого. ВойноЯсенецкого Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий родился в 1877 г. Его отец провизор Феликс Станиславович ВойноЯсенецкий происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец ВойноЯсенецкого был католиком мать Мария Дмитриевна Кудрина православной.

Русский

2013-08-17

20.28 KB

0 чел.

Билет 13

1. Философия эллинизма

Период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости называется эпохой эллинизма, то есть эпохой внедрения греческой культуры в страны, завоеванные македонцами. В эллинистических государствах связи между человеком и государством ослабевали, вместо греческого понятия "гражданин" появилось понятие "подданный". Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), организованная в предместье Афин, вдали от городского шума, в саду и по месту своего нахождения получившая название "Сад Эпикура". На воротах сада была надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Онтологию, гносеологию и этику Эпикура пронизывают единые материалистические принципы. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита Концепция отклонения атомов является оригинальным вкладом Эпикура в развитие атомистики. Она утверждала, что случайность в картине мира - такой же объективный фактор, как и необходимость. В центр своих философских воззрений Эпикур помешает этику. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Эпикур рекомендовал избегать общественной деятельности и заниматься больше частной жизнью. "Проживи незаметно" - вот правило индивидуалистической эпикурейской этики. Школа Эпикура просуществовала до 1 века до н.э. Однако идеи ее нашли свою вторую жизнь в Италии. Самым крупным приверженцем эпикуреизма здесь был Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей". Сам Лукреций не является творцом тех идей, которые он запечатлел в своей поэме. В конце 4 века до н.э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон из Китиона (о. Крит). Не будучи афинянином. Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике (часть здания, подобие лоджии). По-гречески Портик. - "Стоя", поэтому учеников школы стали называть стоиками, а учение школы - стоицизмом. Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - воспитатель будущего императора Нерона и фактический правитель империи в этот период. Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии он видел в том, чтобы научить человека жить и умереть, дать человеку внутреннюю независимость и душевный покой. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. "Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть". Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Он был решительным противником рабства, в первую очередь, не социального, а добровольного, когда люди находятся в полной зависимости от похоти, скупости, страха. Величие стоического духа проявляется в господстве над своими страстями и состоит в том, чтобы, не ропща принимать все как должное. Для стоиков необходимость (судьба, рок) непреложны, и свободу они понимают как признание этой необходимости. "Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". Философия стоиков, уводившая человека от превратностей жизни внешней к духовным глубинам жизни внутренней, давала утешение представителям различным слоям населения Римской империи и получила в ней широкое распространение. Последней крупной оригинальной философской школой античности был неоплатонизм. Создатель этого учения - Плотин (204-270 гг.) - организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света эманации Единого. Отношения Единого и материи опосредуются Умом и Душой, которая, дробясь на множество душ, оказывается деятельной причиной природы. Душа человека находится в связи, как с божественной душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. К этому ведут катарсис (очищение), теория (созерцание) и экстаз (мистический союз с Единым). С онтологией Плотина тесно связана его этика. В экстатическом слиянии с Ядиным состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное совершенство. Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она - зло. Поэтому зло не есть негативная сила, противостоящая позитивной. Зло - это просто лишенность позитивного, его дефицит. Оно, в отличие от Блага, не обладает субстанциональностью. Если эллинистическая этика отстаивала самоценность человеческого бытия, то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает развитие античной философии.

2. Религия как феномен культуры.Жизнь и деятельность Войно-Ясенецкого. Религия представляет собой одну из областей культуры. Существует множество дефиниций культуры. Не вступая в дискуссию, примем в качестве плодотворно работающего в религиоведении следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Универсум культуры развивается и функционирует в контексте объект-субъектных и субъект-субъектных отношений, благодаря совокупности значений (идеальных выражений коллективного человеческого опыта) и смыслов (освоенных индивидом, личностью значений).Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, а духовную область его составляла мифология. Он включал разные способы освоения мира — практические знания и умения, нравственные нормы и образцы, религиозные верования и ритуалы, пластические, изобразительные и мелосные формы эстетической деятельности и т. д. В ходе дифференциации этого типа культуры вычленяются и относительно отделяются различные сферы духовной культуры — искусство, мораль, философия, религия. Складывается универсум (лат. universus — весь, мн. ч. — все в совокупности, все вместе; universum — вселенная) культуры. В различные эпохи складывались различные историко-культурные ситуации, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и философия в античности, религия — в Средние века, философия — в XVII—XIX веках, наука — в XX веке и т. д. В те эпохи, которые являются для религии «звездным часом», она доминирует, охватывает почти всю область духовной культуры. В процессе секуляризации различные сферы духовной культуры освобождались от религиозного санкционирования. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 г.  в Керчи. Его отец, провизор Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец Войно-Ясенецкого был католиком, мать - Мария Дмитриевна (Кудрина) - православной. Кроме Валентина у родителей было еще три сына и две дочери. В конце 80-х годов 19 века семья переехала в Киев. Здесь Войно-Ясенецкий окончил гимназию, художественное училище, медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г. с началом русско-японской войны Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить сложные операции. В этом же медицинском отряде сестрой милосердия была Анна Васильевна Ланская, ставшая женой Войно-Ясенецкого. Семья перебралась сначала в Симбирскую губернию, затем в Курскую, а потом и в Москву. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. В начале 1917 г. Анна Васильевна заболела туберкулезом и Войно-Ясенецкие переехали в Ташкент. Вскоре Анна Васильевна скончалась, оставив четверых детей. Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, почувствовав глубину и искренность веры, предложил ему стать священником. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки. В ходе борьбы с религией, проводимой Советской властью, епископ Лука был вскоре арестован. Последовала ссылка в Енисейск и Туруханск, продлившаяся до 1926 г. Затем Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. 1935-36 г.г. Войно-Ясенецкий тихо и мирно прожил в Ташкенте. 1937 год, год массовых репрессий, оказался несчастливым и для епископа Луки. Последовал очередной арест. После допроса, продолжавшегося 13 суток, Войно-Ясенецкий подписал ложные обвинения. Местом третьей ссылки стал Красноярский край. В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г. и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. С 1943 г. архиепископ Лука избран постоянным членом Святейшего Синода. Фронт уходил в сторону Германии и в 1944 г. эвакогоспитали переезжают в Тамбов. Несмотря на гигантскую загруженность практической хирургией Войно-Ясенецкий находит время и для научной работы. В феврале 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука произнес свою первую проповедь на этом посту в Покровской церкви г. Тамбова. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник. В 1946 г. владыка переводится на Крымскую кафедру и переезжает в Симферополь. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Большая работа проводилась и по налаживанию церковной жизни в Крыму. Скончался Войно-Ясенецкий в 1961 г. Множество людей провожало в последний путь хирурга-архиепископа. На погребение приезжал архиепископ Тамбовский Михаил. Определением Синода Украинской Православной церкви от 1995 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38117. ФИРМА В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ РЫНКА 231.5 KB
  Издержки производства, их структура. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Закон убывающей предельной производительности (отдачи). Совершенноконкурентный производитель: определение цены и объема производства. Фирма в условиях несовершенной конкуренции: определение цены и объема производства.
38118. Соціально-психологічні риси військового колективу 80 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття №4: Соціальнопсихологічні риси військового колективу Час: 2 год. Мета заняття: З’ясувати загальна характеристика військового навчання. Усвідомити закономірності та принципи військового навчання.
38119. Основні методи вивчення психології військового колективу 210.5 KB
  Письмове або усне опитування курсантів: 1 варіант: соціометрія як метод дослідження; особливості методу спостереження; 2 варіант: експеримент як метод дослідження; особливості психологічної бесіди анкетного методу та опитування. Обговорення третього питання: Спостереження та експеримент. Практичне проведення спостереження. Вирішують проблемне питання Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Проводять спостереження 6.
38120. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Характеристика військового колективу Час: 2 години Мета заняття: 1. РОЗПОДІЛ ЧАСУ №зп СТРУКТУРА ЗАНЯТТЯ Час хв. Перевірка готовності курсантів до заняття. Підведення підсумків і закінчення практичного заняття оголошення завдання на самостійну підготовку.
38121. Морально-психологічний вплив на війська в ході наступальних і оборонних дій 135.5 KB
  Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; – надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Обговорення другого питання: Стан страху шляхи його подолання 40 хв. Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; – надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Основна частина 80 Психологічна стійкість колективу в бою 40 Стан страху шляхи його подолання 40 3.
38122. Військове виховання 136.5 KB
  Виховання – це процес планомірного і цілеспрямованого впливу на свідомість, почуття і волю воїнів з метою формування у них наукового світогляду, навичок і звичок поведінки у відповідності до вимог моралі, підготовки їх до виконання військового обов’язку.
38123. Навчання у військах як військово-дидактичний процес 153.5 KB
  Військовопедагогічні процеси Заняття № 12: Навчання у військах як військоводидактичний процес Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Форми організації навчання 30 хв. Обговорення другого питання: Методи навчання 30 хв. Обговорення третього питання: Контроль та оцінка військового навчання.
38125. Психологія спілкування у військовому колективі 154 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття № 18: Психологія спілкування у військовому колективі Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Комунікативний компонент спілкування 30 хв. Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Обговорення другого питання: Інтерактивний компонент спілкування 30 хв....