25993

Социально-утопические учения Томаса Мора

Шпаргалка

Логика и философия

Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части Утопии . Многие гуманисты начиная с Эразма видели в Утопии долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную определяющую черту социальнофилософской доктрины лежащую в...

Русский

2013-08-17

22.4 KB

13 чел.

Билет 19

1. Социально-утопические учения  Томаса Мора

Томас Мор (1478 1535) происходил из зажиточной семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические поручения. Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия... ". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах. Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий и путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально "место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как "Нигдея", Nusguama) . Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии. В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам, используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в Англии. Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира и был противником такой церковной реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим, столь же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему голову (первоначальный приговор предполагал более мучительную казнь) .  Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах". Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские) , в особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.  Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь неиссякаемого источника, распространяется на весь народ все доброе и злое". Таким полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии. В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху. Единственное употребление золота, без чего не может обойтись утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях и тем более во время войн, которые утопийцы вынужены вести с соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью. Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать следствием простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как непременного условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопическое общество социально однородным. В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде, что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и вместе с тем указывает на обычное отсутствие у государственных руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности такого труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствие утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов. Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограничен только шестью часами весьма производителен. Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь рабов, в которых обычнопревращаются тяжкие преступники. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Наличие данной категории вносит значительную поправку в бесклассовость утопийского общества. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства и т.п. Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда "все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты". Умственный труд в качестве профессионального не играет в Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в противоположность многим государствам, где "еще и теперь наукам посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в принципе каждый утопиец может достичь "духовной свободы и просвещения", осваивая различные науки. Для этой цели в предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что мы именуем всесторонним развитием личности. Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна. Автор "Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора государства". Здесь неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии) , то перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое здоровье.  Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию. Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у которого "все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг". Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию. Обучая детей и юношество, они ставят последнюю выше их интеллектуального развития. Эти жрецы морали пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со всеми другими должностными лицами. "Утопия" оказала весьма значительное воздействие на различных философов и литераторов эпохи Возрождения. Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более глубоком размышлении оказывается теоретически несостоятельным и практически несбыточным. В истории общества и общественной мысли утопия нередко служила формой выражения революционной идеологии.Многие основные принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и законодательные нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в "Утопии". Утопия не утратила своей роли в качестве специфического жанра литературы. Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий

2. Позитивизм и его разновидности

- фил течение, осн на принципе, что все подлинное, полож (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О.Конта поз означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. На формир поз оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Поз явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на разв общ. Поз опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя, с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию. В истории поз выделяют три основных этапа: "Первый поз" - 20-е годы XIX - начало XX вв. Этот этап представлен осн позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: ЭЛиттрс по Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Г.Н. Вырубовым и В.В Лесевичем в России. "Второй поз" (эмпириокритицизм, махизм) - 70-е годы XIX - начало XX вв. Предст его были в осн ученые-естествоиспытатели - Э.Мах, Р.Авсанариус, А.Пуанкаре. Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е годы XX в. под влиянием работ Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, а затем существует в в виде трех фил школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирич фил и Львовско-Варшавской школы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59171. Чарівна скриня. Сценарій українських вечорниць для середніх та старших класів 35 KB
  Ведучий. Україна! Країна смутку і краси, радості й печалі, розкішний вінок з рути і барвінку, над яким світяться яскраві зорі! Це історія мужнього народу, що віками боровся за волю, своє щастя, свідками чого є високі могили в степу, обеліски та прекрасна народна пісня.
59172. Прояви ослаблення Київської держави, характеристика Володимира Мономаха 63 KB
  Організаційний момент Учитель. Актуалізація опорних знань Учитель. Учитель. Мотивація діяльності учнів Учитель.
59173. Урок із біопластики. Чудеса з Колобком 38.5 KB
  Життя зродився з неї Сокіл. Бо ви є Життя. І ті що прийдуть не зазнають Добра без Зла і Краси без Погані бо без цього не пізнають що таке життя і навіщо жити в ньому. У Білобога ж у Вирію вродились бог громовиці Перун...
59174. Юні знавці рідної мови 42.5 KB
  Якщо людина слово відчуває серцем вона здатна передати найтонші відтінки думки почуття й переживання може піднятись на вершину людської культури. Адже людина стала власне людиною з тієї миті як свою думку втілила у слово.
59175. Я, моя школа, моя родина. Сценарій проведення Дня родини серед учнів 10-х класів разом із батьками 56 KB
  Усе життя ми кого-небудь любимо. Іноді ця любов буває скороминущою, іноді нерозділеною, іноді божевільною. І тільки одна любов може витримати все, пройти через усі іспити, піддатися всесвітньому руйнуванню, але все-таки бути нездоланною.
59176. Я - майбутній підприємець. Ділова гра 37 KB
  Водночас слід зазначити що підприємництво це особливий вид діяльності і ця особливість характеризується такими ознаками: Це самостійна діяльність діяльність за свій рахунок. Головне на чому тримається підприємницька діяльність це власність підприємця.
59177. Урок-драматизація в початковій школі. Я в цім світі не один 49 KB
  Виступ класного мінітеатру Давайте пригадаємо казку Крихітка Єнот. Дійові особи: автор Мама Єнотиха Крихітка Єнот Мавпочка. В одному лісі в невеличкій хатинці жила собі Мама Єнотиха зі своїм синочком КрихіткоюЄнотом.
59178. Призначення етичного кодексу при регулюванні діяльності різних служб та підприємств 30 KB
  Познайомитися з призначенням етичних кодексів при регулюванні діяльності різних служб підприємств груп. Посібники: Розяснення принципів написання етичних кодексів роздавальний матеріал. Приклади етичних кодексів роздавальний матеріал див. Аналізуються приклади етичних кодексів.
59179. Якщо краса позбавлена душі за новелою Томаса Манна: Смерть у Венеції 36.5 KB
  Художні особливості твору: карнавальний принцип значення деталі позиція оповідача афористичність традиційні і новаторські засоби відображення дійсності поєднання реалізму з модернізмом вплив імпресіонізму експресіоністичні елементи...