25995

Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание

Шпаргалка

Логика и философия

Философия ее предмет и функции. Философия и естествознание Философия с греч. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир место человека в нем; она исследует познавательные ценности социальнополитическое нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.

Русский

2013-08-17

16.08 KB

10 чел.

Билет 1

1. Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) — наука наук, форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой. Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; К числу естественных наук относятся физика, химия, биология, геология. Цели естествознания: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления,раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. История постановки вопроса о взаимоотношении естествознания и философии. Первую попытку обрисовать круг задач философии предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово 'философия' означает 'наука'.Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой,философия, придифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Лишь в 17-18 веках сформировалось естествознание выделилось в отдельную составляющую познания. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.

2. Идеалистическая система и диалектический метод В. Ф. Гегеля (1770—1831)

Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность. Итак, исходный

пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности.  Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя. Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необх такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышл, Гегель ставит перед лог наукой задачу исслед наиб общие закономер разв познания. 27. В. Ф. Гегель (1770—1831) — созд грандиозной системы Абсолютного идеализм. Все действ, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постиж в понятиях (такая конц наз еще и панлогизмом). Фил система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа. Логика поним Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяж всего времени сущ этой науки (т. е. с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (уч о чел мышл) должна предш логика объективная — учение о диалектическом саморазв Абс идеи (мирового Духа, Бога). Философия духа— это и есть фил культуры. Гегель различ три ступени в развитии духа: 1) субъективный дух— инд сознание; 2) объективный дух — воплощ («объективацию») духа в мир истор и гражданск обществе и 3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия). Мир разв, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсо идеи — от абстрактного бытия до сотвор ею высших субъективных форм (самая соверш из них —фил). У такого разв есть не только исходный, но и кон пункт — осознан идеей самой себя. Его философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль. Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская «Энциклопедия философских наук» пораж не только грандиозностью замысла — рассмотреть мат и дух мир в его саморазвитии, — но и конкретностью своего содержания. Труды философа («Наука Логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике» и др.) и ныне представляют собою энциклопедию гуманитарного знания. Но самое ценное философское достижение Гегеля —- диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66794. ОБГРУТНУВАННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ НОРМ ВИЗНАЧЕННЯ ТА УЗГОДЖЕННЯ ПОДАТКОВИХ ЗОБОВЯЗАНЬ В КОНТЕКСТІ ЧИННОЇ ПРАКТИКИ ПОДАТКОВОГО АДМІНІСТРУВАННЯ В УКРАЇНІ 139 KB
  Відповідно до Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року податкове зобов’язання це сума коштів яку платник податків у тому числі податковий агент повинен сплатити до відповідного бюджету як податок або збір на підставі в порядку та строки визначені податковим законодавством.
66796. Контрольная работа по экономическому анализу 61 KB
  Розрахувати методом факторного аналізу вплив на відхилення фактичного значення показника продуктивності праці робітника за рік від планового наступних факторів: а зміни числа робочих днів; б зміни тривалості зміни; в зміни годинного виробітку робітників.
66797. КОНЦЕПТ «PUNISHMENT» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 121 KB
  Проблема наказания изучается многими науками в фокусе которых находится человек. Объектом исследования являются языковые репрезентации объективирующие концепт PUNISHMENT и представляющие собой как отдельные лексические единицы так и словосочетания а также метафорические выражения и высказывания значение...
66800. Податковий контроль в трактуванні ПК України та кодексів інших держав 54.63 KB
  З ростом податкового тягаря в багатьох країнах світу потенційні вигоди від ухилення від сплати податків стають все більш привабливими. Щоб протистояти діям недобросовісних платників податків порушення при оподаткуванні законодавством багатьох країн віднесені до податкових злочинів...
66802. Порівняльний аналіз текстів Податкових кодексів України, Росії, Казахстану та Білорусії стосовно порядку визначення та узгодження податкових зобов’язань 55.61 KB
  Крім випадків передбачених податковим законодавством платник податків самостійно обчислює суму податкового та або грошового зобов'язання та або пені яку зазначає у податковій митній декларації або уточнюючому розрахунку що подається контролюючому органу у строки встановлені цим Кодексом.