26000

Буддизм: религия и философия

Шпаргалка

Логика и философия

Основатель буддизма индийский принц Сиддхартха Гаутама получивший впоследствии имя Будды что значит пробуждённый просветлённый а также ШакьяМуни что значит мудрец из рода Шакьи. Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке €œтройной корзине€ своде произведений основанных на откровениях Будды. Душа распадается по учению Буддизма на отдельные элементы сканды но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность необходимо чтобы сканды соединились тем образом как они были соединены в прежнем...

Русский

2013-08-17

19.58 KB

10 чел.

Билет 6

1.Буддизм: религия и философия

религиозно-философское течение, возникшее в Индии в 6-5 вв. до н.э. Ныне буддизм относится к числу так наз. мировых религий, которые в отличие от национальных религий (индуизм, иудаизм) имеют межнациональный характер. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. В России буддизм распространён в Калмыкии, Бурятии, Туве. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, что значит «пробуждённый, просветлённый», а также «Шакья-Муни», что значит «мудрец из рода Шакьи». Он родился в семье влиятельного князя Шуддхаданы в одном из княжеств в долине Ганга, воспитывался брахманскими учителями. В 17 лет он просит разрешение у отца посмотреть мир и покидает дворец. Три встречи потрясли царевича: встреча с умершим, с отшельником и с больным - и он решает уйти в лес и стать отшельником.  Согласно легенде, аскетизм и отшельничество способствовали прозрению Будды: однажды заснув под смоковницей, он увидел сон, где ему открылась суть вещей, он постиг вечное становление мира. Современная наука относит жизнь Будды к 563-483 гг. до н.э. Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нём, в частности, описаны принципы устройства мира и Вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет  многослойное строение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существует 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по  степени своей  возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма. Это  полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей. И. наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от телесного материального начала. В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности.  Каждая личность представлена как скопление изменчивых форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа в буддистском представлении - это индивидуальное сознание, которое несёт в себе  весь  духовный  мир  человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений  и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается посредством контроля  над взглядами, речью, поведением, над  образом жизни, над усилием, вниманием, и также необходима полная сосредоточенность и решимость. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность, в центре внимания - бытие личности, в буддизме практически нет абстрактно-догматических исканий и строго установленных религиозных ритуалов. Стержень буддизма - это проповедь Будды о 4-х благородных истинах: страдание, причина страдания, путь, ведущий к освобождению от страданий, освобождение от страданий. Как учит буддизм, мир несовершенен (кто бы сомневался!..). Буддизм принял концепцию множественных перерождений (крутится колесо сансары...). Это идея родственности всего живого и перехода между его формами (перерождение в человека, Бога, животного). Человеческая жизнь - результат предшествующих существований, сознание живёт меняя лишь своё содержание,  перерождение (реинкарнация) происходит по законам кармы - воздаяния (слово можно перевести как «действие»). Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.  Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние.  Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета!); пять запретов обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности...... Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа.  Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и  “дзен”. Освобождение «Я» - это уничтожение желаний, точнее, погашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственным удовольствиям, так и совершенного подавления этого влечения. Идеал буддиста - созерцатель, не отвечающий на зло. Не чувства сами по себе или только разум, а созерцательное размышление, медитация - основа познания: это переживание целостности бытия, полная самоуглублённость. Медитация как созерцательное размышление и средство познания мира считается в буддизме также одним из основных средств преобразования  психофизиологии личности.Философское учение буддизма связано с методом йогического созерцания, которое в личности выделяет пять её основных психических и материальных свойств: 1.   сознание, 2.   представления, 3.   чувства, 4.   кармические силы (силы Судьбы), 5.   материальную оболочку - тело. В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, не отделимой от окружающего мира. В буддизме нет противоположности субъекта и объекта, духа и материи. Всё есть целостность, единство, психическая активность человека является творческим началом и конечной причиной бытия. К 1 веку н.э. в буддизме оформляются два пути спасения:

- хинаяна = «малая повозка» - узкий, личный путь, спасение себя = отшельничество;

махаяна = «большая повозка» - спасение других людей, это путь пророков, проповедников; великих духовных учителей человечества в Индии называют «Махатмы». Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество.  Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причём упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.  В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение этой цели для того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам,  заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений,  Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.  К 5-4 вв. до н. э. буддистская философия проникает во все области индийской культуры. В 1-й половине 5 века был основан буддийский университет. Буддизм привлекает много сторонников не только в Индии, но и по всему Востоку, распространяется в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Цейлоне, Бирме, Японии. В самой Индии сближение буддизма с брахманизмом привело к возникновению индуизма - особой религиозной системы, получившей распространение в раннее средневековье. В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.  Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь..  Деятельность ламаистского духовенства  возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным Собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. В лоне буддизма зарождались различные течения и школы. Идеалистические тенденции развивались мадхьямиками и йогачарами, к материализму склонялись тхеравдины и сарвастивадины. В религиозных спорах идеалистов и материалистов зародилась индийская школа логики, первые сведения о которой содержатся в ранних буддийских источниках 3 века до н.э. Ортодоксальная школа Ньяя уделяла большое внимание логике и гносеологии, в частности, этой школой была создана теория силлогизма из 5-ти членов (см. выше).  Выдающимися буддийскими логиками были Дигнаги, Дхармакирти и др. Во 2-м в. н.э. Нагарджуна, основатель школы Мадхъямика,  логически обосновал учение о пустоте (Шуньявада, шунья - пустота). Мадхъямика - основная школа махаяны, т.е. южного буддизма, доктрина школы изложена в «Сутрах о высшей мудрости» (2-й век н.э.). Сам Нагарджуна называл свою философию «средним путём», он учил, что признание мира реального - это одна крайность, другая крайность - непризнание этого мира как реально существующего, истина же находится посередине, она есть шунья, т.е. пустота. Нагарджуна подчёркивает, что истинное понимание мира осуществляется на пути тождественности Абсолюта миру, это познание он связывает с озарением, просветлением. Йогачара (4-7вв.н.э.) - идея единства психической реальности и бытия личности. Основателями школы считают двух братьев индусов - Асанга и Васубандху.   Йогачара развивает концепцию исключительной значимости чистого сознания и индивидуального разума. Эта школа уделяла большое внимание практике медитации, рассматривая её как средство освобождения индивида от всех помех, грехов, страданий, идущих из внешнего мира. Йогачара отделила гносеологию от этики, что способствовало развитию логики. Обе эти школы - Мадхъямика и Йогачара - развили учение об исключительной значимости чистого сознания, отвлечённого от всякого содержания.

2.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66684. Векторная графика 278.91 KB
  В зависимости от видов компьютерной графики под этим термином понимаются как и пиксели или спрайты в растровой графике так и векторные объекты такие как круг квадрат линия кривая и т. Для дальнейшего рассмотрения проблемы постройки объектов с помощью векторной графики...
66685. Времена года как тема искусства и музыки 87.63 KB
  Четыре времени года венецианского композитора Антонио Вивальди первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.
66686. Виды сетевых атак 206 KB
  Типичными угрозами в среде Интернета являются: Сбой в работе одной из компонент сети. Сбой изза ошибок при проектировании или ошибок оборудования или программ может привести к отказу в обслуживании или компрометации безопасности изза неправильного функционирования одной из компонент сети.
66688. Компьютерный вирус 64 KB
  Однако большинство специалистов сходятся на мысли что компьютерные вирусы как таковые впервые появились в 1986 году хотя исторически возникновение вирусов тесно связано с идеей создания самовоспроизводящихся программ. Одним из пионеров среди компьютерных вирусов считается вирус...
66689. Виховання у кельтів 66 KB
  Кельти войовничі племена у першій половині І тисячоліття до н. Ці племена говорили мовами кельтської групи споруджували круглі похоронні кургани використовували в бою важкі мечі. Інша хвиля завойовників досягла Британських островів де окремі племена кельтів відомі як бритти...
66690. Виховання у скіфів 271 KB
  Вождь Скіфів повноправний глава клану що вирішує найважливіші питання. сприяючи розвитку клану. Вождь це просто глава клану. Стежить за порядком у клані при необхідності може відрахувати скіфа з кланучи покарати чи нагородити.
66691. Техническое регулирование в сфере услуг 39 KB
  Фактически он был принят в целях гармонизации с международными требованиями в преддверии вступления в ВТО однако с точки зрения государственного регулирования качества и безопасности услуг он принес больше вопросов чем решений.
66692. Особенности управления качеством образовательных услуг 51 KB
  Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.