26072

Инвентаризация имущества и обязательств. Порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета. Проведение инвентаризации имущества и обязательств является важным условием обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Порядок и сроки проведения инвентаризации организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: при передаче имущества в аренду выкупе продаже; при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед...

Русский

2013-08-17

36 KB

58 чел.

Инвентаризация имущества и обязательств. Порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств является важным условием обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Проведение инвентаризации обязательно в  следующих случаях:

  •  при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  •  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  •  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  •  при смене материально ответственных лиц;
  •  при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  •  в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  •  при реорганизации или ликвидации организации.

Инвентаризация бывает плановой и внезапной (по сигналам), сплошной и выборочной.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в обязательном порядке и в полном объеме перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (но не ранее 1 октября отчетного года), кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Установлены также иные сроки проведения инвентаризации:

  •  для основных средств - один раз в три года;
  •  для библиотечных фондов - один раз в пять лет;

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Приказом руководителя организации о проведении инвентаризации утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации.

В бухгалтерии фактические данные, полученные в процессе инвентаризации, сверяются с показателями бухгалтерского учета, и в случае выявления расхождений суммы отклонений заносятся в сличительные ведомости.

В результате инвентаризации могут быть выявлены излишки (т.е. превышение фактических данных над учетными) или недостачи (т.е. превышение учетных показателей над фактическими) имущества.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются, и их сумма зачисляется на финансовые результаты организации.

Имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации, принимается к учету и отражается в составе прочих доходов, а его стоимость облагается налогом на прибыль. В бухгалтерском учете оприходование излишков активов по рыночным ценам отражается следующей записью:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса"

К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы", субсч.1 "Прочие доходы".

Выявленная недостача материальных и иных ценностей отражается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов учета этих ценностей. По недостающему или полностью испорченному имуществу по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается его фактическая себестоимость. Недостача товаров отражается по учетным ценам (покупным или продажным - в зависимости от принятого в учетной политике метода учета):

Д-т сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

К-т сч.10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса".

Сумма недостачи основных средств, выявленная в процессе инвентаризации, учитывается по их остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации). В бухгалтерском учете составляется следующая корреспонденция счетов:

Д-т сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

К-т сч.01 "Основные средства".

По частично испорченным материальным ценностям по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" приводится сумма определившихся потерь.

Суммы выявленных при инвентаризации недостач активов, учтенные по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", списываются на затраты на производство или расходы на продажу в пределах норм естественной убыли. Д-т сч.20 , 23, 25,26 , 29 ,44  К-т сч.94

Суммы недостач, выявленные при инвентаризации имущества, списываются на виновное лицо в следующих случаях:

  •  если виновное лицо несет полную материальную ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей и активов;
  •  если работник признан виновным по решению суда.

Сумма недостач ценностей, учтенная по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", списывается на счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

Суммы недостач, выявленные при инвентаризации имущества, относятся на финансовые результаты в двух случаях:

  •  при отсутствии конкретных виновных лиц;
  •  при недостаче товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69247. Методи трудового навчання 141 KB
  Характеристика методів трудового навчання за характером пізнавальної діяльності і самостійності учнів пояснювальноілюстративний репродуктивний метод проблемного викладу частковопошуковий і дослідницький. Методи самостійної роботи учнів.
69248. Форми організації трудового, профільного і професійного навчання 145.5 KB
  Форми організації навчальнотрудової діяльності учнів на уроці індивідуальна парна групова і фронтальна; формою організації роботи учнів фронтальна або групова бригадна або ланкова чи індивідуальна за розподілом праці; формою організації навчання групова коли навчання проводиться...
69249. Навчально-матеріальна база трудового, профільного і професійного навчання 60 KB
  Основні ергономічні вимоги до робочого місця учнів та вчителя. Атестація робочих місць учнів. Якщо майстерні розраховані також на учнів старших класів то тут можуть бути кабінети автосправи електротехніки радіотехніки та ін.
69250. Особливості процесу та етапи трудового виховання, його принципи 120.5 KB
  Ідея трудового виховання виникла разом з ідеєю соціалізму. Тут ми зустрічаємося з прикладом відбитку єдності та повноти історичного процесу виникнувши разом з ідеєю соціалізму та будучи спочатку нездійсненною у такій самій мірі, у якій нездійсненним був сам соціалізм у його утопічній формі...
69251. Позакласна робота з технічної творчості та сільськогосподарського дослідництва 80.5 KB
  Суть позакласної і позашкільної діяльності учнів з технічної творчості та сільськогосподарського дослідництва. Форми організації позакласної технічної художньо-декоративної творчості учнів. Така робота проводиться і безпосередньо на заняттях з трудового навчання...
69252. Трудова діяльність учнів у школі. Організація діяльності трудових об’єднань учнів 89 KB
  Характер і зміст трудової діяльності учнів. Процес праці і його елементи. Види трудових об’єднань в сучасній школі та організація продуктивної праці в них. Планування та організація продуктивної праці учнів. Нормування праці учнів. Оплата праці учнів. Санітарно-гігієнічні вимоги до праці учнів.
69253. Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання 83.5 KB
  Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання Зміст професійного самовизначення учнів. Особливості профорієнтації учнів у процесі трудового профільного і професійного навчання. Визнано що одним з головних завдань школи є підготовка учнів до свідомого вибору професії.
69254. Загальні питання трудової підготовки учнів 82 KB
  Предмет і завдання курсу. Процес трудової підготовки та його складові частини. Методи наукових досліджень. Перспективний педагогічний досвід організації трудової підготовки учнів. Аналіз навчальної і науково-методичної літератури з трудової і професійної підготовки.
69255. Історико-педагогічний огляд розвитку проблеми трудової підготовки учнів 201 KB
  Історія розвитку трудового і професійного навчання. Етапи становлення трудової і професійної підготовки в загальноосвітній і професійній школі за роки радянської влади. Трудова підготовка учнів у сучасній загальноосвітній школі та шляхи її реформування.