26088

Семиотическое измерение культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Явления культуры знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...

Русский

2013-08-17

15.56 KB

9 чел.

14 вопрос

Семиотическое измерение культуры

  1.  Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемых для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.
  2.  Явления культуры – знаки и совокупность знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

 В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков. Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и много другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация. 
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами; 
• знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. 

К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация); 

• знаки-модели. Они также являются заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;

• символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл. 

Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума».

Ю.М. Лотман понимал символ не только как знак некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом. 
Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали представления о происхождении, и устройстве Космоса (например, Мировое Древо — символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной — Космическая гора) и т.д. Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник — плодородие (вершиной вверх — мужское начало, вершиной вниз — женское). Если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного — богам. 
В Европе же этот знак был известен как «звезда Давида». Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых сил. Квадрат применялся как символ материального мира, составленного из четырех стихий. Пятиугольная звезда (пентаграмма) становится знаком «адептов» и звездой магов. Ноль означает не что иное, как окружность, обрисовывающую пустоту, ничто. Змея, кусающая свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной или Вечности. 
Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с этим объектом. 
Важную роль в развитии культуры имеет язык. Национальная культура не существует вне языка. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. М. Хайдеггер отмечал, что «язык — дом бытия». 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2198. Основы технологии машиностроения 1.22 MB
  Характеристики машиностроительных производств. Средства выполнения технологических процессов. Требования к оформлению иллюстраций технологического процесса. Погрешность установки детали в приспособлении. Качественная оценка технологичности конструкции детали (изделия).
2199. Сравнительное изучение ВАХ полупроводникового диода и диода Шоттки 200.49 KB
  Цель работы: измерение в широком интервале токов вольтамперных характеристик полупроводникового диода и диода Шоттки и определение по ним токов насыщения и коэффициентов неидеальности.
2200. Теплопередача через многослойную цилиндрическую стенку 223.07 KB
  Конвективная теплоотдача от газов, лучистая теплоотдача от газов к стенке. Конвективная теплоотдача к воде. Теплопередача через многослойную цилиндрическую стенку.
2201. Решение задач по кузнецову 84.72 MB
  Понятия числовой последовательности и ее предела. Понятие предела функции в точке. Понятие функции, ограниченной в окрестности точки. Теорема об ограниченности функции, имеющей предел. Понятие непрерывности функции. Доказать непрерывность функции cos x. Теорема об отношении бесконечно малой функции к функции, имеющей предел, отличный от нуля. Понятие бесконечно большой функции. Теоремы о связи бесконечно больших функций с бесконечно малыми.
2202. Измерение микротвердости покрытий и тонких слоев материала 379.18 KB
  Ознакомиться с конструкцией и работой прибора ПМТ-3. Освоить методику измерения микротвердости различных объектов.
2203. Экономическая теория, ее основные показатели 2.93 MB
  Потребности общества и факторы производства. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Закон убывающей эффективности. Развитие технологических способов производства. Исторические формы организации производства. Научно-технический потенциал. Новая техника и технология. Уровни организации экономической системы.
2204. Защита территории от затопления 541.9 KB
  Технология строительства нагорного канала механизированным способом. Закрепление откосов канала растительным грунтом. Выбор машин для вскрышных работ и разработки и транспортировки грунта. Сводный укрупненный план организации строительства. Охрана природы и окружающей среды в период проведения работ.
2205. Определение эквивалента металла объединённым методом 22.34 KB
  Определить эквивалент металла. Определить металл. Определить ошибку опыта.
2206. Управление в биомедицинских системах 831.22 KB
  Основные принципы управления. Управление по отклонению (принцип обратной связи). Характеристика компаундирования. Математическое описание систем управления. Линейные детерминированные системы. Правила преобразования структурных схем.