26091

Тело как феномен

Доклад

Культурология и искусствоведение

Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Исходя из этого положения тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем что сообщает миру бытие и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира но как средство нашего с ним сообщения.

Русский

2013-08-17

17.04 KB

5 чел.

20 вопрос

Тело как феномен

Проблема человеческой телесности является одной из самых сложных и парадоксальных в философско-культурологическом дискурсе. На протяжении многих веков телесность приковывала внимание множества философов, культурологов, антропологов, психологов и других исследователей. История культуры показывает нам разноликость и нестандартность подходов к рассмотрению данной проблемы, проявлявших себя как на уровне обыденного, массового, так и на уровне конкретно-научного познания.

Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Их взаимосвязь не позволяет сознанию в своих актах полностью отделится от тела, всегда остается внутренний голос тела» . Исходя из этого положения, тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем, что «сообщает миру бытие, и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой, сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться» , поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира, но как средство нашего с ним сообщения.

В современном философском дискурсе сформировалось представление о теле как об универсальной форме записи социальной памяти. Определенные модели социализации телесности оказываются чрезвычайно устойчивыми и в различных формах проявляются на всем протяжении истории.

Под “природным телом” понимается биол. тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.

        “Социальное тело” —  рез-т взаимодействия естественно-данного человеч. организма (природного тела) с социальной средой: с одной стороны, это проявление его объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела; с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознат. адаптации к целям социального функционирования, инструмент, использования в разл. видах деятельности.

        “Культурное тело” — продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека. “Культурное тело” как бы “снимает” характеристики двух других уровней телесного бытия; оно является своего рода квинтэссенцией, завершением процесса перехода от “безличных”, природно-телесных предпосылок к собственно человеческому, не только социально-функциональному, но и личностному бытию телесности.

Подходы к определению:

В отечественной науке возникновение понятия «человеческая телесность» связано, прежде всего, с именем А. Ф. Лосева, который в своих трудах использовал его для характеристики социальных качеств человеческого тела. Тело как таковое – это объект естествознания, средоточие действия законов органического мира. Человеческое тело, помимо действия общих законов жизни, подвержено влиянию закономерностей социальной жизни, которые, не отменяя первых, существенно модифицируют их проявление. Собственно говоря, эта простая и достаточно бесхитростная мысль легла в основу всей концепции человеческой телесности как философского подхода к осмыслению специфики человеческого тела.

Ж. Бодрийяр предлагает четыре модели тела, с которыми имеет дело современность. 1) Для медицины базовой формой тела является труп. Иначе говоря, труп – это идеальный, предельный случай тела в его отношении к системе медицины. Именно его производит и воспроизводит медицина как результат своей деятельности, проходящей под знаком сохранения жизни. 2) Для религии идеальным опорным понятием тела является зверь (инстинкты и вожделения «плоти»). Тело как свалка костей и воскресение после смерти как плотская метафора. 3) Для системы политической экономии идеальным типом тела является робот. Робот – это совершенная модель функционального «освобождения» тела как рабочей силы, экстраполяция абсолютной и бесполойрациональной производительности (им может быть и умный робот-компьютер – это все равно экстраполяция мозга рабочей силы). 4) Для системы политической экономии знака базовой моделью тела является манекен (во всех значениях слова). Возникнув в одну эпоху с роботом, манекен тоже являет собой тело,  всецело функционализированное под властью закона ценности, но уже как место производства знаковой ценности. Здесь производится уже не рабочая сила, а модели значения – не просто сексуальные модели исполнения желаний, но и сама сексуальность как модель. Таким образом, в каждой системе, независимо от ее идеальных целей (здоровья, воскресения, рациональной производительности, раскрепощенной сексуальности), нам оказывается явлена новая форма редуктивного фантазма, составляющего ее основу, новая форма бредового видения тела, образующего ее стратегию. Труп, зверь, машина или манекен –  таковы те негативные идеальные типы тела, те формы его фантастической редукции, которые вырабатываются и запечатлеваются в сменяющих друг друга системах.

У Ж. Делеза «тело может быть каким угодно; это может быть какое-то животное, тело звуков, души или идеи; оно может быть лингвистическим телом, социальным телом, некой коллективностью». Если все – тела, то особенного тела, живого тела в его специфической идентичности – нет. В отличие от феноменологической архаики, когда неживое рассматривается по подобию живого, и метафизического метафоризма, когда тело, не теряя самости, служит прообразом описания окружающего мира, в постмодернизме оно отождествляется с любой, в том числе неживой реальностью.

Концептуальным продолжением отмеченных тенденций является знаменитая постмодернистская идея «тела без органов», связанная, прежде всего,  с именем А. Арто, который действительно выступал «против органов». Как актер, художник, эстет он выступал за спонтанное, естественное, одушевленное тело. За «тело чистой страсти», экстатическое и сомнамбулическое. Если танец, то в движении должны быть не ноги, а все тело; если секс, то любит цельный человек, а не орган (после виагры). Потому что он сам является полом. Органы сливаются с телом – вот эстетический идеал тела, действующего и созерцательного одновременно. В нем воплощается тотальность, характерная для истоков человеческой культуры, дошедшая до нас преимущественно в образцахвосточных боевых искусств и духовных практик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16337. Массивы в VBA 61.5 KB
  Массивы В VBA различают два вида переменных простые переменные и переменные структурного типа. Простые переменные служат для идентификации и резервирования памяти для одного данного. Переменные структурного вида предназначены для идентификации и резервирования па
16338. Объекты формы в VBA: Кнопки-переключатели, Контрольные индикаторы, Рамки 652.5 KB
  Объекты формы в VBA: Кнопкипереключатели Контрольные индикаторы Рамки Кнопкипереключатели. Элемент управления OptionButtons Переключатель позволяют пользователю выбрать одну или несколько взаимоисключающих альтернатив. Эти элементы управления обычно появляются групп...
16339. Функции в VBA 131.5 KB
  Функции в VBA В VBA используются следующие виды функций: математические встроенные функции; математические функции не представленные в VBA; функции форматирования данных; функции преобразования типов Математические встроенные функции ...
16340. Условный оператор в VBA 49 KB
  Условный оператор Условный оператор VBA позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом условный оператор – это средство ветвления вычислительного процесса. В VBA существует 2 типа условного ...
16341. Табулирование функции. Табулирование функции одной переменной в VBA 54 KB
  Табулирование функции Табулирование функции одной переменной Постановка задачи. На отрезке [ab] с шагом h протабулировать функцию fx=x2Ln|x| и вывести на печать значения этой функции. Технология выполнения задания: Для решения задачи в област
16342. Операторы цикла в VBA 42.5 KB
  Операторы цикла В VBA существуют два основных типа циклов – циклы со счетчиком параметрические и циклы с условием итерационные. Циклы со счетчиком используют в тех случаях когда необходимо выполнить некоторые действия определенное число раз Циклы с условием при...
16343. Оператор выбора (переключатель) в VBA 29.5 KB
  Оператор выбора переключатель С помощью оператора выбора VBA можно выбрать вариант из любого количества вариантов. Параметром по которому осуществляется выбор служит ключ выбора. Структура оператора выбора: Select Case ключ_выбора Case Значение_1 ...
16344. Линейная фильтрация сигналов 137.18 KB
  Линейная фильтрация сигналов Методические указания к лабораторной работе Лабораторная работа по исследованию прохождения сигналов через линейные цепи с постоянными параметрами используется в процессе изучения курса Радиотехнические цепи и сигналы и Радиолок...
16345. Прохождение сигналов через нелинейные цепи 113.39 KB
  Прохождение сигналов через нелинейные цепи Методические указания к лабораторной работе Лабораторная работа по исследованию преобразования спектров сигналов нелинейных цепях используется в процессе изучения курса €œРадиотехнические цепи и сигналы€ студентами ...