26093

Социокультурный прогресс

Доклад

Культурология и искусствоведение

Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.

Русский

2013-08-17

17.3 KB

18 чел.

25 вопрос

Социокультурный прогресс

Культурный прогресс : критерии, историческая реальность, характер.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.

Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века - Ж. Кондорсе  (1743 - 1794), А. Тюрго (1724 - 1781), И.Г. Гердеру. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума, рост знаний. Культурный прогресс они связывали прежде всего с прогрессом науки, научного познания.
Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры. Иногда классиков марксизма упрекают в том, что они свели все многообразие культуры к пяти формационным типам. Это не совсем верно. В марксистской теории культуры обращается внимание на то, что любая культура существует в рамках того или иного региона, особенности которого (географические, хозяйственные, общие национальные, этнические, религиозные традиции, общность исторической судьбы) в значительной мере влияют на конкретно-историческое развитие входящих в него культур. К примеру, в рамках феодального типа культуры можно выделить существенные различия между византийской и западноевропейской культурами.

Посмотрим, как рассматривается проблема культурного прогресса в современной культурологии? Прежде всего, обращается внимание на то, что о культурном прогрессе можно говорить лишь как об общей тенденции, магистральном направлении развития культуры. Следует иметь в виду и то, что культурный прогресс имеет противоречивый и неравномерный характер. Неравномерность развития культуры проявляется в следующем:

1. Неодинаковы темпы и уровень развития отдельных видов и элементов культуры. В разные исторические эпохи на первый план выступали те виды культуры, которые наиболее полно отражали своеобразие эпохи, ее потребности и идеалы. Например, в античную эпоху главную роль играли сначала мифология, затем - философия, в средние века - религия, в эпоху Возрождения - искусство, в Новое время - наука. Если взять искусство, то в античности на первый план вышли скульптура и театр, в средние века - архитектура и музыка, в эпоху Возрождения, прославляющую красоту человека и мира, портретная и пейзажная живопись стала играть первостепенную роль. В современном мире лидируют такие виды искусства, как кинематограф, телевидение, эстрадная музыка.
2. Центры мировой культуры постоянно перемещаются из одной страны в другую, из одного региона земного шара в другой. Вначале это были страны Древнего Востока, затем античные Греция и Рим, в средние века - Византия, в эпоху Возрождения - Италия, в XVII веке - Голландия, в XVIII - Англия и Франция и т.д.
3. Неравномерность проявляется в том, что в развитии культуры периоды подъема, расцвета могут сменяться периодами упадка, застоя, кризиса.

Культурный прогресс носит противоречивый и неравномерный характер. Всю сложность и противоречивость культурного прогресса отражает спиралеобразная форма. Она показывает, что в развитии культуры есть и поступательная направленность, и моменты регресса - утраты достигнутого, и повторение пройденного на более высоком уровне развития. На новом витке развития культуры могут повторяться определенные принципы, идеалы, ценности, нормы предшествующих этапов развития культуры. Например, в истории культуры неоднократно происходило обращение к античному наследию: в эпоху Возрождения, в классицизме XVII века, в неоклассицизме конца XVIII - начала XIX вв.

Все аспекты культурного прогресса находятся в генетической монолитности развернутых структур критериев культурного прогресса и их сущности. Нормативное видение будущего определяется критериями культурного прогресса. Предвидеть тенденцию развития — это значит учесть все прогрессивные и регрессивные результаты общественной деятельности, составляющие момент движения вперед. В многочисленных источниках рассматриваются типы прогнозов культурного прогресса: текущие и краткосрочные (общества и подсистем); сверх- и долгосрочные (для интегральных систем — человечества). За основу классификации прогнозов берется целевой критерий: для чего, с какой целью. И. В. Бестужев-Лада выделяет два типа прогнозов: поисковый и нормативный. Большую роль при разработке прогноза играет «принятие решения» как одного из критериев культурного прогресса, вскрывающего нормативный, управленческий аспект социального действия и предвидения, так как именно здесь реализуется критерий свободы познания (И. А. Бычко). Низкую оценку культуре принятия решений и управления как критерию прогресса России выставляет О. Савельзон.

Как указывает И. В. Бестужев-Лада, назрела пора перейти к качественно-количественным оценкам анализа, диагноза и прогноза культурного прогресса. В ключе нашего исследования и утверждение: без определения сущности понятий «культура» и «прогресс» невозможно выявление критериев и показателей культурного прогресса, без чего немыслима выработка рекомендаций для социального планирования, для управления социальными процессами.

Критерии культурного прогресса выполняют методологическую роль в разработке основных этапов социального прогноза: предпрогнозная ориентация — сбор исходных данных и построение исходной модели прогнозируемого явления (диагностика) — сбор данных прогностического фона — поисковый прогноз — нормативный прогноз — верификация прогнозов — выработка рекомендаций для управления всеми процессами  . Критерии культурного прогресса при этом выполняют объяснительную, предсказательную, синтезирующую, методологическую и технологическую функции.

Обладая своими особенностями, функции культурного прогресса находятся в диалектическом единстве, а в наиболее общем виде — единстве теории и практики. Это положение распространяется и на сущность критериев культурного прогресса: а) объективность, истинность критерия; б) всеобщность, универсальность; в) комплексность; г) диагностика особенностей прогнозирования в различных областях и социальных сферах; д) диалектика материального и духовного производства; е) ориентиры — идеалы в прогнозировании и проектировании мировых процессов; ж) определение оптимальной модели социально-культурного развития человечества; з) прогнозирование генеральных направлений международной общественной деятельности; и) общеметодологическая основа в анализе базиса и надстройки; к) критерии являются индикаторами движения и развития человечества.Критерии культурного прогресса как ориентиры прогноза становятся острым идеологическим оружием. Социальное предвидение не может быть неидеологическим, во всех мировых процессах оно носит социально значимый характер. Особую идеологическую остроту критерии культурного прогресса приобретают тогда, когда они вскрывают сущность экономической формации, всех социальных систем мировой цивилизации, ее прошлое, настоящее и тенденцию в развитии.

Критерии культурного прогресса — не только измерители бывшей и настоящей деятельности. Раскрывая свои прогностические аспекты, они обладают не только функциями управления, но и сами выступают критериями культуры управления (О. Савельзон). Сознательная постановка целей требует от мирового сообщества изучения не только мотивов практической деятельности огромных масс людей, но и степени их культурности, творчества, политической зрелости. Общественное сознание как критерий культурного прогресса является основой формирования объективного фактора, но не им самим. Оно становится им лишь тогда, когда выступает управляющей силой в деятельности партий, классов, общественных объединений и организаций населения.

Культурный всеобщий прогресс человечества оценивается по мере достижения той или иной степени совершенства, вскрываемой сущности критериев и их различных аспектов. Культурный прогресс никогда не сможет достичь своего абстрактного обобщенного идеала, измеряемого критериями. Это качественное саморазвитие и самодвижение будет бесконечным, абсолютным, относительность же его конкретна только для определенной эпохи или замкнутой подсистемы или системы. Действительность внесет свои более совершенные коррективы, а практика и наука выдвинут новые критерии общественной практической деятельности. Таким образом, развитие критериев происходит по замкнутой кольцевой структуре «критерии — цель — прогноз — результат — критерии».

 Анализ проблемы культурного прогресса и его критериев связан с определением целей и идеалов общества и индивидов, которое имеет два самостоятельных аспекта: методологический и содержательный. Первый состоит во всестороннем изучении процессов целеполагания, второй может быть выражен в разработке целостной системы критериев. Он вызван усложнением и увеличением задач, требующих от науки разработки социальных, экономических и т. п. критериев, так как только одна система отраслевых критериев не в состоянии оценить систему или полисистемные объекты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26395. Головной мозг (encephalon) и черепные нервы 22.5 KB
  Ромбовидный мозг представлен продолговатым отходят с 6 по 12 пары черепных нервов и задним мозгом а задний cocтоит из мозжечка и мозгового моста отходит 5 пара черепных нервов. Большой мозг представлен средним отходят 3 и 4 пары нервов промежуточным 2 пара нервов и концевым 1 пара черепных нервов В ромбовидном мозге расположен 4й мозговой желудочек в среднеммозговой водопровод в промежуточном 3й а в концевом 1й и 2й мозговые желудочки.
26396. Гортань larynx 25 KB
  Остов гортани образован 5 хрящами на которых прикрепляются мышца гортани и глотки: кольцевидный хрящ cartilagо cricoidea гиалиновый состоит из пластинки и дужки. На переднем крае пластинки заметны фасетки для сочленения с черпаловидными хрящами. Черпаловидные хрящи соединяются суставами с пластинкой кольцевидного хряща. Основание хряща соединено связкой с телом щитовидного хряща вершина отогнута вперед.
26397. Грудная клетка и полость 23.5 KB
  Мышечный аппарат грудной клетки представлен дыхательными мышцами которые образуют 2 функциональные группы: вдыхатели инспираторы и выдыхатели экспираторы. Грудная клетка замыкает грудную полость cavum thoracis при этом форма грудной клетки определяет объём грудной полости и как следствие функциональные возможности органов грудной полости прежде всего лёгких и сердца При этом важное значение имеет форма диафрагмы которая отделяет грудную и брюшную полости друг от друга и образует купол вершина которого расположена в плоскости 67...
26398. Дыхательный аппарат apparatus respiratorius 20 KB
  Состав у млекопитающих: носоглотка – гортань – трахея – лёгкие. У птиц: носовая полость – носоглотка – верхняя гортань состоит из 3 хрящей отсутствуют щитовидный и надгортанник – трахея длинная тесно связана с пищеводом – у бифуркации трахеи – нижняя певчая гортань макроскорически прозрачна несколько расширена пузыревидно является резонатором звуков – лёгкие очень компактные и врастают в грудной отдел позвоночника.
26399. Закономерности строения и ветвления сосудов. Круги кровообращения 21.5 KB
  Отработанная венозная кровь собирается в посткапилляры – венулы – вены. Вены снабжены клапанами – складками эндотелия. Все вены объединяются в 2 крупные – краниальную и каудальную полые у которых отсутствуют клапаны впадают в правое предсердие.
26400. Законы биологического развития. Онтогенез и филогенез 21 KB
  Закон взаимосвязи организма и внешней среды закон целостности и неделимости организма: целостность биологических систем поддерживается в процессе развития за счёт интеграции систем закон экономии биоматериала и места основной биогенетический закон Геккель – филогенез определяет онтогенез. Филогенез phylon – род племя – исторический путь развития вида. дифференциации: в процессе развития организма органа ткани или клетки однородные структуры разделяются на обособленные отличающиеся друг от друга части благодаря чему меняются формы...
26401. Застенные железы тонкой кишки 24 KB
  Выводной проток ductus pancreaticus открывается в 12перстную кку: лошадь: объединяется вместе с печёночным протоком в фатеров дивертикул; свинья КРС: расстояние между печёночным и панкреатическим протоками – 35 см; собака: может быть несколько добавочных протоков. и вегетативное печёночное нервное сплетение и выходит общий печёночный проток и лимфатические сосуды в воротах лимфоузел. Пузырный проток соединяется с печёночным образуя желчный проток который идёт в 12перстную кишку. Отток лимфы в поясничную истерну грудной лимфатический...
26402. Зев (fauces) 20.5 KB
  Образован мягким нёбом сверху корнем языка снизу и по бокам небноязычными дужками arcus palatoglossus в виде складок слизистой оболочки соединяющих мягкое нёбо с боковыми поверхностями корня языка. В составе кольца – язычная миндалина tonsilla lingualis в виде углублений слизистой с лимфатическими фолликулами в корне языка непарная нёбная миндалина tonsilla veli palatini на основании мягкого нёба у лошадей и свиней парные нёбные tonsilla palatina по бокам от нёбноязычных дужек и миндалины евстахиевых труб у их оснований.
26403. Зейгоподий грудной конечности и локтевой сустав 22.5 KB
  Последняя находится в редуцированном состоянии Зейгоподий и стилоподий формируют локтевой сустав art. Иннервация: из плечевого сплетения plexus brachialis которое образовано вентральными ветвями смешанных спинномозговых 5 6 7 8 шейных нервов и первых двух грудных: лучевой поверхностныйкожу и глубокий иннервирует только разгибатели локтевой срединный межкостный.