26093

Социокультурный прогресс

Доклад

Культурология и искусствоведение

Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.

Русский

2013-08-17

17.3 KB

22 чел.

25 вопрос

Социокультурный прогресс

Культурный прогресс : критерии, историческая реальность, характер.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.

Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века - Ж. Кондорсе  (1743 - 1794), А. Тюрго (1724 - 1781), И.Г. Гердеру. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума, рост знаний. Культурный прогресс они связывали прежде всего с прогрессом науки, научного познания.
Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры. Иногда классиков марксизма упрекают в том, что они свели все многообразие культуры к пяти формационным типам. Это не совсем верно. В марксистской теории культуры обращается внимание на то, что любая культура существует в рамках того или иного региона, особенности которого (географические, хозяйственные, общие национальные, этнические, религиозные традиции, общность исторической судьбы) в значительной мере влияют на конкретно-историческое развитие входящих в него культур. К примеру, в рамках феодального типа культуры можно выделить существенные различия между византийской и западноевропейской культурами.

Посмотрим, как рассматривается проблема культурного прогресса в современной культурологии? Прежде всего, обращается внимание на то, что о культурном прогрессе можно говорить лишь как об общей тенденции, магистральном направлении развития культуры. Следует иметь в виду и то, что культурный прогресс имеет противоречивый и неравномерный характер. Неравномерность развития культуры проявляется в следующем:

1. Неодинаковы темпы и уровень развития отдельных видов и элементов культуры. В разные исторические эпохи на первый план выступали те виды культуры, которые наиболее полно отражали своеобразие эпохи, ее потребности и идеалы. Например, в античную эпоху главную роль играли сначала мифология, затем - философия, в средние века - религия, в эпоху Возрождения - искусство, в Новое время - наука. Если взять искусство, то в античности на первый план вышли скульптура и театр, в средние века - архитектура и музыка, в эпоху Возрождения, прославляющую красоту человека и мира, портретная и пейзажная живопись стала играть первостепенную роль. В современном мире лидируют такие виды искусства, как кинематограф, телевидение, эстрадная музыка.
2. Центры мировой культуры постоянно перемещаются из одной страны в другую, из одного региона земного шара в другой. Вначале это были страны Древнего Востока, затем античные Греция и Рим, в средние века - Византия, в эпоху Возрождения - Италия, в XVII веке - Голландия, в XVIII - Англия и Франция и т.д.
3. Неравномерность проявляется в том, что в развитии культуры периоды подъема, расцвета могут сменяться периодами упадка, застоя, кризиса.

Культурный прогресс носит противоречивый и неравномерный характер. Всю сложность и противоречивость культурного прогресса отражает спиралеобразная форма. Она показывает, что в развитии культуры есть и поступательная направленность, и моменты регресса - утраты достигнутого, и повторение пройденного на более высоком уровне развития. На новом витке развития культуры могут повторяться определенные принципы, идеалы, ценности, нормы предшествующих этапов развития культуры. Например, в истории культуры неоднократно происходило обращение к античному наследию: в эпоху Возрождения, в классицизме XVII века, в неоклассицизме конца XVIII - начала XIX вв.

Все аспекты культурного прогресса находятся в генетической монолитности развернутых структур критериев культурного прогресса и их сущности. Нормативное видение будущего определяется критериями культурного прогресса. Предвидеть тенденцию развития — это значит учесть все прогрессивные и регрессивные результаты общественной деятельности, составляющие момент движения вперед. В многочисленных источниках рассматриваются типы прогнозов культурного прогресса: текущие и краткосрочные (общества и подсистем); сверх- и долгосрочные (для интегральных систем — человечества). За основу классификации прогнозов берется целевой критерий: для чего, с какой целью. И. В. Бестужев-Лада выделяет два типа прогнозов: поисковый и нормативный. Большую роль при разработке прогноза играет «принятие решения» как одного из критериев культурного прогресса, вскрывающего нормативный, управленческий аспект социального действия и предвидения, так как именно здесь реализуется критерий свободы познания (И. А. Бычко). Низкую оценку культуре принятия решений и управления как критерию прогресса России выставляет О. Савельзон.

Как указывает И. В. Бестужев-Лада, назрела пора перейти к качественно-количественным оценкам анализа, диагноза и прогноза культурного прогресса. В ключе нашего исследования и утверждение: без определения сущности понятий «культура» и «прогресс» невозможно выявление критериев и показателей культурного прогресса, без чего немыслима выработка рекомендаций для социального планирования, для управления социальными процессами.

Критерии культурного прогресса выполняют методологическую роль в разработке основных этапов социального прогноза: предпрогнозная ориентация — сбор исходных данных и построение исходной модели прогнозируемого явления (диагностика) — сбор данных прогностического фона — поисковый прогноз — нормативный прогноз — верификация прогнозов — выработка рекомендаций для управления всеми процессами  . Критерии культурного прогресса при этом выполняют объяснительную, предсказательную, синтезирующую, методологическую и технологическую функции.

Обладая своими особенностями, функции культурного прогресса находятся в диалектическом единстве, а в наиболее общем виде — единстве теории и практики. Это положение распространяется и на сущность критериев культурного прогресса: а) объективность, истинность критерия; б) всеобщность, универсальность; в) комплексность; г) диагностика особенностей прогнозирования в различных областях и социальных сферах; д) диалектика материального и духовного производства; е) ориентиры — идеалы в прогнозировании и проектировании мировых процессов; ж) определение оптимальной модели социально-культурного развития человечества; з) прогнозирование генеральных направлений международной общественной деятельности; и) общеметодологическая основа в анализе базиса и надстройки; к) критерии являются индикаторами движения и развития человечества.Критерии культурного прогресса как ориентиры прогноза становятся острым идеологическим оружием. Социальное предвидение не может быть неидеологическим, во всех мировых процессах оно носит социально значимый характер. Особую идеологическую остроту критерии культурного прогресса приобретают тогда, когда они вскрывают сущность экономической формации, всех социальных систем мировой цивилизации, ее прошлое, настоящее и тенденцию в развитии.

Критерии культурного прогресса — не только измерители бывшей и настоящей деятельности. Раскрывая свои прогностические аспекты, они обладают не только функциями управления, но и сами выступают критериями культуры управления (О. Савельзон). Сознательная постановка целей требует от мирового сообщества изучения не только мотивов практической деятельности огромных масс людей, но и степени их культурности, творчества, политической зрелости. Общественное сознание как критерий культурного прогресса является основой формирования объективного фактора, но не им самим. Оно становится им лишь тогда, когда выступает управляющей силой в деятельности партий, классов, общественных объединений и организаций населения.

Культурный всеобщий прогресс человечества оценивается по мере достижения той или иной степени совершенства, вскрываемой сущности критериев и их различных аспектов. Культурный прогресс никогда не сможет достичь своего абстрактного обобщенного идеала, измеряемого критериями. Это качественное саморазвитие и самодвижение будет бесконечным, абсолютным, относительность же его конкретна только для определенной эпохи или замкнутой подсистемы или системы. Действительность внесет свои более совершенные коррективы, а практика и наука выдвинут новые критерии общественной практической деятельности. Таким образом, развитие критериев происходит по замкнутой кольцевой структуре «критерии — цель — прогноз — результат — критерии».

 Анализ проблемы культурного прогресса и его критериев связан с определением целей и идеалов общества и индивидов, которое имеет два самостоятельных аспекта: методологический и содержательный. Первый состоит во всестороннем изучении процессов целеполагания, второй может быть выражен в разработке целостной системы критериев. Он вызван усложнением и увеличением задач, требующих от науки разработки социальных, экономических и т. п. критериев, так как только одна система отраслевых критериев не в состоянии оценить систему или полисистемные объекты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83880. Хирургическая анатомия желчного пузыря и желчных протоков. Варианты желчных протоков. Дренирование желчных протоков 78.03 KB
  Хирургическая анатомия желчного пузыря Желчный пузырь представляет собой грушевидной формы резервуар для желчи располагающийся между правой и квадратной долями печени. Шейка желчного пузыря продолжается в пу зырный проток направлена в сторону ворот печени и залегает вместе с пузырным протоком в печеночнодвенадцатиперстной связке. С\'келетотопия: дно желчного пузыря определяется спереди.
83881. Хирургическая анатомия желудка. Отделы, кровеносные сосуды, нервы и лимфатические пути 54.69 KB
  Отделы желудка Желудок имеет достаточно специфическую форму. В нем можно выделить несколько отделов которые отличаются в функциональном отношении и по своему гистологическому строению: кардиальный отдел дно желудка тело желудка и пилорический отдел. Кардиальный отдел или кардия желудка назван так за то что он располагается в непосредственной близости к сердцу.
83882. Хирургическая анатомия двенадцатиперстной кишки. Отделы, кровеносные сосуды. Большой и малый дуоденальные сосочки 50.97 KB
  Верхняя часть луковица двенадцатиперстной кишки располагается между привратником желудка и верхним изгибом двенадцатиперстной кишки. Нисходящая часть двенадцатиперстной кишки образует более или менее выраженный изгиб вправо и идет от верхнего до нижнего изгибов. В эту часть открываются обший желчный проток и проток поджелудочной железы на большом сосочке двенадцатиперстной кишки.
83883. Хирургическая анатомия поджелудочной железы и спленэктомия 51.49 KB
  Она имеет: переднюю поверхность к которой выше брыжейки поперечной ободочной кишки прилегает антральная часть желудка а ниже петли тонкой кишки; заднюю поверхность к которой прилегают правая почечная артерия и вена общий жёлчный проток и нижняя полая вена; верхний и нижний края. Тело имеет: переднюю поверхность к которой прилегает задняя стенка желудка; заднюю поверхность к которой прилегают аорта селезёночная и верхняя брыжеечная вены; нижнюю поверхность к которой снизу прилегает дена дцатиперстнотощекишечный изгиб; верхний...
83884. Хирургическая тактика при проникающих ранениях брюшной полости Тактика при ранении паренхиматозных и полых органов 50.73 KB
  Для осмотра селезенки желудок оттягивают вправо а левый изгиб ободочной кишки книзу. При обнаружении в брюшинной полости содержимого желудочнокишечного тракта сначала осматривают переднюю стенку желудка его пилорическиий отдел верхнюю горизонтальную часть двенадцатиперстной кишки а затем заднюю стенку желудка для чего рассекают желудочноободочную связку. Для обнаружения источника повреждения задней стенки нисходящей части двенадцатиперстной кишки рассекают париетальный листок брюшины по её наружному краю по Кохеру и мобилизовав...
83885. Операции при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки. Техника выполнения. Тактика при перфорации опухоли желудка 51.17 KB
  Тактика при перфорации опухоли желудка. Ушивание прободной язвы желудка и двенадцатиперстной кишки При прободной язве желудка возможно выполнение двух видов срочных оперативных вмешательств: ушивание прободной язвы или резекция желудка вместе с язвой. При ушивании перфорационного отверстия необходимо придерживаться следующих правил: дефект в стенке желудка или двенадцатиперстной кишке ушивается обычно двумя рядами серозномышечных швов линия швов должна быть направлена перпендикулярно к продольной оси органа во избежание стеноза просвета...
83886. Операции при желудочном кровотечении 49.82 KB
  Основная задача оперативного вмешательства при ЯК состоит в спасении жизни пациента путем выполнения адекватного состоянию больного объема операции позволяющего устранить источник кровотечения обеспечить надежный гемостаз и по возможности излечить от язвы желудка двенадцатиперстной кишки или язвы ГЭА. При залуковичных язвах двенадцатиперстной кишки осложненных кровотечением следует применять дренирующие желудок операции с прошиванием кровоточащей язвы дополненные стволовой ваготомией. Оптимальным вмешательством при кровоточащих...
83887. Ваготомия и пилоропластика. Показания, техника выполнения 50.11 KB
  Показания: осложненные формы язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и пилорического отдела желудка сопровождающиеся пенетраиией. Селективная проксимальная ваготомня пересекаются веточки блуждающих нервов идущие только к телу и дну желудка. Ветви блуждающих нервов иннервирующие антральный отдел желудка и пилорус ветвь Латерже. Ветвь Латерже считают чисто двигательной которая регулирует моторику пилорического сфинктера желудка.
83888. Гастростомия. Показания, техника выполнения операции по Витцелю 49.58 KB
  Гастростомия наложение искусственного свища желудка. Показания: ранения свищи ожоги и рубцовые сужения пищевода неоперабельный рак глотки пищевода кардиального отдела желудка. как правило самостоятельно закрываются после удаления трубки: губовидные свищи искусственный вход формируют из стенки желудка способ Топровера: являются постоянными. трансректальная левосторонняя послойная лапаротомия длиной 1012 см от реберной дуги вниз; выведение в рану передней стенки желудка на которую между малой и большой кривизнами по длинной оси...