26097

Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура

Доклад

Культурология и искусствоведение

Лесли Элвин Уайт Открытие культуры когданибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. проясняет природу и смыслы культуры раскрывает ее роль в общественной жизни А. помогает прояснить то подлинное значение культуры которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей как прошлого так и настоящего вскрывает причины искажений в их теоретических позициях С. предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы которая коренным образом...

Русский

2013-08-17

19.48 KB

17 чел.

  1.  Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура.

Лесли Элвин Уайт

«Открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни.

Ю.Н.Солонин

чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии он ни готовился, без знания культурологии, ее основных понятий и проблем, без понимания закономерностей культурных процессов и, особенно, без ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта

В.М.Межуев

В каком-то смысле культурология – это наука будущего,которая постепенно придёт на смену и экономической, и политической науке в их нынешнем виде. 

Культурология

- занимается изучением культур как сверхсложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем (М.С. Каган).

- проясняет природу и смыслы культуры, раскрывает ее роль в общественной жизни (А.Я. Флиер);

- позволяет составить более четкое представление о том, каков должен быть вектор исторического развития,

- на достижение каких целей должны быть сконцентрированы как усилия отдельной личности, так и всего общества (А.С. Кармин).

- помогает прояснить то подлинное значение культуры, которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей, как прошлого, так и настоящего, вскрывает причины искажений в их теоретических позициях (С.Н. Иконникова).

- предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы, которая коренным образом отличается от тех стереотипных решений, что закрепились в массовом сознании и определяют логику человека современной эпохи (Д.С. Лихачёв).

По А.Я. Флиеру и Н.В. Исаковой:

Междисциплинарные связи:

Культурологическое знание имеет связь с гуманитарными, общественными и естественно-научными областями знания. В сформировавшейся структуре наук особое место занимала философия, которая играла роль методологического основания для познания любых сфер реальности: природы, общества, мышления.

Гуманитарное и социально-научное знание.

Философия

а) науки о формах социальной организации и регуляции (юридические, политические, экономические, этнология).

б) науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта (филологические, педагогические, искусствоведческие, религиоведение)

в) наука о видах материально-преобразующей деятельности (технические)

г) интегративные науки о различных аспектах видов и форм

человеческой деятельности (исторические, психологические, социологические,          культурологические).

Предмет: консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные, а также социально-воспроизводящие аспекты коллективного бытия как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей – народов.

Объект:

- любые виды и формы человеческой жизнедеятельности.

- культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

Проблемное поле:

- определение сущности культурологии

- связь фундаментальных исследований с практикой эмпирического анализа

- культурно-антропологическое направление

- взаимоотношение человека и культуры, культуры и природы, культуры и общества

-характеристика культурных норм,

-анализ и оценка культурного уровня субъекта,

-изучение культуры как инструмента человеческой деятельности.

 

Структура:

гносеологический раздел и онтологическая часть

Сущность культуры как ключевого понятия данной науки.

проблематика гносеологическая, онтологическая, праксиологическая

Теоретические и конкретно-

эмпирические разработки

дифференциация на различные культурологические дисциплины, образовавшиеся на базе классических дисциплин

Теория культуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34805. Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы 26 KB
  Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.
34806. Эмпиризм: гоббс и локк. Скептицизм Юма. Субъективный идеализм Беркли 35 KB
  Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юм пытается доказать что субстанция и причинность не объективно существующие сущности не априорные идеи но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. Среди постепенно появляющихся идей о вещах мы начинаем замечать определенное сходство которое позволяет дать этим понятиям одно и то же название оставляя в стороне возможные качественные и количественные различия и приобретаем...
34807. Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека 37 KB
  Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.
34808. Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода 29.5 KB
  Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.
34809. Абсолютный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие системы и метода 41 KB
  Диалектическая философия Гегеля Романтики иенской школы Фихте Шеллинг Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Согласно романтикам главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер во многом обязанный тому что Кант противопоставил истинное знание доставляемое точными науками тем формам знания которые нам дают миф искусство язык. В качестве такого субъекта предстала особенно у Гегеля история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности...
34810. Антропологический материализхм Фейербаха 31 KB
  Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.
34811. Принцип делай добро (модель Парацельса) 30.5 KB
  Модель Парацельса это форма врачебной этики в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова отец в патернализме фиксирует что образцом связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социальноморальная ответственность но и целебность ...
34812. Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель) 32 KB
  Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...
34813. Принцип уважения прав и достоинства человека (биоэтика) 32.5 KB
  Эти процессы высвечивают почему в 6070х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики вопроса об отношении врача и пациента.