26102

Основные подходы в изучении культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...

Русский

2013-08-17

17.67 KB

43 чел.

7 вопрос

Основные подходы в изучении культуры

Параметр сравнения

Подход

Философский

Антропологический

Социологический

Интегралистский

Краткое определение

Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности

Система артефактов, знаний и верований

Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей

Метасистема деятельности

Существенный признак

Универсальность/всеобщность

Символический характер

Нормативность

Комплексность

Типичный

структурный

элемент

Идеи и их материальное воплощение

Артефакты, верования, обычаи и т.д.

Ценности, нормы и значения

Предметные и организационные формы

Главная функция

Креативная (творение бытия человеком или для человека)

Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей

Латентность (поддержание образца) и социализация

Воспроизводство и обновление самой деятельности

Приоритетный метод исследования

Диалектический

Эволюционный

Структурно-функциональный

Системно-деятельностный

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

социологический и антропологический подходы дополняют друг друга,

сравнение социологического и антропологического подходов

Социологический подход

Антропологический подход

Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы

Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее содержания

Приоритетное познание культуры современных обществ

Приоритетное познание традиционных культур

Ориентация на изучение чужих культур и обычаев

Ориентация на изучение собственной культуры

Познание культуры больших социальных групп

Исследование общинности или общинной культуры

Изучение институциональных аспектов культуры

Познание внеинституциональных явлений культуры

Исследование «системной» организации культуры и ее специализированных форм

Изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.

Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные

черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60124. От теории – к практике «Визуальная поэзия – современная интеллектуальная игра» 986.5 KB
  В настоящее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. К концу ХХ века интеллектуальная игра с поэзией приобрела современное звучание и не утратила своего значения: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.
60125. Учитель, ринок, технологія (Обираємо технологію) 207.94 KB
  Мета: обговорити підходи до вибору технології навчання з позицій потреб сучасного ринку освітніх послуг в Україні, визначити дієвість та конкурентоспроможність обраних технологій в інтерактивному спілкуванні студентів.
60126. ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ 85 KB
  2-й ведущий. Эта песня-воззвание неслась над страной в суровую военную годину. И тысячи людей брали в руки оружие, чтобы отстоять свободу и независимость любимой Родины.
60127. Українське кіномистецтво 951 KB
  Народилася Наталія Михайлівна Ужвій 22 серпня 1898 року в містечку Любомлі на Волині в селянській сімї. До 1912 року сімя Ужвій жила в робітничому селищі Брудно поблизу Варшави.
60129. Класна година: Не рубай ялинку, не губи тваринку, а краще природу бережи 44 KB
  Вони ростуть у суворому кліматі там завжди дуже холодно ростуть на збіднених ґрунтах де мало вологи і поживних речовин. Слайд 3 Група 1 Ялинка як і всі вічнозелені дерева дуже красива. Людям у яких є хвороби серця чи дихальних шляхів це повітря дуже корисне...
60130. Хлеб - всему голова 73 KB
  Демонстрация видеоролика Хлеб - всему голова Вступительное слово преподавателя Гетман А. Хлеб во все времена и у всех народов наибольшей святостью считается хлеб. Когда не было хлеба приходила беда.
60131. Виховний захід: «Я - за безпечний Інтернет» 69.5 KB
  Мета: знайомство учасників для створення комфортної атмосфери для роботи Метод: індивідуальна робота Теоретична інформація: На ватмані малюється квітка без пелюстків. Вправа 2: Очікування гра Гаряча картопля...
60132. Музыкально - литературное кафе «Огонёк» 113.5 KB
  Воспитательная: формировать интерес и уважение к отечественной культуре; создать атмосферу единения характерную для концертов бардовской песни 60-70х годов обогатить духовный мир учащихся.