2613

Грамматические значение и форма

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Содержательная сторона слова представляет собой сложное образование, в котором сочетается информация разного типа. Например, в слове «чистый», с одной стороны, есть система значений...

Русский

2014-06-10

52 KB

37 чел.

Грамматическое значение – абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное)

Значение слова и его компоненты

1. Лексическое и грамматическое значение

Содержательная сторона слова представляет собой сложное образование, в котором сочетается информация разного типа. Например, в слове «чистый», с одной стороны, есть система значений: 1. Освобожденный от грязи (чистый стол). 2. Нравственно безупречный (чистые помыслы). 3. Имеющий свободную, открытую, ничем не занятую поверхность (чистое поле).

С  другой стороны, слово имеет грамматическое значение признака, поэтому включается в класс прилагательных и противостоит существительным – «чистота»; значение мужского рода и единственного числа.

Кроме того, в слове есть стилистические признаки: оно может быть – разговорным или книжным; шутливым, вульгарным и т.д. Грамматические, стилистические и некоторые другие признаки, характеризующие не называемый словом предмет, а дающие ту или иную характеристику самому слову, образуют структурно-языковой компонент значения.

Лексическое и грамматическое значения противостоят друг другу по ряду параметров.

Лексическое значение слова – это  исторически закрепленное за словом отражение действительности. Это его «вещественное», конкретное индивидуальное содержание, связанное с отражением определенного предмета или явления действительности.

Грамматическое значение слова – это обобщенное, абстрактное значение, выражающее различного рода отношения одного слова к другим словам в словосочетании, предложении. Грамматическое значение имеет регулярное выражение в языке в определенных грамматических формах, например, в словоформе «читать» грамматическое значение неопределенной формы глагола находит свое стандартное выражение при помощи суффикса  -ть.

Лексические значения слова изучаются в лексикологии, а грамматические – в морфологии.

Будучи взаимосвязанными, лексические и грамматические значения имеют целый ряд различий.

Лексическое значение несет основную, коммуникативно важную информацию слова и является непосредственным предметом сообщения, а грамматическое дополнительную, поскольку оно присуще не конкретной лексической единице, а целому классу слов. Например, значение настоящего времени могут иметь все глаголы, одушевленности – неодушевленности – все существительные и т.п.

Лексическое значение обязательно свойственно всем формам слова, оно выражается основой слова, а грамматическое – одной или несколькими формами, о чем свидетельствуют определенные показатели (суффиксы, окончания).

Грамматические значения определяются по соотношению форм друг с другом, в рамках определенной парадигмы. Например, у глагола «росла» есть значение прошедшего времени, единственного числа, женского рода, несовершенного вида и т.п., потому что у глаголов в русском языке есть также значения настоящего и будущего времени, множественного числа, мужского и среднего рода, совершенного вида и т.п.

Все знаменательные слова в языке обладают лексическим значением, в содержании служебных частей речи (предлогах, союзах, частицах, артиклях и др.) ведущим является грамматическое значение.

2. Значение слова и понятие

Выше мы уже говорили об отношении слова к предмету и выяснили, что: 1) слова служат для наименования предметов (денотатов) действительности; 2) в значении слова может получить отражение признак предмета, на основе которого возникает название; 3) слово называет не только конкретный предмет, но и весь класс подобных предметов. Эта особенность называется обобщающим характером слова или обобщающей функцией. Она определяется  тем, что в основе значения слова лежит понятие о том или ином предмете. 

Рассмотрим подробнее соотношение значения и понятия.

Предметный мир отражается в сознании в виде представлений и понятий. Представления содержат наглядный образ предмета. В понятии наглядно-образные компоненты как бы «снимаются», оно отражает те основные, существенные признаки данного предмета, которые отличают его от других. Например, понятие «береза». В действительности нет березы «вообще». Есть конкретные березы – высокие и низкие, кривые и прямые, плакучие и т.д. Понятие «береза» образовано путем отвлечения от конкретных берез их существенных признаков: цвета коры, формы листьев и т.д.

Понятие есть один из видов концептов, то есть мыслительных единиц. Человек мыслит концептами, и понятие является одним из видов концептов.

Слово является материальным воплощением понятия как мыслительного образа предмета. В свою очередь понятие лежит в основе лексического значения слова. Если бы в основе значения не было понятия, тогда пришлось бы давать название каждому отдельному предмету действительности.

Взаимозависимость понятия и значения слова не означает их тождества. Так, понятие выражается в значении слова, но не всякое слово выражает понятие -  например, междометия лишь сигнализируют о том или ином состоянии, чувствах говорящих (Увы! Ах!). Значение слова оказывается шире понятия, если учитывать, что оно может содержать мотивирующий признак (учитель – тот, кто учит), экспрессивно-стилистический компонент (училка – пренебрежительное, разговорное), оценку  и другие смысловые  компоненты. Значение совпадает с понятием, как правило, лишь у научных терминов.

Говоря о соотношении понятия и слова в целом, заметим, что в слове, если оно многозначное, может быть выражено несколько понятий. Например, земля – 1) планета, 2) суша, 3) почва и другие. Вместе с тем одно понятие может быть выражено разными словами, ср., например, пес и собака, дом и изба, простодушный и бесхитростный; одно понятие может быть выражено двумя словами (словосочетанием): солнечный удар, железная дорога и т.п.

3. Структура значения слова

В современной лингвистике значение рассматривается как сложная структура, образованная несколькими составляющими.

В составе лексического значения выделяют мега-, макро- и микрокомпоненты.

Мегакомпоненты -  самые крупные составляющие значения слова, Ими являются лексический и структурно-языковой компоненты.

Основными макрокомпонентами лексического значения слова являются денотативный и коннотативный.

Денотативный макрокомпонент значения является основным, так как несет информацию о наиболее общих и существенных признаках предмета номинации, составляет предметно-логическое содержание семантики слова. Денотативный компонент – основа любого прямого значения слова, его обязательная часть. Например, денотативное значение слова «книжечка» - произведение печати в виде переплетенных листов с текстом.

Коннотативный макрокомпонент несет дополнительную информацию о предмете. Данный компонент отражает отношение говорящих к предмету речи и особенности условий общения. Например, в слове «книжечка» есть коннотативный смысл – уменьшительное, ласкательное обозначение.

В составе макрокомпонентов выделяются микрокомпоненты – семы (термин В. Скалички). Сема – минимальный компонент значения, отражающий отличительный признак обозначаемого предмета.

К примеру, основные семы, выделяющиеся в денотативном компоненте значения слова женщина – лицо, женский пол, взрослое; мальчик – лицо, мужской пол, юное.

Членение значения слова на семы составляет суть компонентного анализа. Семы выделяются в группе слов, объединенных общим значением на основе сопоставления и противопоставления соответствующих семем. Классическим примером разложения на семы служат термины родства: противопоставляются группы родственников мужчин (отец – сын – брат и т.д.) и женщин (мать – дочь - сестра); предков (отец, мать,  дед, бабушка) и потомков (сын, дочь, внук); прямое и боковое родство (отец - дядя) и т.д.

Семасиологи различают следующие основные типы сем.

Архисема – родовая, наиболее общая сема, объединяющая большие группы слов внутри части речи, например: движение, физическое состояние, изменение объекта (у глаголов). (по-другому её называют интегральной, то есть объединяющей семой)

Дифференциальные семы – признаки, отражающие отличительные особенности обозначаемых предметов. Дифференциальные семы выявляются при противопоставлении слов, объединенных одной архисемой. Благодаря им можно отличить одну семему от другой.

Например, для слов: сколотить, спаять, сплести, связать архисемой будет признак «соединение». Дифференциальные семы у данных семем конкретизируют способ действия: сколотить – ударами соединить, спаять – соединить посредством пайки; сплести – соединить концы чего-нибудь плетением, связать – завязывая, соединить одно с другим.

Кроме этих основных типов сем, отдельное значение слова (семема) может содержать неограниченное число разнообразных периферийных сем, конкретизирующих те или иные смысловые аспекты. Среди них выделяются вероятностные, потенциальные, скрытые семы.

О наличии в значении вероятностной семы сигнализируют слова «обычно, как правило, в основном и т.п.» в словарных толкованиях семантики слов. Например, бульвар – широкая аллея на городской улице, обычно посередине ее.

Потенциальные семы, по определению профессора В.Г. Гака, отражают «второстепенные, иногда не обязательные признаки предмета, различные ассоциации, с которыми данный элемент действительности связывается в сознании говорящих». Например, в денотативном значении глагола «плыть» есть семы «передвижение», «по водной поверхности». Семы «не иметь устойчивой опоры», «гибнуть» являются потенциальными, они реализуются в переносном значении слова в сочетании «плавать на экзамене» - отвечать наугад, не обладая твердыми знаниями.

Скрытые семы отражают смысловые признаки, которыми наделяется объект в сознании носителей определенного языка и культуры. Например, в русском языке у слова «продавец» долгое время  существовала скрытая сема «грубый», в немецком же – сема «вежливый», в английском – «хитрый», «красноречивый». Такого рода семы выявляются при помощи лингвистического эксперимента.

Семы в составе денотативного компонента значения иерархически организованы и находятся в структурных отношениях. Семема представляет собой микроструктуру сем.

Коннотативное значение выражает эмоциональное и оценочное отношение говорящего к денотату слова (то есть к предмету).

Оценка бывает одобрительной и неодобрительной; неоценочность слова – тоже вид оценочности.

Эмоция и оценка в составе коннотативного макрокомпонента тесно связаны, но являются разными семантическими компонентами. Возможна оценочность слова при отсутствии эмоциональности и наоборот:

Доброкачественный «хорошего качества» - одобрительное, неэмоциональное. Непогода «плохая погода» - неодобр., неэмоц. Деликатес «изысканное кушанье» - одобр., неэмоц.

В большинстве случаев, однако, оценка функционирует в составе коннотации в согласовании с эмоцией:

Эмоция может выступать в значении в самом общем виде - как отрицательная или положительная эмоция: полож.-эмоц. - добряк, молодчина. Отриц.-эмоц. - разбитной, гадкий, мерзкий, толстуха.

В других случаях эмоция конкретизируется. Можно выделить следующие эмоциональные компоненты значений: презрительное (голодранец, бредни,  доносчик); пренебрежит. – (старикашка, развалюха, работничек, задрипанный), уничижительное (ничтожество, сопляк, быдло, ворюга); ироническ. (отпрыск, видик, зазноба); бранное (сволочь, мерзавец, подлец, негодяй); ласкательное. – (дружочек, бабуся, солнышко, миленький); восхитительн. (пленительный, обворожительный, потрясающий) и другие.

Эмоциональные и оценочные компоненты значения также являются лексическими семами.

Кроме лексического (денотация + коннотация), выделяют еще структурно-языковой мегакомпонент значения слова. В нем выделяются функциональный и грамматический макрокомпоненты, в рамках которых тоже есть микрокомпоненты – семы.

Функциональный макрокомпонент - информация об особенностях функционирования единицы в речи. Данный макрокомпонент включает функционально-стилистические семы (книжн., межстилевое, сниженное и др.), функционально-территориальные (общераспр., диал., регион., обл., южн., сев. и т.д.), функционально-социальные (общенар., термин., спец., жарг.), функционально-темпоральные (соврем., нов., устар.) и функционально-частотные (употр., малоупотр., редк., неупотр.).

Грамматический компонент включает информацию о грамматических признаках слова (род, число, падеж, время, вид, наклонение, лицо и т.д.).

Функциональный и грамматический макрокомпоненты являются основными в структурно-языковом значении слова.

Грамматическая форма – одно из регулярных видоизменений слова, любая форма слова при его склонении или спряжении.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57764. Der Gemüsegarten 38.5 KB
  Практична: ввести лексичні одиниці за темою уроку та тренувати їх вживання в усному та писемному мовленні, закріпити вживання сильних дієслів у теперішньому часі на прикладі дієслова essen.
57765. Текст-переклад. Бінарний урок з інформатики та англійської мови 143.5 KB
  А зараз давайте пригадаємо пристрій, який допоможе нам друкувати текст. Називається він?(клавіатура). На клавіатурі знаходиться багато клавіш. Це алфавітно-цифрове поле (демонструється малюнок клавіатури).
57766. Перерізи многогранників. Метод слідів 712 KB
  Многогранники Опуклі многогранники Правильний многогранник Куб Паралелепіпед Піраміда Призма а у другій – нові переріз діагональний переріз січна площина.
57767. Перська держава 73.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями зародження і функціонування держави Персії охарактеризувати діяльність найвідоміших правителів Персії: Кіра ІІ Дарія І розкрити завойовницький характер їх зовнішньої політики...
57768. Теорема Піфагора 271.5 KB
  Мета: сформулювати і довести теорему Піфагора; познайомити учнів з біографією Піфагора; вчити застосовувати теорему до розвязання задачрозвивати логічне мислення; розвивати інтерес до математики...
57769. Союз гіпотенузи та катетів. Теорема Піфагора 1.81 MB
  Тип проекту: Пізнавальний дослідницький творчий За кількістю учасників: груповий За тривалістю підготовки: короткотривалий два тижні Епіграф: Не роби ніколи того що не знаєш але вчись усьому що потрібно знати і тоді будеш вести спокійне життя.
57770. Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних 6.68 MB
  Мета: освітня – узагальнити та систематизувати знання учнів з теми: “Розв’язування квадратних рівнянь та рівнянь, що зводяться до квадратних”; виховна – виховувати самостійність, інтерес до вивчення математики...
57771. Питание и здоровье 191 KB
  Образовательная: установить связь между особенностями питания человека и его здоровьем; пояснить значение рационального питания поддержания здорового образа жизни; познакомить с распространенными болезнями человека...
57772. Питание и здоровье 349 KB
  Базовые понятия и термины: рациональное питание норма питания энергетический баланс. Здоровье человека его трудоспособность долголетие адаптация к изменчивым условиям окружающей среды в значительной степени зависит от правильного питания. Что же является основой рационального питания Нам предстоит сегодня узнать сообщение темы и целей урока запись в тетрадь.