26191

Депресси́вный синдро́м

Доклад

Медицина и ветеринария

При депрессии снижена самооценка наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.Различают униполярные депрессии при которых настроение остаётся в пределах одного сниженного полюса и биполярные депрессии являющиеся составной частью биполярного аффективного расстройства которые перемежаются маниакальными гипоманиакальными либо смешанными аффективными эпизодами. Можно выделить следующие формы униполярных депрессий Большое депрессивное расстройство часто называемое клинической депрессиейМалая депрессия которая не...

Русский

2013-08-18

19.74 KB

5 чел.

Депресси́вный синдро́м (от лат. depressio — подавленность) — психопатологический синдром, характеризующийся триадой симптомов:

  1. пониженным настроением по типу гипотимии,
  2. торможением интеллектуальной деятельности (брадипсихия),
  3. двигательной заторможенностью.

Депре́ссия  — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.Различают униполярные депрессии, при которых настроение остаётся в пределах одного, сниженного, «полюса», и биполярные депрессии, являющиеся составной частью биполярного аффективного расстройства, которые перемежаются маниакальными, гипоманиакальными либо смешанными аффективными эпизодами. Также депрессивные эпизоды небольшой тяжести могут возникать при циклотимии. Можно выделить следующие формы униполярных депрессий - Большое депрессивное расстройство, часто называемое клинической депрессией,Малая депрессия, которая не соответствует всем критериям клинической депрессии, но при которой хотя бы два основных диагностических симптома присутствуют в течение по крайней мере двух недель.Атипичная депрессия — форма депрессивного расстройства, при которой наряду с типичными симптомами депрессии отмечаются такие специфические признаки, как повышенный аппетит, увеличение веса, повышенная сонливость и так называемая «эмоциональная реактивность».Постнатальная депрессия — форма депрессивного расстройства, развивающаяся непосредственно после родов. Дистимия — умеренное хроническое нарушение настроения, когда человек жалуется на почти ежедневное плохое настроение на протяжении по крайней мере двух лет.

Для депрессивного синдрома также характерно угнетение инстинктивной деятельности (понижение аппетита вплоть до анорексии или, наоборот, переедание; снижение сексуальных влечений; снижение самозащитных тенденций, появление суицидальных мыслей и действий), трудности в концентрации внимания и сосредоточенность его на тягостных переживаниях, пониженная оценка собственной личности (в некоторых случаях — при глубокой депрессии — достигающая бредовых идей самообвинения и самоуничижения).

Для диагностики субдепрессивного эпизода необходимо наличие не менее трех из следующих признаков (по Г.В. Старшенбауму):

1.  Снижение побуждений или активности.

2.Нарушение сна.

3.Снижение самооценки или чувство недостаточности.

4.Ухудшение способности сосредоточиться.

5.Снижение социальной адаптации.

6.Потеря интереса или удовлетворения от ранее приятных видов деятельности.

7.Снижение речевой активности.

8. Пессимистическое видение будущего или мрачные раздумья о прошлом.

Помимо описанных форм депрессивных синдромов, существуют их разновидности, обусловленные видоизменением основных депрессивных расстройств. Выделяют ироническую (улыбающуюся) депрессию, при которой улыбка сочетается с горькой иронией над своим состоянием при крайней угнетённости настроения и чувстве полной безнадёжности и бессмысленности своего существования. Без значительной моторной и интеллектуальной заторможенности развиваются депрессии: с преобладанием слезливости, недержания аффекта, чувством беспомощности - слезливая депрессия; с постоянными жалобами - ноющая депрессия; с чувством неприязни ко всему окружающему, отрешённостью, раздражительностью и угрюмостью - брюзжащая, угрюмая депрессия. Если в картине депрессии значительное место занимают тревога, преобладающая над аффектом тоски, и тревожные опасения, то говорят о тревожной депрессии.

Но наиболее опасной и коварной является так называемая скрытая депрессия.

Существуют 2 большие группы: реактивная и эндогенная депрессия.

Реактивная депрессия возникает в ответ на тяжелую психическую травму, например, смерть близкого человека, известие о неизлечимой болезни, измена любимого, предательство друга (любимого) или тяжелую жизненную ситуацию. В отличие от естественной реакции горя и печали, которая может быть в такой ситуации у любого человека, реактивная депрессия характеризуется чрезмерной силой и длительностью.

Для реактивной депрессии характерны подавленность, тоска, плаксивость, поза и движения больных характерны для депрессии — движения заторможены, замедлены, плечи опущены, депрессивный человек сидит, сгорбившись и опустив голову на грудь.

В некоторых случаях двигательная заторможенность может достигать такой степени, что возникает депрессивный ступор — больной лежит или сидит без движения, на лице — скорбь, глубокая тоска или безысходное отчаяние. Он не может себя обслуживать, не может ничего делать. Ничего из происходящего вокруг не привлекает внимания больного.

Все эмоциональные переживания больных реактивной депрессией отражают перенесенную психическую травму. Могут быть идеи самообвинения — больной винит себя, что он не уберег близкого ему человека, считает, что умершего можно было бы спасти, если бы он был к нему более внимателен и лучше ухаживал за ним. В случае тяжелой жизненной ситуации больной винит себя за совершенные ошибки, которые привели к столь печальному исходу. Мысли о случившемся неотступны, они детализируются, случившемуся придается чрезмерное (сверхценное) значение.

Реактивная депрессия может сочетаться с истерическими проявлениями. При этом депрессия выражается незначительной психической и двигательной заторможенностью в сочетании с истерическими симптомами: больной театрально жестикулирует, принимает трагические позы, говорит “с надрывом”, жалуется на “непереносимую” тоску, что не соответствует глубине депрессии, громко рыдает, заламывает руки, говорит о намерении покончить с собой или даже может совершить демонстративные попытки самоубийства. Если у него есть внимательный и сочувствующий слушатель, больной оживляется, ругает своего обидчика, который “довел” его до такого состояния. При напоминании о психической травме (в этих случаях она обычно незначительна — обида, уязвленное самолюбие) все эмоциональные проявления становятся еще более бурными, утрированными. В некоторых случаях могут быть кратковременные приступы возбуждения и истерического отчаяния.

Течение и прогноз реактивной депрессии зависят от тяжести психической травмы и от особенностей личности больного и его состояния, предшествовавшего психической травме. Если реактивная депрессия возникла у человека, перенесшего до этого черепно-мозговую травму, или ослабленного какими-либо соматическими или инфекционными заболеваниями, а также у пожилых людей с сосудистой патологией (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), — то депрессивное сосятоние может быть затяжным. Затяжными бывают и реактивные депрессии, возникшие в связи с тяжелой, не разрешившейся психотравмирующей ситуацией.

В случаях тяжелой депрессии, а также, если симптомы депрессии сочетаются с суицидальными намерениями, требуется госпитализация больного в психиатрический стационар.

***

Эндогенная депрессия бывает при МДП (маниакально-депрессивный психоз, циркулярный психоз, циркулярное помешательство, маниакально-депрессивное заболевание, циклофрения, маниакально-депрессивное расстройство) и шизофрении.

Маниакально-депрессивный психоз — психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов (фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями) с полным восстановлением психического здоровья. Независимо от тяжести и количества перенесенных приступов (фаз), изменения личности отсутствуют.

Как и шизофрения, маниакально-депрессивный психоз — эндогенное заболевание, то есть, возникающим аутохтонно, без воздействия внешних факторов.

Термин “маниакально-депрессивный психоз” ввел в 1889 году Э.Крепелин. Термин “циклотимия” впервые применил К.Кальбаум.

Заболевание может начаться в любом возрасте, но чаще в зрелом и позднем (30-60 лет). Женщины болеют маниакально-депрессивным психозом примерно вдвое чаще мужчин.

Применительно к этому заболеванию обычно пользуются термином “фаза”, которая подразумевает ограниченное во времени болезненное состояние. Длительность фазы без лечения может достигать и несколько месяцев, и несколько лет.

После минования фазы возникает светлый промежуток, то есть, состояние с полным исчезновением психических расстройств, восстановлением психического здоровья и сохранением всех черт личности.

Может быть чередование депрессивных и маниакальных фаз, при этом одна фаза непосредственно переходит в другую (двухфазный, биполярный психоз) или чередование депрессивных фаз и светлых промежутков (монополярный депрессивный психоз) или чередование маниакальных фаз и светлых промежутков (монополярный маниакальный психоз).

Критерии депрессии по Международной классификации психических болезней (МКБ-10). Важное практическое значение имеет своевременное диагностирование депрессивных состояний. С этой целью может быть предложен комплекс признаков:

  1. Сниженное настроение в течение большей части дня, почти каждый день (определяется субъективно – печаль, пустота или объективно – слезы). У детей и подростков наблюдается раздражительность.
  2. Заметная потеря интереса ко всем (почти) занятиям (работа, хобби, домашние дела), сохраняющаяся, как правило, изо дня в день в течение почти всего дня (так называемая ангедония).
  3. Заметное уменьшение (или прибавление) массы тела без использования диеты (изменение – более 5% в месяц). Длительная потеря аппетита. Дети в массе тела не прибавляют.
  4. Проблемы с продолжительностью сна (при депрессии со страхом – в период засыпания) или чрезмерный сон (особенно сложности пробуждения по утрам).
  5. Психомоторное возбуждение или торможение (объективно или субъективно).
  6. Ежедневная усталость, состояние бессилия.
  7. Чувства заброшенности или невероятного стыда, вины (иногда похоже на бред).
  8. Снижение способности мыслить и концентрироваться постоянно – невозможность принимать решения.
  9. Навязчивые мысли о смерти (не только страх смерти). Повторные мысли о самоубийстве, с планом или без него, или попытка самоубийства.

5 перечисленных симптомов должны отмечаться, как минимум, в течение 2 недель и одновременно должно наблюдаться явное ухудшение в личностном функционировании: сниженное настроение, потеря интереса или удовольствия и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38140. Морально-психологічне забезпечення основних видів бою Сухопутних військ ЗС України 133.5 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність, функції та структура спілкування...
38141. Завдання органів з виховної роботи на сучасному етапі розвитку Збройних Сил України 159.5 KB
  Морально-психологічне забезпечення діяльності військ – це система заходів, спрямованих на формування і підтримання високого морального духу армії, МПС і дисципліни особового складу, правопорядку військового, на згуртування військових колективів і протидію інформаційно-психологічному впливу противника.
38142. Плануюча і звітна документація з питань морально-психологічного забезпечення виконання миротворчих завдань 104 KB
  Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: виховної роботи це визначення напрямів шляхів змісту засобів методів і форм щодо реалізації цілей виховної роботи прийняття конкретних адресних обґрунтованих рішень що стосуються реалізації заходів виховної роботи їх...
38143. Відпрацювання плануючої та звітної документації з питань морально-психологічного забезпечення основних видів бою 102 KB
  Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Планування виховної роботи це визначення напрямів шляхів змісту засобів методів і форм щодо реалізації цілей виховної роботи прийняття конкретних адресних обґрунтованих рішень що стосуються реалізації заходів виховної роботи...
38144. Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад 162.5 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№5: Моральнопсихологічне забезпечення підготовки миротворчих підрозділів Сухопутних військ ЗС України Заняття №11: Методика прогнозування і розрахунку психологічних втрат серед особового склад Час: 2 години Мета заняття: 1. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Сутність психологічної підготовки полягає у формуванні в особового складу таких моральнопсихологічних і бойових...
38145. Вивчення керівних документів з питань організації культурно-виховної та просвітницької роботи 94 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№6: Культурновиховна і просвітницька робота в Збройних Силах України Заняття №3: Вивчення керівних документів з питань організації культурновиховної та просвітницької роботи Час: 2 години Мета заняття: 1. Закріпити знання одержані курсантами студентами в процесі самостійної роботи над навчальною методичною і науковою літературою; 2. Основна частина 70...
38147. Керівні документи щодо організації військово-соціальної роботи в СВ ЗС України 105.5 KB
  Головною метою його роботи є оптимізація спільної військової діяльності міжособистісних взаємин а також моральнопсихологічного стану окремих військовослужбовців. ОСНОВНА ЧАСТИНА: Гострота соціальної ситуації у країні у Збройних Силах вимагає від органів військового управління посадових осіб вживання адекватних заходів щодо пом'якшення і запобігання впливу негативних соціальних факторів на соціальноправовий статус військовослужбовців. З метою забезпечення соціального захисту військовослужбовців у нашій країні за останні роки розроблена і...
38148. Керівні документи, що визначають зміст, систему організації та методику інформаційно-пропагандистського забезпечення в ЗС України 151.5 KB
  МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА проведення практичного заняття з навчальної дисципліни Моральнопсихологічне забезпечення військової діяльності Тема№9: Інформаційнопропагандистське забезпечення в Збройних Силах України Заняття №2: Керівні документи що визначають зміст систему організації та методику інформаційнопропагандистського забезпечення в ЗС України Час: 2 години Мета заняття: 1.†35 Обговорення питання №2 “Керівні документи щодо організації всіх видів інформування особового складу ЗС...