26198

Параноидальное расстройство личности, паранойя

Доклад

Медицина и ветеринария

Люди с параноидальным расстройством личности убеждены что действия со стороны других несут в себе угрозу или дискомфорт. Люди с параноидальным расстройством личности склонны проецировать свои чувства на других особенно когда речь идет о чувствах с которыми они сами не могут согласиться. Параноидальное расстройство личности не является проявлением шизофрении расстройства настроения с психотическими функциями и других психотических расстройств.

Русский

2013-08-18

17.14 KB

3 чел.

Параноидальное расстройство личности, паранойя

Люди с паранойей видят в окружающем мире угрозу для себя. Контакты с другими людьми они воспринимают, как угрожающие. С целью преодоления этих угроз, они агрессивны и не доверяют другим. Общение с ними затруднено и характеризуется множеством конфликтов. Они уклоняются от сближения с людьми, избегают поддержки, защиты и понимания других. Пациенты, страдающие паранойей, часто живут изолированно, и убеждены в том, что источник их проблем находится вовне, а не в них самих.

Люди с параноидальным расстройством личности убеждены, что действия со стороны других несут в себе угрозу или дискомфорт. Как правило, они считают, что их используют. Они безосновательно сомневаются в искренности своих друзей и знакомых. Часто они патологически ревнивы.

Люди с параноидальным расстройством личности склонны проецировать свои чувства на других, особенно когда речь идет о чувствах, с которыми они сами не могут согласиться. Они часто демонстрируют отсутствие эмоций и гордятся своими рассуждениями как интеллектуальной собственностью. Они, как правило, чувствительны к вопросам власти и статуса и презирают тех, кто этого не делает. Они эффективны в некоторых сферах бизнеса, но часто становятся причиной беспорядков и конфликтов в своей среде.

DSM-IV-TR критерий

А. Всеобщее недоверие и подозрительности по отношению к другим людям, которые воспринимаются как враждебные, заметно в юношеском возрасте и присутствуют в различных контекстах, о чем свидетельствуют 4 (или более) из следующих черт:

1. безосновательные подозрения в том, что другие используют его или ее с целью навредить обмануть

2. постоянные неоправданные сомнения относительно верности и надежности друзей или коллег

3. нежелание участвовать в совместной деятельности из-за неоправданных опасений, что против него может быть использована информация, с целью нанести вред

4. замечания других людей и события неизменно расцениваются как скрытые унижения и угрозы

5. постоянное ощущение себя обиженным, нежелание простить мелкие оскорбления или несправедливость по отношению к себе

6. из всех замечаний в адрес своего характера и репутации замечает только критические и быстро отвечает гневом или контратакой

7. имеет периодические неоправданные подозрения, касающиеся верности супруга или партнера

B. Параноидальное расстройство личности не является проявлением шизофрении, расстройства настроения с психотическими функциями и других психотических расстройств. Не является результатом прямого физиологического воздействия состояния здоровья.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности

Патохарактерологические свойства, объединяющие эту группу личностных расстройств— импульсивность с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, сочетающаяся с неустойчивостью настроения и бурными, возникающими по малейшему поводу аффективными вспышками.

Распространенность среди населения достигает примерно от 2 % до 5 %, «пограничный» вид чаще наблюдается среди женщин.

Симптомы эмоционально-неустойчивого расстройства личности

У таких людей отмечается повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, мстительностью, вязкостью аффективных реакций. Свойственные им колебания настроения с преобладанием угрюмо-злобного фона сочетаются с бурными взрывами эмоций. При этом аффективные колебания, как и разряды эмоций, обычно связаны с внешними причинами, хотя эти поводы для раздражения и недовольства могут быть незначительными. Эти люди постоянно всем недовольны, ищут повода для придирок. Обычно таким личностям не хватает рассудительности для спокойной холодной оценки ситуации. Повседневные обыденные неприятности воспринимаются с оттенком несчастья, приводят их к эмоциональному напряжению, нередко по ничтожному поводу возникают вспышки гнева. Особенно заметна такая несдержанность при внутрисемейных конфликтах, когда ссора нередко завершается насильственными поступками от битья посуды до избиения членов семьи.

Эмоционально неустойчивые (возбудимые) личности не переносят возражений, они крайне нетерпеливы, в спорах не выслушивают чужого мнения, не согласны с ним. Они не считаются с интересами других, эгоистичны, из-за этого у них часто происходят конфликты с окружающими. При этом они совершенно неспособны уяснить собственную роль в частых конфликтах. Постоянные ссоры, сопровождающиеся выяснением отношений, обусловливают их убеждение в особой своей роли и значимости. Появляются представления о предвзятом к ним отношении, о том, что их не ценят и не понимают в коллективе и семье.

Выделяются два типа этого варианта расстройств личности — импульсивный и пограничный.

Пограничный тип

Пограничный тип прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым личностным параметрам сопоставим с неустойчивым типом психопатий. Пограничное расстройство личности нуждается в дифференциации с шизотипическим расстройством, шизофренией, тревожно-фобическими и аффективными расстройствами.

Пограничную личность отличают повышенная впечатлительность, аффективная лабильность, живость воображения, подвижность когнитивных процессов, постоянная «включенность» в события, относящиеся к сфере актуальных интересов или увлечений, крайняя чувствительность к препятствиям на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации. Реакции таких субъектов даже на тривиальные события могут приобретать гиперболизированный, демонстративный характер. Они слишком часто испытывают те чувства, которые обычно обнаруживаются лишь в ситуации стресса.

Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, склонность к фантазиям, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они плохо успевают, так как не готовятся к занятиям, отвлекаются на уроках, отвергают любые попытки регламентации их распорядка дня.

К отличительным свойствам пограничных личностей относятся лабильность самооценки, изменчивость представлений как об окружающей действительности, так и о собственной личности — нарушение аутоидентификации, непостоянство жизненных установок, целей и планов, неспособность противостоять мнению окружающих. Соответственно они внушаемы, податливы влияниям извне, легко перенимают не одобряемые обществом формы поведения, предаются пьянству, принимают возбуждающие средства, наркотики, могут даже приобрести криминальный опыт, совершить правонарушение (чаще всего речь идет о мелком мошенничестве).

Психопаты пограничного типа легко впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей. Сближаясь, они быстро образуют сложную структуру отношений с чрезмерной подчиняемостью, ненавистью или обожанием, формированием сверхценных привязанностей; последние служат источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва и грядущего одиночества, и могут сопровождаться суицидальным шантажом.

Жизненный путь пограничных личностей представляется весьма неровным, изобилует неожиданными поворотами в социальном маршруте, семейном статусе. Периоды относительного затишья сменяются разного рода коллизиями; легки переходы из крайности в крайность — это и внезапная, преодолевающая все препятствия любовь, завершающаяся столь же внезапным разрывом; и увлечение новым делом с объективно высокими профессиональными успехами, и внезапная резкая смена места работы после незначительного производственного конфликта; это и страсть к путешествиям, ведущая к перемене места жительства и прогрессии. Однако, несмотря на все жизненные потрясения, эти лица не теряют здравомыслия, попав в беду, бывают не столь беспомощны, как могли бы показаться, могут в нужный момент найти приемлемый выход из создавшегося положения. Присущие большинству из них «зигзаги» поведения не препятствуют достаточно хорошей адаптации. Легко приспосабливаясь к новым обстоятельствам, они сохраняют трудоспособность, находят работу, устраивают заново быт.

В рамках динамики пограничного личностного расстройства наблюдаются длительные периоды подъема с повышенной активностью, ощущением оптимального интеллектуального функционирования, обостренного восприятия окружающей жизни, которые могут сменяться (чаще всего в связи с психогенной или соматической — беременность, роды, заболевание, провокацией) дистимическими фазами. На первый план в клинической картине в этих случаях выдвигаются жалобы на снижение психических возможностей, ощущение неполноты чувств и когнитивных функций, а в более тяжелых случаях — явления психической анестезии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85477. Сценарій родинного свята «Щастя бути разом» 74.5 KB
  Прекрасно, коли в сім’ї панують мир і злагода, взаєморозуміння, повага, кохання, вірність, теплота, затишок. Через сім’ю ми – діти, виходимо в суспільство. В сім’ї нам вручають естафету досвіду поколінь, котру ми повинні нести далі, щоб передати її своїм дітям і тим самим майбутньому.
85478. Батько і мати 47.5 KB
  Є скарби, заховані в землю, є такі, що розташовані на поверхні і передаються з покоління в покоління. чаруючи людську душу. До таких скарбів належать пам’ять роду, його звичаї, традиції. Мамина пісня, батьківська хата, бабусина вишиванка, дідусева казка - все це наша родослівна пам’ять.
85479. ДОЛЯ МОЄЇ РОДИНИ В ДОЛІ УКРАЇНИ 80 KB
  Формувати уявлення про родину як частину суспільства, про роль і місце родини в житті людини, дослідити минуле своїх родин, пов’язане з історією України; виховувати шанобливе ставлення до батьків, старших і молодших членів сім’ї, розвивати навички спілкування в сім’ї, що сприяють родоводу...
85480. Творчість Г.С.Сковороди 30.5 KB
  Вчитель: Добру справу завжди починають рукостисканням яке означає взаємоповагу довіру готовність спільно плідно працювати. Вчитель: Активізуємо наші знання про діалог. Що таке діалог Що повинні пам’ятати під час складання діалогу Вчитель: Перед вами конверти в них завдання: група отримала тему треба...
85481. Урок-путешествие по чтению «Сказки А.С.Пушкина» 47.5 KB
  А для кого они Для вас Мы знаем вы любите игры Песни загадки и пляски Но нет интересней для детворы Чем наши волшебные сказки. На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок...
85482. Ю.Збанацький «Гвардії Савочка» 1.7 MB
  Вчити учнів виразно читати та розуміти текст, навчати добору робочого матеріалу до роботи над текстом, розвивати читацькі інтереси учнів, навички стислого переказу, увагу, мовлення. Збагатити знання учнів про мужність народу в роки Великої Вітчизняної війни, участь у ній дітей, виховувати глибоку вдячність...
85483. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
  В то же время повсеместное внедрение профильного обучения осуществляется на основе имеющихся образовательных ресурсов учебных заведений, которые далеко не всегда отвечают задачам модернизации образования – в этом случае может происходить простое натаскивание учащихся тем же педагогом за счет увеличения количества часов.
85484. Модель современного школьного издания 495 KB
  Среди наиболее часто называемых проблем современной молодёжи, решению которых также могут способствовать школьные СМИ, нередко упоминается её низкий интерес к чтению и к осмысленной работе с информацией вообще.
85485. Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении и погашении заимствований в системе управления государственным (региональным) долгом субъекта РФ на этапе её реформирования 760 KB
  Критерий привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов бюджета субъекта РФ. Критерий принятия решений о досрочном погашении долговых обязательств субъекта РФ в условиях избытка платежеспособности бюджета. Методика расчета относительной стоимости капитальных расходов бюджета.