2621

Принципы дифференциальной психологии

Научная статья

Психология и эзотерика

Принципы дифференциальной психологии Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых принципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существенным...

Русский

2012-11-12

53.5 KB

8 чел.

Принципы дифференциальной психологии

Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых принципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существенными принципами являются:

  1.  принцип реализации формального подхода;
  2.  принцип интегрального анализа (соотношение части и целого);
  3.  принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
  4.  принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий;
  5.  принцип измеряемости и статистической оценки изучаемых явлений.

1. Формальный подход (от лат, forma — структура чего-либо, а также от for mans — образующий) можно определить как совокупность методов анализа структуры устойчивых универсальных свойств человека. Конструкт "формальный подход" позволяет провести необходимую для целей исследования границу между наиболее типичными, стабильными, воспроизводимыми в жизненной практике и в экспериментальной ситуации индивидуально-типологическими особенностями, и остальным бесконечным разнообразием уникальных комбинаций признаков, характеризующих неповторимость отдельной человеческой индивидуальности.

В рамках формального подхода для описания структуры психики используются такие психодинамические конструкты, как темперамент, стиль, способности, характер и другие.

Отличие формообразующих свойств от других характеристик человеческой индивидуальности в том, что их развитие в меньшей степени определяется влиянием содержательно-смысловых детерминант. Формальный подход предполагает выявление инвариантной структуры изучаемого феномена и определение валидности анализируемых параметров.

Формальный анализ индиввдуальности основан на использовании следующих четырех базовых принципов:

*  принципа иерархичности, заключающегося в разведении и последующем соотнесении между собой уровней анализа исследуемого явления;

*  принципа инвариантности, выражающегося в определении меры стабильности—изменчивости изучаемых структур, а также типа источников детерминации конкретных индивидуальных свойств;

*  принципа координации взаимодействия, лежащего в основе наиболее существенных для понимания природы человека интегративных эффектов оптимальности и ком-пенсаторности поведения;

* принципа индивидуального единства, согласно которому никакое из индивидуальных свойств не интерпретируется без учета целостной природы феномена индивидуальности, связанной с интегративными эффектами адаптивности и результативности

2. Интегральный анализ

С позиций теории интегральной индивидуальности обратимость и релятивность формально-динамических и содержательных индивидуальных свойств обусловлены двойственностью ее качественной определенности, т.е. тем, в каком качестве она рассматривается; как подсистема социальных систем или как самостоятельная система. Когда формально-динамические свойства — идет ли речь о темпераменте или о динамической стороне свойств личности — принадлежат Интегральной Индивидуальности (системе) и ее характеризуют, то они приобретают статус содержания, подобно тому как содержательные свойства психики обретают статус содержания в силу выражения (отражения) в них тех или иных признаков социальной системы (тогда Интегральная Индивидуальность является подсистемой социальных систем).

3. Взаимосвязь интра- и интериндивидуальных закономерностей.

Изучение проблемы индивидуальности ведется в двух встречных направлениях:

*  анализ интериндивидуальных различий: что объединяет и что отличает людей, то есть поиск общего и особенного в терминах философской психологии (о философской психологии подробнее см.: Block, 1981; а также Век-керу Либин, готовится к печати);

* изучение закономерностей интериндивидуальной реальности, проявляющейся в структурной организации и динамике функционирования " внутри "-индивидуальных механизмов (рассмотрение единичного).

4. Взаимодействие эндо- и экзофакторов в детерминации различий

Проблема, обозначенная как: "Природа (Nature) или Воспитание (Nurture)", связана с определением источников детерминации межиндивидуальной вариативности и является центральной для дифференциальной психологии, В конкретных исследованиях эта проблема изучается в контексте концептуального и экспериментального анализа соотношения личностных и средовых переменных, влия­ния наследственности или окружения, то есть внутренних (эндо-) или внешних (экзо-)факторов.

Генетический анализ индивидуальных различий включает в себя:

*  генеалогический метод, основанный на сравнении между собой людей, находящихся в различной степени родства;

*  близнецовый метод (сравнение между собой монозиготных близнецов, обладающих идентичным генотипом, и дизиготных, имеющих примерно половину общих генов, как и сибсы — то есть дети одних родителей);

*  изучение приемных детей предполагает сравнение их характеристик с особенностями биологических и приемных родителей.

Р.Пломин и Дж.Дефрайс {Plomin, DeFries, 1985), анализируя влияние генотипичес-ких особенностей индивида на специфику среды, с которой он взаимодействует в процессе онтогенеза, выделяют три типа связей между генотипом и средой:

— пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);

— реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;

—  активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам.

5. Измеряемость и статистической оценки изучаемых явлений.

Психологические измерения заключаются в использовании специальных тестовых процедур для оценки индивидуальных свойств и результатов выполнения заданий. Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала развивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблюдаемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему выявлению. За две тысячи лет существования современного человеческого сообщества — так или иначе постоянно испытывающего потребность в знании о своих психологических возможностях — психодиагностика проделала путь от наивных, ненаучных интерпретаций хиромантов до научных методов пренатальной диагностики девиаций в психическом развитии индивида. Начало современного этапа психодиагностики связано с экспериментами по измерению различных проявлений человеческой психики, которые были организованы в конце девятнадцатого — начале двадцатого века англичанином ФТальтоном и немецким психологом В.Вундтом. Чуть позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются российские психологи Г.И.Россолимо (1910) (впервые разработавший систему психологических профилей, использующихся для интегральной оценки тестовых измерений) и А-Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве тестового средства использовать отпечатки чернильных пятен); швейцарец Г.Роршах (который ввел в 1921 году в научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав его названием своей книги о проективном тесте на основе "чернильных пятен" — Rorschach, 1921) и французы А,Бине и ОСимону создавшие свою версию шкалы измерения интеллекта. С конца двадцатых годов наиболее значительные психодиагностические исследования стали проводиться в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского университетов.

Так как предмет психодиагностики — это психическое в его самых разнообразных проявлениях, можно представить, что измерение степени выраженности признаков на основе статистических методов есть конечная цель тестирования. Однако характер полученной информации, также как и ее интерпретация, зависят от психологической гипотезы, предшествующей процедуре измерения.

 Тестовая диагностика, или тестология, основателем которой считается Дж.Кетгэл (Cattell, 1890), впервые использовавший также сам термин "тест", долгое время оставалась центральной областью психодиагностики, представляя собой связующее звено между нею и дифференциальной психологией. Тесты оказались незаменимым инструментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя мира психической реальности. Тестовые измерения из области научных исследований практически сразу же перешли в распоряжение психологической практики, где используются для дифференциации людей с точки зрения различных девиаций, оценки развития разнообразных психических функций, задач профессионального отбора

Статистическая оценка измеряемых явлений

Поскольку область приложения статистических методов к анализу поведения и структуры индивидуальности превратилась в обширный экспериментальный полигон, оснащенный новейшими компьютерными технологиями, наша задача в этом небольшом разделе — отметить лишь некоторые необходимые понятия.

Нормальное распределение и коэффициент корреляции. Интересно, что появление новых измерительных процедур всегда оказывалось тесно связанным с развитием новых идей. Например, понятия "нормальное распределение", "коэффициент корреляции" и "факторный анализ1' утвердились в дифференциальной психологии благодаря исследованиям интеллекта. Фрэнсис Гальтон был первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте могут быть измерены количественно через установление степени выраженности этих характеристик у разных людей. Он предположил, что эти различия нормально распределены в популяции, то есть небольшие группы людей обладают высоким или низким уровнем интеллекта, а большая часть выборки занимает положение в середине (Galton, 1869), Кривая нормального распределения стала одним из основных постулатов дифференциальной психологии. Другим важнейшим открытием, вышедшим далеко за рамки дифференциальной психологии, стал коэффициент корреляции, предложенный в 1901 году Карлом Спирменом (К.Spearmen) для измерения со-отно-шения (англ, co-relation) между двумя интеллектуальными показателями. Смысл его выражался в том, что две тесно связанные между собой переменные соотносятся с коэффициентом L00, два совершенно не связанных признака имеют г (relation) = 0,00; наконец, степень связности двух частично зависимых характеристик будет ранжирована от 0.01 до 0.99. В дополнение к этому, соотношение может быть как позитивным, так и негативным. Отрицательный коэффициент корреляции означает разнонаправленность в изменении связанных параметров — при увеличении значения одного значение другого уменьшается (см. Spearmen, 1927), Однако как только К.Спирмен поспешил поделиться своим открытием в области измерения степени связности признаков между собой со всем научным миром, оказалось, что один из учеников ФТальтона, Карл Пирсон (K.Pearson) несколькими годами раньше уже сделал похожее сообщение.

Зависимая и независимая переменны. Смысл статистических измерений в психологии заключается в попытке делать предсказания в отношении того, как *'поведет" себя та или иная измеряемая переменная. Прогноз в психологии связан с анализом вероятности проявления определенного типа поведения или обнаружения определенного соотношения свойств. Для того, чтобы делать прогноз, психологу нужно установить, какой стимул и каким образом влияет на субъекта, вызывая его реакцию. Результат поиска формулируется в терминах переменных. Под переменной понимается процесс, условие или событие, которое изменяется (переменяется) или варьирует. Независимой переменной называют характеристики стимула, которые систематически изменяются экспериментатором с целью вызвать нужный эффект в поведении субъекта. Зависимой переменной в этом случае называется тот показатель, выраженность которого зависит от изменений независимой переменной. В экспериментальных условиях независимая переменная играет роль предиктора, а зависимая — выступает в роли предсказываемой (ожидаемой) реакции.

Факторный анализ. К.Спирмен, наблюдая зависимость между разными проявлениями интеллектуальной активности людей, был озадачен вопросом о том, существует ли общий фактор, лежащий в основе разнообразных проявлений человеческого ума, характеризующий некую генеральную способность. Для проверки своей гипотезы он предложил математический аппарат, позволяющий на основе анализа матрицы коэффициентов корреляции вычислять общие закономерности, или факторы. В настоящее время также выделяют три типа факторов:

* общие факторы, объединяющие в себе все измерения данного свойства, например, общий фактор интеллекта или общий фактор активности;

*  групповые факторы, включающие в себя не все, но значительное число измерений данного свойства;

* специфические или уникальные факторы, относящиеся лишь к одному типу измерений.

Факторный анализ не есть обозначение одного особого метода, но совокупность различных способов статистического анализа, отражающих специфику исходной психологической теории и интерпретационной потребности исследователя. Кроме этого, результаты факторизации зависят от природы и количества переменных, подвергающихся анализу. От этих параметров, как и от изучаемой теорети­ческой реальности, зависит решение о выборе формы факторного анализа и тех переменных, которые должны быть включены в исходную матрицу. Еще Г.Оллпорт и П.Вер-нон (Allport & Vernon, 1933) сформулировали положение о "сфере фактора", подчеркивающее ограниченное влияние конкретного фактора на данную область психических проявлений. Статистический анализ результатов применения тестов осуществляется двумя способами. Первый тип анализа построен на изучении заданий самого теста и на выявлении их взаимосвязей. Например, латентно-структурный анализ П.Лазарсфельда (1974) позволяет вычислить меру отнесенности данного вопроса к шкале, в которую он включен, что дает возможность определить степень ее консис-тентности (то есть внутренней сбалансированности). Такой анализ является необходимой частью работы при создании новых тестовых методов и, в этом случае, известен как интернальная или внутренняя тестовая валидность.

Второй тип анализа направлен на изучение корреляций тестовых оценок или баллов с различными внешними критериями, такими как школьные оценки или критерии успешности профессиональной деятельности, данные клинической диагностики или экспериментальные показатели. В психодиагностике процедуру корреляции тестовых параметров с другими критериями называют внешней ва-лидностью и используют в качестве проверки содержательной интерпретации разрабатываемой диагностической процедуры.

Надежность тестовой процедуры измеряется также путем ре-теста, то есть повторного тестирования, позволяющего измерять временную устойчивость тестовых показателей у каждого испытуемого. В таких случаях обычно вычисляют коэффициент ранговой корреляции (по Спирме-ну) между показателями теста у одной и той же группы людей. Довольно часто для повышения надежности результатов тестирования необходимо выровнять группы обследуемых по признакам возраста и пола.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81121. Океаны земли 41.5 KB
  Продолжить формировать представление о поверхности земли ее изображении на глобусе и карте; ознакомить с понятием океан названиями океанов; совершенствовать умения работать с картой учебником; развивать умения объяснять сравнивать анализировать понятия ситуации...
81122. «Півник і двоє мишенят» (Українська народна казка) 51 KB
  Мета: учити учнів глибоко відчувати казку, її добрих героїв, засуджувати хитрість, ледарство, боротися з ними у повсякденному житті; розвивати вміння читати за особами, переказувати; виховувати бажання допомагати іншим, рости працелюбними. Обладнання: ілюстрації до казки, мультфільм «Колосок».
81123. У царстві рослин 44.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із розмаїттям рослин; формувати поняття дерева кущі трав’янисті рослини; вчити визначати плоди дерев; розвивати у дітей активне спостереження; виховувати любов до природи бажання охороняти і примножувати її красу.
81124. Погода в рідному краї в різні пори року. Предбачення погоди за народними прикметами 51.5 KB
  Мета: продовжувати формувати поняття Твій рідний край; сформувати поняття про погоду в рідному краї; ознайомити учнів із процесом утворення вітру; збагатити уявлення дітей про опади; наголосити на значенні прогнозу погоди для людини; розвивати пізнавальний інтерес, спостережливість...
81125. Лялька мотанка «Дзвіночок» 39 KB
  Обладнання: Шматки тканини круглої форми і різного розміру (одна менше другої), резинки для скручування, газета,шматок тканини білого кольору прямокутної форми, шматок тканини трикутної форми різного кольору. Ляльки для демонстрації: обрядові – 3 штуки, інші – 4 штуки.
81126. Шов «вперед голку», його призначення, прийоми виконання. Оброблення швом серветки 43 KB
  Мета: навчити виконувати шов вперед голку та оздоблювати ним виріб з тканини розвивати увагу мислення виховувати естетичні смаки культуру праці любов до матері націлювати шанобливе ставлення до професії вишивальниці та швачки. Чи хочете ви так навчитись шити і вишивати?
81127. Українська хата. Обереги 73 KB
  Мета: навчити розрізняти давню українську хату від будинків сьогодення; розширити і поглибити знання дітей про особливості українського інтерєру значення оберегів; розвивати мовленнєві уміння збагачувати словниковий запас засвоїти назви предметів українського побуту...
81128. Безопасное поведение дома. Пользование бытовой техникой. Причины возникновения пожаров, аварий. Осторожное отношение к лекарствам 61 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания детей о поведении в чрезвычайных ситуациях; научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях; работать с памятками безопасного обращения с огнем, электроприборами, лекарствами, газом, поведения в ситуации «Один дома»...
81129. Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя 43 KB
  Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.