26249

Техническое обеспечение агротехнологий

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Рассматривается методика определения потребности агротехнологий в технике и оптимизации Машинотракторного парка на основе использования научно обоснованных нормативов. Ключевые слова: оптимизация МТП нормативы потребности эталонные единицы тракторооснащенность плуги бороны культиваторы лкщильники комбинированные агрегаты опрыскиватели. Одним из способов оптимизации состава МТП является методика основанная на использовании научно обоснованных нормативов потребности в технике. Нормативы потребности в базовых технических средствах в...

Русский

2013-08-18

90 KB

11 чел.

Модульная единица 5.5.

Практическое занятие «Техническое обеспечение агротехнологий»

Цели и задачи. Сформировать умение рассчитывать потребность агротехнологий и сельскохозяйственных предприятий в технике.

Аннотация. Рассматривается методика определения потребности агротехнологий в технике и оптимизации Машино-тракторного парка на основе использования научно обоснованных нормативов.

Ключевые слова: оптимизация МТП, нормативы потребности, эталонные единицы, тракторооснащенность, плуги, бороны, культиваторы, лкщильники, комбинированные агрегаты, опрыскиватели.

Задание

Рассчитать потребность в технике для заданных технологий возделывания полевых культур (технологические карты) в конкретном севооборотном массиве

Комментарий

В настоящее время техника для села производится не только федеральными заводами сельскохозяйственного машиностроения, но и различными предприятиями практически каждой области. В результате номенклатура технических средств непрерывно растет, появляется множество однотипных конструкций, имеющих различные наименования и марки, но по существу, дублирующих друг друга. Очевидно, что определять потребность в каждой марке таких технических средств нецелесообразно, а оптимизировать состав машинно-тракторного парка (МТП) нужно основываясь на типоразмерах базовых технических средств, предусмотренных Федеральной системой технологий и машин для сельскохозяйственного производства России.

Одним из способов оптимизации состава МТП является методика, основанная на использовании научно обоснованных нормативов потребности в технике. Нормативы потребности в базовых технических средствах (в эталонных единицах) для механизации растениеводства различных федеральных округов и зон механизации разработаны Всероссийским НИИ механизации сельского хозяйства в сотрудничестве с рядом отраслевых институтов. Нормативы дифференцированы по типоразмерам технических средств для  основных отраслей растениеводства. Для адаптации нормативов потребности к условиям конкретных хозяйств разработаны коэффициенты перевода средств механизации в эталонные единицы. Фрагменты нормативов потребности в тракторах, машинах общего назначения, средств механизации производства зерна и коэффициенты перевода в эталонные единицы приведены в таблицах 8.120 – 8.122.

Расчёт потребности хозяйства в технике осуществляется в несколько этапов. Вначале определяют конкретный количественный и качественный состав работоспособной сельскохозяйственной техники, имеющейся в хозяйстве. Затем вся техника с помощью соответствующих коэффициентов переводится в эталонные единицы. Далее, исходя из площадей пашни и различных культур, предусмотренных севооборотами, рассчитывают нормативную потребность в технике. Имеющийся парк машин (в эталонных единицах) сравнивают с нормативным, и при необходимости, осуществляют корректировку расчётного состава МТП с учётом конкретных производственных условий. В заключение определяют необходимость закупки конкретных машин для обеспечения выполнения всего объема сельскохозяйственных работ с необходимым качеством в оптимальные агротехнические сроки.

Потребность в тракторах и технике общего назначения, используемой на возделывании многих культур (тракторах, плугах, боронах, лущильниках и т.д.), рассчитывают по общей площади пашни. Потребность в специализированных машинах определяют исходя из объёма работ, выполняемого в пиковые периоды. В зависимости от назначения и типа машины ими могут быть площадь посева определенной культуры, количество вносимых материалов или перевозимых грузов и др.

Ниже приведены примеры определения потребности хозяйств Центрального федерального округа в тракторах, машинах общего назначения и технике для производства зерна. Допустим, что в хозяйстве имеется 3000 га пашни, 1400 га из которых занято зерновыми культурами. Примем, что в хозяйстве имеются трактора ниже перечисленных марок и в следующем количестве (таблица 8.120) и проведем оценку количественного состава тракторного парка.

Нормативы потребности в тракторах и коэффициенты перевода в эталонные единицы взяты из таблицы 8.120. Результаты расчёта показывают, что для данного хозяйства необходимо 13,27 × 3 ≈ 40 эталонных тракторов (включая тракторы марок, предусмотренные нормативами, но отсутствующие в хозяйстве), в то время как наличный парк включает всего 23,04 эталонных трактора. По показателю тракторооснащенности хозяйству нужно дополнительно увеличить парк на 5,59 эталонных трактора на 1000 га пашни с тем, чтобы достичь рекомендуемого уровня в 13,27 эт. трактора на 1000 га пашни.

8.120. Оценка количественного состава тракторного парка хозяйства

(Центральный федеральный округ, зона 1.1)

Марка

трактора

Мощность двигателя,

кВт/л.с.

Количество

тракторов,

шт.

Коэффициент перевода на эталонный трактор Кэ

Суммарное

количество имеющихся тракторов в эталонных единицах

Тракторооснащенность

в эталонных единицах

на 1000 га пашни

Фактическая

Рекомендуемая

К-701

150/204

2

2,10

4,2

1,4

0,82

Т-150К

110/155

3

1,85

5,55

1,85

4,26

ДТ-75М

70/90

4

1,10

4,4

1,47

0,77

МТЗ-82

59/82

11

0,75

8,25

2,75

2,57

Т-25А

18/25

2

0,32

0,64

0,21

0,63

Всего

22

23,04

7,68

13,27

Предположим, что в хозяйстве имеются следующие плуги: 8-корпусные ПЛП-8-40 – 2 шт.; 5-корпусные ПЛН-5-35 – 3 шт.; 4-корпусные ПЛН-4-35 – 4 шт.; 3-корпусные ПЛН-3-35 – 8 шт. и ПО-3-35 – 3шт.; 2-корпусные ПН-2-30 – 2 шт., т.е. имеются плуги для всех тракторов. Проверим, в достаточной ли мере хозяйство обеспечено плугами. Из таблицы 8.121. выбираем переводные коэффициенты и переводим имеющиеся в хозяйстве плуги в эталонные единицы, умножая количество плугов определенной марки на соответствующий переводной коэффициент Кэ:

два восьмикорпусных плуга при коэффициенте 1,6                      3,2 эт. плуга;

- три пятикорпусных плуга при коэффициенте 1,2                        3,6 эт. плуга;

- четыре четырехкорпусных плуга при коэффициенте 1,0            4,0 эт. плуга;

- одиннадцать трёхкорпусных плугов при  коэффициенте 0,6     6,6 эт. плугов;

- два двухкорпусных плуга при коэффициенте 0,5                        1,0 эт. плугов.

Суммируя полученные данные, получаем, что в хозяйстве имеется 18,4 эталонных плуга. В то же время, исходя из нормативной потребности, для хозяйств, расположенных в зоне 1.1. требуется 5,9 эталонных плугов на 1000 га пашни, т.е. на 3000 га пашни в хозяйстве необходимо иметь 17,7 эталонных плугов (≈ 18). Можно сделать вывод, что плугами хозяйство обеспечено в соответствии с нормативами

8.121. Нормативы потребности в технике общего назначения для растениеводства и коэффициенты перевода в эталонные единицы для  Центрального федерального округа

Плуги типа

Культиваторы типа

Лущильники типа

Бороны дисковые

типа

Комбинированные агрегаты

Опрыскиватели

(по ширине захвата)

Нормативы потребности в эталонных единицах на 1000 га пашни (зона 1.1/зона 1.2)

5,9 / 5,3

4,1 / 3,5

2,1 / 2,4

4,1 / 3,5

9,5 / 8,1

4,8 / 4,6

Коэффициенты перевода Кэ по маркам*

ПЛП-4-35…….1,0

КПС-4…………1,0

ЛДГ-10………..1,0

БДТ-3…………1,0

РВК-3,6………1,0

12 м……………1,0

ПЛП-8-40…….1,6

КШУ-8………...1,7

ЛДГ-5………….0,8

БДТ-7…………2,8

РВК-5,4………1,2

16 м……………1,3

ПЛП-6-40…….1,3

КШУ-12……….2,7

ЛДГ-15………..1,7

БМШ-15………4,2

РВК-7,2………1,3

18 м……………1,4

ПЛП-5-35…….1,2

КФГ-3,6……….0,6

ППЛ-7-30……..0,9

БД-5…………...1,4

АПК-6………..1,2

22 м……………1,7

ПН-2-30………0,5

КЧП-5,4……….1,1

ППЛ-5-25……..0,8

АПУ-3,5………2,4

24 м……………1,9

ПОН-3-30…….0,6

КПШ-9 ………..1,9

РБР-4 …………2,2

9 м ……………0,9

ПО-3-35 ……..0,6

КПШ-5 ………..0,6

ПО-7-35 ……..1,34

КТС-10-2 ……..2,2

ПЧК-4,5 ……..1,2

КПЭ-3,8 ………1,3

ПРПВ-3-50 …..0,7

КЛ-2,8………...0,4

Примечание: 1.1. -  Нечерноземная зона; 1,2 – Центрально-Черноземная зона

8.122. Нормативы потребности в машинах для производства зерна

и коэффициенты перевода в эталонные единицы для Центрального федерального округа

Сеялки типа

Посевные комплексы типа

«Кузбасс» («Конкорд»)

Зерноуборочные комбайны

                   типа

Жатки валковые и энергосредства

Нормативы потребности в эталонных единицах на 1000 га посевов зерновых (зона 1.1/зона 1.2)

7,6 / 7,2

6,4 / 5,8

7,5 /7,1

7,7 / 6,3

Коэффициенты перевода в эталонные единицы Кэ по маркам

СЗ-3,6А………………….1,0

Ширина захв. 4 м ……….1,0

СК-5М «Нива»………….1,0

ПН-310-6,4……………….1,0

ПС-6……………………..1,8

Ширина захв. 6 м.………..2,3

КЗС-3……………………0,5

ПН-300-4,2……………….0,7

АЦП-18………………….4,2

Ширина захв. 11  м……..3,7

ПН-100 «Простор»……..0,7

ЖВ-6……………………...1,15

Енисей-1200Н………….1,05

ПН-330-10Н………………1,7

Енисей-950 «Руслан»….1,15

ЖХ-11……………...…….1,85

Дон-1500Б………………1,8

ЖХ-6………………………1,1

Дон-2600………………..2,2

ЭС-40………………………1,0

ЭС-75………………………1,8

8.123. Нормативы потребности в машинах для производства зерна

и коэффициенты перевода в эталонные единицы для Центрального федерального округа

Сеялки типа

Посевные комплексы типа

«Кузбасс» («Конкорд»)

Зерноуборочные комбайны

                   типа

Жатки валковые и энергосредства

Нормативы потребности в эталонных единицах на 1000 га посевов зерновых (зона 1.1/зона 1.2)

7,6 / 7,2

6,4 / 5,8

7,5 /7,1

7,7 / 6,3

Коэффициенты перевода в эталонные единицы Кэ по маркам

СЗ-3,6А………………….1,0

Ширина захв. 4 м ……….1,0

СК-5М «Нива»………….1,0

ПН-310-6,4……………….1,0

ПС-6……………………..1,8

Ширина захв. 6 м.………..2,3

КЗС-3……………………0,5

ПН-300-4,2……………….0,7

АЦП-18………………….4,2

Ширина захв. 11  м……..3,7

ПН-100 «Простор»……..0,7

ЖВ-6……………………...1,15

Енисей-1200Н………….1,05

ПН-330-10Н………………1,7

Енисей-950 «Руслан»….1,15

ЖХ-11……………...…….1,85

Дон-1500Б………………1,8

ЖХ-6………………………1,1

Дон-2600………………..2,2

ЭС-40………………………1,0

ЭС-75………………………1,8

Контрольные вопросы

1. Как определяется потребность агротехнологий и сельскохозяйственных предприятий в технике?

2. Как построены нормативы потребности в базовых технических средствах?

3. Как рассчитывается перевод средств механизации в эталонные единицы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83124. Письмове віднімання чисел без переходу через десяток. Прості задачі на віднімання 224.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із прийомами письмового віднімання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на дію віднімання та задачі, що включають суми двох і трьох доданків; розвивати логічне мислення, математичне мовлення...
83125. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел в межах 8 87 KB
  Мета. Ознайомити учнів із числом 8, пояснити утворення числа 8 додаванням одиниці до попереднього числа; закріпити знання взаємозв’язку між частиною і цілим; вчити користуватися у мовленні числівниками; розвивати логічні мислення учнів, пам’ять, уважність, спостережливість...
83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови звязного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву память увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...
83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
83128. Заходь у гості, щедра осінь 371.5 KB
  Мета. Формувати читацькі інтереси. Вчити дітей бачити красу рідного краю, вміти милуватися нею. Збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, бажання пізнавати й передавати словами красу осені. Виховувати інтерес до книги, любов і бережне ставлення до природи.
83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.
83131. Надзвичайні ситуації природного і техногенного характеру, причини їх виникнення. Правила поведінки під час надзвичайних ситуацій 619.5 KB
  Мета: Сформувати поняття «надзвичайна ситуація», «аварія», «катастрофа», уявлення про причини виникнення та наслідки надзвичайних ситуацій, про правила поведінки під час надзвичайних ситуацій. Розвивати вміння поводити себе в надзвичайних ситуаціях; виробляти вольові якості...
83132. Приди, весна красная!... Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки» 227 KB
  Люди любят этот цветок называют его в легендах: фонарики гномов рассыпавшиеся бусы Белоснежки слезы царевны б Чтение учителем стихотворения Что представили себе Почему кажется что ландыш зазвенит Снежно-белые колокольчики словно из тончайшего фарфора с тонким нежным запахом.