26250

Внесение удобрений

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Домашнее задание Внесение удобрений Цель и задачи. Сформировать умение оперативно принимать решение по выбору оптимальных норм способов и сроков внесения удобрений в различных агротехнологиях в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий. Рассматриваются нормы сроки и способы внесения удобрений в том числе микроудобрений в зависимости от агроэкологических и производственных условий. Сроки и способы внесения удобрений.

Русский

2013-08-18

70.5 KB

19 чел.

Модульная единица 3.3.

Домашнее задание «Внесение удобрений»

Цель и задачи. Сформировать умение оперативно принимать решение по выбору оптимальных норм, способов и сроков внесения удобрений в различных агротехнологиях в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий.

Аннотация. Рассматриваются нормы, сроки и способы внесения удобрений, в том числе микроудобрений, в зависимости от агроэкологических и производственных условий.

Ключевые слова: основное удобрение, припосевное, послепосевное, удобрение впрок, сроки и глубина внесения, фосфорные, азотные, калийные, микроудобрения, органические удобрения.

Вопросы для подготовки.

1. Сроки и способы внесения удобрений.

2. Применение микроудобрений

3. Применение удобрений  в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий.

Задание.

Разработать оперативный план применения удобрений для заданного севооборотного массива под сельскохозяйственные культуры при разных уровнях интенсификации агротехнологий при заданном сценарии почвенных условий (АгроГИС) и производственных условий.

Комментарий

1. Сроки и способы внесения удобрений

Удобрения следует вносить так, чтобы они были доступны для растений в течение вегетационного периода, находились  в зоне развития корневой системы, способствовали ее росту и минимально фиксировались почвой. Очень важно приблизить сроки внесения удобрений к периоду интенсивного потребления элементов питания растениями с учетом их биологии и сортовых осоюеностей, а также вносить общую дозу удобрения в несколько приемов. Различают основное (допосевное), припосевное (рядковое, гнездовое) и послепосевное (подкормка) внесение удобрений.

Основное удобрение предназначено обеспечивать растения элементами питания на весь период его развития. Его вносят вразброс или локально. Разбросной способ должен обеспечивать равномерное распределение удобрений по площади поля, а при локальном – удобрения размещают очагами в зоне развития корневой системы с целью повышения коэффициента использования питательных веществ. Более прогрессивным и экономным способом внесения удобрений является локальный. Оптимальный интервал между лентами при локальном внесении удобрений для зерновых составляет 12-17см, для пропашных – 20-30 см при глубине размещения лент 12-15см.

В основное удобрение вносят навоз, известковые материалы, фосфорные и калийные удобрения, а также часть азотных в аммиачной форме. Под озимые культуры в основное удобрение вносят не более 50 % общей дозы азота. Избыточное азотное питание с осени приводит к уменьшению сахаров в растениях и снижению их зимостойкости.

Припосевное (рядковое) удобрение вносят одновременно с посевом или посадкой полевых культур непосредственно в рядки или заделывают лентами на некотором удалении от них. Припосевное удобрение позволяет растениям за короткий срок сформировать хорошо развитую корневую систему. Значение припосевного ленточного удобрения возрастает с появлением отечественных и зарубежных комбинированных сеялок, которые позволяют размещать туки ниже и сбоку от рядков семян. Удобрения с семенами не контактируют, они разделены прослойкой почвы.

Всходы растений больше нуждаются в фосфоре, чем в азоте и калии, поэтому в составе рядкового удобрения преобладает фосфор. Удобрения, используемые при посеве, должны хорошо растворяться и легко усваиваться молодыми растениями. Дозы припосевного фосфорного удобрения составляют (кг/га д.в.): под зерновые и зернобобовые – 10-15, сахарную и кормовую свеклу – 15-20, кукурузу и подсолнечник – 7-10, картофель – 20-25. Под зерновые культуры вносят гранулированный суперфосфат или аммофос, под сахарную свеклу и картофель – полное минеральное удобрение (нитрофоска, аммофоска, нитроаммофоска, великан, диаммофоска, калийфос, весна  и др.).

Послепосевное удобрение (подкормки) применяют для направленного формирования элементов продуктивности и повышения качества продукции. На посевах яровых злаков подкормки азотом проводят в фазы кущения и колошения, а озимых – 1-я – по таломерзлой почве, 2-я – в начале трубкования и  3-я – в начале колошения и цветения (некорневая). На посевах пропашных культур подкормку совмещают с культивациями междурядий.

Фосфорно-калийные подкормки часто малоэффективны и ими нельзя заменить основное удобрение, они целесообразны только на бедных почвах при отсутствии или недостаточном внесении основного удобрения, когда симптомы голодания растений обнаруживаются по внешним признакам.

Удобрение впрок – внесение повышенных доз фосфора  и калия за один прием в расчете на 2-4 года. Впрок вносят удобрения под многолетние травы, сенокосы и пастбища. Целесообразность запасного внесения фосфора и калия под многолетние травы увеличивается в связи с тем, что поверхностное внесение фосфорных и калийных удобрений в сухие годы неэффективно.

Срок и глубина внесения удобрений имеют большое значение. Вымывание нитратов в основном происходит в ранневесенний и позднеосенний периоды, когда на поле нет растений. Потери азота из внесенных осенью нитратных удобрений достигают 10-40 % и более. Чем короче срок внесения азотных удобрений до появления всходов растений, тем меньше потери азота. В результате процесса иммобилизации около 10-12 % азота нитратных и 30-40 % аммонийных и амидных удобрений закрепляется в почве в органической форме. Интенсивность иммобилизации возрастает при внесении в почву органического вещества бедного азотом, но богатого клетчаткой (стерня и солома злаков, соломистый навоз и др.).

При мелкой заделке аммонийных и амидных удобрений возможны потери аммиака, которые возрастают с увеличением рН почвы и норм удобрений. На легких почвах потери аммиака исключаются при заделке аммиачной воды на глубину 12-15 см и безводного аммиака на 16-20 см, на суглинистых почвах – соответственно на 10-12 и 15-16 см. На суглинистых и глинистых почвах аммиачную воду и безводный аммиак можно вносить осенью в качестве основного удобрения, а на супесчаных и песчаных почвах – только весной перед посевом. При необходимости внесения больших доз азота важно сочетать минеральные и органические удобрения, что позволяет значительно уменьшить дозу минерального удобрения, способствует лучшему и более эффективному его использованию. Эффективность азотных удобрений можно повысить, применяя медленнодействующие и капсулированные удобрения с контролируемой скоростью высвобождения азота, а также применяя ингибиторы нитрификации (пикохлор и джакос), которые повышают эффективность азотных удобрений на 10-20 %. Продолжительность действия ингибиторов – 1,5-2 месяца.

Фосфорные и калийные удобрения существенно повышают урожайность культур при малом и среднем содержании в почве подвижных форм фосфора и калия. Однако припосевное фосфорное удобрение эффективно и на почвах с высоким содержанием подвижного фосфора. Фосфаты, растворимые в воде, можно применять на всех почвах под все культуры севооборота, но они более эффективны при внесении в рядки, лунки, борозды перед  посевом культуры, а труднорастворимые фосфаты – на кислых почвах при внесении под основную обработку почвы. Труднорастворимые удобрения надо смешивать с большим объемом почвы, а легкорастворимые – должны иметь меньший контакт с почвенными агрегатами в целях меньшего поглощения и закрепления почвой фосфорной кислоты удобрения. Калия больше в вегетативных органах растений, и при оставлении нетоварной продукции в поле значительная часть калия возвращается в почву. На суглинистых и глинистых почвах всю норму калийных удобрений вносят осенью под основную обработку почвы.

2. Применение микроудобрений

Эффективность применения микроудобрений зависит от типа почвы, наличия подвижных форм микроэлементов в ней и видовых особенностей растений (таблица 8.84.)

Микроудобрения (борная кислота, молибдат аммония, сульфат меди, сульфат цинка, сульфат кобальта и др.) применяют при предпосевной обработке семян и некорневой подкормке растений. Существуют комплексные формы микроудобрений, содержащих несколько микроэлементов в более доступной для растений хелатной форме (акварин, кристалон и др.). Микроудобрение тенсо-коктейль предназначено для обработки семян.

Наиболее перспективна обработка семян микроэлементами при их инкрустации и дражировании. Раствор для обработки семян должен содержать 2-3 микроэлемента, наиболее дефицитных для возделываемой культуры.

8.84. Культуры и почвы, для которых эффективно применение микроудобрений

Микроэлемент

Эффективно при применении

Культура

Почва

Бор

Сахарная свекла, лен, бобовые, семенники трав, корнеплоды

Серая лесная, выщелоченный чернозем

Молибден

Однолетние и многолетние бобовые

Серая лесная, выщелоченный и оподзоленный чернозем

Марганец

Зерновые, сахарная свекла

Чернозем выщелоченный и оподзоленный

Цинк

Кукуруза, люцерна, зерновые

Карбонатный чернозем

Кобальт

Зернобобовые, многолетние и однолетние травы

Серая лесная, выщелоченный чернозем

Некорневая подкормка дает возможность воздействовать на растение в те периоды, когда наиболее остро ощущается потребность в том или другом элементе. Некорневые  подкормки микроэлементами обычно совмещают с азотными подкормками, обработкой гербицидами, фунгицидами или инсектицидами.

Рекомендуемые дозы микроудобрений следует дифференцировать в зависимости от сроков их внесения.

3. Применение удобрений в зависимости от агроэкологических

и производственных условий.

Дозы минеральных удобрений для допосевного внесения и подкормок в годовых планах применения удобрений при нормальных, интенсивных и особенно высокоинтенсивных агротехнологиях под каждой культурой необходимо ежегодно корректировать с учетом конкретного размещения их по полям и различий в показателях плодородия полей и участков в каждом севообороте, а также в зависимости от конкретных погодно-агротехнических и материально-экономических условий прошедшего и текущего года следующим образом:

  1.  По материалам последнего агрохимического обследования почв (картограммы и паспорта полей) определяется класс обеспеченности элементами питания почвы полей и участков, на которых будет размещаться та или иная культура севооборота на следующий год. Если содержание подвижных форм элементов питания в почве соответствует средневзвешенной обеспеченности всего севооборотного массива (4 классу), доза соответствующего удобрения остается неизменной (поправочный коэффициент к дозе равен 1. Если почва в этом поле (участке) беднее, чем в среднем по севообороту на 1 или 2 класса, доза соответствующего удобрения возрастает на 20 или 40 %, т.е. поправочный коэффициент к дозе будет 1,2 или 1,4, а если почва в этом поле (участке) богаче, чем в среднем по севообороту на 1 или 2 класса, доза удобрения снижается на 20 или 40 %, т.е. поправочный коэффициент к дозе будет 0,8 или 0,6.

Общее количество минеральных удобрений при этом неизменно, но более бедные поля и участки получат больше удобрений, чем богатые, что приведет с течением лет к выравниванию плодородия почвы всех полей и участков каждого севооборота.

  1.  Учет погодных и агротехнических условий прошедшего года осуществляют по  уровням полученных урожаев предшественников культур, размещаемых в конкретных полях. Если урожайность предшественника соответствует планировавшейся по конкретной технологии, то скорректированные по плодородию этого поля дозы фосфорных и калийных минеральных удобрений остаются неизменными, т.е. поправочный коэффициент равен 1,0. Если урожайность предшественника оказалась на 20-30 % выше (ниже) планировавшейся, то дозы фосфорных и калийных минеральных удобрений соответственно снижают (повышают) на 20-30 %, т.е. поправочные коэффициенты к дозам удобрений будут равны соответственно 1,2-1,3 (0,8-0,7).
  2.  Материально-экономические условия зависят от ежегодных возможных изменений в накоплении органических (навоза) и приобретении минеральных удобрений. Их учет осуществляют, изменяя дозы, полученные после первых двух коррекций. Если количество навоза за текущий год возросло (уменьшилось) на 10-20 %, его вносят в изменившейся дозе под ту же культуру, но при этом, одновременно, уменьшают (увеличивают) дозы всех применяющихся минеральных удобрений под эту культуру соответственно на 10-20 %, т.е. применяют поправочный коэффициент 0,9-0,8 (или 1,1-1,2) соответственно. Если изменилось количество минеральных удобрений на 10-20 %, то дозы их изменяют на соответствующую величину под всеми культурами, обязательно сохраняя установленные соотношения N : Р2О5 : К2О, согласно предыдущей коррекции. Одновременно на соответствующую величину изменяют уровни планируемых урожаев. Если общее количество минеральных удобрений осталось прежним, но изменилось соотношение между их видами (N : Р2О5 : К2О), то снижают дозы преобладающих видов до уровня минимального, соблюдая те же соотношения под всеми культурами, что были после предыдущей коррекции. Одновременно снижают уровни ожидаемых урожаев. Избыток преобладающих видов минеральных удобрений может быть использован в других севооборотах и угодьях или останется переходным фондом их на следующий год.

Ежегодную коррекцию доз различных видов удобрений для каждого конкретного года удобнее всего осуществлять по дозам допосевного (основного) внесения их и в подкормки под каждой культурой, указанным в таблицах 8.2, 8.3, 8.5. 8.6, 8.8, 8.9, 8.11, 8.12, 8.14, 8.15, 8.17, 8.18, 8.20, 8.21, 8.23, 8.24, 8.24, 8.26, 8.27, оставляя неизменными при этом дозы припосевного удобрения указанных видов.

Перед внесением ранее откорректированные в годовом плане дозы азотных удобрений под всеми культурами при нормальной, интенсивной и высокоинтенсивной технологиях обязательно следует еще раз скорректировать по результатам почвенной и растительной диагностики в следующем порядке:

1. За 1-2 дня до внесения любых азотных минеральных удобрений в почву перед посевом осенью или весной под каждой культурой определяют экспресс-методами содержание нитратов в пахотном слое (считая, что каждые 10 мг/кг эквивалентны 30 кг/га N) и вычитают полученную величину из ранее скорректированной дозы. Если оставшаяся доза окажется менее 20 кг/га N при разбросном внесении, или менее 10 кг/га N при локальном внесении, их нет смысла вносить вообще, т.к. столь малые дозы экономически невыгодны (не окупают затрат по применению). Такие минимальные дозы (20-10 кг д.в./га) фосфорных и калийных удобрений под любыми культурами при допосевном внесении также экономически неэффективны. Поэтому, если после всех коррекций в годовых планах будут получены столь малые дозы, их следует добавить к соответствующим дозам предшествующей культуры.

2. При корневых подкормках дозы азотных удобрений корректируются по результатам экспресс-анализов растений (растительной диагностики) с помощью поправочного коэффициента К1 к скорректированной дозе годового плана, рассчитываемого по любой из следующих формул:

К1 =

Nо

;

К1 =

Nо : Ро

;

К1 =

Nо : Ро ´ Nо : Ко

; где:

Nф

Nф : Рф

Nф : Рф ´ Nф : Кф

Nо, Pо, Kо - оптимальное,

Nф, Pф, Kф - фактическое содержание азота, фосфора и калия в данную фазу в анализируемом органе или массе растений в % или в мг/100 г сока.

Экономически эффективны после подобных коррекций дозы корневых азотных подкормок более 20 кг/га при разбросном и более 10 кг/га при локальном способах внесения.

Локальное внесение в почву не только азотных, но и фосфорных, калийных и органических удобрений повышает их оплату прибавками урожаев всех культур на 20-30 % и более по сравнению с разбросным внесением и последующей заделкой в почву.

Во всех севооборотах под всеми культурами в качестве допосевного (основного) удобрения рекомендуются следующие: Мочевина (карбамид) - CO(NH2)2 c содержанием азота - 46%; двойной суперфосфат - Ca(H2PO4)2   с содержанием фосфора - 40%; хлористый калий (КCl) с содержанием калия - 60%; 40% калийная соль (KCl + KCl х NaCl) с содержанием калия - 40%.

Для припосевного (припосадочного) удобрения под разные культуры рекомендуются: гранулированный простой суперфосфат (20%) с содержанием фосфора - 20%; нитроамофос гранулированный (23:23) с содержанием азота и фосфора по 23%; нитрофоска гранулированная (15:15:15) с содержанием азота, фосфора и калия по 15%.

Для корневых подкормок под разные культуры применяется аммиачная селитра (NH4NO3) c содержанием азота около 35%, для некорневых подкормок - мочевина (CO(NH2)2), которую следует применять в виде водных растворов указанных доз в концентрациях 20-25% в расчете на удобрение.

Контрольные вопросы

1. Сроки и способы внесения минеральных и органических удобрений.

2. Назначение основного удобрения.

3. Преимущества локального внесения удобрений.

4. Значение припосевного удобрения и способы внесения.

5. Дозы припосевного удобрения

6. Обоснование запасного внесения удобрений (впрок).

7. Глубина внесения удобрений.

8. Применение микроудобрений.

9. Какова практика применения удобрений в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82022. ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВ 124.21 KB
  В данной дипломной работе представлено основные виды регламентирующих документов, федеральных законов и форм по управлению финансовом потоком во 2-м отряде федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
82023. Проектирование базы данных. Защита информации 429.13 KB
  Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных.
82024. Основы работы в программе Excel. Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel 1.69 MB
  Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора...
82025. Роль фельдшера в организации специфической профилактики инфекционных заболеваний у детей 148 KB
  Иммунопрофилактика инфекционных болезней – это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок...
82026. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 531.24 KB
  Основные средства играют большую роль в воспроизводственном процессе труда, так как они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия, именно поэтому тема дипломной работы является актуальной на сегодняшний день.
82027. Взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации детей младшего школьного возраста 496.5 KB
  Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Влияние межличностных отношений на мотивацию учебной деятельности младших школьников.
82028. Интернет-коммуникации в деятельности предприятия (на примере проекта «Инфодонск» (ИП Кузнецова Г. В.)) 4.81 MB
  Интернет объединил в себе интерактивный характер коммуникации, гипермедийную природу и возможность построения индивидуального взаимодействия. Глобальная компьютерная сеть является одновременно и новой средой общения, и рынком с десятками миллионов потенциальных клиентов, обладающих достаточно высоким уровнем дохода.
82029. Анализ проблем неправомерного поведения военнослужащих и профилактика правонарушений 263.5 KB
  Сущность и понятие правонарушения. Правонарушения военнослужащих Внутренних Войск МВД Российской Федерации. В борьбе с правонарушениями основные усилия должны быть направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин их порождающих.
82030. Учение об отвержении «Я» и самости в Священном Писании и Рейнской мистике 461 KB
  Сравнительный анализ учения рейнских мистиков о самости и Я со Священным Писанием. Учение рейнских мистиков об отвержении Я и самости в контексте Священного писания. Преодоление самости и Я как условие союза человека с Богом.