26253

Значение и место альтернативных технологий в земледелии

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении их формах причинах агрономических ограничений возможностях использования. Принципы и источники альтернативного земледелия его мотивации. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия как развитие созданного им мистического учения антропософии. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных...

Русский

2013-08-18

47 KB

5 чел.

Модульная единица 1.2.

Практическое занятие: «Значение и место альтернативных технологий в земледелии»

Цели и задачи. Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении, их формах, причинах агрономических ограничений, возможностях использования.

Аннотация. Альтернативные агротехнологии – одна из форм общественного протеса против экологических рисков химизации. По качеству продукции, рискам ее загрязнения микотоксинами и экономической эффективности они сильно уступают высоким агротехнологиям. Тем не менее помимо социальной ниши альтернативные технологии имеют определенное значение на охраняемых территориях, санитарных зонах и т.п.

Ключевые слова. Биодинамическое, органическое земледелие, экологические риски, земледелание, биологизация, экологизация, затратность, микотоксины, многопольные севообороты, травопольные.

Вопросы для предварительной подготовки.

1. Принципы и источники альтернативного земледелия, его мотивации.

2. Анализ альтернативных агротехнологий с научных, социальных и экономических позиций.

3. Место альтернативных агротехнологий в современном земледелии, их экологическая и социальная ниша.

Задание.

1. Рассчитать эффектиктивностьорганоминеральной системы удобрений в кормовом севообороте в сравнении с органической.

2. Дать анализ эффективности альтернативных агротехнологий на примерах их длительного применения.

Альтернативные агротехнологии

К альтернативным следует относить агротехнологии, в которых наложен запрет на применение минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста, трансгенных растений. Этот запрет не имеет объективного, научного обоснования.

Альтернативное земледелие – своеобразная форма общественного протеста против экологических рисков химизации, возникшая с началом массового применения промышленных минеральных удобрений. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера, сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия, как развитие созданного им мистического учения - антропософии. В дальнейшем это направление активно развивал Эренфрид Пфайффер. Важной его особенностью помимо отказа от агрохимических средств явилось требование вести земледелие с учетом космических ритмов, влияния планет и звезд, с применением специальных препаратов природного происхождения (компостные вытяжки, отвары, продукты брожения и т.п.), в которые заключены некие «жизненные силы». Данные требования упаковывались в социально-утопическую оболочку с декларациями социального равенства, совести и других духовных ценностей.  При этом каждая ферма рассматривалась как живой организм, который является частью биосферы Земли.

В качестве примера восточного религиозно-мистического земледлеия можно отметить систему Масанобу Фукуоки, в которой предусматривается отказ не только от агрохимических средств, но и от вспашки.

Представители такого рода направлений, как и большинство идеологизированных общественных движений проявляют очень высокую активность в пропаганде своих учений.

Другие движения, выступающие под названиями «органическое», «биологическое», «экологическое» земледлеие используют в первую очередь природные мотивы. Весьма известные лидеры таких направлений Альберт Ховард в Англии, Джей Родейл в США.

Все эти позиции не имеют научного фундамента, особенно по отношению к минеральным удобрениям, которые используются с нарастающей эколого-экономической эффективностью. С повышением наукоемкости и точности интенсивных агротехнологий сильно снижается риск загрязнения продукции и среды удобрениями и пестицидами. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных токсикантов, в особенности микотоксинов. Перспективы альтернативных агротехнологий весьма ограничены.

Сегодня однако продукция с меньшим экологическим риском имеет спрос у состоятельных покупателей, напуганных издержками химизации в период становления интегральных агротехнологий. Рынок ее растет под влиянием пропаганды зеленых движений. Соответственно органическое земледелие занимает определенную нишу и оказывает влияние  на развитие интегральных агротехнологий.

Не преувеличивая роли данного направления, что часто происходит, следует уделять внимание  формированию технологий органического земледелия, используя мировой опыт. В отличие от экстенсивных технологий, рассчитанных на использование естественного плодородия почвы без применения удобрений, органические технологии представляют особую форму интенсификации земледелия на основе органических удобрений. В традиционном споре «что кормить – растение или почву» данном случае принята крайняя позиция «земледелания», то есть создания высокоплодородной почвы как главной цели, достижение которой автоматически решает задачу возделывания сельскохозяйственных культур. Такая постановка задачи заведомо предопределяет повышенную затратность производства. Если даже иметь ввиду только достижение оптимального уровня обеспеченности культуры основными элементами питания, то весьма сложно добиться сбалансированного их состояния и построить оптимальную систему удобрений на основе органических удобрений, даже с привлечением в севооборот бобовых культур. Такая система по своей по своей эффективности всегда будет уступать гибкой органо-минеральной. В органических технологиях усложняется решение задачи преодоления засоренности посевов.

Ввиду этих обстоятельств возникает необходимость  введения многопольных севооборотов с повышенной долей многолетних трав. Доля кормовых бобовых культур в севообороте должна быть не менее 25-30%. В севообороте  ограничивается доля пропашных культур (до 25%), возрастает роль промежуточных культур. Посевы кукурузы на силис особенно в условиях достаточного увлажнения, без гербицидов  или ручной прополки зарастают сорняками, поэтому вместо них практикуются силосные сплошного посева из смеси бобовых и других видов растений, способствующие, при своевременной уборке, и снижению засорения.

Из пропашных наиболее рационально возделывание картофеля, поскольку легче обойтись без гербицидов, используя боронование, обработку междурядий, окучивание.

Для органического земледелия  во влагообеспеченных районах наиболее приемлемы следующие севообороты:

  •  зернотрявянопропашные (многолетние травы – многолетние травы – озимая рожь (пожнивно рапс и др) – картофель – ячмень – вико-овсяная смесь – озимая пшеница (пожнивно рапс и др) – овес с подсевом многолетних трав);
  •  зернотравяными (многолетние травы – многолетние травы – озимая рожь (пожнивно рапс и др) – горох – ячмень - вико-овсяная смесь – озимая пшеница (пожнивно рапс и др) – овес с подсевом многолетних трав);
  •  Травопольные (многолетние травы – многолетние травы – многолетние травы – многолетние травы – однолетние травы (вика с овсом) с подсевом многолетних трав.

Возможны различные их комбинации в зависимости от конкретных условий.

В целях уменьшения засоренности посевов в органическом земледелии изменено место внесения органических удобрений, которые являются источниками жизнеспособных семян сорняков. Вместо традиционного использования навоза под озимые и пропашные культуры, вносят его в поле занятого однолетними травами или силосными культурами пара. В этом случае исключается обсеменение сорняков благодаря ранней уборке. Наиболее эффективными звеньями севооборотов в борьбе с сорной растительностью являются многолетние травы – озимые, вико-овсяной пар – озимые, а также звенья с пожнивными или поукосными остатками.

Уменьшение засоренности, связанной с применением органических удобрений, достигается приготовлением компостов, в процессе которого погибает большая часть семян сорняков. Приготовлению всевозможных компостов, в том числе с различными стимулирующими функциями за счет участия лекарственных растений уделяется все большее внимание.

Помимо севооборота, основного средства предотвращения засоренности посевов, важную роль в органическом земледелии играет прямое подавление однолетних сорняков допосевным и послепосевным боронованием, междурядными обработками, огневыми обработками. В качестве наиболее эффективных средств используются сетчатые бороны, щеточные машины, огневые культиваторы. Щеточные машины, работающие в междурядьях на глубине до 1,5 см, вытаскивают из почвы сорняки, приближаясь к культурным растениям на расстояние до 3 см.

Для подавления корнеотпрысковых и корневищных сорняков не обойтись без вспашки, хотя она рассматривается как нежелательный прием, нарушающий принцип как можно более длительного сохранения растительного или мульчирующего покрова на поверхности почвы и разрушающий ее структурное состояние.

Весьма тонким делом в органическом земледелии  представляется защита растений от болезней и вредителей. Суть ее заключается в том, что бы содействовать улучшению фитосанитарного состояния растений, а не бороться с болезнями. Это должно достигаться комплексом агротехнических и биологических средств.

Помимо севооборотов, обработки почвы и других агротехнических средств регулирования фитосанитарного состояния посевов особое внимание в органическом земледелии уделяется активизации жизнедеятельности полезных организмов (антогонистов) путем устройства живых изгородей, лесных посадок. Они средой обитания для птиц, животных, мезофауны.

В случае вспышек болезней и вредителей используют компостные экстракты, растительные препараты из лука, чеснока, хвоща, крапивы, смачивающуюся серу, продукты из молочной сыворотки, жидкое мыло, эмульсии на основе парафинового и растительного масел бактериальные препараты и др.

В целом,  как мы видим задача формирования органического земледелия весьма не проста. Они не могут соперничать по продуктивности с интенсивными агротехнологиями. Их роль в аграрной экономике определяется рынком продукции сертифицированной по правилам Международной организации органического земледелия (IFOAM), реализуемой по более высоким ценам. Их ниша в земледелии определяется предприятиями с развитым животноводством и производством овощей, кормов, продуктов детского питания и специальной диеты, предприятиями расположенными в водоохранных и других санитарных зонах.

Данное направление не следует противопоставлять интегральным агротехнологиям, преувеличивая его роль в экономике сельского хозяйства. В перспективе неизбежна конвергенция этих направлений. Достижения органических технологий послужат материалом для дальнейшей биологизации и в целом экологизации современных агротехнологий.

Так, вероятно, будет. По что приходится сталкиваться с обострением противоречий, связанных с безапелляционным отрицанием минеральных удобрений и агрохимическим нигилизмом. Они обусловлены с одной стороны чрезмерной идеологизированностью течений органического земледелия, низкой экологической культурой населения, неадекватной позицией государства. Для некоторых школ органическое земледелие имеет ценность не само по себе, а как инструмент претворения в жизнь идеологических установок. Идеологические построения мистических школ носят характер социально-экологических утопий, которые нередко усугубляются фанатичностью проповедников. Между тем реальное земледелие требует гармоничного взаимодействия экономических, экологических и социальных факторов. Поэтому дальнейшее развитие органического земледелия должно осуществляться в рамках адаптивно-ландшафтного.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение технологий альтернативного земледелия.

2. Кто является основателем биодинамического земледелия и в чем суть учения на котором оно базируется?

3. что такое «земледелание» в современной философии органического земледелия?

4. Какие экологические риски имеют беспестицидные агротехнологии?

5. Какова эконоиммческая эффективность альтернативных агротехнологий по сравнению с интенсивными?

6. Каковы особенности структуры посевных площадей и севооборотов в интенсивном земледелии?

7. Почему органно-минеральная система удобрений эффективнее органической?

8. В чем особенности ухода за посевами в органическом земледелии?

9. Каковы особенности защиты растений в альтернативном земледелии?

10. Какова ниша альтернативных агротехнологий в современном земледлии?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52041. Правила поведінки під час уроків і на перервах. Поведінка в їдальні, в бібліотеці 44.5 KB
  Отже сьогоднi ми з вами почнемо розмову про нашу поведiнку пiд час урокiв розглянемо як вона впливає на наші успiхи у навчаннi навчимося поводити себе в колективi ознайомимося iз правилами культурної поведiнки. Яких би правил поведiнки ви б не хотiли дотримуватися тепер Якi правила на вашу думку необхiдно залишити у сучаснiй школi 2. Групою iз 4 6 чоловiк обговорiть i складiть правила для школярiв сьогоднiшнiх та з далекого майбутнього. 3робiть висновок про те для чого ми складали певнi правила поведінки.
52042. Звязок додавання і віднімання. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання 171 KB
  Робота з індивідуальним матеріалом. «Учитель» викладає індивідуальний геометричний матеріал, а учень на основі цього складає приклад на додавання і два приклади на віднімання.
52043. Морфологія. Орфографія. Загальна характеристика частин мови 103.5 KB
  Загальна характеристика частин мови МЕТА: поглибити знання про морфологію як розділ науки про мову його зміст і завдання; розвивати вміння і навички розпізнавати вивчені частини мови в реченнях розуміти їх роль у мовленні визначати відомі граматичні ознаки; формувати в учнів навички правильного написання слів вміння визначати орфограми і застосовувати їх в писемному мовленні; формувати уміння узагальнювати набуті знання; розвивати усне і писемне мовлення; розвивати память...
52044. Поема «Мойсей»- одна з вершин творчості Івана Яковича Франка 56 KB
  Поема Мойсей одна з вершин творчості Івана Яковича Франка. Обладнання: портрет Івана Франка виставка книгілюстрації до поеми Мойсей карта мандрів Мойсея тематична стіннівка.Франка Мойсей історією написання ; підготувати розповідь про неї; випустити тематичні стіннівки. 1 група науковці подають матеріал про написання поеми Мойсей; 2 група літературознавці презентують образ Мойсея та інші образи; 3 група літературні критики розповідають про особливості стилю поеми Мойсей; 4 група читці члени редколегії ...
52045. Багатство мови і мовлення: інтонаційне, лексичне, фразеологічне, морфологічне, синтаксичне 87.5 KB
  Плачинда мову Діти а як вам вдалося вдома уявити себе в різних образах Які мовні засоби забезпечують засвідчують багатство образність логічність мовлення Послухаємо. За допомогою яких художніх засобів ви досягли образності мовлення В яких стилях тропи використовуються менше У науковому та офіційноділовому Учні зачитують свої творимініатюри Перевтілення. Отже написавши твориперевтілення ви збагатили своє мовлення за допомогою різних художніх засобів стали на крок ближче до удосконалення свого мовлення.
52046. Урок здоров’я 49 KB
  Навчальна мета: використовуючи набуті знання учнями на уроках біології та фізики показати їх застосуванню в повсякденному житті, систематизувати відомості про здоров’я людини.
52047. День Именинника - сценарии дня рождения 28 KB
  Конкурс для неименинников. Конкурс Парикмахеры Конкурс для всех команд. Конкурс Повара От каждой команды по одному участнику. Конкурс Подарок Пока кулинары готовятся подумаем чего же нам еще не хватает.
52048. Супер-сценарий маскарадного Нового года 25 KB
  Компания из 11 человек:1 Дед Мороз: настоящий костюм урвали у знакомых;2снежная королева: серое вечернее платье на шее колье из горного стекла думаю есть у любой девушки на крайний случай можно сделать самой из мишурыдождик из проволоки сделала каркас высокого воротника купила стальную блестящую ткань 2м. это была моя замораживающая палочка;3царь: из картона и фальги корона скипетр и держава из фальги и сподручных средств накидка из старого покрывала обшитого красной мишурой;4серкетарь царя: можно обычный строгий костюм;5шут...
52049. Маскарад для любимого 23.5 KB
  Костюм горничной: черный комплект белья обшила белым кружевом благо оно продается практически везде. Костюм медсестры: нашить на белое белье красные крестики совсем несложно также как и найти белые чулки. Костюм школьницы: здесь проблем практически не возникло короткая юбочка со складками и подходящая рубашечка в моем гардеробе нашлись очень легко. Костюм чертенка: рожки продаются в большинстве детских отделов а красночерное белье я нашла в своем гардеробе.