26253

Значение и место альтернативных технологий в земледелии

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении их формах причинах агрономических ограничений возможностях использования. Принципы и источники альтернативного земледелия его мотивации. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия как развитие созданного им мистического учения антропософии. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных...

Русский

2013-08-18

47 KB

5 чел.

Модульная единица 1.2.

Практическое занятие: «Значение и место альтернативных технологий в земледелии»

Цели и задачи. Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении, их формах, причинах агрономических ограничений, возможностях использования.

Аннотация. Альтернативные агротехнологии – одна из форм общественного протеса против экологических рисков химизации. По качеству продукции, рискам ее загрязнения микотоксинами и экономической эффективности они сильно уступают высоким агротехнологиям. Тем не менее помимо социальной ниши альтернативные технологии имеют определенное значение на охраняемых территориях, санитарных зонах и т.п.

Ключевые слова. Биодинамическое, органическое земледелие, экологические риски, земледелание, биологизация, экологизация, затратность, микотоксины, многопольные севообороты, травопольные.

Вопросы для предварительной подготовки.

1. Принципы и источники альтернативного земледелия, его мотивации.

2. Анализ альтернативных агротехнологий с научных, социальных и экономических позиций.

3. Место альтернативных агротехнологий в современном земледелии, их экологическая и социальная ниша.

Задание.

1. Рассчитать эффектиктивностьорганоминеральной системы удобрений в кормовом севообороте в сравнении с органической.

2. Дать анализ эффективности альтернативных агротехнологий на примерах их длительного применения.

Альтернативные агротехнологии

К альтернативным следует относить агротехнологии, в которых наложен запрет на применение минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста, трансгенных растений. Этот запрет не имеет объективного, научного обоснования.

Альтернативное земледелие – своеобразная форма общественного протеста против экологических рисков химизации, возникшая с началом массового применения промышленных минеральных удобрений. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера, сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия, как развитие созданного им мистического учения - антропософии. В дальнейшем это направление активно развивал Эренфрид Пфайффер. Важной его особенностью помимо отказа от агрохимических средств явилось требование вести земледелие с учетом космических ритмов, влияния планет и звезд, с применением специальных препаратов природного происхождения (компостные вытяжки, отвары, продукты брожения и т.п.), в которые заключены некие «жизненные силы». Данные требования упаковывались в социально-утопическую оболочку с декларациями социального равенства, совести и других духовных ценностей.  При этом каждая ферма рассматривалась как живой организм, который является частью биосферы Земли.

В качестве примера восточного религиозно-мистического земледлеия можно отметить систему Масанобу Фукуоки, в которой предусматривается отказ не только от агрохимических средств, но и от вспашки.

Представители такого рода направлений, как и большинство идеологизированных общественных движений проявляют очень высокую активность в пропаганде своих учений.

Другие движения, выступающие под названиями «органическое», «биологическое», «экологическое» земледлеие используют в первую очередь природные мотивы. Весьма известные лидеры таких направлений Альберт Ховард в Англии, Джей Родейл в США.

Все эти позиции не имеют научного фундамента, особенно по отношению к минеральным удобрениям, которые используются с нарастающей эколого-экономической эффективностью. С повышением наукоемкости и точности интенсивных агротехнологий сильно снижается риск загрязнения продукции и среды удобрениями и пестицидами. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных токсикантов, в особенности микотоксинов. Перспективы альтернативных агротехнологий весьма ограничены.

Сегодня однако продукция с меньшим экологическим риском имеет спрос у состоятельных покупателей, напуганных издержками химизации в период становления интегральных агротехнологий. Рынок ее растет под влиянием пропаганды зеленых движений. Соответственно органическое земледелие занимает определенную нишу и оказывает влияние  на развитие интегральных агротехнологий.

Не преувеличивая роли данного направления, что часто происходит, следует уделять внимание  формированию технологий органического земледелия, используя мировой опыт. В отличие от экстенсивных технологий, рассчитанных на использование естественного плодородия почвы без применения удобрений, органические технологии представляют особую форму интенсификации земледелия на основе органических удобрений. В традиционном споре «что кормить – растение или почву» данном случае принята крайняя позиция «земледелания», то есть создания высокоплодородной почвы как главной цели, достижение которой автоматически решает задачу возделывания сельскохозяйственных культур. Такая постановка задачи заведомо предопределяет повышенную затратность производства. Если даже иметь ввиду только достижение оптимального уровня обеспеченности культуры основными элементами питания, то весьма сложно добиться сбалансированного их состояния и построить оптимальную систему удобрений на основе органических удобрений, даже с привлечением в севооборот бобовых культур. Такая система по своей по своей эффективности всегда будет уступать гибкой органо-минеральной. В органических технологиях усложняется решение задачи преодоления засоренности посевов.

Ввиду этих обстоятельств возникает необходимость  введения многопольных севооборотов с повышенной долей многолетних трав. Доля кормовых бобовых культур в севообороте должна быть не менее 25-30%. В севообороте  ограничивается доля пропашных культур (до 25%), возрастает роль промежуточных культур. Посевы кукурузы на силис особенно в условиях достаточного увлажнения, без гербицидов  или ручной прополки зарастают сорняками, поэтому вместо них практикуются силосные сплошного посева из смеси бобовых и других видов растений, способствующие, при своевременной уборке, и снижению засорения.

Из пропашных наиболее рационально возделывание картофеля, поскольку легче обойтись без гербицидов, используя боронование, обработку междурядий, окучивание.

Для органического земледелия  во влагообеспеченных районах наиболее приемлемы следующие севообороты:

  •  зернотрявянопропашные (многолетние травы – многолетние травы – озимая рожь (пожнивно рапс и др) – картофель – ячмень – вико-овсяная смесь – озимая пшеница (пожнивно рапс и др) – овес с подсевом многолетних трав);
  •  зернотравяными (многолетние травы – многолетние травы – озимая рожь (пожнивно рапс и др) – горох – ячмень - вико-овсяная смесь – озимая пшеница (пожнивно рапс и др) – овес с подсевом многолетних трав);
  •  Травопольные (многолетние травы – многолетние травы – многолетние травы – многолетние травы – однолетние травы (вика с овсом) с подсевом многолетних трав.

Возможны различные их комбинации в зависимости от конкретных условий.

В целях уменьшения засоренности посевов в органическом земледелии изменено место внесения органических удобрений, которые являются источниками жизнеспособных семян сорняков. Вместо традиционного использования навоза под озимые и пропашные культуры, вносят его в поле занятого однолетними травами или силосными культурами пара. В этом случае исключается обсеменение сорняков благодаря ранней уборке. Наиболее эффективными звеньями севооборотов в борьбе с сорной растительностью являются многолетние травы – озимые, вико-овсяной пар – озимые, а также звенья с пожнивными или поукосными остатками.

Уменьшение засоренности, связанной с применением органических удобрений, достигается приготовлением компостов, в процессе которого погибает большая часть семян сорняков. Приготовлению всевозможных компостов, в том числе с различными стимулирующими функциями за счет участия лекарственных растений уделяется все большее внимание.

Помимо севооборота, основного средства предотвращения засоренности посевов, важную роль в органическом земледелии играет прямое подавление однолетних сорняков допосевным и послепосевным боронованием, междурядными обработками, огневыми обработками. В качестве наиболее эффективных средств используются сетчатые бороны, щеточные машины, огневые культиваторы. Щеточные машины, работающие в междурядьях на глубине до 1,5 см, вытаскивают из почвы сорняки, приближаясь к культурным растениям на расстояние до 3 см.

Для подавления корнеотпрысковых и корневищных сорняков не обойтись без вспашки, хотя она рассматривается как нежелательный прием, нарушающий принцип как можно более длительного сохранения растительного или мульчирующего покрова на поверхности почвы и разрушающий ее структурное состояние.

Весьма тонким делом в органическом земледелии  представляется защита растений от болезней и вредителей. Суть ее заключается в том, что бы содействовать улучшению фитосанитарного состояния растений, а не бороться с болезнями. Это должно достигаться комплексом агротехнических и биологических средств.

Помимо севооборотов, обработки почвы и других агротехнических средств регулирования фитосанитарного состояния посевов особое внимание в органическом земледелии уделяется активизации жизнедеятельности полезных организмов (антогонистов) путем устройства живых изгородей, лесных посадок. Они средой обитания для птиц, животных, мезофауны.

В случае вспышек болезней и вредителей используют компостные экстракты, растительные препараты из лука, чеснока, хвоща, крапивы, смачивающуюся серу, продукты из молочной сыворотки, жидкое мыло, эмульсии на основе парафинового и растительного масел бактериальные препараты и др.

В целом,  как мы видим задача формирования органического земледелия весьма не проста. Они не могут соперничать по продуктивности с интенсивными агротехнологиями. Их роль в аграрной экономике определяется рынком продукции сертифицированной по правилам Международной организации органического земледелия (IFOAM), реализуемой по более высоким ценам. Их ниша в земледелии определяется предприятиями с развитым животноводством и производством овощей, кормов, продуктов детского питания и специальной диеты, предприятиями расположенными в водоохранных и других санитарных зонах.

Данное направление не следует противопоставлять интегральным агротехнологиям, преувеличивая его роль в экономике сельского хозяйства. В перспективе неизбежна конвергенция этих направлений. Достижения органических технологий послужат материалом для дальнейшей биологизации и в целом экологизации современных агротехнологий.

Так, вероятно, будет. По что приходится сталкиваться с обострением противоречий, связанных с безапелляционным отрицанием минеральных удобрений и агрохимическим нигилизмом. Они обусловлены с одной стороны чрезмерной идеологизированностью течений органического земледелия, низкой экологической культурой населения, неадекватной позицией государства. Для некоторых школ органическое земледелие имеет ценность не само по себе, а как инструмент претворения в жизнь идеологических установок. Идеологические построения мистических школ носят характер социально-экологических утопий, которые нередко усугубляются фанатичностью проповедников. Между тем реальное земледелие требует гармоничного взаимодействия экономических, экологических и социальных факторов. Поэтому дальнейшее развитие органического земледелия должно осуществляться в рамках адаптивно-ландшафтного.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение технологий альтернативного земледелия.

2. Кто является основателем биодинамического земледелия и в чем суть учения на котором оно базируется?

3. что такое «земледелание» в современной философии органического земледелия?

4. Какие экологические риски имеют беспестицидные агротехнологии?

5. Какова эконоиммческая эффективность альтернативных агротехнологий по сравнению с интенсивными?

6. Каковы особенности структуры посевных площадей и севооборотов в интенсивном земледелии?

7. Почему органно-минеральная система удобрений эффективнее органической?

8. В чем особенности ухода за посевами в органическом земледелии?

9. Каковы особенности защиты растений в альтернативном земледелии?

10. Какова ниша альтернативных агротехнологий в современном земледлии?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11464. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ КАТАЛАЗЫ 37 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение активности каталазы 1.11.1.6 1 с помощью перманганата калия и вычислением каталазного числа метод Баха и Зубковой ПРИНЦИП МЕТОДА. Фермент каталаза содержится в большом количестве в эритроцитах а также во всех тканях и жидкост...
11465. Оценка активности супероксиддисмутазы в сыворотке крови 38.5 KB
  Лабораторная работа Оценка активности супероксиддисмутазы в сыворотке крови демонстрационная 1 по ингибированию восстановления нитротетразолия синего Принцип. Об активности фермента супероксиддисмутазы СОД свидетельствует его способность тормозить восс...
11466. Культурологія як наукова і навчальна дисципліна. Специфіка культурологічного знання 8.8 MB
  Тема: Культурологія як наукова і навчальна дисципліна. Специфіка культурологічного знання. Курс Культурологія входить до циклу дисциплін гуманітарної та соціальноекономічної підготовки студента у вищих закладах освіти який дає змогу обєднати такі дисципліни як...
11467. КРИЗОВІ ЯВИЩА В КУЛЬТУРІ 204 KB
  Лекція 12.КРИЗОВІ ЯВИЩА В КУЛЬТУРІ Весь попередній розгляд сутності та проявів культури засвідчує що її можна вважати тією територією людськості яка відвойована людиною в шаленого масиву природи та яка засвідчує ті прояви людини котрі вона своєю творчою насн
11468. Основні концептуальні парадигми (концепції, теорії та напрями) культурології 147.5 KB
  Лекція 2. Основні концептуальні парадигми концепції теорії та напрями культурології. Донауковий етап уявлень про культуру. Ще в давніх міфах є спроба відповісти на питання про початок культурної історії людства. В легендах і міфах кожного народу є легендарні гер...
11469. Культура та цивілізація 297 KB
  Лекція 3. Культура та цивілізація. Питання про співвідношення культури та цивілізації є питанням полемічним. Якщо поняття культура є складним для розуміння на науковому рівні і добре окреслюється іншими поняттями на буденному рівні то поняття цивілізація в наук
11470. ПОХОДЖЕННЯ ЛЮДИНИ. САМОУСВІДОМЛЕННЯ ЛЮДСТВА У ВСЕСВІТІ 264.5 KB
  ЛЕКЦІЯ 4. ПОХОДЖЕННЯ ЛЮДИНИ. САМОУСВІДОМЛЕННЯ ЛЮДСТВА У ВСЕСВІТІ. Одним із принципових досягнень Відродження стало визнання загальнолюдської лінії культурного розвитку. Адже і схиляння перед античністю і критичне ставлення до середньовіччя зросли в ньому з усвідомл...
11471. ПРИРОДА І КУЛЬТУРА 117 KB
  Лекція 5. ПРИРОДА І КУЛЬТУРА Співвідношення природного і культурного. Людина як продукт біологічної та культурної еволюції. Культура основа гармонізації суперечностей між людиною і природою. Співвідношення природного і культурного. Проблема співвідношення п
11472. Культура первісної доби. Міфологічна модель світу 182 KB
  Лекція 6. Культура первісної доби. Міфологічна модель світу. Культура збирання і полювання. Історія людства налічує 35 40 тисяч років. Найтриваліший її відтинок історики найчастіше називають первіснообщинним ладом або камяним віком. У культурології ці терміни можна вжив...