26254

Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...

Русский

2013-08-18

38.5 KB

31 чел.

Модульная единица 1.2.

Домашнее задание «Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель»

Цель и задачи. Сформировать представление об определяющей роли сельскохозяйственных культур и их агроэкологических требованиях при формировании системы агрооценки земель.

Аннотация. Рассматривается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания и средообразующему влиянию, то есть воздействию на почвы и агроландшафты самих культур и технологий их возделывания.

Вопросы для предварительной подготовки.

1. Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания.

2. Оценка культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.

Задания.

Определить критерии оценки сельскохозяйственных культур по их отношению к климатическим, почвенным, гидрогеологическим условиям и по их влиянию на почвы и ландшафты

Комментарии

Агроэкологическая оценка земель осуществляется в соответствии с биологическими требованиями сельскохозяйственных культур к условиям произрастания, их средообразующим влиянием и агротехологиями. Эти условия сопоставляются с агроэкологическими параметрами первичных земельных участков (элементарных ареалов агроландшафта – ЭАА), на основании  чего делается вывод о степени пригодности их для использования под ту или иную культуру. Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель, в пределах которых формируются производственные участки. Чем выше уровень интенсификации производства, тем точнее должны быть соответствующие оценки. При интенсивных агротехнологиях, особенно при высокоинтенсивных, эта задача решается на основе математических моделей земледелия с использованием ГИС-технологий, автоматизированного проектирования и реализуется на практике новейшими агротехнологическими и информатизационными средствами. Это означает, что система агроэкологической оценки культур и соответствующая ей система агроэкологической оценки земель должны получить предельно конкретизированное достаточно формализованное  выражение.

Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой, особенно почвенные, некоторые трудно поддаются формализации. Часть критериев данной оценки имеют описательный характер и основываются на практическом опыте без углубленной экспериментальной проработки, что определяет необходимость развития соответствующих научных исследований. Тем не менее имеющийся обширный фактический материал позволяет достаточно эффективно решать эту задачу при формировании современных систем земледелия. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий, культур, сортов растений. В качестве общего руководства можно воспользоваться учебником (78), в котором схематично рассмотрена система агроэкологической оценки культур в указанных аспектах. Она включает следующие основные позиции:

  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям к условиям произростания.
  •  Отношение растений к свету:

размещение растений по реакции на продолжительность дня (длинного, короткого, нейтрального);

определение потенциальной урожайности культур по приходу ФАР.

  •  Требования растений к теплообеспечености и температурному режиму:

длительность вегетационного периода;

требуемая сумма активных температур (выше 100С) за период вегетации;

биологический минимум температуры при прорастании семян, появлении всходов, формировании вегетативных и генеративных органов, плодоношении, перезимовке растений;

холодоустойчивость (способность растений в течение длительного времени переносить низкие температуры (1-100С) без необратимых повреждений);

морозоустойчивость (способность растений переносить температуру ниже 00 С);

жароустойчивость (способность растений переносить жару без необратимого повреждения).

  •  Отношение растений к влагообеспеченности,  водному и воздушному режимам почв:

оптимальная влажность корнеобитаемого слоя почвы, при которой достигается максимальная интенсивность роста растений;

коэффициент завядания растений (отношение влажности завядания к максимальной гигроскопичности почвы);

коэффициент транспирации растений (количество воды в граммах, которое расходуется на синтез 1 г сухого вещества);

коэффициент водопотребления сельскохозяйственных культур (количество воды в м3, расходуемое на испарение с поверхности почвы и транспирацию для образования 1 т биомассы);

устойчивость растений к переувлажнению и затоплению;

отношение растений к глубине залегания пресных и засоленных, застойных и проточных грунтовых вод.

  •  Требования растений к физическим условиям почв, их сложению и структурному состоянию:

отношение к гранулометрическому составу, скелетности почв, глубине подстилания плотными породами; отношение к плотности почвы.

  •  Потребность растений в элементах питания и характер их потребления.
  •  Отношение к реакции почвы (рН).
  •  Чувствительность к повышенному содержанию подвижных алюминия, марганца, к восстановительным условиям (ОВП).
  •  Солеустойчивость – устойчивость к избыточной концентрации солей в почвенном растворе в связи с повышением осмотического давления и токсичным влиянием.
  •  Солонцеустойчивость – способность растений преодолевать в основном неблагоприятные агрофизические свойства почв, обусловленные их солонцеватостью.
  •  Отношение растений к карбонатности почв.
  •  Устойчивость сельскохозяйственных культур к эродированным и техногенно-нарушенным почвам.
  •    Отношение растений к фитосанитарным условиям почвы.
  •  Чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами.
  •  Реакция растений на загрязнение воздуха.
  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.
  •  Оценка культур по количеству растительных остатков, поступающих в почву, и их качественному составу.
  •  Влияние растений на симбиотическую и ассоциативную азотфиксацию.
  •  Влияние культур и технологий на сложение и структурное состояние почв.
  •  Оценка растений по характеру их влияния на водный режим почв.
  •  Оценка фитомелиоративного влияния растений на почву.
  •  Оценка культур по влиянию на фитосанитарное состояние почв:

влияние на накопление специфических видов сорняков, болезней и вредителей;

влияние на почвоутомление.

Контрольные вопросы

1. По каким критериям разрабатывается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур?

2. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

3. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

4. Как различаются солеустойчивость и солонцеустойчивость растений?

5. По каким критериям определяется устойчивость растений к эродированным почвам?

6. Как определяется чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами?

7. В чем заключается средообразующее влияние растений?

8. Как оценивается влияние растений на фитосанитарное состояние почв?

9. Как различается влияние растений на водный режим почв?

10. Как различается влияние растений на структурное состояние почв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62550. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮБКИ. РАЗРАБОТКА ИДЕЙ И ВЫБОР ЛУЧШЕЙ 1.88 MB
  Главное для нас не ошибиться в подборе фасона конической юбки ткани для ее изготовления и цветовой гамме. Такие юбки могут носить девушки и женщины разных возрастов так как они смотрятся очень модно и стильно кроме того для их пошива можно использовать...
62551. Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь 42.07 KB
  Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник...
62552. Все в твоих руках! 25.03 KB
  Но для начала давайте ответим на вопрос что такое здоровье вообще ответы детей. Таким образом репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни способность к воспроизведению рождению детей и возможность решать когда и как часто это делать.
62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...
62555. Урок развития речи. Письмо 30.47 KB
  Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.
62556. Правописание парных согласных в конце слова 988.38 KB
  Цель урока: обеспечить условия для формирования умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова развития орфографической зоркости; развития речи учащихся внимания памяти; развития навыков самоконтроля проверки самооценки...
62557. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 33.22 KB
  Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
62558. Воспроизводство населения 32.26 KB
  Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...