26254

Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...

Русский

2013-08-18

38.5 KB

35 чел.

Модульная единица 1.2.

Домашнее задание «Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель»

Цель и задачи. Сформировать представление об определяющей роли сельскохозяйственных культур и их агроэкологических требованиях при формировании системы агрооценки земель.

Аннотация. Рассматривается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания и средообразующему влиянию, то есть воздействию на почвы и агроландшафты самих культур и технологий их возделывания.

Вопросы для предварительной подготовки.

1. Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания.

2. Оценка культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.

Задания.

Определить критерии оценки сельскохозяйственных культур по их отношению к климатическим, почвенным, гидрогеологическим условиям и по их влиянию на почвы и ландшафты

Комментарии

Агроэкологическая оценка земель осуществляется в соответствии с биологическими требованиями сельскохозяйственных культур к условиям произрастания, их средообразующим влиянием и агротехологиями. Эти условия сопоставляются с агроэкологическими параметрами первичных земельных участков (элементарных ареалов агроландшафта – ЭАА), на основании  чего делается вывод о степени пригодности их для использования под ту или иную культуру. Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель, в пределах которых формируются производственные участки. Чем выше уровень интенсификации производства, тем точнее должны быть соответствующие оценки. При интенсивных агротехнологиях, особенно при высокоинтенсивных, эта задача решается на основе математических моделей земледелия с использованием ГИС-технологий, автоматизированного проектирования и реализуется на практике новейшими агротехнологическими и информатизационными средствами. Это означает, что система агроэкологической оценки культур и соответствующая ей система агроэкологической оценки земель должны получить предельно конкретизированное достаточно формализованное  выражение.

Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой, особенно почвенные, некоторые трудно поддаются формализации. Часть критериев данной оценки имеют описательный характер и основываются на практическом опыте без углубленной экспериментальной проработки, что определяет необходимость развития соответствующих научных исследований. Тем не менее имеющийся обширный фактический материал позволяет достаточно эффективно решать эту задачу при формировании современных систем земледелия. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий, культур, сортов растений. В качестве общего руководства можно воспользоваться учебником (78), в котором схематично рассмотрена система агроэкологической оценки культур в указанных аспектах. Она включает следующие основные позиции:

  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям к условиям произростания.
  •  Отношение растений к свету:

размещение растений по реакции на продолжительность дня (длинного, короткого, нейтрального);

определение потенциальной урожайности культур по приходу ФАР.

  •  Требования растений к теплообеспечености и температурному режиму:

длительность вегетационного периода;

требуемая сумма активных температур (выше 100С) за период вегетации;

биологический минимум температуры при прорастании семян, появлении всходов, формировании вегетативных и генеративных органов, плодоношении, перезимовке растений;

холодоустойчивость (способность растений в течение длительного времени переносить низкие температуры (1-100С) без необратимых повреждений);

морозоустойчивость (способность растений переносить температуру ниже 00 С);

жароустойчивость (способность растений переносить жару без необратимого повреждения).

  •  Отношение растений к влагообеспеченности,  водному и воздушному режимам почв:

оптимальная влажность корнеобитаемого слоя почвы, при которой достигается максимальная интенсивность роста растений;

коэффициент завядания растений (отношение влажности завядания к максимальной гигроскопичности почвы);

коэффициент транспирации растений (количество воды в граммах, которое расходуется на синтез 1 г сухого вещества);

коэффициент водопотребления сельскохозяйственных культур (количество воды в м3, расходуемое на испарение с поверхности почвы и транспирацию для образования 1 т биомассы);

устойчивость растений к переувлажнению и затоплению;

отношение растений к глубине залегания пресных и засоленных, застойных и проточных грунтовых вод.

  •  Требования растений к физическим условиям почв, их сложению и структурному состоянию:

отношение к гранулометрическому составу, скелетности почв, глубине подстилания плотными породами; отношение к плотности почвы.

  •  Потребность растений в элементах питания и характер их потребления.
  •  Отношение к реакции почвы (рН).
  •  Чувствительность к повышенному содержанию подвижных алюминия, марганца, к восстановительным условиям (ОВП).
  •  Солеустойчивость – устойчивость к избыточной концентрации солей в почвенном растворе в связи с повышением осмотического давления и токсичным влиянием.
  •  Солонцеустойчивость – способность растений преодолевать в основном неблагоприятные агрофизические свойства почв, обусловленные их солонцеватостью.
  •  Отношение растений к карбонатности почв.
  •  Устойчивость сельскохозяйственных культур к эродированным и техногенно-нарушенным почвам.
  •    Отношение растений к фитосанитарным условиям почвы.
  •  Чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами.
  •  Реакция растений на загрязнение воздуха.
  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.
  •  Оценка культур по количеству растительных остатков, поступающих в почву, и их качественному составу.
  •  Влияние растений на симбиотическую и ассоциативную азотфиксацию.
  •  Влияние культур и технологий на сложение и структурное состояние почв.
  •  Оценка растений по характеру их влияния на водный режим почв.
  •  Оценка фитомелиоративного влияния растений на почву.
  •  Оценка культур по влиянию на фитосанитарное состояние почв:

влияние на накопление специфических видов сорняков, болезней и вредителей;

влияние на почвоутомление.

Контрольные вопросы

1. По каким критериям разрабатывается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур?

2. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

3. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

4. Как различаются солеустойчивость и солонцеустойчивость растений?

5. По каким критериям определяется устойчивость растений к эродированным почвам?

6. Как определяется чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами?

7. В чем заключается средообразующее влияние растений?

8. Как оценивается влияние растений на фитосанитарное состояние почв?

9. Как различается влияние растений на водный режим почв?

10. Как различается влияние растений на структурное состояние почв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56546. Розв’язування прямокутних трикутників 74 KB
  Мета уроку. Узагальнення, систематизація та закріплення знань про теорему Піфагора, розв’язування прямокутних трикутників; застосування набутих знань і вмінь у практичній діяльності.
56547. Основні фактори прояву шкільної тривожності 53 KB
  Існує навіть термін шкільна фобія що означає страх перед відвідуванням школи що переслідує деяких дітей. Іноді батьки самі бояться школи і мимоволі вселяють цей страх дітям чи драматизують проблеми початку навчання виконують...
56548. Целеполагание на уроках музыкального воспитания 33.5 KB
  Цель воспитание музыкального вкуса нравственных и эстетических чувств уважение к истории своей Родины музыкальным традиция своего народа и культур разных стран мира; показ песни.
56549. Профессия. Работа 1.64 MB
  Цели: совершенствовать навыки употребления изученного лексико-грамматического материала, познакомить со строением официально-делового письма, развивать навыки устной и письменной речи, формировать представление об активном образе жизни, развивать навыки делового общения.
56550. Є цінності, які за все дорожчі… Урок розвитку зв’язного мовлення. Твір-роздум на морально-етичну тему 73.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння і навички, які б сприяли вільному використанню засобів мови в будь-яких життєвих ситуаціях під час сприймання, відтворення і створення власних висловлювань...
56552. Сценарій туристичного свята «Посвята в туристята» 235.5 KB
  Мета та завдання: сприяти залученню школярів до систематичних занять туризмом; згуртувати дітей в єдину команду, об’єднавши усіх її учасників єдиною творчою діяльністю; залучати учнів до творчої діяльності, впливати на особистість дитини; закріпити набуті туристичні знання, уміння і навички;
56553. Учнівський проект «Україна туристична» 45 KB
  Цілі проекту: навчальна: навчання учнів технологіям проектної діяльності; спонукаючи формуванню в учнів практичних знань і навиків; розвиваюча: розвивати вміння та навички самостійно відбирати систематизувати аналізувати інформацію...
56554. Інформаційна система 50.5 KB
  А поруч з капітаном в компютерному крузі Помічники чудові його надійні друзі Хоч інформатику вони не так довго вивчають Про файли та курсори все необхідне знають Команда друга теж до змагань готова Там хлопці працьовиті їм невідома втома...