26254

Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель

Лекция

Лесное и сельское хозяйство

Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...

Русский

2013-08-18

38.5 KB

38 чел.

Модульная единица 1.2.

Домашнее задание «Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель»

Цель и задачи. Сформировать представление об определяющей роли сельскохозяйственных культур и их агроэкологических требованиях при формировании системы агрооценки земель.

Аннотация. Рассматривается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания и средообразующему влиянию, то есть воздействию на почвы и агроландшафты самих культур и технологий их возделывания.

Вопросы для предварительной подготовки.

1. Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям и условиям произрастания.

2. Оценка культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.

Задания.

Определить критерии оценки сельскохозяйственных культур по их отношению к климатическим, почвенным, гидрогеологическим условиям и по их влиянию на почвы и ландшафты

Комментарии

Агроэкологическая оценка земель осуществляется в соответствии с биологическими требованиями сельскохозяйственных культур к условиям произрастания, их средообразующим влиянием и агротехологиями. Эти условия сопоставляются с агроэкологическими параметрами первичных земельных участков (элементарных ареалов агроландшафта – ЭАА), на основании  чего делается вывод о степени пригодности их для использования под ту или иную культуру. Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель, в пределах которых формируются производственные участки. Чем выше уровень интенсификации производства, тем точнее должны быть соответствующие оценки. При интенсивных агротехнологиях, особенно при высокоинтенсивных, эта задача решается на основе математических моделей земледелия с использованием ГИС-технологий, автоматизированного проектирования и реализуется на практике новейшими агротехнологическими и информатизационными средствами. Это означает, что система агроэкологической оценки культур и соответствующая ей система агроэкологической оценки земель должны получить предельно конкретизированное достаточно формализованное  выражение.

Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой, особенно почвенные, некоторые трудно поддаются формализации. Часть критериев данной оценки имеют описательный характер и основываются на практическом опыте без углубленной экспериментальной проработки, что определяет необходимость развития соответствующих научных исследований. Тем не менее имеющийся обширный фактический материал позволяет достаточно эффективно решать эту задачу при формировании современных систем земледелия. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий, культур, сортов растений. В качестве общего руководства можно воспользоваться учебником (78), в котором схематично рассмотрена система агроэкологической оценки культур в указанных аспектах. Она включает следующие основные позиции:

  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по их биологическим требованиям к условиям произростания.
  •  Отношение растений к свету:

размещение растений по реакции на продолжительность дня (длинного, короткого, нейтрального);

определение потенциальной урожайности культур по приходу ФАР.

  •  Требования растений к теплообеспечености и температурному режиму:

длительность вегетационного периода;

требуемая сумма активных температур (выше 100С) за период вегетации;

биологический минимум температуры при прорастании семян, появлении всходов, формировании вегетативных и генеративных органов, плодоношении, перезимовке растений;

холодоустойчивость (способность растений в течение длительного времени переносить низкие температуры (1-100С) без необратимых повреждений);

морозоустойчивость (способность растений переносить температуру ниже 00 С);

жароустойчивость (способность растений переносить жару без необратимого повреждения).

  •  Отношение растений к влагообеспеченности,  водному и воздушному режимам почв:

оптимальная влажность корнеобитаемого слоя почвы, при которой достигается максимальная интенсивность роста растений;

коэффициент завядания растений (отношение влажности завядания к максимальной гигроскопичности почвы);

коэффициент транспирации растений (количество воды в граммах, которое расходуется на синтез 1 г сухого вещества);

коэффициент водопотребления сельскохозяйственных культур (количество воды в м3, расходуемое на испарение с поверхности почвы и транспирацию для образования 1 т биомассы);

устойчивость растений к переувлажнению и затоплению;

отношение растений к глубине залегания пресных и засоленных, застойных и проточных грунтовых вод.

  •  Требования растений к физическим условиям почв, их сложению и структурному состоянию:

отношение к гранулометрическому составу, скелетности почв, глубине подстилания плотными породами; отношение к плотности почвы.

  •  Потребность растений в элементах питания и характер их потребления.
  •  Отношение к реакции почвы (рН).
  •  Чувствительность к повышенному содержанию подвижных алюминия, марганца, к восстановительным условиям (ОВП).
  •  Солеустойчивость – устойчивость к избыточной концентрации солей в почвенном растворе в связи с повышением осмотического давления и токсичным влиянием.
  •  Солонцеустойчивость – способность растений преодолевать в основном неблагоприятные агрофизические свойства почв, обусловленные их солонцеватостью.
  •  Отношение растений к карбонатности почв.
  •  Устойчивость сельскохозяйственных культур к эродированным и техногенно-нарушенным почвам.
  •    Отношение растений к фитосанитарным условиям почвы.
  •  Чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами.
  •  Реакция растений на загрязнение воздуха.
  1.  Оценка сельскохозяйственных культур по влиянию на почвы и ландшафты в связи с биологическими особенностями и технологиями возделывания.
  •  Оценка культур по количеству растительных остатков, поступающих в почву, и их качественному составу.
  •  Влияние растений на симбиотическую и ассоциативную азотфиксацию.
  •  Влияние культур и технологий на сложение и структурное состояние почв.
  •  Оценка растений по характеру их влияния на водный режим почв.
  •  Оценка фитомелиоративного влияния растений на почву.
  •  Оценка культур по влиянию на фитосанитарное состояние почв:

влияние на накопление специфических видов сорняков, болезней и вредителей;

влияние на почвоутомление.

Контрольные вопросы

1. По каким критериям разрабатывается система агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур?

2. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

3. По каким показателям определяются требования растений к почвенным условиям?

4. Как различаются солеустойчивость и солонцеустойчивость растений?

5. По каким критериям определяется устойчивость растений к эродированным почвам?

6. Как определяется чувствительность растений к загрязнению почв тяжелыми металлами?

7. В чем заключается средообразующее влияние растений?

8. Как оценивается влияние растений на фитосанитарное состояние почв?

9. Как различается влияние растений на водный режим почв?

10. Как различается влияние растений на структурное состояние почв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53242. Брейн-ринг з елементами театралізації на тему «Стародавня Греція» 1.99 MB
  Про яку країну ми говоритимемо Стародавня Греція Якої мети ми повинні досягти Чого ви очікуєте від цього брейн рингу Завдання : назвати моря якими омивається Греція за кожну вірну назву І бал Середземне Егейське Іонічне Тірренське Завдання : Із міфа який вам будуть розповідати назвати дійових осіб. ВЕДУЧА: Чим же закінчилась ця історія Ш Завдання: Кожній команді слід за 3040 секунд розповісти кінець...
53243. Греция в XI-VI ст. до н.э 48.5 KB
  Развивать умения работать со схемами картами информационными текстами; делать самостоятельные суждения. методом рассказа учителя работа со схемой понятиями . Работа с картой. Рассказ учителя работа со схемой.
53244. Great Britain 94.5 KB
  This country is famous for its beautiful scenery: valleys, mountains, rivers. In the country there is the second highest mountain in Britain. In this country you can follow the narrow rocky paths in the Snowdonia National Park. What country is it? (Wales)
53245. РЕЛІГІЯ СТАРОДАВНЬОЇ ГРЕЦІЇ 32.5 KB
  Гестія богиня домашнього вогнища. Деметра богиня рильництва. Гера богиня заміжніх жінок. Арес бог війни Артеміда богиня полювання Афіна богиня мудрості Афродіта богиня кохання Аполлон бог сонця Піка богиня перемоги всіх богів записано на дошці і діти відмічають в зошиті Для того щоб зрозуміти як жили люди в давнину необхідно знати не тільки історичні події але й звички людей того часу їхні традиції релігію.
53246. Природа й населення Стародавньої Греції 84.5 KB
  Населення Давньої Греції та довколішніх земель. У різних містах Греції зустрілися у славетному храмі бога Аполлона в місті Дельори яке знаходиться поблизу південного схилу гори Парнас. Населення Давньої Греції та довколишніх земель.
53247. Викторина «Древняя Греция». 6 класс 62 KB
  Вспомните миф и назовите море. Назовите имя героини. Персефона Назовите сына критского мастера построившего лабиринт. Назовите героя.
53248. Греция в ІІ – первой половине І тыс. до н.э 62 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с гомеровским периодом в истории Греции; рассмотреть произведения Гомера Одиссея Илиада и дать характеристику этим произведениям как литературным памятникам и историческим источникам; показать причины и направления греческой колонизации; формировать умения и навыки работы в группах со словарем и хронологической таблицей; повышать уровень культурного развития учащихся Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут: называть время гомеровского периода и периода греческой колонизации в...
53249. Греко-перські війни 49.5 KB
  А Марафонська битва; Б Битва при Фермопілах; В Сала мінська битва; Г Остаточна перемога греків та її значення; Перший Афінський морський союз. А Марафонська битва; 13 вересня 490 до н. Марафонська битва 20000 персів та 11000 греків під керівництвом Мільтіада → перемога греків → марафонський біг 42 км. Б Битва при Фермопілах; 481 створено військовооборонний союз Спарти та Афін.
53250. Греко-перські війни 2.01 MB
  А Марафонська битва. Б Битва при Фермопілах. В Саламінська битва. А Марафонська битва.