26269

Регулирование минерального питания растений в процессе вегетации

Практическая работа

Лесное и сельское хозяйство

Цель тканевой диагностики выявление необходимости ранней азотной подкормки. Азотные подкормки проводят при показаниях прибора ОАП1 от 1 до 4 баллов или при бледнорозовой окраске индикаторной бумаги. При 41 55 балла применение поздней азотной некорневой подкормки улучшает качество зерна. Необходимость подкормки для улучшения качества зерна определяют по количеству общего азота в листьях пшеницы в фазы колошения – цветения.

Русский

2013-08-18

109 KB

4 чел.

Модульная единица 3.8.

Практическое занятие «Регулирование минерального питания растений в процессе вегетации».

Цели и задачи. Сформировать умение диагностировать целесообразность подкормок растений в течение вегетации и применять современные технологии их применения.

Аннотация. Рассматриваются методы почвенной и растительной диагностики обеспеченности растений азотом и фосфором и технологии корневых и неконевых подкормок растений.

Ключевые слова: почвенная диагностика, тканевая диагностика, экспресс лаборатория, качество зерна, жидкие комплексные удобрения, налив зерна, рабочий раствор.

Задание

В соответствии с заданными агроэкологическими и производственными условиями разработать схему и процедуру проведения подкормок растений удобрениями.

Регулирование минерального питания растений в процессе

вегетации

В ходе активной вегетации особое внимание уделяется оптимизации азотного режима агроценозов. Для контроля за обеспеченностью растений азотом используют методы почвенной, а также тканевой и листовой диагностики, по результатам которых судят о целесообразности некорневых подкормок.

Многие показатели почвенной диагностики питания растений отражены в агрохимических паспортах (картограммах) полей и участков - обеспеченность подвижными формами фосфора, калия, микроэлементов, реакция, степень насыщенности основаниями, содержание гумуса – и учитываются разработчиками систем удобрения при коррекциях доз соответствующих удобрений и мелиорантов в годовых планах их применения по рекомендациям зональных научно-исследовательских учреждений. Наибольшие трудности обычно возникают при коррекции доз азотных удобрений при допосевном их внесении. Для этого необходимы оперативные результаты обеспеченности почвы полей и участков минеральными и легкогидролизуемыми формами азота, количество которых сильно варьирует в различных условиях. За 1-2 дня до внесения азотных удобрений необходимо определить запасы усвояемых форм его в почве. Существуют разные методы таких определений (аммиачных, нитратных или легкогидролизуемых форм его или суммы первых двух) в слоях почвы (0-20, 0-40 см и т. д. вплоть до одного метра) с последующим пересчетом с учетом коэффициентов использования соответствующей культурой и вычитанием полученного количества из установленной дозы. Зональные институты располагают адекватными методиками, которые позволяют более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Существует упрощенный метод, основанный на определении суммы аммиачного и нитратного азота в пахотном слое почвы, перевода его в кг/га и вычитании полученной величины из установленной дозы.

Цель тканевой диагностики - выявление необходимости ранней азотной подкормки. Для этого определяют содержание нитратного азота в свежих растениях в период кущения — выхода в трубку. При анализе используют экспресс-лабораторию ОАП-1 или индикаторную бумагу. Специалисты хозяйств или технические работники, прошедшие специальное обучение, отбирают по диагонали поля 20 типичных растений. Азотные подкормки проводят при показаниях прибора ОАП-1 от 1 до 4 баллов или при бледно-розовой окраске индикаторной бумаги. При 4,1—5,5 балла применение поздней азотной некорневой подкормки улучшает качество зерна. В этом случае в период колошения—цветения необходима листовая диагностика. Для этого со 100 – 150 растений отбирают два верхних листа. Пробы листьев доставляют в ближайшую агрохимическую лабораторию в течение 4 - 6 часов. Там делают анализы по методикам, утвержденным ГОСТами.

8.85. Дозы и способы внесения микроудобрений под основные культуры

(обобщение Ш.И. Литвака, 1990г.)

Культура

Элемент

Внесение в почву, кг/га д. в.

Обработка

семян, г/т д.в.

Некорневая подкормка, г/га д.в.

До посева

При посеве

Зерновые колосовые

В

0,2

30-40

20-30

Сu

0,5-1,0

0,2

170-180

20-30

Мn

1,5-3,0

0,5

80-100

15-25

Zn

1,2-3,0

--

100-150

20-25

Мо

0,6

0,2

50-60

100-150

Свекла, все виды

В

0,5-0,8

0,15

120-160

25-35

Сu

0,8-1,5

0,3

80-120

70

Мn

2-5

0,5

90-100

20-25

Zn

1,2-3,0

0,5

140-150

55-65

Мо

0,5

0,15

100-150

100-200

Зернобобовые

В

0,3-0,5

--

20-40

15-20

Сu

120-160

20-25

Мn

1,5-3,0

100-120

Zn

2,5

0,5

80-100

17-22

Мо

0,3-0,5

0,06

150-160

25-30

Овощные и картофель

В

0,4-0,8

100-150

Сu

0,8-1,5

--

20-25

Мn

2-5

100-150

--

Zn

0,7-1,2

Мо

80-100

30-150

Лен

В

0,3-0,5

0,1

50-60

5-10

Сu

1-6

100-120

Мn

3,0

80-100

30

Zn

3,5

Мо

3,0

150-160

150-250

Бобовые травы

В

0,5-0,6

20-40

25-35

Сu

3,0

1,5

150-160

20-35

Мn

1,5-3,0

50-70

Zn

1,3

100-120

55-65

Мо

0,2-0,3

100-120

150-250

Злаковые травы

В

0,5-0,6

25-35

Сu

0,8-1,5

25-35

Zn

0,7-1,2

100-120

55-65

Мо

0,2-0,3

150-200

150-250

Если образцы нельзя быстро доставить в лабораторию, их выдерживают при температуре 105° в течение 20 мин, затем подсушивают при 40—60° до ломкости и в сухом виде сдают на анализ.

Необходимость подкормки для улучшения качества зерна определяют по количеству общего азота в листьях пшеницы в фазы колошения – цветения.

Количество общего азота в листьях, %

Целесообразность подкормок

До 2,5

Подкормка не целесообразна, высококачественного зерна не получить

2,5-3,5

Подкормка необходима

Более 3,5

Можно получить высококачественное зерно без подкормки

Существуют и другие методы и модификации коррекции доз азотных подкормок по результатам листовой или тканевой обеспеченности растений. В частности, при ее проведении учитывается, что в растениях озимой пшеницы и её органах в течение вегетации в зависимости от условий питания, этапа органогенеза, интенсивности нарастания биомассы и складывающихся условий погоды изменяется не только сдержание, но и соотношение элементов питания. Поскольку это имеет существенное значение для физиолого-биохимических процессов потребления, накопления и перераспределения по органам элементов питания, при определении нуждаемости в них растений, целесообразно учитывать как «критические уровни» содержания азота и фосфора, так и их соотношение.

Содержание азота на четвертом этапе органогенеза, в среднем для интенсивных сортов на уровне 4,82 %, фосфора 0,96 % и соотношении N2О5 = 5 можно считать оптимальным. Таким посевам подкормка не требуется. При содержании азота на уровне оптимального, но сдвиге соотношения в сторону недостатка фосфора, (N2О5 > 5), посевам требуется подкормка фосфорными удобрениями. В случае недостатка азота на фоне оптимального содержания фосфора, (соотношение < 5), эффективной будет, прежде всего, азотная подкормка. Содержание обоих элементов ниже критического, указывает на необходимость азотно-фосфорной подкормки жидкими комплексными удобрениями.

8.86. Оптимальное содержание и соотношение азота и фосфора в листьях озимой

пшеницы на IV этапе органогенеза (27)

Показатели

Содержание азота и фосфора, % на абс. сухое вещество

интервал 

в среднем 

N

4,55-5,20 

4,82 

P2O5

0,83-1,10 

0,96 

N:P2O5

5,4-4,7 

5,0 

С учетом сказанного Ставропольский НИИСХ (27) рекомендует принимать решение о целесообразности подкормок и дозах, исходя из данных, приведенных в таблице 8.87.

Корневая подкормка производится аммиачной селитрой весной в фазу кущения. Время проведения некорневой подкормки – с конца цветения до молочной спелости зерна.

Важную роль при проведении поздних подкормок играет выбор препарата и технология его внесения. Поскольку листовой аппарат пшеницы в период формирования и налива зерна весьма уязвим, а работы по проведению подкормок осуществляются при высоких температурах воздуха, необходимо проявлять особую осторожность, чтобы его не повредить.

8.87. Эффективность азотных подкормок по данным листовой диагностики

Содержание азота на абс. сухую массу, %

Нуждаемость в подкормках

Вероятность получения сильного зерна

Доза азотной подкормки, кг/га.д.в.

менее 3,5

очень сильная

очень низкая

не проводится

3,5-3,7

сильная

имеется на фоне оптимума по фосфору

N30 в фазу колошения +N30 при наливе зерна

3,8-4,0

средняя

будет получено при оптимуме фосфора

N30 в период колошения -налива зерна

более 4,0

слабая

возможно без подкормки при оптимуме фосфора

не проводится

Рабочий раствор для  некорневой подкормки готовят из расчета 65 кг мочевины на 150 л воды, получая 200 л раствора на 1 га. Выгодно в раствор удобрений добавить кристалон 1 кг/га. Для авиационных подкормок применяют плав по 100 л/га. Подкормки проводят рано утром и вечером.

Перед проведением подкормок в засушливых регионах необходимо учитывать условия влагообеспеченности. Запасы продуктивной влаги в почве должны быть не менее 100мм в метровом слое для черноземов и 80 мм для каштановых почв. При более низких запасах влаги эффективность некорневых азотных подкормок, резко снижается. В этот период также важно оценивать общее состояние посевов, наличие болезней и температурный режим. При быстром нарастании температур весной эффективность подкормок также невелика. Зато при условиях достаточной влагообеспеченности, холодной и дождливой весны, проведение азотных подкормок благоприятно сказывается на продуктивности посевов озимой пшеницы.

Внекорневые подкормки эффективны не только для зерновых культур.

Фосфорно-калийные некорневые подкормки растений сахарной свеклы и картофеля, проведенные за месяц до уборки урожая, усиливают отток питательных веществ из листьев в корни и клубни. На посевах пропашных культур подкормку аммиачной селитрой или аммофосом проводят во время второй междурядной обработки. Культуры сплошного посева подкармливают туковыми сеялками, пропашные культуры – культиваторами-растениепитателями. Хорошие результаты дает подкормка пропашных культур жидкими комплексными удобрениями из расчета 1-1,5 ц/га.

Контрольные вопросы.

1. Как проводится тканевая диагностика для выявления целесообразности ранней азотной подкормки?

2. Как выполняется листовая диагностика с целью выявления целесообразности некорневой подкормки азотом?

3. Каковы критерии целесообразности азотной подкормки оп данным листовой диагностики?

4. Как определяется целесообразность подкормки растений фосфором?

5. Сроки проведения азотной подкормки?

6. Как готовят рабочий раствор для некорневой подкормки?

7. Как готовятся фосфорно-калийные  некорневые подкормки сахарной свеклы и картофеля?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74438. История западноевропейской правовой науки 18.62 KB
  История западноевропейской правовой науки. Порожденная практическими потребностями общества правовая наука вырабатывала представления об идеальном государстве и о справедливом праве характерные для конкретноисторических особенностей соответствующей эпохи и формулировала свои предложения о путях совершенствования политикоправовой практики. Поэтому историю правовой науки как и историю общества можно подразделить на четыре большие по времени эпохи: Древний мир Средневековье Новое время и современный период. Начало западноевропейской...
74440. Классификация как процедура научного исследования 17.46 KB
  При этом каждый обособленный класс образуют явления представляющие собой какую-либо одну форму признака взятого основанием классификации. Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов явлений а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Основание классификации представляет собой какой-либо признак присущий объекту исходя их которого производится классифицирование. Компоненты классы классификации это группы предметов явлений и т.
74441. Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук 15.1 KB
  Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук. По мнению одних авторов специфический метод правовой науки может быть представлен только ее теоретико-понятийным аппаратом а общие и специальные методы лишь применяются учеными-юристами но не разрабатываются ими. Его всеобщность выражается в том что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях этапах научного познания; общие методы анализ синтез абстрагирование системно-структурный подход восхождение от абстрактного к конкретному которые как...
74442. Новизна метатеоретических юридических исследований 14.59 KB
  Исследование проводимое в целях получения новых знаний в сфере теории познания и методологии правовой науки понимается как метатеоретическое. Наиболее весомые результаты в разработке метатеоретических проблем правовой науки достигаются разработкой конкретных методологических правил обеспечивающих успешное применение в правовой науке конкретного специального или общего метода. Однако такие позитивные результаты в разработке проблем методологии правовой науки достигаются отнюдь не всегда. Другая распространенная форма новизны...
74443. Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона, иного нормативного правового акта, предложений по совершенствованию действующего законодательства 14.66 KB
  Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона иного нормативного правового акта предложений по совершенствованию действующего законодательства. Новизна прикладных правовых исследований определяется сферой их применения. Следует отметить что предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения сформулированные ученымиюристами а также подготовленные ими проекты законов иных нормативных правовых актов не обладают новизной научного знания а представляют собой разновидность конструкторских...
74445. Критика правовой теории 44.5 KB
  Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Например объектом правовой науки предстает социальноправовая практика тогда как объектом критики в об iи правовой науки выступает существующее наличное научное знание о праве которое сохранилось дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Объектом критики могут стать положения какой либо правовой теории школы доктрины взгляды отдельного ученого положения конкретной монографии иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какомулибо...