2627

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...

Русский

2012-11-12

22.7 KB

1 чел.

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791)

Книги:

А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».

  1.  Жанры творчества
  2.  Содержание жанров
  3.  Взаимовлияние жанров
  4.  Музыкальный синтаксис
  5.  Создал 26 квартетов, множество квинтетов, трио, скрипичных сонат, 12 фортепианных сонат, 20 опер, 17 месс, кантаты, около 50 симфоний.
  6.  Творчество Моцарт можно сравнить с живописью Рафаэля. Содержание, к которому обращается композитор, позволило Герцену назвать Моцарта «первым живым человеком в музыке». Пушкин писал о нем: «Какая глубина, какая смелость, какая стройность». Впервые с Моцартом в музыку пришло субъективно-лирическое начало и пришел огромный мир человеческих чувств и эмоций.

Последнее произведение

Й. Гайдн «Времена года»

Характер Гайдна – крепкий, стойкий; мировоззрение целостно, черты аристократизма отсутствуют.

Обращение к внутреннему миру, жанрово- бытовой характер музыки.

Большая жизнь прошла в Австрии.

В.А.Моцарт «Реквием»

Крайняя переменчивость, необычное чувствительное восприятие мира, природный аристократизм.

Обращение к миру чувств современников, стремление передать тончайшее движение и состояние.

Вкус сформировался на основе художественных впечатлений, почерпнутый в заграничный поездках. Не просто австрийский, а европейский стиль музыки. От итальянской культуры – пластичность мелодики, от французской – изысканность письма. От мангеймцев – технические идеи в области симфонизма.

  1.  Из всех музыкальных жанров своего времени Моцарт предпочитал оперы. В эпоху просвещения, опера была связующим звеном между драматическим театром и ССЦ (сонатно-симф. Циклом). Творчество Моцарта подтверждает это. Постоянная работа над оперой сказалась на его симфонических жанрах. Об этом свидетельствует:

А. Разнотипность симфоний (например, №39, №40, №41 – были созданы за три месяца в 1788 году и все разные)

Б. Родство образов, проникновение в инструментальную и симфоническую музыку образов, господствующих в то время в опере вообще и в частности в операх Моцарта.

В. Новый, по сравнению с Гайдном характер тематизма (не на фольклорной основе, а оперно-театральный, кантиленный). В отличие от Гайдна, Моцарт к фольклору почти не обращался. На связь с оперой указывает первые медленные части, особенно те, которые были созданы вслед за «Свадьбой Фигаро», и «Дон Жуаном»: 2 часть симфонии №40 перекликается с ноктюрном финала «Свадьбы Фигаро», а медленная часть №41 напоминает Моцартовские оперные характеры – внутренний контраст между темами. Тема ГП №40 близка к типу арии lament (и даже к арии Керубино). В ГП 41 симфонии – интонация героической оперы, а в ЗП №41 – комедийно-буфонное начало. Из оперы в симфонию пришел танец «сицилиана».

Симфонические жанры, в свою очередь, обогатили и Моцартовскую оперу:

  1.  Введением метода симфонизма (метод целенаправленного проведения на протяжении всех 4 частей)
  2.  Появление в опере финалов-реприз, обобщающих действие
  3.  Мелодикой, сочетающейся нередко вокальное начало с инструментальной
  4.  Единой трактовкой некоторых тонкостей, создание близких друг другу типов образов. Например соль-минор – тональность симфонии №25, №40, арии lament и Моцарта в операх, лирических квинтетах и т.д.

Гайдн

Взаимовлияние жанров отсутствует. Иногда делал целые вставки тем из оперы в симфонию и наоборот.

Моцарт

Взаимовлияние оперы и симфоний

4.

Гайдн

Для воплощения своих тем-образов, Гайдн использует всевозможные средства выразительности

Моцарт

Основная нагрузка лежит на мелодии. Характерными чертами являются: внутренняя простота (что не исключает присутствие хроматизмов и задержаний), кантиленность, сочетание инструментального начала с вокальным, сочетание ариозо с речитативным

Моцарт прекрасно владел полифонией (Финал симфонии №41 – тройная фуга), но чаще полифония у него, если и присутствует, то соединена с гармонией и неполифонической формой (Например, тройная фуга сочетается с сонатным аллегро в №41). Моцарт использует не только полифонию, но и полиритмию и даже полижанровость: Финал 1 действия «Дон Жуана» три оркестра одновременно играют три разных танца – менуэт на ¾, контрданс на 2/4 и вальс на 3/8. Другой пример необычного решения струнных оркестров – эхо. В гармонии Т-S-D, но вместе с тем мог сделать случайную модуляцию в далекую тональность, как, например, в секстете, двух валторн (музыкальная шутка, высмеивающая каждого, кто играет в своей тональности). До романтической гармонии он не дошел, но кое в чем предвосхитил романтиков, например, в приеме «оминоривание» мажора на разных уровнях: на уровне раздела (1 часть в до-мажоре, вторая в до-миноре), темы и даже аккордов, T6 и t6.

Насколько музыке Гайдна ритмоформулы были устойчивы, настолько свободен ритм у Моцарта.

Любимая Моцартовская форма – сонатная, присутствует везде. В любой части сонаты, симфонии, менуэты, увертюры, оперных сценах, ариях, ансамблях, реквиеме. Иногда он соединял с формой рондо, с вариациями, трехчастной формой. При этом форма всегда оставалась четкой, ясной и прозрачной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67103. Загальношкільний захід учнів 1-4 класів, присвячений Дню Збройних Сил України 57 KB
  А першими захисниками нашої неньки України були козаки. Демонструйте свою спритність Розум а ще вроду Щоб гриміло: разом Козацькому роду нема переводу Козаки Сини Твоєї Батьківщини В них сила духу непоборна Козацтво слава України Це гордість наша всенародна Зустрічайте наших учасників звучить марш...
67104. НАЩАДКИ КОЗАЦЬКОЇ СЛАВИ 843 KB
  Державний та козацький прапори дозволяється внести учням 4-а класу Онищіку Михайлу; бронзовому призеру Донецької обл. по военно-спортивному многоборью.та учню 4-б класу Гладкову Дані; бронзовому призеру чемпіону Європи "Боевое многоборье"
67105. Труднощі навчання в школі, конфліктні ситуації з учителем, труднощі під час письма 40.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про труднощі навчання в школі, конфлікти з учителем, труднощі, які виникають під час засвоєння навиків письма; розвивати уміння аналізувати ситуацію, робити висновки; виховувати почуття доброти, співпереживання, милосердя...
67106. Напевно диво-казка тут живе 1.03 MB
  Ключові компетентності (загальнопізнавальні цілі): розширити уявлення учнів про казку; вчити учнів слухати, читати, аналізувати зміст казок, глибоко відчувати казку, її добрих героїв, засуджувати жадібність, хитрість, жорстокість, зло, боротися з ними у повсякденному житті; знайомити учнів із казками, створеними однолітками...
67107. Казки про тварин 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з різноманіттям казок,в яких зустрічаються тварини. Розвивати у дітей активність, ініціативність, вміння висловлювати оцінювальні судження, адекватні моральні оцінки поведінки героїв казок. Виховувати у дітей шанобливе ставлення до тварин, спостережливість за їх життям.
67108. Народні казки 149 KB
  Мета. Формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв'язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших...
67109. Київ – столиця України 503.5 KB
  Повідомлення теми і мети уроку Сьогодні ми перевернемо деякі сторінки історії міста Києва познайомимось з історичними версіями назв районів міста його вулиць. Вивчення нового матеріалу Давайте разом перегорнемо сторінки історії утворення Києва столиці нашої країни. Над Подолом районом Києва висяться ще дві гори...