2627

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...

Русский

2012-11-12

22.7 KB

1 чел.

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791)

Книги:

А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».

  1.  Жанры творчества
  2.  Содержание жанров
  3.  Взаимовлияние жанров
  4.  Музыкальный синтаксис
  5.  Создал 26 квартетов, множество квинтетов, трио, скрипичных сонат, 12 фортепианных сонат, 20 опер, 17 месс, кантаты, около 50 симфоний.
  6.  Творчество Моцарт можно сравнить с живописью Рафаэля. Содержание, к которому обращается композитор, позволило Герцену назвать Моцарта «первым живым человеком в музыке». Пушкин писал о нем: «Какая глубина, какая смелость, какая стройность». Впервые с Моцартом в музыку пришло субъективно-лирическое начало и пришел огромный мир человеческих чувств и эмоций.

Последнее произведение

Й. Гайдн «Времена года»

Характер Гайдна – крепкий, стойкий; мировоззрение целостно, черты аристократизма отсутствуют.

Обращение к внутреннему миру, жанрово- бытовой характер музыки.

Большая жизнь прошла в Австрии.

В.А.Моцарт «Реквием»

Крайняя переменчивость, необычное чувствительное восприятие мира, природный аристократизм.

Обращение к миру чувств современников, стремление передать тончайшее движение и состояние.

Вкус сформировался на основе художественных впечатлений, почерпнутый в заграничный поездках. Не просто австрийский, а европейский стиль музыки. От итальянской культуры – пластичность мелодики, от французской – изысканность письма. От мангеймцев – технические идеи в области симфонизма.

  1.  Из всех музыкальных жанров своего времени Моцарт предпочитал оперы. В эпоху просвещения, опера была связующим звеном между драматическим театром и ССЦ (сонатно-симф. Циклом). Творчество Моцарта подтверждает это. Постоянная работа над оперой сказалась на его симфонических жанрах. Об этом свидетельствует:

А. Разнотипность симфоний (например, №39, №40, №41 – были созданы за три месяца в 1788 году и все разные)

Б. Родство образов, проникновение в инструментальную и симфоническую музыку образов, господствующих в то время в опере вообще и в частности в операх Моцарта.

В. Новый, по сравнению с Гайдном характер тематизма (не на фольклорной основе, а оперно-театральный, кантиленный). В отличие от Гайдна, Моцарт к фольклору почти не обращался. На связь с оперой указывает первые медленные части, особенно те, которые были созданы вслед за «Свадьбой Фигаро», и «Дон Жуаном»: 2 часть симфонии №40 перекликается с ноктюрном финала «Свадьбы Фигаро», а медленная часть №41 напоминает Моцартовские оперные характеры – внутренний контраст между темами. Тема ГП №40 близка к типу арии lament (и даже к арии Керубино). В ГП 41 симфонии – интонация героической оперы, а в ЗП №41 – комедийно-буфонное начало. Из оперы в симфонию пришел танец «сицилиана».

Симфонические жанры, в свою очередь, обогатили и Моцартовскую оперу:

  1.  Введением метода симфонизма (метод целенаправленного проведения на протяжении всех 4 частей)
  2.  Появление в опере финалов-реприз, обобщающих действие
  3.  Мелодикой, сочетающейся нередко вокальное начало с инструментальной
  4.  Единой трактовкой некоторых тонкостей, создание близких друг другу типов образов. Например соль-минор – тональность симфонии №25, №40, арии lament и Моцарта в операх, лирических квинтетах и т.д.

Гайдн

Взаимовлияние жанров отсутствует. Иногда делал целые вставки тем из оперы в симфонию и наоборот.

Моцарт

Взаимовлияние оперы и симфоний

4.

Гайдн

Для воплощения своих тем-образов, Гайдн использует всевозможные средства выразительности

Моцарт

Основная нагрузка лежит на мелодии. Характерными чертами являются: внутренняя простота (что не исключает присутствие хроматизмов и задержаний), кантиленность, сочетание инструментального начала с вокальным, сочетание ариозо с речитативным

Моцарт прекрасно владел полифонией (Финал симфонии №41 – тройная фуга), но чаще полифония у него, если и присутствует, то соединена с гармонией и неполифонической формой (Например, тройная фуга сочетается с сонатным аллегро в №41). Моцарт использует не только полифонию, но и полиритмию и даже полижанровость: Финал 1 действия «Дон Жуана» три оркестра одновременно играют три разных танца – менуэт на ¾, контрданс на 2/4 и вальс на 3/8. Другой пример необычного решения струнных оркестров – эхо. В гармонии Т-S-D, но вместе с тем мог сделать случайную модуляцию в далекую тональность, как, например, в секстете, двух валторн (музыкальная шутка, высмеивающая каждого, кто играет в своей тональности). До романтической гармонии он не дошел, но кое в чем предвосхитил романтиков, например, в приеме «оминоривание» мажора на разных уровнях: на уровне раздела (1 часть в до-мажоре, вторая в до-миноре), темы и даже аккордов, T6 и t6.

Насколько музыке Гайдна ритмоформулы были устойчивы, настолько свободен ритм у Моцарта.

Любимая Моцартовская форма – сонатная, присутствует везде. В любой части сонаты, симфонии, менуэты, увертюры, оперных сценах, ариях, ансамблях, реквиеме. Иногда он соединял с формой рондо, с вариациями, трехчастной формой. При этом форма всегда оставалась четкой, ясной и прозрачной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52251. Урок-узагальнення знань з теми «Атмосфера» 62.5 KB
  Обладнання: мультимедійна презентація Вид хмар плакат Космічний простір Ракети демонстраційні картки до конкурсів атласи мультимедійний проектор таблиці: Чисте повітря – запорука здоров’я. Запитання команді Восток Повітряна оболонка нашої планети. у Температура повітря залежить від Кута падіння сонячних променів Прилад для вимірювання напряму і сили вітру. Флюгер Наука що вивчає зміни показників стану повітря.
52253. НАВЧАННЯ АУДІЮВАННЮ З АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 184.5 KB
  Труднощі сприйняття іноземної мови на слух – одна з основних проблем, з якою стикаються учні на початкових етапах навчання. Згодом ця проблема вирішується завдяки постійній практиці.
52255. Композиція музичного твору. Форми в музиці. Сонатна форма 65.5 KB
  Товаром на уроціаукціоні є знання учнів які пропонуються у вигляді лотів. Підготовкою запитань лотів може займатися як сам вчитель так і купці учні. Купці можуть готувати по дватри лоти завдання під керівництвом і контролем учителя. Скарбник після кожного лоту виконаного завдання визначає середній бал кожного акціонерного товариства й записує результати у зведену таблицю.
52256. Аукціон фізичних знань 140.5 KB
  Команда яка швидше записала букви в кінці зірки і прочитала слово отримує 5 балів. Інша команда якщо вона правильно впоралась з завданням отримує 4 бали. Команда прослухавши повідомлення і розглянувши портрет відгадує ім'я вченого. За кожен правильно вгаданий портрет команда отримує по 3 бали.
52257. Організація закупівлі товарів на аукціонах 249.5 KB
  Інструкційно – методична карта практичного заняття № 4 Тема: Організація підготовки і проведення аукціону. Навчальні цілі заняття: ознайомити студентів з планом проведення заняття ; І виявлення знань студентів по темі використовуючи різні форми і методи контролю; ІІ привити практичні навички оформлення акційних документів; ІІ навчити самостійно робити висновки вносити пропозиції щодо організації підготовки та проведення аукціону; ІІІ формувати особу спеціаліста з сучасним економічним мисленням здатну...
52259. Рельєф. Тектоніка. Геологічнабудова. Корисні копалини України 50.5 KB
  Корисні копалини України. Корисні копалини України. прищеплювати любов до України географії. Обладнання: Фізична карта України Тектонічна карта України магнітофон жетони гонг штатив молоточок таблиці атлас України 89 класи призи.