2627

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...

Русский

2012-11-12

22.7 KB

1 чел.

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791)

Книги:

А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».

  1.  Жанры творчества
  2.  Содержание жанров
  3.  Взаимовлияние жанров
  4.  Музыкальный синтаксис
  5.  Создал 26 квартетов, множество квинтетов, трио, скрипичных сонат, 12 фортепианных сонат, 20 опер, 17 месс, кантаты, около 50 симфоний.
  6.  Творчество Моцарт можно сравнить с живописью Рафаэля. Содержание, к которому обращается композитор, позволило Герцену назвать Моцарта «первым живым человеком в музыке». Пушкин писал о нем: «Какая глубина, какая смелость, какая стройность». Впервые с Моцартом в музыку пришло субъективно-лирическое начало и пришел огромный мир человеческих чувств и эмоций.

Последнее произведение

Й. Гайдн «Времена года»

Характер Гайдна – крепкий, стойкий; мировоззрение целостно, черты аристократизма отсутствуют.

Обращение к внутреннему миру, жанрово- бытовой характер музыки.

Большая жизнь прошла в Австрии.

В.А.Моцарт «Реквием»

Крайняя переменчивость, необычное чувствительное восприятие мира, природный аристократизм.

Обращение к миру чувств современников, стремление передать тончайшее движение и состояние.

Вкус сформировался на основе художественных впечатлений, почерпнутый в заграничный поездках. Не просто австрийский, а европейский стиль музыки. От итальянской культуры – пластичность мелодики, от французской – изысканность письма. От мангеймцев – технические идеи в области симфонизма.

  1.  Из всех музыкальных жанров своего времени Моцарт предпочитал оперы. В эпоху просвещения, опера была связующим звеном между драматическим театром и ССЦ (сонатно-симф. Циклом). Творчество Моцарта подтверждает это. Постоянная работа над оперой сказалась на его симфонических жанрах. Об этом свидетельствует:

А. Разнотипность симфоний (например, №39, №40, №41 – были созданы за три месяца в 1788 году и все разные)

Б. Родство образов, проникновение в инструментальную и симфоническую музыку образов, господствующих в то время в опере вообще и в частности в операх Моцарта.

В. Новый, по сравнению с Гайдном характер тематизма (не на фольклорной основе, а оперно-театральный, кантиленный). В отличие от Гайдна, Моцарт к фольклору почти не обращался. На связь с оперой указывает первые медленные части, особенно те, которые были созданы вслед за «Свадьбой Фигаро», и «Дон Жуаном»: 2 часть симфонии №40 перекликается с ноктюрном финала «Свадьбы Фигаро», а медленная часть №41 напоминает Моцартовские оперные характеры – внутренний контраст между темами. Тема ГП №40 близка к типу арии lament (и даже к арии Керубино). В ГП 41 симфонии – интонация героической оперы, а в ЗП №41 – комедийно-буфонное начало. Из оперы в симфонию пришел танец «сицилиана».

Симфонические жанры, в свою очередь, обогатили и Моцартовскую оперу:

  1.  Введением метода симфонизма (метод целенаправленного проведения на протяжении всех 4 частей)
  2.  Появление в опере финалов-реприз, обобщающих действие
  3.  Мелодикой, сочетающейся нередко вокальное начало с инструментальной
  4.  Единой трактовкой некоторых тонкостей, создание близких друг другу типов образов. Например соль-минор – тональность симфонии №25, №40, арии lament и Моцарта в операх, лирических квинтетах и т.д.

Гайдн

Взаимовлияние жанров отсутствует. Иногда делал целые вставки тем из оперы в симфонию и наоборот.

Моцарт

Взаимовлияние оперы и симфоний

4.

Гайдн

Для воплощения своих тем-образов, Гайдн использует всевозможные средства выразительности

Моцарт

Основная нагрузка лежит на мелодии. Характерными чертами являются: внутренняя простота (что не исключает присутствие хроматизмов и задержаний), кантиленность, сочетание инструментального начала с вокальным, сочетание ариозо с речитативным

Моцарт прекрасно владел полифонией (Финал симфонии №41 – тройная фуга), но чаще полифония у него, если и присутствует, то соединена с гармонией и неполифонической формой (Например, тройная фуга сочетается с сонатным аллегро в №41). Моцарт использует не только полифонию, но и полиритмию и даже полижанровость: Финал 1 действия «Дон Жуана» три оркестра одновременно играют три разных танца – менуэт на ¾, контрданс на 2/4 и вальс на 3/8. Другой пример необычного решения струнных оркестров – эхо. В гармонии Т-S-D, но вместе с тем мог сделать случайную модуляцию в далекую тональность, как, например, в секстете, двух валторн (музыкальная шутка, высмеивающая каждого, кто играет в своей тональности). До романтической гармонии он не дошел, но кое в чем предвосхитил романтиков, например, в приеме «оминоривание» мажора на разных уровнях: на уровне раздела (1 часть в до-мажоре, вторая в до-миноре), темы и даже аккордов, T6 и t6.

Насколько музыке Гайдна ритмоформулы были устойчивы, настолько свободен ритм у Моцарта.

Любимая Моцартовская форма – сонатная, присутствует везде. В любой части сонаты, симфонии, менуэты, увертюры, оперных сценах, ариях, ансамблях, реквиеме. Иногда он соединял с формой рондо, с вариациями, трехчастной формой. При этом форма всегда оставалась четкой, ясной и прозрачной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81273. Психологическая теория права 37.25 KB
  Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лее Иосифович Петражицкий 18671931 профессор юридического факультета Петербургского университета депутат I Государственной Думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге Теория права и государства в связи с теорией нравственности 1907 г. Интерпретация права с позиций психологии позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками других лиц.
81274. Нормативистская школа права 35.26 KB
  Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой чистую науку. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит суверенная норма определяющая смысл остальных норм конституция; каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и в конечном итоге от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; право живет только в кодифицированных юридических нормах то есть не...
81275. Право и политика 37.71 KB
  Мицкевич зародилось и понятие политики как общественного светского института выражавшего общие дела интересы полиса городагосударства типичного для государственности Древней Греции и Рима . Поэтому политики не существовало в первобытном обществе где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Государство главный политик центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики политические партии профсоюзы отдельные политики и др. выражают...
81276. Право и экономика 36.48 KB
  Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
  Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. Формы (источники) права 38.83 KB
  Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
  Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...
81280. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах 41.26 KB
  Нормы права это правило поведения имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании объеме прав и обязанностей четких указаниях на последствия ее нарушения. Она обладает качеством системности которое проявляется в структурном построении нормы в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу диспозицию и санкцию.
81281. Система права и система законодательства 36.02 KB
  Система права как его содержание это внутренняя структура права соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права выражающая строение его источников т. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества.