2627

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...

Русский

2012-11-12

22.7 KB

1 чел.

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791)

Книги:

А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».

  1.  Жанры творчества
  2.  Содержание жанров
  3.  Взаимовлияние жанров
  4.  Музыкальный синтаксис
  5.  Создал 26 квартетов, множество квинтетов, трио, скрипичных сонат, 12 фортепианных сонат, 20 опер, 17 месс, кантаты, около 50 симфоний.
  6.  Творчество Моцарт можно сравнить с живописью Рафаэля. Содержание, к которому обращается композитор, позволило Герцену назвать Моцарта «первым живым человеком в музыке». Пушкин писал о нем: «Какая глубина, какая смелость, какая стройность». Впервые с Моцартом в музыку пришло субъективно-лирическое начало и пришел огромный мир человеческих чувств и эмоций.

Последнее произведение

Й. Гайдн «Времена года»

Характер Гайдна – крепкий, стойкий; мировоззрение целостно, черты аристократизма отсутствуют.

Обращение к внутреннему миру, жанрово- бытовой характер музыки.

Большая жизнь прошла в Австрии.

В.А.Моцарт «Реквием»

Крайняя переменчивость, необычное чувствительное восприятие мира, природный аристократизм.

Обращение к миру чувств современников, стремление передать тончайшее движение и состояние.

Вкус сформировался на основе художественных впечатлений, почерпнутый в заграничный поездках. Не просто австрийский, а европейский стиль музыки. От итальянской культуры – пластичность мелодики, от французской – изысканность письма. От мангеймцев – технические идеи в области симфонизма.

  1.  Из всех музыкальных жанров своего времени Моцарт предпочитал оперы. В эпоху просвещения, опера была связующим звеном между драматическим театром и ССЦ (сонатно-симф. Циклом). Творчество Моцарта подтверждает это. Постоянная работа над оперой сказалась на его симфонических жанрах. Об этом свидетельствует:

А. Разнотипность симфоний (например, №39, №40, №41 – были созданы за три месяца в 1788 году и все разные)

Б. Родство образов, проникновение в инструментальную и симфоническую музыку образов, господствующих в то время в опере вообще и в частности в операх Моцарта.

В. Новый, по сравнению с Гайдном характер тематизма (не на фольклорной основе, а оперно-театральный, кантиленный). В отличие от Гайдна, Моцарт к фольклору почти не обращался. На связь с оперой указывает первые медленные части, особенно те, которые были созданы вслед за «Свадьбой Фигаро», и «Дон Жуаном»: 2 часть симфонии №40 перекликается с ноктюрном финала «Свадьбы Фигаро», а медленная часть №41 напоминает Моцартовские оперные характеры – внутренний контраст между темами. Тема ГП №40 близка к типу арии lament (и даже к арии Керубино). В ГП 41 симфонии – интонация героической оперы, а в ЗП №41 – комедийно-буфонное начало. Из оперы в симфонию пришел танец «сицилиана».

Симфонические жанры, в свою очередь, обогатили и Моцартовскую оперу:

  1.  Введением метода симфонизма (метод целенаправленного проведения на протяжении всех 4 частей)
  2.  Появление в опере финалов-реприз, обобщающих действие
  3.  Мелодикой, сочетающейся нередко вокальное начало с инструментальной
  4.  Единой трактовкой некоторых тонкостей, создание близких друг другу типов образов. Например соль-минор – тональность симфонии №25, №40, арии lament и Моцарта в операх, лирических квинтетах и т.д.

Гайдн

Взаимовлияние жанров отсутствует. Иногда делал целые вставки тем из оперы в симфонию и наоборот.

Моцарт

Взаимовлияние оперы и симфоний

4.

Гайдн

Для воплощения своих тем-образов, Гайдн использует всевозможные средства выразительности

Моцарт

Основная нагрузка лежит на мелодии. Характерными чертами являются: внутренняя простота (что не исключает присутствие хроматизмов и задержаний), кантиленность, сочетание инструментального начала с вокальным, сочетание ариозо с речитативным

Моцарт прекрасно владел полифонией (Финал симфонии №41 – тройная фуга), но чаще полифония у него, если и присутствует, то соединена с гармонией и неполифонической формой (Например, тройная фуга сочетается с сонатным аллегро в №41). Моцарт использует не только полифонию, но и полиритмию и даже полижанровость: Финал 1 действия «Дон Жуана» три оркестра одновременно играют три разных танца – менуэт на ¾, контрданс на 2/4 и вальс на 3/8. Другой пример необычного решения струнных оркестров – эхо. В гармонии Т-S-D, но вместе с тем мог сделать случайную модуляцию в далекую тональность, как, например, в секстете, двух валторн (музыкальная шутка, высмеивающая каждого, кто играет в своей тональности). До романтической гармонии он не дошел, но кое в чем предвосхитил романтиков, например, в приеме «оминоривание» мажора на разных уровнях: на уровне раздела (1 часть в до-мажоре, вторая в до-миноре), темы и даже аккордов, T6 и t6.

Насколько музыке Гайдна ритмоформулы были устойчивы, настолько свободен ритм у Моцарта.

Любимая Моцартовская форма – сонатная, присутствует везде. В любой части сонаты, симфонии, менуэты, увертюры, оперных сценах, ариях, ансамблях, реквиеме. Иногда он соединял с формой рондо, с вариациями, трехчастной формой. При этом форма всегда оставалась четкой, ясной и прозрачной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67831. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТВАРИННОГО СВІТУ 86.5 KB
  Відносини у галузі охорони, використання і відтворення тваринного світу, об’єкти якого перебувають у стані природної волі, у напіввільних умовах чи в неволі, на суші, у воді, ґрунті та повітрі, постійно чи тимчасово населяють територію України або належать до природних багатств її континентального...
67832. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ПРИРОДНИХ РЕСУРСІВ 125 KB
  Планета Земля, яка є нашим спільним домом, для сучасної людини перестала бути безмежною, в зв’язку з чим, всі природні та інші процеси, які відбуваються в сучасному світі, стали взаємозалежними та взаємопов’язаними. Так, наприклад, пестициди (ДДТ), що використовувалися...
67833. ТРАНСПОРТНІ ТА СКЛАДСЬКІ ЗАСОБИ РТС 418.5 KB
  Конвейєром називають машину для безперервного транспортування виробів. Відмітною особливістю багатьох конструкцій конвейєрів, разом з виконанням функцій по переміщенню заготівок, є можливість утворення невеликих міжопераційних заділів, що забезпечують незалежну роботу складних верстатів в складі РТС.
67834. ІНФОРМАЦІЙНО-ВИМІРЮВАЛЬНІ ПРИСТРОІ СИСТЕМ КЕРУВАННЯ РТС. СИЛОМОМЕНТНІ СИСТЕМИ НАДАННЯ ЧУТЛИВОСТІ РТС 208 KB
  Якщо при великосерійному виробництві з невеликими змінами продукції що випускається сумарні витрати на створення жорсткопрограмованого робототехнологічного комплексу складаються з трьох приблизно рівних частин одна з яких вартість сучасного високоточного промислового...
67835. ТАКТИЛЬНІ СИСТЕМИ НАДАННЯ ЧУТЛИВОСТІ РТС 172 KB
  Тактильними називають такі системи надання чутливості які дозволяють роботу зареєструвати факт дотику з об’єктом визначити положення точок дотику і виміряти контактні сили в кожній з них. Прообразом тактильних систем надання чутливості послужило відчуття дотику яким наділені багато живих істот.
67837. Додаткові розділи числових методів. Конспект лекцій 1.19 MB
  Стійкість методів розв’язування задачі Коші. Розглянемо кілька аспектів проблеми в розумінні числового розв’язання звичайних диференціальних рівнянь. Після побудови методу перед його програмуванням на ЕОМ доцільно визначити як сітковий розрахунок передає основні властивості точного розв’язку деяких модельних задач.
67838. Сутність та завдання кримінального процесу 133.5 KB
  В реальному житті практично кожному випускнику юридичного закладу освіти так чи інакше доведеться зіткнутися з фактами розслідування злочинів. Тому глибоке вивчення кримінально-процесуального права та теорії кримінального процесу - одна з умов успішної роботи на посадах слідчих, прокурорів...
67839. Принципи кримінального процесу 133.5 KB
  Отже, принципи (засади) кримінального процесу — це закріплені в законі панівні в державі політичні і правові ідеї щодо завдань і способу здійснення судочинства в кримінальних справах, які визначають спрямованість і побудову кримінального процесу в цілому, форму і зміст його стадій та інститутів...