2627

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...

Русский

2012-11-12

22.7 KB

1 чел.

Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791)

Книги:

А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».

  1.  Жанры творчества
  2.  Содержание жанров
  3.  Взаимовлияние жанров
  4.  Музыкальный синтаксис
  5.  Создал 26 квартетов, множество квинтетов, трио, скрипичных сонат, 12 фортепианных сонат, 20 опер, 17 месс, кантаты, около 50 симфоний.
  6.  Творчество Моцарт можно сравнить с живописью Рафаэля. Содержание, к которому обращается композитор, позволило Герцену назвать Моцарта «первым живым человеком в музыке». Пушкин писал о нем: «Какая глубина, какая смелость, какая стройность». Впервые с Моцартом в музыку пришло субъективно-лирическое начало и пришел огромный мир человеческих чувств и эмоций.

Последнее произведение

Й. Гайдн «Времена года»

Характер Гайдна – крепкий, стойкий; мировоззрение целостно, черты аристократизма отсутствуют.

Обращение к внутреннему миру, жанрово- бытовой характер музыки.

Большая жизнь прошла в Австрии.

В.А.Моцарт «Реквием»

Крайняя переменчивость, необычное чувствительное восприятие мира, природный аристократизм.

Обращение к миру чувств современников, стремление передать тончайшее движение и состояние.

Вкус сформировался на основе художественных впечатлений, почерпнутый в заграничный поездках. Не просто австрийский, а европейский стиль музыки. От итальянской культуры – пластичность мелодики, от французской – изысканность письма. От мангеймцев – технические идеи в области симфонизма.

  1.  Из всех музыкальных жанров своего времени Моцарт предпочитал оперы. В эпоху просвещения, опера была связующим звеном между драматическим театром и ССЦ (сонатно-симф. Циклом). Творчество Моцарта подтверждает это. Постоянная работа над оперой сказалась на его симфонических жанрах. Об этом свидетельствует:

А. Разнотипность симфоний (например, №39, №40, №41 – были созданы за три месяца в 1788 году и все разные)

Б. Родство образов, проникновение в инструментальную и симфоническую музыку образов, господствующих в то время в опере вообще и в частности в операх Моцарта.

В. Новый, по сравнению с Гайдном характер тематизма (не на фольклорной основе, а оперно-театральный, кантиленный). В отличие от Гайдна, Моцарт к фольклору почти не обращался. На связь с оперой указывает первые медленные части, особенно те, которые были созданы вслед за «Свадьбой Фигаро», и «Дон Жуаном»: 2 часть симфонии №40 перекликается с ноктюрном финала «Свадьбы Фигаро», а медленная часть №41 напоминает Моцартовские оперные характеры – внутренний контраст между темами. Тема ГП №40 близка к типу арии lament (и даже к арии Керубино). В ГП 41 симфонии – интонация героической оперы, а в ЗП №41 – комедийно-буфонное начало. Из оперы в симфонию пришел танец «сицилиана».

Симфонические жанры, в свою очередь, обогатили и Моцартовскую оперу:

  1.  Введением метода симфонизма (метод целенаправленного проведения на протяжении всех 4 частей)
  2.  Появление в опере финалов-реприз, обобщающих действие
  3.  Мелодикой, сочетающейся нередко вокальное начало с инструментальной
  4.  Единой трактовкой некоторых тонкостей, создание близких друг другу типов образов. Например соль-минор – тональность симфонии №25, №40, арии lament и Моцарта в операх, лирических квинтетах и т.д.

Гайдн

Взаимовлияние жанров отсутствует. Иногда делал целые вставки тем из оперы в симфонию и наоборот.

Моцарт

Взаимовлияние оперы и симфоний

4.

Гайдн

Для воплощения своих тем-образов, Гайдн использует всевозможные средства выразительности

Моцарт

Основная нагрузка лежит на мелодии. Характерными чертами являются: внутренняя простота (что не исключает присутствие хроматизмов и задержаний), кантиленность, сочетание инструментального начала с вокальным, сочетание ариозо с речитативным

Моцарт прекрасно владел полифонией (Финал симфонии №41 – тройная фуга), но чаще полифония у него, если и присутствует, то соединена с гармонией и неполифонической формой (Например, тройная фуга сочетается с сонатным аллегро в №41). Моцарт использует не только полифонию, но и полиритмию и даже полижанровость: Финал 1 действия «Дон Жуана» три оркестра одновременно играют три разных танца – менуэт на ¾, контрданс на 2/4 и вальс на 3/8. Другой пример необычного решения струнных оркестров – эхо. В гармонии Т-S-D, но вместе с тем мог сделать случайную модуляцию в далекую тональность, как, например, в секстете, двух валторн (музыкальная шутка, высмеивающая каждого, кто играет в своей тональности). До романтической гармонии он не дошел, но кое в чем предвосхитил романтиков, например, в приеме «оминоривание» мажора на разных уровнях: на уровне раздела (1 часть в до-мажоре, вторая в до-миноре), темы и даже аккордов, T6 и t6.

Насколько музыке Гайдна ритмоформулы были устойчивы, настолько свободен ритм у Моцарта.

Любимая Моцартовская форма – сонатная, присутствует везде. В любой части сонаты, симфонии, менуэты, увертюры, оперных сценах, ариях, ансамблях, реквиеме. Иногда он соединял с формой рондо, с вариациями, трехчастной формой. При этом форма всегда оставалась четкой, ясной и прозрачной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...
66934. Christmas in the Wood 49 KB
  Dady: Ok.Sit here and listen attentively. It was winter, December. All people were on Christmas Eve. The snow is falling down…. And there were a beautiful fir-tree in the middle of the "wood ". Some more trees are around it..
66935. Cooking 12.85 MB
  Today we’ll continue speaking about food and cooking. We’ll recollect the constructions there is/are and use these constructions in practice. So we’ll speak English, repeat and learn words, work with grammar, play and do a lot of interesting things.
66936. Ми у космос летимо. Заняття за інтересами 920 KB
  Мета. Закріпити вміння учнів працювати з технікою складання паперу «Орігамі». Виготовити моделі ракет, супутників, гратографії «Сузір’я», геометричну аплікацію, мозаїку «Чумацький шлях». Навчати працювати в групах, в парах та закріплювати вміння працювати з ножицями,...
66937. Рідна земля, живи! Виступ екологічної агітбригади 76.5 KB
  Мета: донести до людей значення екологічних проблем, зокрема, характерних для рідного краю; залучати учнів до агітаційної роботи з даного питання; виховувати любов до планети Земля, сприяти хоча б частковому вирішенню екологічної ситуації.
66938. Даруйте радість людям – і стане світ багатшим 53.5 KB
  Виховувати в учнів почуття доброти чуйності милосердя поваги до людей; формувати активну життєву позицію яка проявляється в дієвій допомозі людям; формувати в учнів уміння формулювати судження виховувати високі моральні якості. Добро спішіть творити люди. Живіть добро звершайте Та нагород за це не вимагайте.
66939. «Сумні дати серця» (сторінками життя Василя Стефаника) 120.5 KB
  Мета:познайомити учнів із життєвим шляхом українського письменника Василя Стефаника, розкрити трагізм його життя; розвивати чуйність, увагу, спостережливість; виховувати почуття патріотизму, любові до України, її синів. У додатку – презентація «Надто добрий знавець народної мужицької душі (життя і творчість В.Стефаника)».
66940. Професія педагога: «за» і «проти» 38.5 KB
  Слово суддям заключне слово класного керівника хід класної години Класний керівник: Сьогодні моє слово до вас мої вихованці. На нашому ринзі незвичайна і дуже відповідальна зустріч зустріч захисників і противників професії педагога. У правому куті команда захисників професії.