26284

Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней: федеральный уровень уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации уровень органов местного управления уровень органов управления организаций и их объединениями. Например: по положению в системе нормативных актов по уровню управления: закон распоряжение и т. В соответствии с уровнями управления источниками норм и правил делопроизводства являются: законодательство РФ законодательство субъектов РФ нормативные акты органов местного самоуправления...

Русский

2013-08-18

131 KB

71 чел.

2.2. Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг.

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также регламентирующих работу делопроизводственной службы, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты.

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней:

  1.  федеральный уровень,
  2.  уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
  3.  уровень органов местного управления,
  4.  уровень органов управления организаций и их объединениями.

Нормативные акты, устанавливающие требования к делопроизводству, можно подразделять на разные группы по различным признакам. Например:

  •  по положению в системе нормативных актов (по уровню управления: закон, распоряжение и т.п.),
    •  по сфере распространения (на организацию, на отрасль, на РФ),
    •  по характеру вопросов, которые являются объектом регулирования.

В соответствии с уровнями управления, источниками норм и правил делопроизводства являются:

  •  законодательство РФ,
  •  законодательство субъектов РФ,
  •  нормативные акты органов местного самоуправления,
  •  организационно-распорядительные документы, принимаемые в организациях и их объединениях.

Нормативную базу, регламентирующую делопроизводство, составляют 2 группы актов:

1 группа – акты, полностью посвященные этим вопросам (например, ГСДОУ),

2 группа – отдельные положения актов, регламентирующих более широкую сферу деятельности (например, нормативные акты об органах государственной власти, по вопросам информации, Гражданский кодекс (ст. 160, 307) и пр.).

Нормативные акты, непосредственно посвященные делопроизводству, могут носить комплексный характер или регламентировать отдельные аспекты делопроизводства.

Выделяются следующие основные блоки документов, регламентирующих делопроизводство:

Конституция РФ – базовый правовой документ, определяющий государственную политику и права граждан, в частности в документационно-информационной сфере. (см. часть 4, ст. 29)

Федеральный конституционный закон 2000 г. О государственном гербе Российской Федерации.

Существует 3 варианта изображения герба на документе:

- многоцветный,

- одноцветный на геральдическом щите,

- одноцветный без геральдического щита.

В законе перечислены органы, которые могут воспроизводить тот или иной вид герба. Закон также устанавливает порядок использования гербовой печати.

ФЗ РФ 1991 г. О языках народов Российской Федерации.

Регулирует использование государственного языка в официальных документах.

Положения этого закона конкретизируются в ряде других законов, которые касаются ведения делопроизводства в сфере транспорта, связи, нотариата и пр.

ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.

ФЗ № 59 от 02.05.2006 О порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

Регламентируется порядок приёма и рассмотрения предложений, жалоб, заявлений от граждан в органах гос. власти и местного самоуправления. Сроки рассмотрения док-ов: 30 дней, срочные – 10 дней, незамедлительно – 3дня. Можно посылать в эл. И письменной форме. Анонимы не принимаются ( д.б. обратный адрес и ФИО).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"

Регламентирует принципы и условия обработки ПД, права субъекта ПД, обязанности, контроль и ответственность оператора.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" 

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Основные проблемы: отсутствие единых норм в области гос. регулирования ДОУ.

Отдельный блок – документы Президента РФ и Правительства РФ:

Постановление правительства РФ О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. (1991 г.)

Постановление правительства РФ Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. (1995 г.)

Постановление правительства Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности. (1995 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (1997 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (1998 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 г. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Повышение уровня регламентации делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Устанавливает некоторые базовые принципы работы с электронными документами. Обязательно для исполнения в фед. Органах.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)

ГСДОУ. Основные требования к документам и службам ДОУ. – это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.

Сегодня это наиболее полный общеотраслевой нормативный акт.

Разработчиками ГСДОУ являются ВНИИДАД совместно с различными министерствами и ведомствами. Статистические материалы для разработки этого документа собирались на протяжении примерно 10 лет.

В 1988 г. проект был одобрен коллегией Главархива, а в 1991 г. этот документ был издан отдельной брошюрой. (ГСДОУ во многом основана на положениях ЕГСД, которая была одобрена в 1973 году и в основном внедрена к 1975 году.)

ГСДОУ рекомендована на всей территории России. Положения этой системы применимы в организациях любого вида собственности.

На момент издания цели и задачи ГСДОУ были следующие:

  •  Упорядочение документооборота,
  •  Сокращение количества и увеличение качества документов,
  •  Создание условий для эффективного применения современных на тот период технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации,
  •  Совершенствование работы аппарата управления.

На тот период ГСДОУ эти цели достигла. (Этому способствовала хорошая методическая поддержка: издавались учебные пособия, производились рассылка материалов, изучение в печати, специальное обучение.)

Необходимо отметить, что именно ГСДОУ уходит от термина «делопроизводство», вместо которого употребляется понятие «документационное обеспечение управление».

В тот период «Д/П» и «ДОУ» рассматривались неодинаково. Считалось, что термин «Д/П» устарел и «ДОУ» шире. Тогда считалось, что ДОУ – это технология управления, а Д/П – это технология ДОУ. Сегодня понятие «Д/П» реабилитировано. В ГОСТе 1998 года («Термины и определения») «делопроизводство» тождественно «ДОУ».

В настоящее время разработан новый вариант ГСДОУ, но пока он не введен. В нем подчеркнуто, что ГСДОУ – это система взаимосвязанных крупных подсистем.

В структуре ГСДОУ можно выделить 5 разделов:

  1.  Общие положения.
  2.  Документирование управленческой деятельности. Этот раздел регламентирует документирование так, что пользователь всегда, применяя ГСДОУ, опирается на действующий на тот момент стандарт. То есть сейчас этот раздел применяется с учетом ГОСТа Р 6.30 -2003.
  3.  Организация работы с документами.
  4.  Механизация и автоматизация работы с документами. Данный раздел морально устаревал очень стремительно и сейчас устарел полностью.
  5.  Раздел, посвященный службе ДОУ. По качеству этот раздел очень хороший и на тот момент, и сегодня.

В приложении содержится развернутое Положение о службе ДОУ, которое и в настоящее время является очень хорошим методическим документом.

ГСДОУ устаревает в отношении работы с электронными документами, не соответствует международным стандартам.Отсутствует терминологический раздел.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (2009).

Методические рекомендации определяют примерную структуру инструкции по делопроизводству, характер и содержание ее разделов. Кроме того, авторы постарались, по возможности, дать в Методических рекомендациях конкретный материал, который разработчики могут включать непосредственно в текст инструкций по делопроизводству (он вынесен в приложения).

Можно сказать, что Методические рекомендации представляют собой единую методическую основу разработки инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации содержат три раздела («Общие положения», «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству», «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству») и приложения.

Раздел «Общие положения» определяет назначение и сферу действия Методических рекомендаций, содержит ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, положенные в основу данного документа. Основное содержание Методических рекомендаций – это раздел III «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству». Подразделы данного раздела выделены в соответствии с разделами Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. В разделе III Методических рекомендаций содержатся конкретные указания о том, какие вопросы делопроизводства должны найти отражение в соответствующих разделах инструкции по делопроизводству.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 15.489-1-2007 “СИБИД. Управление документами. Общие требования”

Стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций.

Он четко прописывает процедуру определения и использования нормативной среды (правовых, нормативных, методических документов) в деятельности этих организаций.

Изложены принципы ответственности. Впервые точно указано, что ответственность должна быть распределена между всеми сотрудниками организации, с учетом занимаемой должности и степени сложности работы с документами, а также то, что эта ответственность должна быть зафиксирована в должностных инструкциях и организационно-распорядительных документах, утвержденных руководителем организации. Таким образом, руководитель также вовлекается в процесс управления документами организации и несет за него ответственность.

В нем представлен широкий набор терминов, употребляемых при ведении электронного документооборота, например, таких как “метаданные”, “конвертирование”, “миграция” и др.

Говоря об электронном документообороте, следует подчеркнуть, что стандарт регулирует вопросы методологии проектирования и внедрения систем управления документами, а также прекращения их применения. Кроме того, в стандарте приведены и раскрыты характеристики систем управления документами: надежность, целостность, комплексность и т. д.

Большой и очень интересный раздел стандарта посвящен непосредственно процессам управления документами и контролю за ними.

Интересно деление функции контроля на контроль за действиями, совершаемые с документом, и контроль его местонахождения. Это в очередной раз подчеркивает тесную связь стандарта с системами электронного документооборота.

Таким образом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 является основным в сфере ДОУ и распространяется на систему менеджмента качества, выстраиваемую по международным стандартам ИСО.

Основные проблемы правового и нормативно – методического регулирования делопроизводственных процессов на современном этапе:

Основная проблема– отсутствие основополагающего закона в области документационного обеспечения управленческой деятельности.

Ситуация усугубилась в связи с административной реформой: в документах о ФАА (Росархив) понятно, что его роль неясна. С точки зрения подобных документов, статус ВНИИДАД тоже размытый.

Отсутствует государственная политика в сфере делопроизводства.

Издание основополагающего закона в области делопроизводства (ДОУ) необходимо по следующим причинам:

  •  Происходит постоянный рост объемов документов (расширяется бизнес, усложняется управление).
  •  В управлении существуют традиционные и электронные системы делопроизводства.

Автоматизированные системы, даже всё больше развиваясь, всё равно будут существовать параллельно с традиционными, потому что есть нормативно-правовые акты, в которых перечислены документы, которые организация обязана иметь в бумажном виде. Поэтому необходим единый закон, регулирующий использование тех и других технологий. (Сейчас пытаются «протолкнуть» закон об электронном делопроизводстве, но принятие такого однобокого закона может привести к разрыву между этими системами делопроизводства.) На Западе электронная система родилась внутри делопроизводства, поэтому у них такой проблемы нет.

  •  Экономические методы управления выдвигают новые требования к полноте, оперативности и достоверности документированной информации для принятия оптимальных (т.е. ведущих к наилучшим результатам с наименьшими затратами) квалифицированных управленческих решений.
  •  Существуют изменения, вызванные интеграцией России в мировое информационное пространство. (Например, документ «О реализации программы Электронная Россия» оказывает влияние на делопроизводство.)

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что можно выделить 3 основных направления законодательного регулирования в сфере документационного обеспечения:

  1.  Обеспечение максимальной  информированности общества, необходимой для успешного функционирования всех его структур.
  2.  Обеспечение прав и интересов граждан в условиях функционирования современных информационных систем.
  3.  Ответственность государственных и иных органов за организацию и состояние этой сферы деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79981. Основы высоких технологий и инновационные технологии 35 KB
  Основы высоких технологий и инновационные технологии Сущность систем высоких технологий ВТ Каждое изделие поставляемое в условиях жесткой конкуренции на внутренний и в особенности на внешний рынок должно обладать новым уровнем свойств и отвечать все возрастающим требованиям предъявляемым потенциальным потребителем к функциональным экологическим и эстетическим свойствам. Эти названия новых технологий связаны с тем или иным признаком технологического процесса или свойствами изделия который принят авторами в качестве определяющего при...
79982. Основные технологии производства строительных материалов и жилищного строительства 1.35 MB
  Их используют для конструкционных ответственных деталей и элементов. Их используют главным образом в помещениях для облицовки кровли теплоизоляции и др. Лесные материалы широко используются в строительной промышленности пол двери дверные и оконные коробки стены кровля мебель и др. В строительной промышленности используют три группы лесных материалов: круглые пиломатериалы и полуфабрикаты.
79983. СОЗДАНИЕ 3D МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОСМОСЪЕМОК И НАЗЕМНЫХ СНИМКОВ 2.8 MB
  В настоящее время достаточно много внимания уделяется геоинформационным системам. Географическая информация является повсеместной практически в любом аспекте государственного управления и жизни граждан. В геоинформационных системах мы можем увидеть космоснимки и рельеф земной поверхности, а также есть возможность просмотреть трехмерные модели зданий
79984. РЕФАКТОРИНГ КЛИЕНТСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ВАЛЮТНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПЛАТФОРМАХ IOS И ANDROID 2.75 MB
  В ходе работы над проектом разработки системы для электронной валютной торговли, в рамках первого жизненного цикла разработки клиентских приложений для платформ iOS и Android, были реализованы два приложения. В рамках второго жизненного цикла, перед автором данной работы возникла проблема увеличения производительности разрабатываемых приложений.
79985. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ АРТ-ИНСТАЛЛЯЦИЙ 6.93 MB
  В результате проделанной работы, мной была получена версия программного комплекса для поддержки арт-инсталляций с применением сенсора Kinect. Была реализована возможность создания собственных элементов управления, адаптированных для бесконтактного использования.
79986. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ГИС INDORROAD И САПР INDORCAD/ROAD 1.09 MB
  Объект исследования метод коэффициентов аварийности для оценки безопасности дорожного движения. Основные результаты – разработан модуль оценки безопасности дорожного движения методом коэффициентов аварийности внедрён в коммерческие программные продукты IndorCD Rod и IndorRod. Модуль для вычисления коэффициентов аварийности...
79987. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТРАНСЛЯЦИИ СХЕМ БАЗ ДАННЫХ ИЗ ERM-МОДЕЛИ В UML-МОДЕЛЬ 1.4 MB
  Семантическая методика проектирования состоит из нескольких последовательных процессов: проектирование семантической схемы ПрО, трансляция этой схемы в реляционную модель и нормализация полученной реляционной схемы. Использование невыразительной семантической модели существенно усложняет процесс проектирования.
79988. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТРАССИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 3.47 MB
  Поэтому для того, что бы построить дорогу следует провести один из пространственных анализов. Пространственный анализ по населению, который может показать какие населенные и какое количество населения проживает в них на определенном расстояние от проектируемой дороги. Полученные данные можно использовать для выбора вариантов трасс
79989. Портирование пользовательского интерфейса на мобильные платформы на примере приложения для электронной валютной торговли 2.02 MB
  Проведено портирование элементов пользовательского интерфейса приложения для платформы Adobe Flash в приложения для платформ iOS и Android. Проведен анализ предоставляемых создателями платформ SDK, выявлены соответствия компонентов пользовательского интерфейса. Проведен анализ платформ и сформулированы перечень особенностей каждой платформы и рекомендации для начинающих разработчиков.