26284

Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней: федеральный уровень уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации уровень органов местного управления уровень органов управления организаций и их объединениями. Например: по положению в системе нормативных актов по уровню управления: закон распоряжение и т. В соответствии с уровнями управления источниками норм и правил делопроизводства являются: законодательство РФ законодательство субъектов РФ нормативные акты органов местного самоуправления...

Русский

2013-08-18

131 KB

73 чел.

2.2. Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг.

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также регламентирующих работу делопроизводственной службы, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты.

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней:

  1.  федеральный уровень,
  2.  уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
  3.  уровень органов местного управления,
  4.  уровень органов управления организаций и их объединениями.

Нормативные акты, устанавливающие требования к делопроизводству, можно подразделять на разные группы по различным признакам. Например:

  •  по положению в системе нормативных актов (по уровню управления: закон, распоряжение и т.п.),
    •  по сфере распространения (на организацию, на отрасль, на РФ),
    •  по характеру вопросов, которые являются объектом регулирования.

В соответствии с уровнями управления, источниками норм и правил делопроизводства являются:

  •  законодательство РФ,
  •  законодательство субъектов РФ,
  •  нормативные акты органов местного самоуправления,
  •  организационно-распорядительные документы, принимаемые в организациях и их объединениях.

Нормативную базу, регламентирующую делопроизводство, составляют 2 группы актов:

1 группа – акты, полностью посвященные этим вопросам (например, ГСДОУ),

2 группа – отдельные положения актов, регламентирующих более широкую сферу деятельности (например, нормативные акты об органах государственной власти, по вопросам информации, Гражданский кодекс (ст. 160, 307) и пр.).

Нормативные акты, непосредственно посвященные делопроизводству, могут носить комплексный характер или регламентировать отдельные аспекты делопроизводства.

Выделяются следующие основные блоки документов, регламентирующих делопроизводство:

Конституция РФ – базовый правовой документ, определяющий государственную политику и права граждан, в частности в документационно-информационной сфере. (см. часть 4, ст. 29)

Федеральный конституционный закон 2000 г. О государственном гербе Российской Федерации.

Существует 3 варианта изображения герба на документе:

- многоцветный,

- одноцветный на геральдическом щите,

- одноцветный без геральдического щита.

В законе перечислены органы, которые могут воспроизводить тот или иной вид герба. Закон также устанавливает порядок использования гербовой печати.

ФЗ РФ 1991 г. О языках народов Российской Федерации.

Регулирует использование государственного языка в официальных документах.

Положения этого закона конкретизируются в ряде других законов, которые касаются ведения делопроизводства в сфере транспорта, связи, нотариата и пр.

ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.

ФЗ № 59 от 02.05.2006 О порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

Регламентируется порядок приёма и рассмотрения предложений, жалоб, заявлений от граждан в органах гос. власти и местного самоуправления. Сроки рассмотрения док-ов: 30 дней, срочные – 10 дней, незамедлительно – 3дня. Можно посылать в эл. И письменной форме. Анонимы не принимаются ( д.б. обратный адрес и ФИО).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"

Регламентирует принципы и условия обработки ПД, права субъекта ПД, обязанности, контроль и ответственность оператора.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" 

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Основные проблемы: отсутствие единых норм в области гос. регулирования ДОУ.

Отдельный блок – документы Президента РФ и Правительства РФ:

Постановление правительства РФ О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. (1991 г.)

Постановление правительства РФ Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. (1995 г.)

Постановление правительства Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности. (1995 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (1997 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (1998 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 г. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Повышение уровня регламентации делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Устанавливает некоторые базовые принципы работы с электронными документами. Обязательно для исполнения в фед. Органах.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)

ГСДОУ. Основные требования к документам и службам ДОУ. – это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.

Сегодня это наиболее полный общеотраслевой нормативный акт.

Разработчиками ГСДОУ являются ВНИИДАД совместно с различными министерствами и ведомствами. Статистические материалы для разработки этого документа собирались на протяжении примерно 10 лет.

В 1988 г. проект был одобрен коллегией Главархива, а в 1991 г. этот документ был издан отдельной брошюрой. (ГСДОУ во многом основана на положениях ЕГСД, которая была одобрена в 1973 году и в основном внедрена к 1975 году.)

ГСДОУ рекомендована на всей территории России. Положения этой системы применимы в организациях любого вида собственности.

На момент издания цели и задачи ГСДОУ были следующие:

  •  Упорядочение документооборота,
  •  Сокращение количества и увеличение качества документов,
  •  Создание условий для эффективного применения современных на тот период технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации,
  •  Совершенствование работы аппарата управления.

На тот период ГСДОУ эти цели достигла. (Этому способствовала хорошая методическая поддержка: издавались учебные пособия, производились рассылка материалов, изучение в печати, специальное обучение.)

Необходимо отметить, что именно ГСДОУ уходит от термина «делопроизводство», вместо которого употребляется понятие «документационное обеспечение управление».

В тот период «Д/П» и «ДОУ» рассматривались неодинаково. Считалось, что термин «Д/П» устарел и «ДОУ» шире. Тогда считалось, что ДОУ – это технология управления, а Д/П – это технология ДОУ. Сегодня понятие «Д/П» реабилитировано. В ГОСТе 1998 года («Термины и определения») «делопроизводство» тождественно «ДОУ».

В настоящее время разработан новый вариант ГСДОУ, но пока он не введен. В нем подчеркнуто, что ГСДОУ – это система взаимосвязанных крупных подсистем.

В структуре ГСДОУ можно выделить 5 разделов:

  1.  Общие положения.
  2.  Документирование управленческой деятельности. Этот раздел регламентирует документирование так, что пользователь всегда, применяя ГСДОУ, опирается на действующий на тот момент стандарт. То есть сейчас этот раздел применяется с учетом ГОСТа Р 6.30 -2003.
  3.  Организация работы с документами.
  4.  Механизация и автоматизация работы с документами. Данный раздел морально устаревал очень стремительно и сейчас устарел полностью.
  5.  Раздел, посвященный службе ДОУ. По качеству этот раздел очень хороший и на тот момент, и сегодня.

В приложении содержится развернутое Положение о службе ДОУ, которое и в настоящее время является очень хорошим методическим документом.

ГСДОУ устаревает в отношении работы с электронными документами, не соответствует международным стандартам.Отсутствует терминологический раздел.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (2009).

Методические рекомендации определяют примерную структуру инструкции по делопроизводству, характер и содержание ее разделов. Кроме того, авторы постарались, по возможности, дать в Методических рекомендациях конкретный материал, который разработчики могут включать непосредственно в текст инструкций по делопроизводству (он вынесен в приложения).

Можно сказать, что Методические рекомендации представляют собой единую методическую основу разработки инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации содержат три раздела («Общие положения», «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству», «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству») и приложения.

Раздел «Общие положения» определяет назначение и сферу действия Методических рекомендаций, содержит ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, положенные в основу данного документа. Основное содержание Методических рекомендаций – это раздел III «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству». Подразделы данного раздела выделены в соответствии с разделами Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. В разделе III Методических рекомендаций содержатся конкретные указания о том, какие вопросы делопроизводства должны найти отражение в соответствующих разделах инструкции по делопроизводству.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 15.489-1-2007 “СИБИД. Управление документами. Общие требования”

Стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций.

Он четко прописывает процедуру определения и использования нормативной среды (правовых, нормативных, методических документов) в деятельности этих организаций.

Изложены принципы ответственности. Впервые точно указано, что ответственность должна быть распределена между всеми сотрудниками организации, с учетом занимаемой должности и степени сложности работы с документами, а также то, что эта ответственность должна быть зафиксирована в должностных инструкциях и организационно-распорядительных документах, утвержденных руководителем организации. Таким образом, руководитель также вовлекается в процесс управления документами организации и несет за него ответственность.

В нем представлен широкий набор терминов, употребляемых при ведении электронного документооборота, например, таких как “метаданные”, “конвертирование”, “миграция” и др.

Говоря об электронном документообороте, следует подчеркнуть, что стандарт регулирует вопросы методологии проектирования и внедрения систем управления документами, а также прекращения их применения. Кроме того, в стандарте приведены и раскрыты характеристики систем управления документами: надежность, целостность, комплексность и т. д.

Большой и очень интересный раздел стандарта посвящен непосредственно процессам управления документами и контролю за ними.

Интересно деление функции контроля на контроль за действиями, совершаемые с документом, и контроль его местонахождения. Это в очередной раз подчеркивает тесную связь стандарта с системами электронного документооборота.

Таким образом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 является основным в сфере ДОУ и распространяется на систему менеджмента качества, выстраиваемую по международным стандартам ИСО.

Основные проблемы правового и нормативно – методического регулирования делопроизводственных процессов на современном этапе:

Основная проблема– отсутствие основополагающего закона в области документационного обеспечения управленческой деятельности.

Ситуация усугубилась в связи с административной реформой: в документах о ФАА (Росархив) понятно, что его роль неясна. С точки зрения подобных документов, статус ВНИИДАД тоже размытый.

Отсутствует государственная политика в сфере делопроизводства.

Издание основополагающего закона в области делопроизводства (ДОУ) необходимо по следующим причинам:

  •  Происходит постоянный рост объемов документов (расширяется бизнес, усложняется управление).
  •  В управлении существуют традиционные и электронные системы делопроизводства.

Автоматизированные системы, даже всё больше развиваясь, всё равно будут существовать параллельно с традиционными, потому что есть нормативно-правовые акты, в которых перечислены документы, которые организация обязана иметь в бумажном виде. Поэтому необходим единый закон, регулирующий использование тех и других технологий. (Сейчас пытаются «протолкнуть» закон об электронном делопроизводстве, но принятие такого однобокого закона может привести к разрыву между этими системами делопроизводства.) На Западе электронная система родилась внутри делопроизводства, поэтому у них такой проблемы нет.

  •  Экономические методы управления выдвигают новые требования к полноте, оперативности и достоверности документированной информации для принятия оптимальных (т.е. ведущих к наилучшим результатам с наименьшими затратами) квалифицированных управленческих решений.
  •  Существуют изменения, вызванные интеграцией России в мировое информационное пространство. (Например, документ «О реализации программы Электронная Россия» оказывает влияние на делопроизводство.)

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что можно выделить 3 основных направления законодательного регулирования в сфере документационного обеспечения:

  1.  Обеспечение максимальной  информированности общества, необходимой для успешного функционирования всех его структур.
  2.  Обеспечение прав и интересов граждан в условиях функционирования современных информационных систем.
  3.  Ответственность государственных и иных органов за организацию и состояние этой сферы деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16544. Религия и мифология 76.33 KB
  Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев...
16545. Проектирование и уравнивание геодезических сетей 621.5 KB
  Курсовая работа Проектирование и уравнивание геодезических сетей Вариант 16 Карта У3567В В данной курсовой работе мы осуществляем перевод геодезических координат с эллипсоида Вальбека на эллипсоид Красовского. Переводим последние из геодезических в прямоуголь
16546. Определение коэффициентов термического расширения 492.5 KB
  Лабораторная работа Определение коэффициентов термического расширения Цель работы: Освоить методы исследования термических изменений структуры исследуемых объектов В процессе выполнения работы необходимо: освоить методику рентгенографического исследовани...
16547. Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения, рентгеновских трубок 1.51 MB
  Лабораторная работа № 1 Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения рентгеновских трубок. Цель работы: изучение устройства и принципов работы установок рентгеноструктурного анализа устройства рентгеновской трубки. В процессе выполн
16548. Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре 407.5 KB
  Лабораторная работа Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре. Цель работы: освоение способов подготовки порошковых образцов и регистрации дифракционных спектров на дифрактометре; В процессе выполнения работы необходимо: изучить реком
16549. Качественный рентгенофазовый анализ 319 KB
  Лабораторная работа Качественный рентгенофазовый анализ Цель работы: освоение метода качественного рентгеновского фазового анализа однофазных и двухфазны проб; В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться с сущностью метода рентгеновского фазового...
16550. Индицирование порошковых рентгенограмм 379 KB
  Лабораторная работа Индицирование порошковых рентгенограмм Цель работы: Освоение приемов индицирования порошковых рентгенограмм определение параметров элементарной ячейки исследуемого вещества В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться мет
16551. Расчет теоретических структурных амплитуд 236 KB
  Лабораторная работа Расчет теоретических структурных амплитуд Цель работы: Научиться определять теоретические значения структурных амплитуд исследуемых объектов для дальнейшего использования при расшифровке структур. В процессе выполнения работы необходимо...
16552. Построение проекции распределения электронной плотности 849 KB
  Лабораторная работа Построение проекции распределения электронной плотности Цель работы: Научиться строить проекции электронной плотности для изучения структурных изменений в исследуемых объектах в результате внешних воздействий. В процессе выполнения работ