26284

Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней: федеральный уровень уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации уровень органов местного управления уровень органов управления организаций и их объединениями. Например: по положению в системе нормативных актов по уровню управления: закон распоряжение и т. В соответствии с уровнями управления источниками норм и правил делопроизводства являются: законодательство РФ законодательство субъектов РФ нормативные акты органов местного самоуправления...

Русский

2013-08-18

131 KB

76 чел.

2.2. Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг.

Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также регламентирующих работу делопроизводственной службы, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты.

Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней:

  1.  федеральный уровень,
  2.  уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
  3.  уровень органов местного управления,
  4.  уровень органов управления организаций и их объединениями.

Нормативные акты, устанавливающие требования к делопроизводству, можно подразделять на разные группы по различным признакам. Например:

  •  по положению в системе нормативных актов (по уровню управления: закон, распоряжение и т.п.),
    •  по сфере распространения (на организацию, на отрасль, на РФ),
    •  по характеру вопросов, которые являются объектом регулирования.

В соответствии с уровнями управления, источниками норм и правил делопроизводства являются:

  •  законодательство РФ,
  •  законодательство субъектов РФ,
  •  нормативные акты органов местного самоуправления,
  •  организационно-распорядительные документы, принимаемые в организациях и их объединениях.

Нормативную базу, регламентирующую делопроизводство, составляют 2 группы актов:

1 группа – акты, полностью посвященные этим вопросам (например, ГСДОУ),

2 группа – отдельные положения актов, регламентирующих более широкую сферу деятельности (например, нормативные акты об органах государственной власти, по вопросам информации, Гражданский кодекс (ст. 160, 307) и пр.).

Нормативные акты, непосредственно посвященные делопроизводству, могут носить комплексный характер или регламентировать отдельные аспекты делопроизводства.

Выделяются следующие основные блоки документов, регламентирующих делопроизводство:

Конституция РФ – базовый правовой документ, определяющий государственную политику и права граждан, в частности в документационно-информационной сфере. (см. часть 4, ст. 29)

Федеральный конституционный закон 2000 г. О государственном гербе Российской Федерации.

Существует 3 варианта изображения герба на документе:

- многоцветный,

- одноцветный на геральдическом щите,

- одноцветный без геральдического щита.

В законе перечислены органы, которые могут воспроизводить тот или иной вид герба. Закон также устанавливает порядок использования гербовой печати.

ФЗ РФ 1991 г. О языках народов Российской Федерации.

Регулирует использование государственного языка в официальных документах.

Положения этого закона конкретизируются в ряде других законов, которые касаются ведения делопроизводства в сфере транспорта, связи, нотариата и пр.

ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.

ФЗ № 59 от 02.05.2006 О порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

Регламентируется порядок приёма и рассмотрения предложений, жалоб, заявлений от граждан в органах гос. власти и местного самоуправления. Сроки рассмотрения док-ов: 30 дней, срочные – 10 дней, незамедлительно – 3дня. Можно посылать в эл. И письменной форме. Анонимы не принимаются ( д.б. обратный адрес и ФИО).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"

Регламентирует принципы и условия обработки ПД, права субъекта ПД, обязанности, контроль и ответственность оператора.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" 

Он расширяет сферу использования и допустимые виды ЭП. Напомним, что прежний закон разрешал применять только сертифицированные средства ЭП, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями.

В новой редакции выделяются 2 вида ЭП: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной.

Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.

Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях.

Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью.

Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Он проводит аккредитацию удостоверяющих центров.

Основные проблемы: отсутствие единых норм в области гос. регулирования ДОУ.

Отдельный блок – документы Президента РФ и Правительства РФ:

Постановление правительства РФ О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. (1991 г.)

Постановление правительства РФ Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне. (1995 г.)

Постановление правительства Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности. (1995 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (1997 г.)

Указ президента РФ Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (1998 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 г. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Настоящие Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Повышение уровня регламентации делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Устанавливает некоторые базовые принципы работы с электронными документами. Обязательно для исполнения в фед. Органах.

Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)

ГСДОУ. Основные требования к документам и службам ДОУ. – это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.

Сегодня это наиболее полный общеотраслевой нормативный акт.

Разработчиками ГСДОУ являются ВНИИДАД совместно с различными министерствами и ведомствами. Статистические материалы для разработки этого документа собирались на протяжении примерно 10 лет.

В 1988 г. проект был одобрен коллегией Главархива, а в 1991 г. этот документ был издан отдельной брошюрой. (ГСДОУ во многом основана на положениях ЕГСД, которая была одобрена в 1973 году и в основном внедрена к 1975 году.)

ГСДОУ рекомендована на всей территории России. Положения этой системы применимы в организациях любого вида собственности.

На момент издания цели и задачи ГСДОУ были следующие:

  •  Упорядочение документооборота,
  •  Сокращение количества и увеличение качества документов,
  •  Создание условий для эффективного применения современных на тот период технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации,
  •  Совершенствование работы аппарата управления.

На тот период ГСДОУ эти цели достигла. (Этому способствовала хорошая методическая поддержка: издавались учебные пособия, производились рассылка материалов, изучение в печати, специальное обучение.)

Необходимо отметить, что именно ГСДОУ уходит от термина «делопроизводство», вместо которого употребляется понятие «документационное обеспечение управление».

В тот период «Д/П» и «ДОУ» рассматривались неодинаково. Считалось, что термин «Д/П» устарел и «ДОУ» шире. Тогда считалось, что ДОУ – это технология управления, а Д/П – это технология ДОУ. Сегодня понятие «Д/П» реабилитировано. В ГОСТе 1998 года («Термины и определения») «делопроизводство» тождественно «ДОУ».

В настоящее время разработан новый вариант ГСДОУ, но пока он не введен. В нем подчеркнуто, что ГСДОУ – это система взаимосвязанных крупных подсистем.

В структуре ГСДОУ можно выделить 5 разделов:

  1.  Общие положения.
  2.  Документирование управленческой деятельности. Этот раздел регламентирует документирование так, что пользователь всегда, применяя ГСДОУ, опирается на действующий на тот момент стандарт. То есть сейчас этот раздел применяется с учетом ГОСТа Р 6.30 -2003.
  3.  Организация работы с документами.
  4.  Механизация и автоматизация работы с документами. Данный раздел морально устаревал очень стремительно и сейчас устарел полностью.
  5.  Раздел, посвященный службе ДОУ. По качеству этот раздел очень хороший и на тот момент, и сегодня.

В приложении содержится развернутое Положение о службе ДОУ, которое и в настоящее время является очень хорошим методическим документом.

ГСДОУ устаревает в отношении работы с электронными документами, не соответствует международным стандартам.Отсутствует терминологический раздел.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (2009).

Методические рекомендации определяют примерную структуру инструкции по делопроизводству, характер и содержание ее разделов. Кроме того, авторы постарались, по возможности, дать в Методических рекомендациях конкретный материал, который разработчики могут включать непосредственно в текст инструкций по делопроизводству (он вынесен в приложения).

Можно сказать, что Методические рекомендации представляют собой единую методическую основу разработки инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации содержат три раздела («Общие положения», «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству», «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству») и приложения.

Раздел «Общие положения» определяет назначение и сферу действия Методических рекомендаций, содержит ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, положенные в основу данного документа. Основное содержание Методических рекомендаций – это раздел III «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству». Подразделы данного раздела выделены в соответствии с разделами Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. В разделе III Методических рекомендаций содержатся конкретные указания о том, какие вопросы делопроизводства должны найти отражение в соответствующих разделах инструкции по делопроизводству.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 15.489-1-2007 “СИБИД. Управление документами. Общие требования”

Стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций.

Он четко прописывает процедуру определения и использования нормативной среды (правовых, нормативных, методических документов) в деятельности этих организаций.

Изложены принципы ответственности. Впервые точно указано, что ответственность должна быть распределена между всеми сотрудниками организации, с учетом занимаемой должности и степени сложности работы с документами, а также то, что эта ответственность должна быть зафиксирована в должностных инструкциях и организационно-распорядительных документах, утвержденных руководителем организации. Таким образом, руководитель также вовлекается в процесс управления документами организации и несет за него ответственность.

В нем представлен широкий набор терминов, употребляемых при ведении электронного документооборота, например, таких как “метаданные”, “конвертирование”, “миграция” и др.

Говоря об электронном документообороте, следует подчеркнуть, что стандарт регулирует вопросы методологии проектирования и внедрения систем управления документами, а также прекращения их применения. Кроме того, в стандарте приведены и раскрыты характеристики систем управления документами: надежность, целостность, комплексность и т. д.

Большой и очень интересный раздел стандарта посвящен непосредственно процессам управления документами и контролю за ними.

Интересно деление функции контроля на контроль за действиями, совершаемые с документом, и контроль его местонахождения. Это в очередной раз подчеркивает тесную связь стандарта с системами электронного документооборота.

Таким образом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 является основным в сфере ДОУ и распространяется на систему менеджмента качества, выстраиваемую по международным стандартам ИСО.

Основные проблемы правового и нормативно – методического регулирования делопроизводственных процессов на современном этапе:

Основная проблема– отсутствие основополагающего закона в области документационного обеспечения управленческой деятельности.

Ситуация усугубилась в связи с административной реформой: в документах о ФАА (Росархив) понятно, что его роль неясна. С точки зрения подобных документов, статус ВНИИДАД тоже размытый.

Отсутствует государственная политика в сфере делопроизводства.

Издание основополагающего закона в области делопроизводства (ДОУ) необходимо по следующим причинам:

  •  Происходит постоянный рост объемов документов (расширяется бизнес, усложняется управление).
  •  В управлении существуют традиционные и электронные системы делопроизводства.

Автоматизированные системы, даже всё больше развиваясь, всё равно будут существовать параллельно с традиционными, потому что есть нормативно-правовые акты, в которых перечислены документы, которые организация обязана иметь в бумажном виде. Поэтому необходим единый закон, регулирующий использование тех и других технологий. (Сейчас пытаются «протолкнуть» закон об электронном делопроизводстве, но принятие такого однобокого закона может привести к разрыву между этими системами делопроизводства.) На Западе электронная система родилась внутри делопроизводства, поэтому у них такой проблемы нет.

  •  Экономические методы управления выдвигают новые требования к полноте, оперативности и достоверности документированной информации для принятия оптимальных (т.е. ведущих к наилучшим результатам с наименьшими затратами) квалифицированных управленческих решений.
  •  Существуют изменения, вызванные интеграцией России в мировое информационное пространство. (Например, документ «О реализации программы Электронная Россия» оказывает влияние на делопроизводство.)

Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что можно выделить 3 основных направления законодательного регулирования в сфере документационного обеспечения:

  1.  Обеспечение максимальной  информированности общества, необходимой для успешного функционирования всех его структур.
  2.  Обеспечение прав и интересов граждан в условиях функционирования современных информационных систем.
  3.  Ответственность государственных и иных органов за организацию и состояние этой сферы деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35579. История Белоруссии 492 KB
  В истории Белоруси выявлено много белых пятенБНРВКЛсоздание БССР и т.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичейвключала в себя современную Вит обл.На границе 1314в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.В конце 13начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.
35580. История беларускiх зямель 228.5 KB
  Тэрмiн зясялення тэрыторыi Беларусi 40 тыс. Iндаеўрапейскi перыяд пачаўся ў бронзавым веку з часу рассялення iндаеўрапейскiх плямён на тэрыторыi Беларусi 3 2 тыс. Засяленне славянамi Беларусi адбывалася ў вынiку мiграцыi славян са сваёй прарадзiмы тэрыторыi памiж р. Славяне асiмiлiравалi балтаў i ў вынiку славянабалцкага ўзаемадзеяння ўзнiклi новыя этнiчныя супольнасцi: ва ўсходняй Еўропе больш за 15 на тэрыторыi Беларусi 3 гэта крывiчы дрыгавiчы радзiмiчы.
35581. История Руси от древних времен до ХХ столетия 221 KB
  Древние славяне - большая этническая группа: Восточные (русские, украинцы, белорусы); Западные (Чехи, Поляки); Южные (болгары, сербы, хорваты, македонцы). Соседи с севера: угро-финские племена, норманны, балты. С норманнами были напряженные отношения т.к. они промышляли грабежами, плавали во Францию, Испанию, Италию. Славяне часто платили им дань.
35582. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 138.5 KB
  Административное право как отрасль современного права появилась тогда когда в правовой системе достаточное место заняли нормы закрепляющие права личности гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина разделения властей контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное. Административное право очень важная отрасль права так как роль государственной администрации в России очень велика.
35583. Общее понятие экономической безопасности страны 97 KB
  Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны оно включает оборонную экологическую энергетическую безопасность и т. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов социально направленное развитие страны в целом достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Мировая практика показывает что даже при существенном...
35584. Предмет и функции гражданского права 175 KB
  Например: возможно заключение договора который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какоголибо срока до начала очередного срока молчание ДА. Так общества с ограниченной или дополнительной ответственностью ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества договора о совместной деятельности хотя существует и мнение о том что это...
35585. Система макроэкономических показателей 232 KB
  Поскольку суммирование разнородной по физическим единицам измерения и целям использования продукции возможно только в стоимостном выражении значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен используемых для расчета объемностоимостных показателей: а текущие цены т. цены в которых осуществлялись товарные операции отраженные в статистических данных и на основе которых рассчитывались показатели; б сопоставимые цены т. цены приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на...
35586. Спрос и его факторы. Функция спроса 142.5 KB
  Функция спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара Р; Цены других товаров субститутов и комплиментов Рs Рc; Текущие доходы потребителей V; Вкусы и предпочтения потребителей Z; Объективные внешние условия потребления N; Ожидания потребителей Е. Зависимость Д от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f Р Рs1 Рsn Рc1 Рcm V Z N E где QД объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f P.
35587. Правовое регулирование товарных бирж 202 KB
  Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в Русской Правде. Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года хотя и оно практически повторяет то что было заложено в Русской правде. Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век.