26301

Архивное законодательство в 1990-е

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

правовые основы архивного дела – иерархическая классификация архивного законодательства: федеральное законодательство: Конституция РФ ФЗ об архивном деле н р ФЗ Об обязательном экземпляре документов 1994г. норма архивного права воздействует на все сферы общественных отношений возникающих в области архивного дела: организация и фондирование документов АФ РФ комплектование и экспертиза ценности н р приказ Росархива Об утверждении примерного положения о центральноэкспертных комиссиях министерств и ведомств РФ...

Русский

2013-08-18

50.5 KB

34 чел.

1.5. Архивное законодательство в 1990-е.

Законодательство - совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

Законодательство в РФ в сфере архивного дела сформировалось недавно. 7 июля 1993 появились «Основы законодательства об архивном деле и ахивах». С их появлением в общеправовом законодательстве 16.12.1993 была введена рубрика «Архивное дело и делопроизводство».

Некоторые ученые ведут отсчет раньше: Декрет от 18 июня 1918 г. "О реорганизации и централизации архивного дела", подписанный В. И. Лениным, предусматривал создание Главного управления архивным делом (ГУАД или Главархив) при Наркомате просвещения РСФСР - первого в истории России органа управления централизованным архивным делом. Его основной функцией было управление т. наз. Единым государственным архивным фондом (ЕГАФ), формирование и проведение единой архивной политики. Постепенно этот декрет допонялся постановлениями ЦК КПСС. Положение о гос. архивном фонде СССР (1941, 1958, 1980), Основные правила работы гос. и ведоственных архивов (1984, 1986).

Существует два основных подхода в  понимании термина архивного  законодательства:

1. правовые основы архивного дела –  иерархическая классификация архивного  законодательства:  

федеральное законодательство:

- Конституция РФ

- ФЗ об архивном деле (н/р, ФЗ «Об  обязательном экземпляре документов»,  1994г.)  

- нормативно-правовые акты Президента и  Правительства РФ (н/р, Постановление  Правительства РФ «О федеральных  государственных архивах», 1999г.)

 - распоряжения и постановления  Росархива (н/р, приказ «О научном совете  Росархива», 1994г.)  

региональное законодательство:

 - законы Законодательного Собрания СО  (н/р, областной закон «Об архивном фонде  СО и архивах», 1995г.)

- нормативно-правовые акты и  постановления Правительства СО и  губернатора (н/р, постановление  Правительства СО «О мерах по  обеспечению сохранности АФ СО», 1999г.)

- распоряжения, постановления  Управления архивами СО.

муниципальное законодательство:  большое разнообразие положений о  муниципальных архивах, которые в  основном разрабатываются на основе  примерных положений о муниципальных  архивах.  

2. нормативно-правовая база архивного  дела – тематическая классификация  архивного законодательства.  Нормативно-правовая база архивного  дела, т.е. норма архивного права,  воздействует на все сферы общественных  отношений, возникающих в области  архивного дела:

организация и фондирование документов  АФ РФ

комплектование и экспертиза ценности  (н/р, приказ Росархива «Об утверждении  примерного положения о  центрально-экспертных комиссиях  министерств и ведомств РФ», 1998г.; «Отбор  на гос. хранение управленческой  документации, образовавшейся в  деятельности негосударственных  учреждений», ВНИИДАД, 1997г.)

научно-справочный аппарат к  документам (н/р, положение «О контроле и  оценке качества работ по созданию и  совершенствованию НСА к документам»,  1992г.)…

 Аналогично существуют  нормативно-правовые акты по учету и  сохранности АФ РФ, по использованию  документов РФ, по организации труда в  архивных учреждениях, по менеджменту в  архивах, по международному  сотрудничеству, по организации  научно-методической деятельности и т.д.    

«Основы законодательства РФ об архивном  фонде Российской Федерации и архивах»  от 07.07.1993 г.: основные положения и  роль в  развитии архивного дела в новых  условиях.

В «Основах законодательства» 7 разделов:

  РАЗДЕЛ I. Общие положения

  РАЗДЕЛ II. Архивный фонд Российской Федерации

  РАЗДЕЛ III. Архивы в Российской Федерации

  РАЗДЕЛ IV. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации

  РАЗДЕЛ V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов

  РАЗДЕЛ VI. Ответственность за нарушение законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах

  РАЗДЕЛ VII. Международное сотрудничество

  В связи с изменениями в  государстве в начале 90-х гг.  (в  частности, в связи с введением рыночных  отношений, появлением негосударственной собственности, разрушением системы ведмственного управления промышленностью и системы ведомственных архивов, изменением принципа комплектования архвов, формированием нового информационного пространства и новой  источникоой базы) в отечественном  архивном деле требовались коренные  изменения.

Одна из задач нового законодательства:  законодательное закрепление  положительного опыта советских  архивистов в вопросах формирования,  организации хранения и использования  архивных документов.  Основные моменты:

1. Деполитизация АФ РФ: провозглашалось  отсутствие идеологизации документной  информации, подлежащей хранению в  архивах, т.е. «Основы  законодательства…» не давали  исключительных прав, льгот и привилегий  гражданам, партиям, учреждениям.  Провозглашалось их равенство перед  законом. Это было связано с отменой  принципа партийности, который  существовал в СССР.  

2. Область применения: территория РФ, т.е.  действие «Основ законодательства…»  распространяется на архивы и архивные  фонды, находящиеся на территории РФ.  

3. Деление АФ на две части:  

государственная часть – признавались  документы, которые уже хранились в  государственных и ведомственных  архивах, а также в ЦХД, созданных на базе  партийных архивов. Так же относились  архивные документы, которые в будущем  образуются в деятельности гос. органов  власти всех уровней, учреждений,  организаций, предприятий, относящихся к  федеральному, субъектному,  муниципальному ведению в РФ.  

негосударственная часть  АФ .-  документы, находившиеся в собственности  общественных, религиозных, политических  объединений, юридических и физических  лиц. Т.е. появление архивов у частных  собственников привело к появлению  негосударственной части АФ, и возник  вопрос об обеспечении их сохранности и  доступа к частным архивным документам.  

Не смотря на провозглашение частной  собственности на архивы, права их  собственников были ограничены (ст.19 –  была установлена необходимость гос.  учета всех архивных документов вне  зависимости от формы собственности на  них и места хранения; ст.23 – был введен  запрет на вывоз за пределы РФ уникальных  и особо ценных документов  негосударственной части АФ РФ).  

4. Методическая помощь частным  организациям в создании частных  архивов: в ст.13 по просьбе собственника  архивов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации архивная служба может  осуществлять попечительство над  негосударственными архивами. Т.е.  государство может оказывать  методическую помощь в организации этих  архивов лишь при условии обязательного  обеспечения сохранности документов,  находящихся на хранении в частных  архивах.  Т.к. шла волна приватизации,  признавались незаконными попытки  приватизации, купли-продажи и  упразднения архивных учреждений.

5. Децентрализация: переход от  центральной жесткой системы управления  к управлению архивами на местах.  

Архивное управление было разбито на 2  уровня:  

федеральный уровень  

субъектный уровень (н/р, ГАСО)

Статья 10. «Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономной округов, городов и районов через образуемые ими органами управления архивным делом.»

В систему Государственной архивной службы России входят:

а) государственные органы управления архивным делом республик , субъектов, городов

б) архивные учреждения: федеральные государственные архивы центры хранения,  субъектов, городов, районов;

в) научно-исследовательские учреждения и другие организации и предприятия, обеспечивающие ее деятельность.

«Основы законодательства…» закрепляют  следующие принципы:

1. публичность, т.е. запрет на организацию  тайных архивов из документов  государственной и негосударственной  части АФ, а также свободный доступ  граждан к архивным документам.  

2. хронологические ограничения к доступу  к документам (закон «О гос. тайне» - через  30 лет, допускается и продление этого  срока)  Информация, затрагивающая тайну личной  жизни человека, открывается в архиве  через 75 лет, ранее с согласия  собственника или его родственников.  

3. свободное распоряжение архивной  информацией, т.е. пользователь может  пользоваться полученной из архивных  документов информацией по своему  усмотрению, кроме информации,  относящейся к государственной,  конфиденциальной и коммерческой тайне.  

4. провозглашается принцип  профессиональной, нравственной и  гражданской ответственности  пользователей.  

5. Принцип защиты национальных интересов   РФ в области архивного дела.  

6. Защита права собственности на архивы. Право собственника архива независимо от формы собственности охраняется законодательством Российской Федерации. Ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им органа или лица изъят иначе, как на основании судебного решения

Проблема определений - они слишком общие:

под Архивным фондом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации;

под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника;

Но произведение искуства сюда тоже может войти, а это не архивный документ

под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей;

под тайным архивом понимается архив, о котором не заявлено публично;

Полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам архивного дела:

Основные функции архивов отнесены к ведению РФ

Совместное ведение- хранение, комплектование, учет и использование архивных фондов и архивных документов, находящихся на территориях субъектов

При этом муниципальный уровень управления и муниципальная собственность не выделены.

 Причины переработки «Основ…».

Идет общий процесс обновления  правового фундамента российского  общества на базе закрепленных  Конституцией РФ принципов.  «Основы законодательства…» приняты  раньше, чем Конституция РФ,  раньше, чем  ряд законов, регламентирующих работу с  документами => несоответствие  

«Основы законодательства…»  распространялись только на архивы и  архивные фонды, а это только З% от всего  документального фонда РФ.  

Муниципальные образования тоже имеют  свои архивы, и необходимо было  урегулировать вопросы хранения ими  документов. В Основах законодательства  этот вопрос не был урегулирован.

Необходимость четко разграничить  сферы ведения, полномочия и права в  области архивного дела между  федеральным, субъектным и муниципальным  уровнями.

Не существует законодательного акта «Основы».

Недемократические положения:

При продаже документов негосударственной части АФ государство имеет преимущественное право приобретения

Все документы государствееной и негос. частей АФ подлежат гос. учету.

Запрещен вывоз особо ценных документов негос. части Аф за границу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70599. Безопасность жизнедеятельности, курс лекций 626 KB
  Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
70602. МОДУЛИРОВАННЫЕ СИГНАЛЫ 177.5 KB
  Дискретизация непрерывных сигналов заключается в том, что вместо передачи непрерывного сигнала передаются лишь значения его в отдельные моменты времени, взятые достаточно часто, чтобы по ним можно было воспроизвести непрерывный ситная
70603. Проектирование ИС 42.33 KB
  В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации: требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования...
70604. Анализ современного состояния рынка ИС 46.63 KB
  Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например...
70605. Классификация информационных систем 62.75 KB
  В зависимости от объема решаемых задач используемых технических средств организации функционирования информационные системы делятся на ряд групп классов рис. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов.
70606. Разработка требований к системе 185.11 KB
  Источником данных для создания модели системных прецедентов являются разработанные на предыдущем этапе бизнес-модели. Однако при создании модели полезно предварительно составить детальные описания прецедентов содержащие определения используемых данных и точную последовательность...