26308

Причины великих географических открытий

Доклад

История и СИД

Причины великих географических открытий Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия конец XVXVII век благодаря которым удалось установить новые торговые пути вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. В XIIIXV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток арабы Северную Африку Русь находилась под гнетом монгол...

Русский

2013-08-18

16.73 KB

42 чел.

4.Причины великих географических открытий

Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия (конец XV-XVII век), благодаря которым удалось установить новые торговые пути, вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. Гибель феодализма и переход к капитализму в Европе ускорили Великие географические открытия. К ним принято относить крупнейшие открытия XV-XVIвв., главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. Иными словами, это было открытие европейцами заокеанских земель в определенных исторических условиях. Поэтому не следует к ним относить, например, путешествия викингов в Америку или открытия русских землепроходцев. Можно назвать несколько факторов, непосредственно послуживших толчком для Великих географических открытий. Прежде всего, это были трудности, с которыми столкнулись европейские страны в торговле с Востоком. В XIII--XV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток, арабы -- Северную Африку, Русь находилась под гнетом монгол -татарского ига. И если арабские купцы все-таки соглашались выступать в качестве торговых посредников, правда при этом взвинчивая цены на восточные товары в 8--10 раз, то на турецкой территории торговые караваны просто подвергались грабежу и разбою. Венецианские и генуэзские купцы пытались самостоятельно торговать с Востоком, но это еще больше повышало цены. Европейские потребители восточных товаров в лице монархов и их окружения, крупных феодалов, богатых горожан уже привыкли к заморской продукции и не могли смириться с сокращением ее объемов. Поэтому западноевропейские купцы стали искать пути (и прежде всего морские) в Индию, которая была символом всех восточных стран и их богатств. Другой причиной Великих географических открытий стала острая нехватка в Западной Европе денежных металлов -- золота и серебра. Торговля с Востоком, куда перекачивалось золото, требовала постоянного пополнения денежных запасов, а имеющиеся рудники в Испании и Германии уже изрядно истощились. Термин «жажда золота» означал нехватку драгоценных металлов не только в качестве средства накопления богатств нарождающейся буржуазии, но и в качестве средства обращения. Немаловажным фактором, способствовавшим Великим географическим открытиям, было формирование в Европе сильных абсолютистских монархий, которым требовались огромные средства для поддержания пышного двора, наемной армии и которые могли снарядить крупные морские экспедиции. Деньги на эти походы кроме государства давало и купечество, надеявшееся в скором времени освоить новые торговые пути и рынки. Католическая церковь тоже благословляла такие завоевания, желая получить дополнительные земли, немалые доходы, а также новых верующих. Неизбежный для данного периода процесс дробления феодальных поместий приводил к появлению в европейских странах многочисленных авантюристов, стремившихся любой ценой захватить богатство и земли на далеких континентах. Так, испанские и португальские дворяне-идальго, презиравшие все виды деятельности, кроме военной, были готовы ради этого к любым походам. Вслед за дворянами в рискованные и опасные экспедиции устремлялись крестьяне, мечтавшие избавиться отличной зависимости и нищеты. Не следует забывать, что к XV веку в Европе имелись и научно-технические предпосылки, сделавшие возможными дальние морские экспедиции. В этот период появились принципиально новые корабли: венецианские нефы грузоподъемностью до 900-- 1000 т, генуэзские караки (до 1500 т) и др. Но главным достоинством новых кораблей была их парусная оснастка, которая была несравненно эффективнее, чем у небольших судов, ходивших по Средиземному морю. Лучшим кораблем тех лет считалась каравелла с тремя мачтами, пригодная для плавания в океанах. Благодаря гораздо большему количеству и удачному расположению парусов каравеллы были значительно устойчивее при штормах, обладали более высокой скоростью, могли идти нужным курсом при любом направлении ветра. Их трюмы вмещали большие запасы продовольствия и воды, необходимые для длительного плавания. В это время на кораблях стали использоваться новые навигационные приборы (компас, астролябия), которые позволяли ориентироваться в открытом море. Были разработаны подробные лоции различных водных бассейнов, появились корабельные рули, якоря и пр. Стали изготавливаться вполне достоверные карты (так называемые портоланы), где были обозначены контуры побережий и находящиеся там порты. Но пожалуй, самым главным фактором была победа новых взглядов на форму Земли. Геоцентрическую теорию Птолемея, господствовавшую в течение многих веков, заменила античная идея о том, что Земля имеет форму шара. Также получила распространение гипотеза флорентийского астронома Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, если отправиться в западном направлении. Первым в мире эту идею взялся осуществить генуэзец Христофор Колумб, служивший испанской короне. Он отправился на поиски Индии через Атлантический океан, в результате чего в 1492 году была открыта Америка. Следует подчеркнуть, что основной целью Великих географических открытий являлись не столько научно-познавательные устремления европейцев, сколько их экономические потребности, т.е. желание найти кратчайшие и безопасные пути в Индию (и вообще на Восток), а также геополитические задачи захвата новых земель и создания там колоний. В ходе этих открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Долгое время народы Европы жили, не совершая далеких морских путешествий, но вдруг у них возникла тяга к открытию новых земель, и практически одновременно были открыты и Америка, и новый путь в Индию. Такое "вдруг" не бывает случайным. Существовали три главные предпосылки открытий. В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы на Восток. Поток восточных товаров в Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь. Недостаток золота как денежного металла. И не только потому, что золото утекало на Восток. Все больше денег требовало экономическое развитие Европы. Главным направлением этого развития был рост товарности хозяйства, рост торговли. Добыть золото надеялись в тех же восточных странах, которые, по слухам, были очень богаты драгоценными металлами. Особенно Индия. Марко Поло, который там побывал, рассказывал, что там даже крыши дворцов сделаны из золота. "Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке, -- писал Ф. Энгельс, -- золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото -- вот чего первым делом требовал европеец, как только он вступал на вновь открытый берег". Правда, золото имело своих хозяев, но это не смущало: европейцы того времени были людьми отважными и не стесненными моралью. Для них было важно добраться до золота, а в том, что они смогут его отобрать у хозяев, они не сомневались. Да так и получалось: команды небольших кораблей, которые, с нашей точки зрения, были просто большими лодками, захватывали порой целые страны. 3. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. На прежних европейских судах нельзя было идти в открытый океан: они шли или на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму. Ориентировались моряки в основном по виду знакомых берегов, поэтому уходить в открытый океан не решались. Но в XV в. появилось судно новой конструкции -- каравелла. Она имела киль и такое парусное оснащение, которое позволяло двигаться и при боковом ветре. К тому же, кроме компаса, к этому времени появилась и астролябия -- прибор для определения широты. Значительные успехи к этому времени были сделаны и в географии. Возродилась античная теория шарообразности Земли, и флорентийский географ Тосканелли утверждал, что до Индии можно добраться, двигаясь не только на восток, но и на запад, вокруг земли. Правда, при этом не предполагалось, что на пути встретится еще один континент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15271. Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором 317.01 KB
  2 ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 Тема: Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с короткозамкнутым ротором; исследовать зависимости...
15272. Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме 904.83 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 Тема: Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики ДПТ с независимым возбуждением получить иск...
15273. Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске 632.32 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3 Тема: Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с фазным рото...
15274. ВИВЧЕННЯ ВТРАТ НА ТЕРТЯ В ПІДШИПНИКАХ КОЧЕННЯ 1.39 MB
  Наведено мету лабораторної роботи теоретичні відомості приведено обладнання прилади й інструменти порядок виконання та довідкова література. Дані методичні вказівки допоможуть студентам глибше засвоїти теоретичний матеріал курсу. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. ВИВЧ
15275. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 180 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Цель: Научиться моделировать локальные сети используя программу для моделирования сетей Packet Tracer 3.1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Для выполнения лабораторной работы по моделированию локальной сети необходимо ...
15276. Основи програмування мовою Асемблер 183.5 KB
  Лабораторна робота № 1 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити функціональні можливості середовища емулятора Emu8086. Набути навичок зі складання та налагодження програм мовою асемблер з використанням середовища емулят...
15277. Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086 153 KB
  Лабораторна робота № 2 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086. Навчитися інтерпретувати стан регістрів мікропроцесора з використанням емулятора. Засвоїти правила запису інформ
15278. Засвоїти способи адресування операндів в мікропроцесорі і8086 161 KB
  Лабораторна робота № 3 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Засвоїти способи адресування операндів в мікропроцесорі і8086. Набути навичок з використання різних способів адресування операндів при складанні програм мовою асемблера. Ко...
15279. Команди і директиви мови Асемблер 122.5 KB
  Лабораторна робота № 4 Тема: Команди і директиви мови Асемблер. Мета роботи: Набути навичок застосування асемблерних команд передачі інформації. Засвоїти способи адресування операндів вказаних груп команд та алгоритми їх виконання.