26308

Причины великих географических открытий

Доклад

История и СИД

Причины великих географических открытий Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия конец XVXVII век благодаря которым удалось установить новые торговые пути вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. В XIIIXV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток арабы Северную Африку Русь находилась под гнетом монгол...

Русский

2013-08-18

16.73 KB

42 чел.

4.Причины великих географических открытий

Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия (конец XV-XVII век), благодаря которым удалось установить новые торговые пути, вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. Гибель феодализма и переход к капитализму в Европе ускорили Великие географические открытия. К ним принято относить крупнейшие открытия XV-XVIвв., главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. Иными словами, это было открытие европейцами заокеанских земель в определенных исторических условиях. Поэтому не следует к ним относить, например, путешествия викингов в Америку или открытия русских землепроходцев. Можно назвать несколько факторов, непосредственно послуживших толчком для Великих географических открытий. Прежде всего, это были трудности, с которыми столкнулись европейские страны в торговле с Востоком. В XIII--XV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток, арабы -- Северную Африку, Русь находилась под гнетом монгол -татарского ига. И если арабские купцы все-таки соглашались выступать в качестве торговых посредников, правда при этом взвинчивая цены на восточные товары в 8--10 раз, то на турецкой территории торговые караваны просто подвергались грабежу и разбою. Венецианские и генуэзские купцы пытались самостоятельно торговать с Востоком, но это еще больше повышало цены. Европейские потребители восточных товаров в лице монархов и их окружения, крупных феодалов, богатых горожан уже привыкли к заморской продукции и не могли смириться с сокращением ее объемов. Поэтому западноевропейские купцы стали искать пути (и прежде всего морские) в Индию, которая была символом всех восточных стран и их богатств. Другой причиной Великих географических открытий стала острая нехватка в Западной Европе денежных металлов -- золота и серебра. Торговля с Востоком, куда перекачивалось золото, требовала постоянного пополнения денежных запасов, а имеющиеся рудники в Испании и Германии уже изрядно истощились. Термин «жажда золота» означал нехватку драгоценных металлов не только в качестве средства накопления богатств нарождающейся буржуазии, но и в качестве средства обращения. Немаловажным фактором, способствовавшим Великим географическим открытиям, было формирование в Европе сильных абсолютистских монархий, которым требовались огромные средства для поддержания пышного двора, наемной армии и которые могли снарядить крупные морские экспедиции. Деньги на эти походы кроме государства давало и купечество, надеявшееся в скором времени освоить новые торговые пути и рынки. Католическая церковь тоже благословляла такие завоевания, желая получить дополнительные земли, немалые доходы, а также новых верующих. Неизбежный для данного периода процесс дробления феодальных поместий приводил к появлению в европейских странах многочисленных авантюристов, стремившихся любой ценой захватить богатство и земли на далеких континентах. Так, испанские и португальские дворяне-идальго, презиравшие все виды деятельности, кроме военной, были готовы ради этого к любым походам. Вслед за дворянами в рискованные и опасные экспедиции устремлялись крестьяне, мечтавшие избавиться отличной зависимости и нищеты. Не следует забывать, что к XV веку в Европе имелись и научно-технические предпосылки, сделавшие возможными дальние морские экспедиции. В этот период появились принципиально новые корабли: венецианские нефы грузоподъемностью до 900-- 1000 т, генуэзские караки (до 1500 т) и др. Но главным достоинством новых кораблей была их парусная оснастка, которая была несравненно эффективнее, чем у небольших судов, ходивших по Средиземному морю. Лучшим кораблем тех лет считалась каравелла с тремя мачтами, пригодная для плавания в океанах. Благодаря гораздо большему количеству и удачному расположению парусов каравеллы были значительно устойчивее при штормах, обладали более высокой скоростью, могли идти нужным курсом при любом направлении ветра. Их трюмы вмещали большие запасы продовольствия и воды, необходимые для длительного плавания. В это время на кораблях стали использоваться новые навигационные приборы (компас, астролябия), которые позволяли ориентироваться в открытом море. Были разработаны подробные лоции различных водных бассейнов, появились корабельные рули, якоря и пр. Стали изготавливаться вполне достоверные карты (так называемые портоланы), где были обозначены контуры побережий и находящиеся там порты. Но пожалуй, самым главным фактором была победа новых взглядов на форму Земли. Геоцентрическую теорию Птолемея, господствовавшую в течение многих веков, заменила античная идея о том, что Земля имеет форму шара. Также получила распространение гипотеза флорентийского астронома Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, если отправиться в западном направлении. Первым в мире эту идею взялся осуществить генуэзец Христофор Колумб, служивший испанской короне. Он отправился на поиски Индии через Атлантический океан, в результате чего в 1492 году была открыта Америка. Следует подчеркнуть, что основной целью Великих географических открытий являлись не столько научно-познавательные устремления европейцев, сколько их экономические потребности, т.е. желание найти кратчайшие и безопасные пути в Индию (и вообще на Восток), а также геополитические задачи захвата новых земель и создания там колоний. В ходе этих открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Долгое время народы Европы жили, не совершая далеких морских путешествий, но вдруг у них возникла тяга к открытию новых земель, и практически одновременно были открыты и Америка, и новый путь в Индию. Такое "вдруг" не бывает случайным. Существовали три главные предпосылки открытий. В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы на Восток. Поток восточных товаров в Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь. Недостаток золота как денежного металла. И не только потому, что золото утекало на Восток. Все больше денег требовало экономическое развитие Европы. Главным направлением этого развития был рост товарности хозяйства, рост торговли. Добыть золото надеялись в тех же восточных странах, которые, по слухам, были очень богаты драгоценными металлами. Особенно Индия. Марко Поло, который там побывал, рассказывал, что там даже крыши дворцов сделаны из золота. "Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке, -- писал Ф. Энгельс, -- золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото -- вот чего первым делом требовал европеец, как только он вступал на вновь открытый берег". Правда, золото имело своих хозяев, но это не смущало: европейцы того времени были людьми отважными и не стесненными моралью. Для них было важно добраться до золота, а в том, что они смогут его отобрать у хозяев, они не сомневались. Да так и получалось: команды небольших кораблей, которые, с нашей точки зрения, были просто большими лодками, захватывали порой целые страны. 3. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. На прежних европейских судах нельзя было идти в открытый океан: они шли или на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму. Ориентировались моряки в основном по виду знакомых берегов, поэтому уходить в открытый океан не решались. Но в XV в. появилось судно новой конструкции -- каравелла. Она имела киль и такое парусное оснащение, которое позволяло двигаться и при боковом ветре. К тому же, кроме компаса, к этому времени появилась и астролябия -- прибор для определения широты. Значительные успехи к этому времени были сделаны и в географии. Возродилась античная теория шарообразности Земли, и флорентийский географ Тосканелли утверждал, что до Индии можно добраться, двигаясь не только на восток, но и на запад, вокруг земли. Правда, при этом не предполагалось, что на пути встретится еще один континент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70154. Проектирование электрической печи сопротивления СШЗ-15.15/9 497 KB
  Назначение: втулки пальцы шестерни валики толкатели и другие цементируемые детали к которым предъявляется требование высокой поверхностной твердости при невысокой прочности сердцевины детали работающие в условиях износа при трении.
70155. Планировка участка по ремонту ДВС 4.4 MB
  Целью данного дипломного проекта является оценка существующей структуры автосервиса, освоение навыков организации и управления предприятием, анализ существующей технической базы обслуживания и ремонта автомобилей с внесением новых конструкторских разработок. В рамках данного проекта предстоит рассчитать городское СТО с детальной разработкой участка по ремонту двигателя.
70156. Планирование кадров предприятия и его подбор 133.5 KB
  Планирование сокращения или высвобождения персонала. Термин планирование персонала включает в себя все проблемы сферы персонала которые могут возникнуть в будущем. Планирование персонала во-первых служит целевому планированию потребностей в области персонала и во-вторых планированию...
70157. Товар и товарная политика 215 KB
  Предпринимательская деятельность является эффективной когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
70158. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ ТОМСК – КРАСНОЯРСК 971 KB
  Волоконно-оптические системы передачи благодаря уникальным возможностям по пропускной способности и затуханию волоконных световодов и успехам в технологии элементов волоконно-оптических систем передачи являются наиболее перспективными информационными системами.
70159. Разработка участка текущего ремонта двигателей автомобилей 519 KB
  ТО - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению при стоянке хранении или транспортировании. Ремонт это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.
70160. Институт наследственного правопреемства 223 KB
  Разумеется такое утверждение имеет смысл если рассматривать правопреемство традиционно то есть как переход субъективного права в широком смысле также правовой обязанности от одного лица правообладателя к другому правопреемнику в порядке производного правоприобретения в соответствующих...
70161. Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем 891 KB
  Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики...
70162. Виды и формы предпринимательской деятельности 251 KB
  Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению.