26315

Реформация и религиозные (гражданские) войны во Франции

Доклад

История и СИД

Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.

Русский

2013-08-18

29.06 KB

21 чел.

11.Реформация и религиозные (гражданские) войны во Франции.

Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации

К середине 16 в. Католическая Церковь стала медленно оправляться от нанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации добилась некоторых успехов в борьбе с новыми церквями. Вожди протестантизма понимали необходимость объединения усилий. Новое понимание религии должно было охватить, по их мнению, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимой церкви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев. Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей: Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма. В нем в большей степени были «возрождены» такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности. Ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии. Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения «суеверия» и «язычество», т.е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т.п.  Особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе. В то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение. Отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство). Кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей своих целях любые оппозиционные католической церкви учения. Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественно антимонархическое направление и сближается с республиканскими и конституционными партиями. Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей» приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и народом. Республиканские формы церковного устройства легко переносятся на политическую жизнь.  Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности. Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остается Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».  Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно тем человеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. В отличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искоренения этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots) целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение «Наставления в христианской вере» в 1536г. Это сочинение было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняли кальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французов были протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже, принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого был подготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковной организации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин. Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж. Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150 пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.   Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть.  Итак, с переходом гугенотов к политическим целям принципы кальвинистской организации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно эта работа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугеноты находят поддержку в сепаратистских устремлениях части дворянства и горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый ряд талантливых публицистов и историков (Франсуа Отман, Агриппа д'Обинье идр.) развивает с применением кальвинистских идей республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.

Основные этапы религиозных войн

В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название - гражданские войны. Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом*; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих - впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).  Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного* происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.  В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии* и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала - до поры до времени - значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии* и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.  К «политикам» и к той части «дворянства шпаги», которая была сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.  Первая религиозная война (1562–1563 гг.). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.  Вторая религиозная война (1567–1568 гг.). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.  Третья религиозная война (1568–1570 гг.). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л. "Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф. Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите. Четвертая религиозная война (1572–1573 гг.). Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (Варфоломеевская ночь). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан. Пятая религиозная война (1574–1576 гг.). Понимая необходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданию собственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574 и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративная республика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицом политического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589) начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получили крупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфа Иоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавил протестантскую армию. В союз с ним вступил младший брат короля и глава партии «политиков» герцог Франциск Алансонский. После того как протестанты овладели важными крепостями в Ангулеме (Сен-Жан д"Анжели) и в Нормандии (Сен-Ло и Валонь), король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельского мира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, Генрих Наваррский – Гиень, а Луи Конде, сын убитого при Жарнаке Луи Конде, – Пикардию; протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей. Шестая (1576–1577 гг.), седьмая (1580 гг.) и восьмая (1584–1598 гг.) религиозные войны. Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе). Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598 гг.). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война. Основные военные действия развернулись в 1587. Получив крупную субсидию от Елизаветы I, Генрих Наваррский нанял в Германии большую армию. 20 октября 1587, не дождавшись ее прихода, он разбил королевские войска при Кутра. Однако 24 ноября Г. Гиз во главе отрядов лигистов нанес поражение немецким наемникам при Вимори. Возросший авторитет Гизов в католическом лагере вызвал опасения короля, который стал склоняться к соглашению с протестантами. Конфликт Генриха III и Г.Гиза, открыто притязавшего на власть и пользовавшегося поддержкой парижан, чрезвычайно обострился. 12 мая 1588 в Париже вспыхнуло восстание против короля (День баррикад); 13 мая Генрих III бежал в Шартр. Под давлением католиков ему пришлось принять все требования лигистов: он передал Лиге шесть городов, одобрил решения Тридентского собора, лишил «еретиков»-Бурбонов прав на престол и назначил Г.Гиза главнокомандующим. В октябре 1588 Генеральные штаты в Блуа, большинство которых составляли сторонники Гизов, высказались за продолжение войны с гугенотами. 23–24 декабря по приказу короля были убиты Г.Гиз и кардинал Лотарингский, а 15 января 1589 распущены Генеральные штаты. Это вызвало новое антикоролевское восстание в Париже, которое Генриху III не удалось подавить. Он покинул столицу и в апреле 1589 заключил договор о совместных действиях с Генрихом Наваррским. Их объединенные силы осадили Париж. Но 1 августа Генрих III был убит агентом Лиги монахом Ж.Клеманом. Генрих Наваррский, отступив в Нормандию, провозгласил себя королем Генрихом IV. В ответ лигисты объявили королем кардинала Бурбона под именем Карла X. Генриха IV поддержали Англия и немецкие протестанты, Карла X – Испания.  В 1589–1590 Генрих IV одержал две победы над новым главой Лиги герцогом Майеннским – при Арке 21 сентября 1589 и при Иври 14 марта 1590 – и дважды осаждал Париж. В 1590 умер кардинал Бурбон, и часть лигистов стала ориентироваться на Испанию; Париж занял испанский гарнизон. Внутри католического лагеря произошел конфликт между умеренными (герцог Майеннский) и радикалами (Парижская лига), закончившийся победой умеренных (декабрь 1591). Длительная разрушительная гражданская война способствовала увеличению числа сторонников компромисса с Генрихом IV среди католического дворянства и буржуазии. Приняв в июле 1593 католическую веру («Париж стоит мессы»), он выбил последнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед ним ворота. В 1595 в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцев при Фонтен-Франсез (Бургундия), а в 1598 заключил с Испанией Вервенский мир на условиях statu quo. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13 апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов (Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Сомюр и др.); государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды. Таким образом, в результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56446. Запалюємо «Тимурівські зірочки» 318.5 KB
  Наш проект Запалюємо Тимурівські зірочки передбачає відродження саме тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності учнів. Мета проекту: відродження тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності.
56447. Типы и структура урока технологии 31 KB
  По этим признакам выделяются: комбинированный урок теоретический урок практический урок уроклабораторная работа урок по решению технических задач контрольнопроверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов входящих в урок их последовательность и взаимосвязь.
56448. Типы и структура уроков русского языка 40.5 KB
  В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...
56449. Синтаксические трансформации в художественном тексте при переводе с русского языка на украинский язык 245.5 KB
  Теория непереводимости. По этой теории полноценный перевод с одного языка на другой вообще невозможен вследствие значительного расхождения выразительных средств разных языков; перевод является лишь слабым и несовершенным отражением оригинала, дающим о нем весьма отдалённое представление.
56450. Типы уроков иностранного языка 53 KB
  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.
56451. ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 72 KB
  Итак в школьной практике выделяют: урок повторения предшествующего учебного материала в начале учебного года; урок объяснения нового материала урок новых знаний; урок закрепления знаний формирования умений и навыков...
56452. Типы уроков русского языка 68.5 KB
  Применительно к организации учебного процесса на уроках русского языка можно выделить следующие структурные компоненты: а организационный момент начало урока; б проверка письменных домашних заданий...