26330

Внутренняя политика индепендентской республики

Доклад

История и СИД

формальное оформление этого решения Долгий парламент точнее то что осталось от Долгого парламента его охвостье как тогда говорили всего 80 депутатов принял только 19 мая. В реальности Охвостье Долгого парламента продолжая дискуссии о форме и порядке правления в республике и оформляя парламентскими актами волю господствующих классов фактически передоверило управление страной Государственному совету и верхушке армии во главе с Кромвелем. был впервые произведен сбор таких штрафов на финансирование войны с Голландией операция эта...

Русский

2013-08-18

21.02 KB

20 чел.

26.Внутренняя политика индепендентской республики.

Внутренняя политика республиканской Англии в огромной степени определялась экономико-политическими причинами победы Английской буржуазной революции.  К середине XVII века в Англии началось активное развитие промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства — капиталистической мануфактуры. Основными препятствиями на пути этого развития была феодальная цеховая регламентация, господствовавшая в городах и система промышленных монополий, насаждавшаяся королями.  В этот же период началось проникновение капиталистической системы и в сельское хозяйство Англии. Развитие аренды привело к появлению многочисленных «капиталистических» арендаторов, с одной стороны, и сельских наемных рабочих-батраков — с другой. Английское дворянство раскололось на две группы. Так называемое «новое дворянство» активно участвовало в процессе капиталистического производства и, естественно, оказалось экономическим союзником буржуазии.  Поэтому одним из главных требований революции был принцип свободной конкуренции и свободного предпринимательства. При этом одной из важнейших особенностей революции была своеобразная ее идеология, заключавшаяся в «драпировке» классовых и политических целей революции средневековым знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой.  Штурм феодализма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви.  Буржуазные революционеры выступали в качестве церковных реформаторов — пуритан. Именно проповеди пуритан заложили основы революционной идеологии.  Основные орудия английского абсолютизма были разрушены еще до окончательной победы революции. Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма: были ликвидированы чрезвычайные королевские суды — «Звёздная палата», «Высокая комиссия», уничтожены все монопольные патенты и привилегии. Были уничтожены и рыцарское держание и вытекавшие из него повинности в пользу короны. Фактически крупные землевладельцы присвоили право буржуазной частной собственности на земли, которые были до того лишь их феодальной собственностью. В промышленности и торговле с уничтожением монопольных прав частично возобладал принцип свободной конкуренции. Поэтому к этому моменту новое дворянство (джентри) и буржуазия считали, что революция в основном закончена.  В «Социальной истории Англии» Дж. М. Тревельян пишет: «Революция … была результатом политического и религиозного мышления и устремления людей, у которых не было никакого желания перестраивать общество … Несомненно, выбор людьми той или иной политической и религиозной партии до известной степени и в некоторых случаях определялся социальными и экономическими обстоятельствами, но сами люди делали это полусо­знательно». Дальнейшее развитие революции, приведшее, в конце концов, к казни короля и установлению республиканской формы правления происходило, как это часто бывало и впоследствии, в связи с требованиями мелкобуржуазной массы, (левеллеров, а впоследствии и диггеров) которую буржуазия была вынуждена привлечь на свою сторону при решении своих проблем с королевской властью.  Бегство короля и роялистский мятеж вызвали возмущение народных масс, и индепендентская верхушка, которая до этого колебалась между ограниченной монархией и республикой, теперь сделала выбор в пользу республики. Лозунг республики буржуазия приняла вопреки своему желанию - это было результатом давления со стороны левеллеров.  Хотя фактически республика была установлена 4 января 1649 г., формальное оформление этого решения Долгий парламент (точнее, то, что осталось от Долгого парламента, его «охвостье», как тогда говорили,— всего 80 депутатов) принял только 19 мая. Парламент принял акт, в котором, в частности, говорилось: «Объявляется и постановляется ныне существующим парламентом и его властью, что народ Англии и всех принадлежащих ей владений и территорий есть и будет, и настоящим установил, образовал, учредил и утвердил быть республикой и свободным государством, и что отныне он будет управляться как республика и свободное государство, верховной властью английской нации, представителями народа в парламенте и теми, кого они назначат и определят, в качестве подчиненных им должностных лиц и чиновников, на благо народа и без какого бы то ни было короля и палаты лордов».  Почти пять месяцев ушло на то, чтобы официально провозгласить республику, управляемую однопалатным парламентом. В реальности «Охвостье» Долгого парламента, продолжая дискуссии о форме и порядке правления в республике и оформляя парламентскими актами волю господствующих классов, фактически передоверило управление страной Государственному совету и верхушке армии во главе с Кромвелем.  В первые месяцы республиканского правления индепендентское руководство республики столкнулось как с сильным сопротивлением «справа» - со стороны сторонников монархии, так и давлением «левых» сил, возглавляемых левеллерами, которые требовали дальнейших демократических реформ.  Так как теперь индепенденты обладали реальной властью, и им не угрожала больше, по крайней мере, в ближайшее время, опасность роялистской реакции, они использовали сосредоточенный в их руках государственный аппарат для подавления, а затем и окончательного разгрома демократического левеллеровского движения.  Разгромив, в самом начале республиканского правления, мелкобуржуазные силы левеллеров, индепендентский блок нового дворянства и крупной буржуазии столкнулся с еще более опасным, как сказали бы сегодня, «крайне левым», движением диггеров, или «истинных левеллеров». Это были представители «низов» английского общества — рабочих и батраков, о судьбе которых не желали думать не только пуритане- индепенденты, но и левеллеры. Между тем, по весьма приблизительным подсчетам исследователей, из 5,5 млн. населения Англии свыше 2,5 млн. относились именно к этой категории.  Вся мощь индепендентской республики обрушилась на диггеров. Весной и летом 1649 г., а также на протяжении 1650 г. диггеры подверглись жестокому разгрому, их посевы были уничтожены, хижины разрушены, сами они либо оказались в тюрьмах либо были разогнаны68. Все категории собственников — от крупного землевладельца и купца до мелкого фригольдера, видели в движении диггеров главную опасность, и даже левеллеры от них отмежевались. Таким образом за первые два года своего существования Английская республика успешно решила две внутриполитические задачи: ликвидировала опасность «справа», разбив силы роялистов в Англии и справилась с наступлением «левых».  Вся внутренняя и внешняя политика верхов индепендентской республики в 1649—1653 гг. была направлена на создание максимально благоприятных условий для дальнейшего развития промышленности и торговли, как путем создания благоприятных для такого развития законов внутри страны, так и путем завоевания новых территорий и рынков сбыта, о чем подробно рассказано в главе о внешней политике Английской республики.  Парламент раздавал имения роялистов высшим офицерам армии и чиновникам. Бешеная спекуляция землей ускоряла процесс формирования новой знати и сопровождалась усиленными огораживаниями; так обеспечивалось обогащение джентри и развитие чисто капиталистических форм хозяйствования.  Этим же задачам в полной мере соответствовали захватнические походы Кромвеля в Ирландию и Шотландию в 1649—1651 гг.  В частности, в результате захвата Ирландии она превратилась в источник дешевых продуктов питания и сырья для Англии. Новые поселенцы начали активно развивать мясное скотоводство с ориентацией на Англию, как на основной рынок сбыта. Однако вскоре выяснилось, что этот импорт влечет за собой падение цен на сельскохозяйственные продукты и уменьшение ренты.  Поэтому вскоре после реставрации монархии, в 1666 году был принят специальный акт, запрещавший вывоз из Ирландии скота, мяса и молочных продуктов. Этот акт нанес жестокий удар по ирландскому скотоводству.  Когда же была сделана попытка перейти от мясо-молочного скотоводства к овцеводству, последовал еще один акт, который запрещал вывоз шерсти за границу, а в Англию допускал лишь ввоз необработанной шерсти. Впоследствии ирландская текстильная промышленность была намеренно разрушена, так как она стала опасным конкурентом английской.  Хотя доходы республики значительно превышали доходы любого из существовавших до сих пор английских правительств, республика, тем не менее, постоянно испытывала финансовые затруднения и была вынуждена вводить специальные налоги и наложить штрафы на еще не конфискованные имения роялистов. Это были как роялисты-кавалеры времен первой гражданской войны, так и роялисты-пресвитериане времен второй — таким образом, введение штрафов вызвало недовольство основной массы землевладельцев.  Когда в 1652 г. был впервые произведен сбор таких штрафов на финансирование войны с Голландией, операция эта вызвала крайнее недовольство, тем более что она сопровождалась различными темными махинациями Парламента, который приобрел дурную славу из-за взяточничества его членов. В стране в очередной раз назревал крайне опасный кризис. Англию разоряли неурожаи, падение производства, сокращение торговли, безработица. Страна нуждалась в реформе права и в новой конституции. По действующей конституции такие реформы мог произвести только парламент, в качестве которого в стране функционировало «Охвостье» Долгого парламента, состоявшее из депутатов, выбранных еще в период монархии, которые сопротивлялись каким бы то ни было серьезным реформам.  Армия требовала роспуска «охвостья». Кромвель, как с ним это часто бывало и прежде, занял промежуточную позицию и до тех пор, пока это было возможно, пытался достичь компромисса. Но когда «охвостье» предложило продлить срок своих полномочий на неопределенное время, допуская кооптацию лишь тех новых членов, которых бы оно одобрило, Кромвелю пришлось отказаться от идеи компромисса.

ВТОРАЯ ИНДЕПЕНДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В этих условиях 20 апреля 1653 года Кромвель разгоняет «охвостье» Долгого парламента и назначает новый орган власти, так называемый, Малый или Бэрбонский (названный Бэрбонским по имени одного из деятельных депутатов) парламент. Депутаты этого парламента избирались не населением графств, а местными религиозными обществами во главе с индепендентскими священниками.  Это был однопартийный индепендентский парламент, и Кромвель надеялся, что люди его партии окажут ему полную поддержку. Но депутаты парламента отнюдь не выражали намерения стать слепой игрушкой в его руках. Это были суровые индепенденты из провинции, сохранившие идеалы раннего пуританства, пропитанные духом левеллерства. Для них ссылка на библию была не привычной формулой, искусственно притягиваемой для доказательства нужного положения, а действительным «источником мудрости». Воздержавшись от ассигнования новых средств на войну, этот «парламент святых» занялся принципиальными вопросами общественного и государственного устройства.  Уже первые шаги Малого парламента свидетельствовали о том, что на этот раз члены парламента не собираются ограничиваться дискуссиями.  Они отменили систему откупа налогов, приводившую к злоупотреблениям откупщиков, наживавшихся за счёт казны.  В парламент был внесён билль о реформе канцлерского суда (верховный суд по гражданским делам), заслужившего мрачную славу своей беспри­мерной волокитой (в нём накопилось более 20 тыс. нерешённых дел, многие из которых были более, чем двадцатилетней давности) и взяточничеством.  Церковный брак заменяли браком гражданским, впервые ввели регистрацию актов гражданского состояния (рождения, смерти и т. д.).  В «Малом парламенте» раздавались голоса, требовавшие проведения раскладки налогов пропорционально доходам. Предлагалось, чтобы высокооплачиваемые офицеры прослужили год безвозмездно.  Близким к решению был вопрос об отмене церковной десятины, вопрос, который не хотели и не умели решить члены Долгого парламента и правители индепендентской республики. Разумная, простая и смелая формула Малого парламента звучала так: «пусть священников содержат те, кто нуждается в них».  Когда обо всём этом услышал Кромвель, перед ним снова встал во весь рост страшивший его призрак «уравнительства». Даже через четыре года в своих записках Кромвель с ужасом вспоминал деятельность Малого парламента: «Если кто-либо имел 12 коров, Малый парламент полагал, что он должен поделиться с соседом, не имевшим ни одной. Кто мог бы назвать что-либо своим, если бы эти люди продолжали хозяйничать в стране?».  «Неприкосновенность собственности» — таков был для Кромвеля основной и незыблемый принцип всякого государственного устройства. «Когда я встречаю человека противного мнения в этом вопросе, я мысленно готов произнести над ним проклятие... я готов изгнать его из пределов государства... Он недостоин жить».  Все это вызвало крайнее недовольство правящей верхушки. Под давлением Кромвеля и высших чинов армии 12 декабря 1653 г. группа консервативных членов Малого парламента, наиболее преданных интересам Кромвеля, явилась в палату в ранний час, когда значительная часть её радикальных членов, не подозревавших о заговоре, ещё не прибыла на заседание. Вместе с умеренными депутатами, которые также явились на это заседание, образовалось большинство, которое после недолгих прений, постановило, что парламент проработал слишком долго и приняло решение распустить его. Во главе со своим спикером Роузом депутаты 12 декабря 1653 года отправились к Кромвелю и торжественно передали ему верховную власть, которою он своею волей наделил их ранее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63738. Заключение трудового договора 16.07 KB
  Ограничения отказа в заключении трудового договора. Стоит отдельно отметить что есть категории граждан по отношению к которым не допускается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
63739. Изменение трудового договора 15.21 KB
  После заключения трудового договора могут возникнуть различные обстоятельства требующие пересмотра условий состоявшегося трудового договора их изменения или даже прекращения его действия расторжения.
63740. Прекращение трудового договора 14.4 KB
  Перевод работника с его соглашения к другому нанимателю или на выборную должность Расторжение трудового договора заключенного не определённый срок по желанию работника Расторжение контракта по требованию работника...
63741. Контракт как вид трудового договора 14.99 KB
  Преимущество письменной формы контракта состоит в том что все условия контракта фиксируются в едином акте обязательном для сторон. Письменная форма повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.
63742. Рабочее время 14.64 KB
  К рабочему относится также время работы выполненной по предложению распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени сверхурочная работа работа в государственные праздники праздничные и выходные дни.
63743. Время отдыха 15.34 KB
  Термин время отдыха означает: во-первых совокупность правовых норм регулирующих составную часть элемент трудовых отношений между нанимателем и работником а именно отношения по поводу осуществления конституционного права на отдых.
63744. Трудовые отпуска. Порядок предоставления трудовых отпусков 15.83 KB
  Отпуск временное освобождение от работы в будние дни на определённый период времени для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы. Порядок предоставления трудовых отпусков регулируется ст.
63745. Социальные отпуска 14.18 KB
  Работникам предоставляются следующие виды отпусков: трудовые отпуска. социальные отпуска: по беременности и родам; по уходу за детьми; в связи с обучением; в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; по уважительным причинам личного и семейного характера.
63746. Понятие трудовой дисциплины. Меры и порядок применения дисциплинарных взысканий 15.49 KB
  Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания статья 204. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного...