26331

Итальянское Возрождение

Доклад

История и СИД

К раннему периоду его творчества относится: большое Распятие в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции ; Мадонна ди Сан Джорджио Алла Коста Флоренция; Мадонна из частной коллекции. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят Мадонну с цветком Мадонна Бенуа . Его основные творения в области живописи: Пейзаж долины реки Арно Крещение Христа Благовещение портрет Жинервы де Бенчи Мадонна в скалах дама с горностаем Тайная вечеря Битва при Ангиари Леда с лебедем ...

Русский

2013-08-18

25.17 KB

2 чел.

59.Итальянское Возрождение.

Искусство в эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того времени положение. Художественное созидание, казалось, столь неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. В передовых центрах Италии страстное увлечение искусством захватило самые широкие слои общества - от правящих кругов до простых людей. Возведение общественных построек, установка, монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. О всеобщем преклонении перед выдающимися мастерами может свидетельствовать, тот факт, что величайшие гении эпохи - Леонардо, Рафаэль, Микеланджело - получили у современников наименование божественных. По своей активности эпоха Возрождения в Италии охватывающая около трёхсот лет, сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Вызывают изумление сами физические масштабы всего того, что было создано мастерами Италии. Обязано Итальянское Возрождение своим происхождением не какому-либо одному, а нескольким источникам. В период предшествующий этой эпохе, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур. В отличие от других стран здесь равно значительное выражение нашли обе основные линии средневекового искусства Европы - византийская и Романо-готическая, осложнённые в отдельных областях Италии воздействием искусства востока. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. От византийской живописи воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов. Готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного восприятия действительности. Но еще более важным было то, что Италия явилась хранительницей художественного наследия античного мира. В той или иной форме античная традиция находила своё преломление уже в средневековом итальянском искусстве, например в скульптуре времени Гогенштауфенов, но только в эпоху Возрождения, начиная с 15 в., античное искусство открылось глазам художников в своём истинном свете как эстетически совершенное выражение закономерностей самой действительности. Совокупность названных факторов создала в Италии наиболее благоприятную почву для зарождения и подъёма ренессансного искусства. В Италии, В отличие от других европейских стран, очень рано сложился эстетический идеал человека эпохи, восходящий к учению гуманистов об homo universale, о совершенном человеке, в котором гармонически сочетаются телесная красота и сила духа. В качестве ведущей черты этого образа выдвигается понятие virtu (доблесть), это качество помогло таким мастерам как, например Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Мантеньи, Микеланджело - в героических образах, и у Рафаэля и Джорджоне - в гармонических. В зависимости от различных этапов эволюции и от традиций сложились отдельные территориальные художественные школы. Поскольку экономическое и культурное развитие итальянских государств не было равномерным, соответственно был различным вклад их в искусство на протяжении отдельных его периодов. Из многих художественных центров страны должны быть выделены три - Флоренция, Рим, Венеция, искусство которых в определённой исторической последовательности представляло на протяжении трёх столетий магистральную линию итальянского ренессанса. Флоренция - шла в авангарде нового искусства, начиная с Проторенессанса до Высокого Возрождения. Столица Тосканы оказалась как бы фокусом экономической, политической и культурной жизни Италии с 13 до начала 16 века, и события её истории, утратив свой чисто локальный характер, приобрели общеитальянское значение. Флоренция была родиной или местом творческой деятельности крупнейших мастеров от Джотто до Микеланджело. С конца 15 начала 16 века в качестве ведущего центра художественной жизни страны наряду с Флоренцией выдвигается Рим. Усиление авторитета римского понтифика привлекают к своему двору крупнейших зодчих, скульпторов и живописцев. Возвышение Рима как главного художественного центра страны совпало с началом периода Высокого Возрождения, своё положение Рим сохранял в течении первых трёх десятков 16 века. Созданные в эти годы лучшие произведения Браманте, Рафаэля, Микеланджело и многих других работавших в Риме мастеров знаменовали собой зенит эпохи Возрождения. Но с утратой итальянскими государствами политической независимости, в период кризиса ренессансной культуры папский Рим превратился в оплот идеологической реакции, облекшейся в форму, контрреформации. После Рима третьим крупнейшим центром художественной культуры становится Венеция. Венеция была последней из сильных итальянских республик, отстоявшей свою независимость и сохранившей немалую долю своих богатств. Оставаясь вплоть до конца 16 века крупным очагом ренессансной культуры. Именно ей было суждено раскрыть лучшие качества позднего Возрождения. Творчество Тициана в последний период его деятельности, а также крупнейших представителей второго поколения живописцев 16 века - Веронезе и Тинторетто. Уже для своего времени искусство итальянского Возрождения имело исключительно широкое общеевропейское значение. Опередив остальные страны Европы на пути эволюции ренессансного искусства в плане хронологическом.

Великие творцы

Эпоха 13 века явилась началом ренессансной культуры Италии. Её начинали скульпторы - Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, выдвигая свою линию противостоящую готике. Николо Пизано (1220-1284) - основатель школы скульптуры. Его отцом был Джованни Пизано. Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Он несомненно изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов, в его работах прослеживалось веяние античности, например шестигранная мраморная кафедра (1260) выполненная им для баптистерия в Пизе. Его школа просуществовала до середины 14 века и распространила своё внимание по всей Италии. В 1260-1270 годах мастерская Нокколо Пизано выполняет многочисленные заказы в городах средней Италии. Ещё одним лучшим творением Никколо является рельеф Благовещение, Рождество Христа, Поклонение Пастухов, открывающий повествовательный цикл, завершающийся распятием.

Но всё же его произведения только односторонне подготавливают и формируют эстетическое мироощущение ренессанса. Источником новой волны стал Джотто ди Бондоне. Слава Джотто была велика еще при жизни, а в следующем столетии его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Он не знал ни анатомии, ни научной перспективы. По его произведениям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, а изображения зверей, там где они у Джотто встречаются, оставляют желать лучшего в смысле их природного правдоподобия. Джотто не стремился к подробностям как в готическом стиле, он был занят только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения в формах достаточно условных. и всё же была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы, не только потому, что он ввёл в живопись чувство трёхмерного пространства и стал писать фигуры объемными, моделируя светотенью. К раннему периоду его творчества относится:

- большое «Распятие» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции ;

- Мадонна ди Сан Джорджио Алла Коста, Флоренция;

- Мадонна - из частной коллекции.

Более поздние:

- фрески капелл Перуцции и Бардии церкви Санта-Кроче во Флоренции,

- колокольня Санта Мария дель Фьоре.

- картины «Святой Стефан», «Иоанн Богослов».

Этап раннего Возрождения в Италии - триумфальный период в истории искусства, поражает щедростью художественного творчества. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника профессионала, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Зачинателями Раннего Возрождения считаются три художника.

Это художник Мазаччо, в своих произведениях он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и подхватив традицию Джотто довёл до конца завоевание живописью трёхмерного пространства.

Второй - скульптор Донателло, сказавший новое слово во всех жанрах пластики. Он создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий. Ему удалось полностью преодолеть схематизм церковного искусства и угловатость - готического.

Третий - это скульптор и архитектор Брунеллески. Создал архитектуру вполне светскую по духу, изящно простую, где совсем исчезает тяжесть камня и сопротивление материала.

 Творчество Леонардо да Винчи

Величайший художник в Италии Леонардо да Винчи (1452 -1519) родился в Анкиано, около селения Винчи. Его отец был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу восприятии мира художников разных эпох : никакой фронтальной плоскости Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объёма и необычайная одухотворённость образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» ( Мадонна Бенуа ). В это время Леонардо несомненно находился под влиянием Боттичелли. Его «Благовещение» по детализации ещё обнаруживает связь с ранним Ренессансом, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй, композиция, упорядоченность говорят о художнике новой поры, характерном для Высокого Ренессанса. Во время работы во Флоренции Леонардо словно озарила вспышка : он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503 г.). Этот портрет стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зелёного странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Её изображение наделено странной силой, которую не объяснить не описать нельзя. Леонардо вложил в её устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую загадочную улыбку заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту. С рисунками Леонардо, зарисовками, набросками, схемами, неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но работы по теории искусства. В знаменитом «трактате о живописи» 1498 г., и, других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе. В последние годы Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от Франциска 1, он уехал в 1517 г. во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре он умер. На автопортрете-рисунке (1510-1515 гг) седобородый, с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста. Его личность выходила за пределы своего времени. Творчество Леонардо неисчерпаемо. Его основные творения в области живописи:  

-«Пейзаж долины реки Арно»,

- «Крещение Христа»,

- «Благовещение»,

- портрет Жинервы де Бенчи,

- «Мадонна в скалах»,

-« дама с горностаем»,

- «Тайная вечеря»,

- «Битва при Ангиари»,

- «Леда с лебедем»,

- «Туринский автопортрет».

Изобретения: парашют, колесцовый замок, велосипед, танк, прожектор, катапульта, робот.

Учениками Леонардо были: Амброджо де Предис, Джованни Больтраффио, Франческо Мельци, Андреа Соларио, Джампетрино, Бернардино Луини, Чезаре да Сесто.

 Великий Рафаэль

С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело - мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что стремление к светлому началу пронизывает всё творчество Рафаэля. Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджио. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя. Рафаэля называли Мастером Мадонн. Первая из его картин «Мадонна Конестабиле» (1504 г) приобрела возвышенный характер раннего периода Рафаэля - «Обучение Марии»(1504) происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обучения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. В 1504 г Рафаэль приехал во Флоренцию. Здесь ого творчество обрело зрелость и спокойное величие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша Мадонна в зелени (1505). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок. Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в Рим. Он получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц в Ватиканском дворце. Росписи принесли уму славу не только в Риме, но и всей Италии. В 1515-1519 гг. Рафаэль создаёт свой великий шедевр - «Сикстинскую Мадонну» (его излюбленный образ мадонны с ребёнком ) - для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства Сикстинская Мадонна - образ совершенной красоты. Значительный вклад он внёс и в архитектуру. Само имя Рафаэля - Божественного Санцио - в дальнейшем стало олицетворять идеального, наделённого божественным даром художника. Его основные творения:

- Три грации

- Сон рыцаря

- Станца дела Сеньятуре

- Станца эльодоре

- Мадонна в кресле

- Портрет Бальдассаре Кастильоне

- Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем

- Положение во гроб

- Портрет папы Льва 10

- Преображение

- Капелла Киджи

- Триумф Галатеи

- Донна Велата

- Форнарина

С великими почестями он был погребён в римском Пантеоне, где его прах находится и поныне.

 Творчество Микеланджело Буонарроти

Микеланджело (1475-1564) - величайший мастер Высокого Возрождения, создающий выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Его детство прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провёл во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные рабаты Микеланджело. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело. В 1496 г он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода - «Пьета» (Оплакивание Христа) (1498-1501) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышено, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре светотени его поверхность кажется драгоценной. Вернувшись во Флоренцию в 1501 году, Микеланджело взялся исполнять колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 г), статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести удар, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю. Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало уму, истинному сыну Возрождения, быть великим живописцем и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской Капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512гг. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барокко. Его известные работы :

- Мадонна у лестницы,

- Битва кентавров,

- Мадонна с младенцем,

- Мадонна Таддеи

- Апостол Матфей,

- Мадонна Доннии,

- Мадонна Питти,

- Моисей,

- Гробница Юлия 2,

- Умирающий раб,

- Гробница герцога Джулиано,

- Гробница герцога Лоренцо,

- Скорчившийся,

- Атлант.

- Брут,

- Страшный суд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65155. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИСХАНА 23 KB
  Исследователи права центрально-азиатских кочевников активно ведут дискуссии являлось ли это право обычным или позитивным. Право изучалось в следующих направлениях: практическое для последующей интеграции в иную правовую систему сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками...
65156. Ордынские корни российских органов исполнительной власти 43 KB
  Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...
65157. Основные этапы эволюции казахского суда биев (XV – начало ХХ вв.) 133 KB
  Казахский суд биев несомненно являет собой яркий пример института осуществляющего правосудие в системе традиционного права. При этом весьма интересно отметить что в большинстве случаев каждый новый этап развития суда биев как правового и процессуального института...
65158. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи 146 KB
  Большинство историков использовали источники по истории права Улуса Джучи при изучении его политической экономической и социальной истории поэтому чаще всего ограничивались просто упоминанием факта их существования или цитатами из них...
65159. ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОСУДАРСТВЕ ТИМУРИДОВ (ПО ДАННЫМ ЛЕТОПИСЕЙ, НУМИЗМАТИЧЕСКОГО И АКТОВОГО МАТЕРИАЛА) 64.5 KB
  Принято считать что с именем Тимура и его потомков связано обращение в ислам Чагатаева улуса. Подобные вывод напрашивается сам собой на основании летописных источников авторы которых являлись придворными летописцами самих Тимуридов и всячески старались представить их ревнителями веры прославить их благочестие.
65160. Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224-1269 годов 99.5 KB
  Улус Джучи по русским летописям более известный под названием Золотая Орда изначально был создан как составная часть Великой Монгольской империи. Но не прошло и полувека как Улус Джучи стал полностью независимым государством.
65162. Статус ханов Золотой Орды и их преемников во взаимоотношениях с государствами Европы (по официальным актам и свидетельствам современников) 112.5 KB
  Статус Золотой Орды Улуса Джучи и ее правителей на международной арене неоднократно менялся в зависимости от того или иного этапа развития этого государства.; 4 распад Золотой Орды и выделение из ее состава самостоятельных государств правители которых...
65163. Суд и правосудие в Золотой Орде 125.5 KB
  Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах посвященных истории этого государства в частности в исследовании Б. Островски в статье посвященной сравнению золотоордынских и русских...