26335

Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения

Доклад

История и СИД

Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения. Исторические предпосылки: Характерные черты эпохи Просвещения: 18 век важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Идеология Просвещения возникла в 17 веке ее родоначальником считается английский философ Д. Представители Просвещения в своих политических философских культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний которые должны победить тьму невежества заблуждений и предрассудков.

Русский

2013-08-18

18.1 KB

42 чел.

63.Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения.

Исторические предпосылки:

Характерные черты эпохи Просвещения:

18 век - важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. 18 век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке - ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия. Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам. Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в 18 веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения - это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями. Англия была страной «первого эшелона» капитализма, она перешла к этой прогрессивной системе хозяйства раньше других государств. Развитие товарного производства способствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции. Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционных религиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англия стала родиной эпохи Просвещения. Наибольшее влияние среди английских просветителей имели идеи Джона Локка (1632-1704). Родившийся в семье адвоката и получивший строгое религиозное воспитание, Локк, тем не менее, выступал за изменение английской воспитательной системы, утверждая, что воспитание должно прежде всего обогащать человеческий разум и подготавливать людей к активной политической жизни и практической деятельности. Им была доработана система естественного права, основы которой были заложены еще античными мыслителями. К неотъемлемым правам он относил право на жизнь, свободу и собственность: при рождении каждому человеку дается право на жизнь и свободу, а право на собственность есть результат его труда. Локк отверг теорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных прав человека необходимо, по его мнению, создание специального органа - государства. Локк - сторонник происхождения государства на основе общественного договора. Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционную монархию и разработал теорию разделения властей - исполнительная власть, включая судебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль Европы. Локк разобрал эмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей, полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма). Признание ощущения источником нашей мысли - огромное достижение Локка. Идеалистическое направление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом. Джордж Беркли (1685-1753) не принимал идеи материализма и обосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективности реального мира и признание высшей духовной субстанции - Бога. Давид Юм (1711-1776) - философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма. Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания. Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию. Яркими талантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение. Особое место среди французских мыслителей 18 века занимает Жан Мелье (1664-1729), провозвестник материалистического мировоззрения. Священник, хорошо знавший жизнь народных низов, он подверг острой критике общественные отношения феодальной Франции и ее государственное устройство. Мелье считал тиранами тех правителей, которые путем обмана и насилия довели народ до нищеты. Мелье - активный противник частной собственности, в ней, утверждал он, начало всех социальных зол. Основой идеального государственного строя он полагал общинную собственность и обязательный для всех труд. По своим философским взглядам Мелье - материалист и атеист. Он признавал бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения. Имя Шарля Луи Монтескьё (1689-1755) - одно из первых в ряду просветителей, которыми гордится вся Франция. Аристократ по происхождению, он был советником, а затем президентом бордоского парламента. Он понимал свободу, которую понимал как право делать все, что дозволено законами. Однако свобода достижима только там, где нет злоупотребления властью. Монтескьё предложил систему государственного управления и разделения властей: исполнительной, законодательной и судебной. Он выделял три формы государственного устройства: республику, монархию, деспотию, отдавая предпочтение конституционной и отвергая деспотию. Он полагал, что форма правления определяется размерами государства, т.е. географической средой. Монтескьё признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира. Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694-1778) отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями. Вольтер - поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист, политический деятель. Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог - перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали и узда для народных масс. Жан - Жак Руссо (1712-1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения, сменил много профессий. По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека стало возникновение частной собственности. Вся история человечества после этого - дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишней роскоши. Он не был материалистом, считая, что материальный мир вторичен, что материальный мир вторичен, порожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческого сознания существование материи, Руссо исключал возможность познания мира. Что касается Германии, политическая раздробленность и слабость буржуазии обусловили более ограниченный характер Немецкого Просвещения. Немецкое бюргерство уходило от вопросов действительности в область чистой теории, в философические заоблачные высоты, в эмоциональный строй музыки. Крупнейший представитель Немецкого Просвещения - Иммануил Кант (1724-1804). Он рассматривал эпоху Просвещения как более высокую, чем прежде, ступень в развитии человеческого общества: человек стал освобожден от внешнего давления и может свободно пользоваться своим разумом. Главная проблема, которая Канта волновала как философа, была связана с возможностью человека познать мир. Позиция Канта двойственна. Он признавал объективно существующую «вещь в себе», но утверждал, что она непознаваема. Кант был одним из первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства. Функции государства, по Канту, состоят в выработке и принятии законов, регулирующих поведение людей в обществе и обеспечивающих торжество права и свободы. Без государства невозможно ограничить произвол одних по отношению к другим. Совершенствование правовых норм и изменение государственного и общественного строя должны проводиться путем последовательных реформ, а любое грубое насилие недопустимо.

18 век стал веком просветительского движения. Он возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Просветительское движение по своему социальному составу было широким: аристократы-дворяне, представители духовенства, служащие, торговцы, промышленники. В странах Европы просветительское движение не было одинаковым - оно зависело от социально-исторических условий страны и имело ярко выраженные национальные особенности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54362. Мифы Древней Греции. Верования древних греков 40 KB
  Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе; воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в группе.
54363. Мифы Древней Греции. Верования древних греков. Интегрированный урок 4.81 MB
  Мы предлагаем конспект интегрированного урока с использованием информационных и мультимедийных технологий на уроках литературы в 6 классе по теме Мифы Древней Греции. Овладеть знаниями о мифах Древней Греции не посетив страну пусть даже виртуально весьма трудно. Как же можно построить уроки по изучению мифов Древней Греции с использованием информационных и компьютерных технологий По программе на изучение этого...
54364. Свято – урок «Ой хто, хто Миколая любить» 42.5 KB
  Всі річки тепер в обнові біле скло над бережком Ходить зима по діброві застеляє все сніжком. Сніг сідав на усмішки і сміявся з усіма Бо прийшла до нас зима Пісня Зимонька Сорока. Йшла зимонька поміж полями Усміхнулася до зір...
54365. День Святого Миколая - душа весело співає 158 KB
  Хлопчик Краснії подарунки дітям приносить В кожен дім діти знають: з радістю приходить. Звучить чарівна мелодія зявляються дівчаткаянголи які виконують дивовижний танок сповіщаючи прихід Миколая стук у двері до господи входить Святий Миколай Вчитель Діти а хто до нас прийшов Діти Святий Миколай Св. Добрий день вам любі діти Діти Добрий день Св. Бачу ви усі привітні...
54366. Сценарій ранку «Ми чекаємо Святого Миколая» 60 KB
  Ми всі з нетерпінням чекаємо дня Святого Миколая. З лопатами і з піснею Працюємо разом 2куплет: Ми цю пісню будемо співати І всі дружно станем працювати Щоб Миколай прийшов до всіх Приніс дарунків повен міх 1 чортик Ну що ж мене вам не здолати я вам нашлю нову біду Чари мариТепер вас треба всіх розчарувати а для цього треба все про святого Миколая розповісти а ви про нього нічого і не знаєте.
54367. Народні свята. День Святого Миколая 81 KB
  Співом його привітаєм Разом пісню заспіваєм Співають пісню Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой хто хто спішить в твої двори Того ти на землі й на морі. Все хорониш від напасти Не даєш му в гріхи впасти Миколаю Ой хто хто к ньому прибігає На поміч його призиває Той все з горя вийде ціло Охоронить душу й тіло Миколаю Миколай молися за нами Благаєм тебе зі сльозами Ми тя будем вихваляти Ім'я твоє величати Миколаю 2...
54368. Свято Миколая 62.5 KB
  Коли святий Миколай З небес на землю йде То кожен дім і школа Мов вулик бджіл гуде. Це Святий Миколай. Як затанцюють за вікном сніжинки І білим килимом укриють край То знай що до Івася і Галинки Святий прибуде з неба Миколай. Я не хочу щоб Святий Миколай приходив до вас хвалив за якісь гарні вчинки дарував вам гостинці.
54369. Свято Василя та Меланки 209.5 KB
  Цього дня батько ховається від своїх дітей за символом багатства та щедрості — за пирогами. Діти повинні вдавати, що в цю мить батька не бачать — так велить традиція. Вони мусять запитувати в матері, де ж тато подівся. А «здивована» мати бажає, аби й наступного року діти за пирогами батька не помітили.
54370. Классный час «Милосердие» 61.5 KB
  Суть бескорыстного доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий: Когда ты сделал комуто добро и это добро принесло плод зачем ты как безрассудный домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело Видимо сознание сделанного добра высшая награда для человека. Внутренний психический мир человека. Наука изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека.