26346

Политическая борьба в США после окончания Войны за независимость. Американская конституция 1787 г

Доклад

История и СИД

представляла отдельным штатам фактическую самостоятельность вплоть до права объявления войны; конгресс же конфедерации являлся консультативным органом и даже бюджет его составлялся только из добровольных взносов штатов. Уже первая конституция Статьи конфедерации знала институт президента глава которого возглавлял Конгресс своего рода собрание дипломатов тринадцати участвующих штатов. в большинстве отдельных штатов была разработана новая конституция губернаторов сделали чисто исполнительными органами парламентов урезав ссылаясь на...

Русский

2013-08-18

20.18 KB

10 чел.

35.Политическая борьба в США после окончания Войны за независимость. Американская конституция 1787 г.

Из войны новая держава вышла в довольно неустойчивом экономическом положении. В политическом отношении Соединённые Штаты Америки не представляли собой сплочённого целого. Первая их конституция - «Статьи конфедерации», принятая конгрессом в 1777 г. и утверждённая штатами в 1781 г., представляла отдельным штатам фактическую самостоятельность, вплоть до права объявления войны; конгресс же конфедерации являлся консультативным органом, и даже бюджет его составлялся только из добровольных взносов штатов. Уже первая конституция «Статьи конфедерации», знала институт президента, глава которого возглавлял Конгресс, своего рода собрание дипломатов тринадцати участвующих штатов. Этот президент избирался конгрессом на один год и действовал только как «первый среди равных» и церемониальный глава без права влиять на политические события. И это было полностью созвучно общему направлению революционной эпохи, которая поднимала престиж законодательной власти и увеличивала влияние парламентов по отношению исполнительной. Когда в 1776 - 77 гг. в большинстве отдельных штатов была разработана новая конституция, губернаторов сделали чисто исполнительными органами парламентов, урезав, ссылаясь на суверенитет народа и республиканский принцип самоуправления, их полномочия. Отсюда исходила тенденция к господству парламента, на которое потом - вместе с неспособностью действовать и финансовой бедностью Конгресса - в 80-е годы была переложена ответственность за слабость и грозящий развал союза. После окончания войны за независимость в 1783 г. множились голоса критиков, которые настаивали на коренных реформах как конституций отдельных штатов, так и «Статей конфедерации». По их мнению, союз можно было спасти, только устранив превосходство государственных парламентов и укрепив позиции федерального правительства, особенно федеральной исполнительной власти. Это «национальное движение», интеллектуально оформленное и организационно форсированное Александром Гамильтоном и Джеймсом Мэдисоном, вызвало недовольство верных принципам радикальных республиканцев, но влилось, однако, под давлением кризиса в Конвент реформ в Филадельфии. Здесь делегаты игнорировали данные им родными парламентами инструкции, по которым должны были предложить только «поправки» к «Статьям конфедерации»; вместо этого, исходя из плана делегации Вирджинии, они начали обсуждение совершенно новой конституции, по которой коренным образом изменялось соотношение сил в союзе.

Общая характеристика Конституции США 1787 г., ее основные принципы

Конституция США, хотя и далеко не безупречна, но существует без особых изменений вот уже более 200 лет, больше, чем какая-либо другая в мире. За 200 лет к ней было принято всего 26 поправок, придавших ей гибкость и соответствие изменяющимся условиям жизни страны. И всё это благодаря тому, что создатели конституции 1787 г. трезво учли предшествующий исторический опыт и достижения передовой общественной мысли своего времени, идеи Ш. Монтескье, Ф. Бэкона, Дж. Локка и др. Конечно, это была Конституция, закрепившая власть богатого меньшинства, но она давала конституционные гарантии демократическим правам и свободам. Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними. Анализируя исторический опыт, авторы Конституции пришли к выводу, что если в одном органе или у одного лица сосредотачивается вся полнота власти, то это неминуемо ведет к возникновению тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В результате каждая из основных властей получала значительную независимость. Особое внимание при разработке конституции было обращено на создание действенной системы взаимных сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон, один из главных «архитекторов» Конституции США, по этому поводу говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти «... не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, иногда на практике не сможет быть организован надлежащим образом». Конституция США сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. Слов. Она включает три компонента: Преамбула, которая не признаётся судами и американской доктриной за составную часть закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана. Семь статей, обозначенных римскими цифрами, занимающих иногда до нескольких страниц. Большинство статей делятся на разделы. Статьи главным образом определяют структуру органов государственной власти и регулируют их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т. е. Распределяют компетенцию на федеральном уровне (статьи I - III), между союзом и штатами (статьи I и IV); устанавливают порядок изменения самого основного закона (статья V); содержат разноплановые положения в статье VI, часть из которых утратила силу (о признании США доконституционных долгов), а другие, наоборот, приобрели особое значение (нормы о соотношении внутреннего и международного права). Статья VII говорит о вступлении в силу самой конституции. Если характеризовать текст, содержащийся в статьях, то можно отметить, что он на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым и небольшим по объёму, хотя при более внимательном рассмотрении в нем много нечёткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями, отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти - о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура. 27 поправок, последняя из которых была принята в 1992 году. Поправки призваны восполнять содержащиеся в Конституции пробелы. Первые 10 поправок носят название «Билль о правах». К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное преобразование и уточнение порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV). Все принятые поправки дописываются к основному тексту, а отменённый текст не устраняется, что затрудняет понимание. Конституция США относится к жёстким конституциям. Поправки к ней могут быть приняты двумя третями членов обеих палат высшего законодательного органа - Конгресса - либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого отзыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса (ст. V). Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путём исков - защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования восполняются отдельными законами.

Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но она противопоставила ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Основополагающим принципом государственного устройства был провозглашен принцип «разделения властей», выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье. Политическая теория видела в этом гарантию против произвола власти: одна ее ветвь сдерживает другую. В тексте конституции в частности говорится:

Статья 1. Раздел 1. Все изложенные здесь законодательные полномочия будут принадлежать Конгрессу Соединенных Штатов...

Статья 2. Раздел 1. Исполнительная власть будет принадлежать Президенту Соединенных Штатов Америки.

Статья 3. Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов будет принадлежать Верховному суду и тем низшим судам, которые Конгресс может время от времени учреждать и создавать.

Законодательную власть конституция вверяла Конгрессу и определяла его устройство (Сенат и Палата представителей), принципы функционирования и полномочия:

Статья 1. Раздел 2.  

1. Палата представителей будет состоять из членов, избираемых каждые 2 года народом отдельных штатов...

Статья 1. Раздел 3.

1. В состав Сената будет входить по два сенатора от каждого штата избираемых на шесть лет Законодательным собранием соответствующего штата, каждый сенатор будет иметь один голос.

Высшей исполнительной властью конституция наделяла президента:

Статья 2. Раздел 1.

1. ...Он будет занимать свою должность в продолжении 4-летнего срока с Вице-президентом, выбираемым на тот же срок...

Во время дебатов по содержанию конституции многие депутаты предлагали сделать президентуру пожизненной, чтобы в максимальной степени приблизить ее к положению конституционного короля, по типу английского. Первый президент США Д.Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру  во второй раз, создав тем самым прецедент, продержавшийся более 130 лет и ныне закрепленный в законе: два срока президентства являются максимальными. Третьей властью в США конституция объявляла суд:

Статья 3. Раздел 2.  

1. Судебная власть распространяется на все дела, разрешаемые по закону и по справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и международных  договоров ...

Конституция 1787 г. предусматривала расширение состава Соединенных Штатов и гарантию соблюдения прав и свобод как отдельного человека, так и входящих в них штатов. Разработчики конституции понимали, что охватить в первом тексте Конституции все вопросы, которые поставит реальная жизнь, невозможно, поэтому они предусмотрели возможность не менять всю конституцию по мере возникновения необходимости, а вносить в нее соответствующие поправки:

Статья 5.

Конгресс каждый раз, как 2/3 членов обеих палат сочтут это необходимым, будет вносить поправки к настоящей Конституции или, по требованию Законодательных собраний 2/3 различных штатов, будет созывать Конвент для внесения поправок, которые в обоих случаях будут иметь во всех отношениях силу как часть этой Конституции, если они будут ратифицированы Законодательными собраниями ¾ различных штатов или Конвентами в ¾ из них, смотря по тому, какой способ ратификации предложит Конгресс; но при этом ни какая поправка, которая может быть сделана до 1808 г., не будет когда-либо затрагивать 1-й и 4-й параграфы 9-го раздела стать 1; и ни какой штат без его согласия не будет лишён равного с другими голоса в Сенате.

Уже в 1789 г. в Конституцию были внесены первые десять поправок, которые назвали «Билль о правах».

Первая поправка запрещала Конгрессу США издавать законы, направленные на ограничение свободы слова, печати, собраний, петиций, религии.

Вторая поправка разрешала всем гражданам США носить оружие, так как «для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное свободное ополчение».

Третья, четвертая и пятая поправки устанавливали неприкосновенность жилища, запрещали произвольные обыски, признавали тайну переписки и, что особенно важно, разрешали гражданам отказываться от дачи показаний, могущих причинить им вред. Из текста знаменитой пятой поправки вытекало, что бремя доказывания лежит во всех случаях на обвинители, то есть обвиняемый не обязан доказывать свои невиновность, в то время как обвинитель обязан доказать его виновность.

Создав более прочный государственный союз - федерацию, в замен конфедерации, конституция 1787 г. значительно облегчала промышленное развитие США, движение товаров, отвоевывание новых земель у коренного населения и их колонизацию. Конституция упрочивала международное положение нового государства, облегчала его оборону против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранявших колоссальные земельные владения на всем американском континенте. Ликвидировав многие пережитки феодальных отношений, в свое время занесенные из Англии и здесь укоренившиеся, американская революция создала условия для бурного развития новых капиталистических отношений и всевластия буржуазии в государственном устройстве. Воздерживаясь от каких-либо регламентаций права собственности. Конституция США устанавливает принципиально важное положение: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения (пятая поправка).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10017. Основы редактирования документов в MS Word 180.5 KB
  Основы редактирования документов в MS Word Цель: Освоить правила редактирования текста: выделение перенос копирование удаление фрагментов текста. Рекомендации к выполнению Редактирование внесение изменений в набранный текст. Чаще всего приходится стирать ошибо