26347

Франция в п.п. XVII в. Ришелье

Доклад

История и СИД

Ришелье. Ришелье занимал пост первого министра Людовика XIII и был фактическим руководителем государства. Ришелье и политика укрепления абсолютизма. Ришелье многое сделал для укрепления абсолютизма.

Русский

2013-08-18

20.09 KB

1 чел.

36.Франция в п.п. XVII в. Ришелье.

Франция в п.п. XVII в:

Нантский эдикт. 

Война с Филиппом II Испанским окончилась успешно для Франции в 1598 г. После того как при Вервье испанские войска потерпели тяжелое поражение, противники Генриха капитулировали. Гражданские войны закончились. Генрих IV в 1598 г. издал Нантский эдикт, ставивший цель примирить католиков с гугенотами. Католичество восстанавливалось во всей Франции и признавалось государственной религией. Католическому духовенству возвращались его земли. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, собирать свои церковные съезды. Это был первый эдикт веротерпимости в Западной Европе. Гугенотское дворянство начало отходить от политической позиции и возвращалось обратно в католицизм. Гугенотам было оставлено около 200 крепостей на юге и юго-западе. Они получили право иметь при короле своих представителей, а также собирать особые политические совещания. В результате гражданских войн гугеноты юга Франции получили значительную самостоятельность. Во Франции после тридцати лет войны и анархии восторжествовал абсолютизм. Торговля и финансы находились в полном расстройстве, государственная казна была пуста. В этих условиях восстановление сильной королевской власти являлось жизненно необходимым. В установлении порядка в стране были заинтересованы широкие слои французского общества.

Экономическая политика Генриха IV. 

Генрих IV сумел подобрать себе умных и энергичных министров, таких, как Сюлли, Лафемма. Сюлли поставил задачу восстановить экономику Франции, в частности сельское хозяйство. Он считал земледелие основным источником благосостояния страны. «Земледелие — это истинные рудники и перуанские сокровища Франции». По его настоянию правительство частично снизило налоги с крестьян, освободило от уплаты недоимок, накопившихся за время гражданских войн, запретило продавать скот и орудия труда крестьян за долги, что облегчило положение французского крестьянства и способствовало подъему сельского хозяйства. Правительство Генриха IV упорядочило сбор налогов, взяв под контроль деятельность сборщиков, ограничив их возможности наживаться за счет разницы между суммой откупов, предоставленной государству, и налогами, собираемыми с населения. Сюлли провел ряд других мер: было организовано осушение болот, поощрялось распространение новых сельскохозяйственных культур, таких, как кукуруза, свекла и т. п. Правительство поощряло развитие шелководства; во многих местах были посажены тутовые деревья для получения шелка-сырца. Экономическая политика Генриха IV была.направлена также на поддержку промышленности и торговли. Учитывая рекомендации некоторых экономистов, вышедших из рядов буржуазии (Лафемма), правительство Генриха IV проводило протекционистскую политику и покровительствовало развитию промышленности. Были созданы крупные государственные мануфактуры и поощрялись частные предприятия, которым раздавались привилегии и субсидии. Мануфактуры были рассчитаны на изготовление предметов роскоши — шелковых и бархатных тканей, гобеленов, сафьяна, позолоченной кожи для обоев, стеклянных и ювелирных изделий, дорогих кружев, мебели, украшений. При Генрихе IV появились привилегированные мануфактуры, довольно крупные по количеству рабочих; мануфактура золотой пряжи в Париже имела 350 станков, а полотняная мануфактура в Руане насчитывала 200 рабочих. Проводилась политика протекционизма в отношении французской промышленности; ввоз иностранных промышленных изделий был ограничен; вывоз сырья шелка и шерсти был запрещен. Генрих IV решительно встал на путь защиты французской промышленности от конкуренции североитальянской, голландской и английской промышленности. Правительство поощряло торговлю, заключало торговые соглашения с другими государствами, повышало ввозные пошлины на разного рода изделия. Высокое качество продукции и ее художественные достоинства обеспечивали широкий сбыт товаров в стране и за ее пределами. В эту пору было положено начало вековой монополии Франции на мировом рынке в области производства предметов роскоши. В 1599 г. был введен покровительственный таможенный тариф, а в 1601 г. учреждена торговая компания под руководством Лафемма. Были улучшены дороги и организована регулярная почта. При содействии правительства французские купцы вновь добились лучших условий торговли в Леванте и Испании. Франция начала проводить колониальную политику. В 1604 г. была основана Ост-Индская компания, по образцу английской. В это же время началась колонизация французами Канады. Восстановление сильной королевской власти и экономическая политика Генриха IV отвечала интересам французской буржуазии и среднего дворянства. Буржуазия оказывала поддержку королевскому абсолютизму.

Внешняя политика Генриха IV. 

Генрих IV проводил активную внешнюю политику, направленную против испанских и австрийских Габсбургов. В борьбе с австрийскими Габсбургами он шел на союз с протестантскими князьями Германии. Габсбургская династия была оплотом католической реакции во всей Западной Европе. Генрих IV проектировал создание в Европе антигабсбургской коалиции в составе Франции, Англии, Голландии и протестантских князей Германии, а также Скандинавских стран и Швейцарии. Считая, что война с Габсбургами неизбежна, он энергично к ней готовился. Но в разгар подготовки к войне в 1610 г. Генрих IV был убит одним из воинствующих католиков Равальяком. Это было десятое покушение на короля, организованное феодально-католической реакцией, поддерживаемой Испанией.

Генеральные штаты 1614 г.

После смерти Генриха IV престол Франции перешел к его девятилетнему сыну Людовику XIII; регентшей стала королева-мать Мария Медичи. Воспользовавшись слабостью правительства, вельможи и принцы снова выступили против абсолютизма и потребовали созыва Генеральных штатов. Но надежда на то, что штаты поддержат знать в ее выступлении против королевской власти, не оправдалась. Третье сословие, представленное провинциальными чиновниками, уже получившими дворянство, и богатыми горожанами, поддержало правительство и отклонило требование знати, добивавшейся передачи власти в руки аристократии. Генеральные штаты были распущены и не собирались до Французской революции 1789 г. Вспыхнула новая гражданская война. На политической арене выдвинулся энергичный и талантливый епископ Арман Жан дю Плесси (Ри-шелье), который был приглашен на службу в королевский совет. В 1622 г. он по представлению королевы получил от папы титул кардинала. С 1624 по 1642 г. Ришелье занимал пост первого министра Людовика XIII и был фактическим руководителем государства.

Ришелье и политика укрепления абсолютизма.

Ришелье многое сделал для укрепления абсолютизма. Его идеалом было могущественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми своими подданными, включая дворянство. В своем «Политическом завещании» он писал: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью — могущество государства...» Это была его политическая программа, которую он выполнил до конца. Он боролся со всеми противниками королевского абсолютизма, кем бы они ни являлись светскими феодалами, членами королевской семьи, представителями папской курии. Будучи католиком и кардиналом, Ришелье интересы государства ставил выше интересов церкви. Сам дворянин по происхождению, Ришелье не собирался отменять сословные и имущественные привилегии дворянства, но требовал, чтобы дворяне служили королю и подчинялись государственным законам. В «Политическом завещании» он утверждал, что «главный жизненный нерв государства — это дворяне, но дворяне, подчинившиеся королю». Ришелье приказал срыть многочисленные замки феодалов, если они не имели стратегического значения. Кардинал строго запретил дуэли, рассматривал их как пережиток былой феодальной вольницы и утверждал, что «дворянин имеет право умирать только за короля». О народе Ришелье писал: «Народ — это мул, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы». В высказываниях Ришелье о дворянстве и народе раскрывается классовая природа абсолютизма, который выражал и защищал интересы дворянства и был направлен против эксплуатируемых масс. Укрепление французского абсолютизма было несовместимо с существованием во Франции гугенотского «государства в государстве». Ришелье начал наступление на политическую независимость гугенотов. Во главе гугенотов стояли крупнейшие феодалы — герцог Роган и др. Опорной базой гугенотов являлся крупный порт на западе Франции — Ла-Рошель, который был связан с англичанами и получал от них помощь. Ришелье направил в Лангедок армию под руководством принца Кондэ, а сам осадил Ла-Рошель. Он приказал соорудить большую дамбу, отрезавшую город от моря; одновременно он был отрезан широким рвом и от суши. Английский флот был лишен возможности подвести городу продовольствие и оказать ему поддержку, в городе начался голод, умерло более 20 тыс. жителей. Крепость Ла-Рошель капитулировала в октябре 1628 г. На юге гугеноты также потерпели поражение. Теперь Ришелье мог не считаться с Нантским эдиктом. В 1629 г. он издал «Эдикт милости». За гугенотами сохранялась только свобода вероисповедания, но они лишались всех военных и политических привилегий. У них были отобраны крепости, их войска расформированы, закрыты особые судебные палаты. Гугенотское государство перестало существовать.

Интенданты, укрепление бюрократического аппарата.

Ришелье реорганизовал систему государственного управления. Большое значение приобрели особые чиновники-интенданты. Они посылались в провинции и являлись орудием центральной власти на местах. Должность интенданта не покупалась и не продавалась, не передавалась по наследству, как большинство государственных должностей во Франции. Интенданты должны были следить за губернаторами провинций, начальниками бальяжей и провинциальным городским самоуправлением. В центральном аппарате большую роль играли государственные секретари, которые руководили отдельными ведомствами. Все нити государственного управления концентрировались в руках Ришелье. Королевский совет, состоявший из аристократов, потерял свое значение. В экономической области Ришелье продолжал политику Генриха IV: он принимал меры для развития мануфактурного производства. Но французская буржуазия медленно втягивалась в торгово-промышленную и колониальную деятельность, предпочитая им ростовщические операции и государственные откупа. Но все же Франция при Ришелье стала более активно проводить колониальную политику: заселялась Канада («Новая Франция»), французы начали торговую экспансию на Антильские острова.

Крестьянские восстания в первой половине XVII в.

Активная внешняя политика, расходы на содержание королевского двора и бюрократии требовали громадных денежных средств. Крестьянство Франции было задавлено многочисленными поборами в пользу дворян и государства, причем налоги непрерывно увеличивались. Одна талья — основной государственный налог — выросла за 30 лет в 4 раза. Усиление налогового бремени вызывало крестьянские восстания. Правление кардинала Ришелье сопровождалось непрерывными крестьянскими волнениями в разных районах королевства. Крупные крестьянские волнения произошли в 30-х гг. на западе — в Гиени, Пуату, Ангулеме. В 1639 г. вспыхнуло восстание в Нормандии. Это была подлинная крестьянская война. Крестьяне во главе с Жаном Босоногим образовали свою армию, носившую название «армия страдания». Они нападали главным образом на сборщиков налогов. Вся Нижняя Нормандия оказалась в руках восставших. Волнения происходили также в городе Кане и в столице Нормандии Руане. Городские власти и дворяне не могли справиться с восстанием, которое получило огромный размах. В нем приняли участие различные слои населения; основную массу составляла крестьянская и городская беднота, но на некоторое время примкнули и более зажиточные прослойки городского и деревенского населения, также страдавшие от налогового гнета. Восстание было жестоко подавлено силами французской армии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33699. Разбои и грабежи 14.7 KB
  Кроме того разбои и грабежи часто совершаются группами на базе которых складываются особо опасные преступные формирования совершающие бандитские нападения вымогательство и т. Грабежи и разбойные нападения направленные на завладение государственным имуществом или имуществом коммерческих структур на хранилища денежных средств. Среди способов разбоев и грабежей можно выделить следующие 1 нападения на открытой местности либо в помещении совершаемые с использованием фактора внезапности без применения насилия рывки сумок шапок денег у...
33700. Криминалистическая характеристика преступлений 11.16 KB
  Открытый характер и дерзость совершения этих преступлений то впечатление которое они производят на потерпевших и очевидцев обусловливают значительный общественный резонанс чему способствует и относительно низкая раскрываемость грабежей и разбоев подчас групповой характер этих преступлений.
33701. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОШЕННИЧЕСТВА 12.34 KB
  При мошенничестве подлежат установлению следующие обстоятельства:1имело ли место мошенничество; 2 место время условия способ совершения мошенничества; кто был очевидцем преступления; 3 наличие преступного умысла; 4 предмет мошенничества какая сумма денег была незаконно получена мошенником; 5 объект посягательства государственная или общественная организация коммерческая структура частное лицо; 6 данные о личности преступника место работы трудовая характеристика...
33702. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВ 12.38 KB
  В зависимости от объема и характера первичной информации имеющейся в распоряжении следователя на момент возбуждения уголовного дела все убийства могут быть разделены на две группы: 1так называемые очевидные убийства факт совершения которых не вызывает сомнения и к началу расследования которых известно лицо совершившее это преступление; 2убийства совершенные в условиях неочевидности. Обстоятельства подлежащие доказыванию по делам об убийствах: 1 факт убийства; 2 место время и способ...
33703. Особенности расследования убийств при обнаружении частей расчлененного трупа 12.37 KB
  Особенности расследования убийств при обнаружении частей расчлененного трупа. При обнаружении частей расчлененного трупа перед следователем стоит задача найти все части тела убитого установить его личность и выявить убийцу. Иногда части расчлененного трупа отправляются багажом по железной дороге в различные пункты. При обнаружении нескольких или всех частей расчлененного трупа путем судебномедицинской экспертизы требуется установить: 1 являются ли обнаруженные части трупа частями тела человека; 2 принадлежат ли они одному трупу; 3 пол...
33704. Особенности расследования убийств, замаскированных под самоубийство 12.06 KB
  Особенности расследования убийств замаскированных под самоубийство Неотложными следственными действиями в делах связанных с инсценировкой самоубийства являются осмотр места происшествия и трупа допрос заявителя и лиц близко знавших погибшего освидетельствование подозреваемого обыск и выемка а также проведение судебномедицинской экспертизы в тех случаях когда судебномедицинское исследование трупа не проводилось до возбуждения уголовного дела. Допрос заявителя и лиц хорошо знавших погибшего производится по широкому кругу вопросов...
33705. Особенности расследования убийств при возбуждении дел по факту обнаружения трупа неизвестного с признаками насильственной смерти 12.26 KB
  Особенности расследования убийств при возбуждении дел по факту обнаружения трупа неизвестного с признаками насильственной смерти. При обнаружении трупа неизвестного лица с признаками насильственной смерти будут приняты меры к установлению личности погибшего. При обнаружении трупа неизвестного лица он прежде всего будет предъявлен для опознания тем кто оказался на месте происшествия в момент его осмотра. Если лицо убитого обезображено перед предъявлением для опознания будет произведён туалет трупа.
33706. Поведение с лицами находящимися в бессознательном состоянии 10.87 KB
  100 Устава патрульнопостовой службы милиции общественной безопасности. 18 комментируемого Закона оказание помощи в том числе первой доврачебной гражданам пострадавшим от преступлений административных правонарушений и несчастных случаев а также находящимся в беспомощном или ином состоянии опасном для их жизни опасность для здоровья в данном случае законодателем исключена является одной из служебных обязанностей сотрудника милиции которые ему предписано выполнять независимо от занимаемой должности места нахождения и времени....
33707. Особенности расследования причинения телесных повреждений на бытовой почве 13.34 KB
  Дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью возбуждаются только по жалобе потерпевшего которому разъясняется что дело может быть прекращено за примирением сторон. Признаки дающие основание возбудить дело помимо заявления потерпевшего могут усматриваться из представленных им медицинских история болезни справка врача других уличающих виновного документов в том числе магнитофонных записей телефонных переговоров осуществлявшихся потерпевшим по своей инициативе. Расследование начинается как правило с допроса потерпевшего если...