26352

Буржуазные преобразования во Франции в 1789 – 1791 г

Доклад

История и СИД

Уже в июле Собрание создало комиссию по подготовке декларации и конституции Франции. Однако изза роста крестьянских восстаний Собрание безотлагательно начинает с решения аграрного вопроса. Призывая остальную часть дворянства пожертвовать своими правами в интересах справедливости и принести жертвы на алтарь отечества Учредительное собрание 11 августа приняло декреты по аграрному вопросу. Таким образом не решив сути аграрного вопроса Учредительное собрание в декретах 4 11 августа объявило что полностью уничтожает феодальный режим.

Русский

2013-08-18

21.47 KB

7 чел.

41.Буржуазные преобразования во Франции в 1789 – 1791 г.

Аграрное законодательство 4 - 11 августа 1789 г.

Уже в июле Собрание создало комиссию по подготовке декларации и конституции Франции. Однако из-за роста крестьянских восстаний, Собрание безотлагательно начинает с решения аграрного вопроса. На заседании Учредительного собрания 4 августа 1789 г., длившееся до поздней ночи, дворянские депутаты и владевшие земельной рентой буржуа больше других подверженные «Великому страху», вносят предложение о решении проблем, поразивших деревню. Герцог д'Эгийон, рисуя устрашающую картину бушующей деревни, предложил готовый законопроект, состоявший из 8 разделов. Призывая остальную часть дворянства «пожертвовать своими правами в интересах справедливости» и принести жертвы «на алтарь отечества», Учредительное собрание 11 августа приняло декреты по аграрному вопросу. Все феодальные повинности были разделены на «личные» и «реальные». К «личным» относились: серваж, сеньориальные суды, право мертвой руки, исключительное право охоты и т. д. «Реальным» платежами считали: церковная десятина, чинш, единовременные пошлины сеньору при продаже и наследовании цензивы, шампар и т. д. Разницы между ними заключалась в том, что «личные» повинности в отличие от  «реальных» отменялись без всякого выкупа и не были связаны с земельной собственностью. Таким образом, не решив сути аграрного вопроса, Учредительное собрание в декретах 4 - 11 августа объявило, что «полностью уничтожает феодальный режим».

Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

После принятия аграрных декретов собрание вернулось к конституционным вопросам. 26 августа была принята Декларация прав человека и гражданина, состоящая из 17 статей, в основу которых были положены антифеодальные просветительские идеи Ж.-Ж. Руссо. В противоположность королевскому абсолютизму Декларация провозгласила принцип верховенства  нации. Нация - единственный источник всякой власти. Эта формулировка допускала сохранение монархии. Декларация формулировала точные определения «естественных, неотъемлемых и неотчуждаемых прав». Первая статья декларации начиналась: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Правда, в первую статью была внесена туманная оговорка, допускавшая «общественные различия», если они ведут к «общей пользе». «Естественными и неотъемлемыми правами» признавались свобода личности, свобода слова и печати, свобода совести, свобода вероисповедания, безопасность и сопротивление угнетению, выбора любого рода занятий. В 17-й статье Декларации таким же нерушимом правом было объявлено право собственности. Изъятие ее из рук владельца допускалось лишь в случае «общественной необходимости», на основании закона и при условии «предварительного и справедливого вознаграждения». Отвергая сословные привилегии, Декларация предусматривала право всех граждан участвовать самим или через своих представителей в законотворческом процессе. В самом названии Декларации человек стоит на первом месте после гражданина. В этом тоже выразились идеи просветителей, стремившихся сфокусировать все свое внимание на человеческой индивидуальности. Вслед за гуманистами XVI в. и рационалистами XVII столетия, просветители ставили человека в центр всех своих исторических и философских построений. Они желали вырвать его из тисков феодальных корпораций (сословие, цех, гильдия), рассматривая как индивида, равного всякому другому. Всеобщее равенство было необходимо для ликвидации тех сословных барьеров, которые выстроило феодальное общество. Поэтому выделение человеческой личности в противовес феодальному корпоративизму составляло магистральную идею буржуазного мировоззрения, которую просветители XVIII в. довели до необычайной остроты. Знаменитая триединая формула «свобода, равенство и братство», извлеченная из Декларации впоследствии прокатиться громовым эхом по всей Европе.

Поход на Версаль 5 - 6 октября 1789 г.

После утверждения Декларации и предоставлению основных прав и свобод гражданам встал вопрос об избирательном праве. Уже 31 августа большинство депутатов Собрания с пониманием отнеслись к предложению депутата Мунье об установлении имущественного ценза для избирателей и о разделении граждан на «активных» и «пассивных». Эта мысль была высказана Сиейесом еще в июле. В сентябре правительство готовило новый контрреволюционный переворот. Людовик XVI отказался подписать августовские декреты и Декларацию. В Версаль и Париж стягивались надежные части. 5 октября со страниц газеты Марата «Друг народа» раздался призыв к походу на Версаль. В походе участвовало около 6 тыс., женщин требовавших хлеба. Позднее к Версалю подошла Национальная гвардия во главе с Лафайетом. 6 октября  вспыхнуло вооруженное столкновение с королевской стражей, в ходе которого народ ворвался во дворец. Испуганный король дважды вместе с Лафайетом выходил на балкон и пытался успокоить вооруженную толпу. Опасаясь самого худшего развития ситуации, Людовик XVI подписал декларацию и аграрные законы, после чего спешно покинул Версаль и отправился в Париж. Вслед за королем в столицу переехало Учредительное собрание. 8 октября был издан приказ об аресте Марата. Другу народа пришлось скрываться в подполье. 21 октября Учредительное собрание издало закон, разрешавший применять военную силу для подавления народных восстаний.

Административная реформа.

Отменив в августе старые привилегии провинций, Собрание затем уничтожило и всю средневековую систему деления Франции на провинции, женералите, сенешальства, бальяжи т. д. Законом 15 января 1790 г. Учредительное собрание установило новое административное устройство королевства. Вся страна была разделена на 83 департамента, разделявшихся в свою очередь на коммуны, кантоны и дискриты. Это новое административное устройство, уничтожавшее старую феодальную раздробленность с внутренними таможнями, вотчинными судами и тому подобное обеспечивало национальное единство государства. В результате проведенной реформы во Франции образовалось 44 тыс. муниципалитетов.

Церковная реформа

Попытки Людовика XVI и его министров в 1787 г. и в 1789 г. разрешить нависший над королевством социально-политический и экономический кризис закончились безрезультатно. Новое революционное правительство унаследовало от феодально-абсолютистской монархи значительное количество долгов и нарастающий в стране финансовый кризис. Во избежание опасных прецедентов нарушения «неприкосновенных и священных» прав частной собственности, охраняемой последней статьей Декларации прав человека и гражданина, Учредительное собрание по предложению епископа Отенского Талейрана, поддержанное Г. О. Мирабо,  постановило секвестровать церковное имущество, исходя из предложенного Талейраном  разъяснения, что данная мера «вполне совместима со строгим уважением к правам собственности», поскольку обязанности, возлагающиеся на священников церковным саном, не позволяют духовенству быть такими же собственниками, какими являются  дворянство или буржуазия. Несмотря на протест духовенства, возмущенного выходкой своего собрата, и апеллировавшее к 17-ой статье августовской Декларации, депутаты Учредительного собрания декретом от 2 ноября 1789 г. постановили все церковное имущество передать в распоряжение нации. Церковная реформа затронула не только галликанскую церковь, сохранившую верность католицизму, но и те церкви, которые подверглись влиянию Реформации. После того, как имущество церкви было объявлено собственностью государства, депутаты Собрания решили ликвидировать политическую автономию церкви, приступив, собственно, к самой реформе церкви. Декретами июля - ноября 1790 г. Собрания стремилось изменить внутреннюю структуру церкви и определить ее дальнейшую сферу деятельности в государстве. Ряд полномочий находящихся в ведении церковной администрации передавались под юрисдикцию местных гражданских властей (регистрация брака, регистрация умерший и регистрация новорожденных). Стремясь поставить духовенство на службу интересам формирующегося буржуазного порядка, депутаты Собрания постановили вывести галликанскую церковь из-под влияний французского короля и римского папы. Король лишался прерогативы назначения лиц на епископские кафедры, а папа лишался права их утверждения. Все церковные должности становились избираемыми, на основе установленного законом имущественного ценза. Вне зависимости от конфессиональной принадлежности, высшие духовенство избиралось департаментскими выборщиками, низшее - приходскими. Правительство брало на себя обязательство выплачивать священнослужителям жалованье. Между государством и священнослужителями окончательно оформлялись связи по вектору государство - церковь, выражающиеся, в том числе через установленное законом денежное вознаграждение в форме заработной платы, получаемой служителями культа за их труд. Таким образом, всякий по праву носящий сутану превращался в духовного чиновника, служителя, но не в теологическом, а в светском значении этого слова. Старое деление Франции на 18 архиепископств и 116 епископств заменялось делением на 83 диоцеза, что соответствовало 83 департаментам, образованным в ходе административной реформы. Декретом 27 ноября 1790 г. Учредительное собрание постановило присягнуть выработанным статьям конституции. Каждый епископ обязывался принести присягу в присутствии муниципальных властей. Однако большинство священнослужителей отказалось от присяги. Из 83 епископов на верность Декларации прав человека и гражданина, а также статьям конституции присягнуло лишь 7. С конца ноября 1790 г. вплоть до 1801 г., т. е. на момент подписания Наполеоном I конкордата с Римом, духовенство во Франции делилось на конституционное (присягнувшее) и неконституционное (отказавшееся от присяги).

Дальнейшая попытка решения крестьянского вопроса Учредительным собранием.

Декреты 4 - 11 августа крестьянство восприняло, как полную отмену всех феодальных повинностей. Крестьяне перестали платить не только «личные» повинности, что позволялось законом, но и «реальные», которые предполагалось выкупать. Поскольку власти пытались заставить крестьян нести положенные повинности, пока они их не выкупят, в феврале 1790 г. вновь вспыхнуло восстание. В решении аграрного вопроса Учредительное собрание использовало два метода: метод убеждения и метод принуждения. Декретом от 15 марта 1790 г. помещики были лишены права триажа. Декретами февраля и июля 1790 г. Собрание подтвердило обязанность крестьян платить «реальные платежи» и предоставило местным властям право вводить «военное положение». В случае учинения крестьянами погрома имущества собственника, правительство возлагало на общины обязанность возмещения причиненного ущерба в размере 2/3 от стоимости утраты, понесенного владельцем. В мае 1790 г. Собрание установило невыгодный для крестьян порядок выкупа «реальных платежей», что привело к новой волне крестьянского движения. В департаментах Керси, Перигор, Руэрг крестьянство зимой 1790 г. вновь поднялось на борьбу. Собрание направляло в «мятежные» департаменты войска и комиссаров. Но быстро потушить очаг восстания не удавалось. Еще в 15 мае 1790 г. Собрание издало декрет, по которому разрешило продажу национально имущества с торгов мелкими участками с рассрочкой платежа до 12 лет. В июне срок уплаты платежа сократился с 12 до 4 лет. Вместо продажи земли мелкими участками, теперь ее стали продавать целыми угодьями. Крестьянство в первое время проявило интерес к распродаже церковных земель и число волнений заметно сократилось. Однако цены на землю были установлены высокие, а продажа крупных участков с торгов поднимала их еще выше. Приступив к продаже национальных имуществ, Учредительное собрание выпустило для уплаты за них специальные государственные денежные обязательства - ассигнаты, первоначально на сумму 400 млн. ливров. Эта сумма равнялась цене, предназначенной к продаже части национальных имуществ. Ассигнаты вначале были выпущены нарицательной стоимостью в тысячу ливров и котировались как ценные бумаги. Однако вскоре им были приданы функции бумажных денег: их стали выпускать мелкими купюрами, и они приобрели хождение наравне со звонкой монетой.

Выборы в муниципалитеты в январе - феврале 1790 г. Закон Ле Шапелье. Отмена сословий.

В январе - феврале 1790 г. на основе новых конституционных статей об имущественном цензе были проведены выборы в муниципальные органы. Доступ к ним, как и в Национальную гвардию был открыт только состоятельным людям. В области торгового и промышленного законодательства Учредительное собрание исходило из принципов экономического либерализма школы физиократов. Стремясь к обеспечению наибольшего простора хозяйственной инициативы, оно отменило все прежние ограничения. Препятствовавшие свободе промышленной и торговой деятельности. 16 февраля 1791 г. был издан декрет об упразднении цехов и их привилегий, еще ранее была отменена правительственная регламентация в промышленном производстве. 2 марта Собрание принимает закон о свободе предпринимательской деятельности. С весны 1790 г. в Париже и других городах начались стачки рабочих, требовавших повышение заработной платы и сокращения рабочего дня. Образовался Братский союз, объединивший тысячи рабочих-плотников. Еще ранее печатники Парижа создали свою особую организацию. 14 июня 1791 г. депутат Ле Шапелье - адвокат из Ренна, внес проект против рабочих, принятый почти единогласно депутатами Учредительного собрания. Декрет этот по своему создателю, стал именоваться Закон Ле Шапелье. Закон воспрещал объединение рабочих в союзы или в иные ассоциации, запрещал стачки и применял меры к нарушителям. Нарушители закона карались штрафами и тюремными заключениями. Собрания забастовщиков приравнивались к «мятежникам» и против участников могла быть применена военная сила. Сам Ле Шапелье мотивировал необходимость принятия этого закона тем, что профессиональные союзы и забастовки рабочих стесняют свободу личности предпринимателя и противоречат тем самым Декларации прав человека и гражданина. Учредительное собрание ликвидировало деления страны на сословия, однако, сохранило при этом сам титул дворянства. Для того чтобы обеспечить дальнейшее равенство всех граждан в правах Собрание 19 июня 1790 г. отменило институт дворянства и все связанные с ним титулы. Ношение титулов: маркиз, граф, герцог и т. д., а также пользование фамильными гербами было запрещено. Граждане могли иметь только фамилию главы семьи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69328. Методи розв’язування нелінійних рівнянь. Збіжність методів розв’язування нелінійних рівнянь 806 KB
  Оскільки оточуючий нас світ нелінійний, математичні моделі його об'єктів і процесів визначаються переважно через нелінійні рівняння: алгебраїчні і трансцендентні для аналізу сталих станів, і диференційні для аналізу динамічних процесів. Розв’язок нелінійних алгебраїчних рівнянь...
69329. Типові ланки систем автоматичного керування 180.5 KB
  Типові ланки є ланками направленої дії: сигнали передаються ланкою в одному напрямі зі входу на вихід. Типові ланки ділять на пропорційні підсилюючі аперіодичні інерційні коливальні інтегруючі астатичні диференціюючі і форсуючі.
69330. Часові та частотні характеристики ланок САК 92.5 KB
  Для оцінювання динамічних властивостей ланок використовують часові та частотні характеристики. До часових характеристик належать перехідна функція та імпульсна перехідна функція.
69331. Передаточні функції типових з’єднань ланок. Перетворення структурних схем САК 404.5 KB
  Жорсткий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого залежить тільки від відхилення величини на його вході і не є функцією часу. Гнучкий зворотний зв’язок це такий зв’язок дія якого проявляється лише в перехідних режимах.
69332. Багатовимірні системи та метод змінних стану 528 KB
  Загальні відомості про багатовимірні системи Метод змінних стану Методика розв’язання рівнянь стану В САК в загальному випадку можна одночасно виконувати керування декількома величинами. Розенброком було закладено основи методу автоматизованого проектування...
69333. Стійкість лінійних безперервних САК 319.5 KB
  Поняття види і загальна умова стійкості Дослідження і аналіз стійкості за коренями характеристичного рівняння Алгебраїчні критерії стійкості САК Частотні критерії стійкості САК Дослідження стійкості за допомогою побудови зон стійкості Синтез САК виходячи з умов стійкості...
69334. Якість лінійних неперервних САК та методи її оцінки 97 KB
  Стійкість системи є необхідною але недостатньою умовою робото спроможністю САК. Точність системи в перехідних процесах оцінюють за допомогою прямих та непрямих показників. Непрямі показники визначають за розташуванням коренів характеристичного рівняння або за частотними характеристиками системи.
69335. Точність САК 94 KB
  Помилки в САК Точність статичних та астатичних САК при типових діях Точність САК при гармонійних діях 1. Чим меншим є миттєве значення сигналу помилки тим кращою є точність системи. Сигнал помилки в типовій системі керування містить складову що характеризує точність виконання...
69336. Предмет і зміст ТАК 31.5 KB
  Під керуванням називають будьяку дію яка вносить бажані зміни в процес цілеспрямована дія і ґрунтується на використанні початкової і робочої інформації. Ампер виконуючи класифікацію існуючих і можливих у подальшому наукових напрямків розвитку запропонував...