26362

Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II

Доклад

История и СИД

Реформы МарииТерезии и Иосифа II. Правление Иосифа II 178090 Сын Марии Терезии Иосиф II ставший соправителем своей матери после 1765 часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. Демонстрируя просвещенность и добрую волю Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества он вел энергичную борьбу с властью папы Римского.

Русский

2013-08-18

15.02 KB

54 чел.

51.Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II.

Правление Марии Терезии

Экономическая и политическая слабость Габсбургской монархии, обнаружившаяся, в частности, в войнах середины 18 в., заставила австрийское абсолютистское правительство Марии Терезии (правила в 1740-80)  встать на путь экономических и административных реформ. Гораздо более энергично начала проводиться политика меркантилизма и протекционизма, поощрение развития капиталистических мануфактур и т.д. Были предприняты попытки некоторых крестьнских реформ, вызванные ростом крестьянских выступлений (в частности, в Чехии), фискальными и военными целями, а также потребностями развивавшейся капиталистической промышленности (указы 1771, 1775 об ограничении барщины тремя днями в неделю, ограничение компетенции вотчинного суда и др.). Были проведены также реформы с целью усиления централизации и укрепления аппарата государственной власти (введение постоянного военного налога, взимавшегося без согласия сословий отдельных провинций, создание постоянной армии, ряда центральных учреждений для австро-чешских земель).  Австрийские вооруженные силы, государственное управление и налоговая система были полностью перестроены. Центральное место при реорганизации государственной власти занял государственный совет, имевший совещательные функции и состоявший из специалистов от каждого из департаментов по внутренним делам. Был создан новый верховный суд, а судебная система была отделена от системы государственного управления. В соответствии с тенденциями, характерными для эпохи Просвещения, были изданы новые кодексы законов. Коренному обновлению подверглись внешнеполитическое и военное ведомства. Военные расходы возросли, был введен централизованный рекрутский набор. Усложнившаяся организация вооруженных сил потребовала привлечения большего числа гражданских работников. Для увеличения эффективности государственного управления и обеспечения централизации был расширен контингент гражданских служащих в Вене и в провинциях; теперь они набирались из среднего класса. В наследственных землях короны и в Чехии местные ландтаги утратили ряд важных функций, а чиновникам короны был предоставлен широкий круг полномочий, начиная от надзора за крепостными и кончая юрисдикцией в вопросах полиции и образовании.  В экономической сфере поощрялось развитие мануфактурного производства. Несмотря на сопротивление традиционных цеховых объединений, создавались новые, современные промышленные предприятия. Венгрия должна была служить рынком сбыта для промышленной продукции из Австрии и житницей для австрийских городов. Были введены всеобщий подоходный налог, единая система пограничных и внутренних пошлин. С целью расширения международной торговли был создан небольшой торговый флот, модернизированы порты в Триесте и Риеке. Возникли компании, которые осуществляли торговые связи с южной Азией.

Правление Иосифа II (1780-90)

Сын Марии Терезии, Иосиф II, ставший соправителем своей матери после 1765, часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. В 1780 он взял бразды правления в свои руки. Проводил политику просвещённого абсолютизма. Новый император стремился укрепить могущество Австрии и ее единство, улучшить систему государственного управления.  Он был убежден, что личная власть суверена должна быть неограниченной и что ему надлежит внедрять в сознание населяющих страну народов дух общей родины. Были изданы указы, объявлявшие немецкий язык государственным, что позволило унифицировать сферу государственного управления и ускорить судебные процедуры. Полномочия венгерского сейма были урезаны, а вскоре он и вовсе прекратил свою деятельность.  Демонстрируя просвещенность и добрую волю, Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Печатная и театральная цензура была временно смягчена. Размеры оброка, который уплачивали крестьяне, теперь регулировались чиновниками короны, а размеры взимаемых налогов зависели от доходов с земли.  Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества, он вел энергичную борьбу с властью папы Римского. Фактически он стремился превратить церковь в своих владениях в инструмент государства, независимый от Рима. Духовенство было лишено десятины и было вынуждено обучаться в семинариях под государственным контролем, а архиепископы обязаны были официально приносить клятву лояльности короне. Были ликвидированы церковные суды, брак стал рассматриваться как гражданский договор, находящийся вне компетенции церкви. Число религиозных праздников было сокращено, а украшение культовых зданиях регламентировалось государством. Приблизительно каждый третий из монастырей был закрыт.  Во внешней политике (которой наряду с военным делом Иосиф II ведал ещё будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австрийском дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и укрепить господствующее положение Австрии в империи; встречая сопротивление всё более усиливавшейся Пруссии, искал сближения с Россией (союз 1781).  Иосиф II издал указ о всеобщем и обязательном школьном обучении. Средства на обучение должны были выделять дворянство и местные власти. Хотя эта мера не была до конца осуществлена, посещаемость школ значительно увеличилась. Иосиф II безвременно скончался в 1790.  Таким образом, была предпринята попытка создания единообразной абсолютистской административно-бюрократической системы в масштабах всей Габсбургской монархии, в том числе в землях, продолжавших ещё сохранять некоторую автономию. Ломка старых отношений проводилась без учёта исторически сложившихся национальных особенностей, связей, сопровождалась насильственной германизацией, вызвав усиление освободительной борьбы (в Венгрии, в Австрийских Нидерландах). Крестьянские реформы Иосифа II (указы 1781-82, 1785 об отмене крепостной зависимости, попытка заменить барщину и другие натуральные повинности единым поземельным налогом и др.) встретили упорное сопротивление со стороны реакционного дворянства и не были осуществлены. Попытка преобразовать наиболее обветшалые австрийские институты путём реформ "сверху", в рамках феодально-абсолютистского строя, окончилась, таким образом, безрезультатно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62772. Морфология. Местоимение. Относительные местоимения 22.5 KB
  Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.
62773. МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА 14.84 KB
  Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...
62774. Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова 31.08 KB
  Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.
62776. Причастный оборот 26.97 KB
  Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
62777. Перенос слов 15.6 KB
  Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова 3. Развитие умения слышать и видеть в словах опасные места орфограмму. Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова Мягкий знак твердый знак ы.
62778. Правила переноса слов 14.71 KB
  Актуализация изученного Прочитайте слова на доске Сосна ванна майка объявил Объясните орфограммы объясняют О ком эта загадка читает загадку о собаке Это о собаке Напишу слово собака на строке продолжает запись.
62779. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения 23.58 KB
  Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...
62780. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее 16.34 KB
  Целеполагание. Определяют учащиеся, опираясь на тему урока. Работа со словарным словом: рябина. Устная проверка домашнего задания. Прочесть вслух 2–3 сочинения-описания архитектурного памятника по желанию учащихся.