26362

Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II

Доклад

История и СИД

Реформы МарииТерезии и Иосифа II. Правление Иосифа II 178090 Сын Марии Терезии Иосиф II ставший соправителем своей матери после 1765 часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. Демонстрируя просвещенность и добрую волю Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества он вел энергичную борьбу с властью папы Римского.

Русский

2013-08-18

15.02 KB

62 чел.

51.Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II.

Правление Марии Терезии

Экономическая и политическая слабость Габсбургской монархии, обнаружившаяся, в частности, в войнах середины 18 в., заставила австрийское абсолютистское правительство Марии Терезии (правила в 1740-80)  встать на путь экономических и административных реформ. Гораздо более энергично начала проводиться политика меркантилизма и протекционизма, поощрение развития капиталистических мануфактур и т.д. Были предприняты попытки некоторых крестьнских реформ, вызванные ростом крестьянских выступлений (в частности, в Чехии), фискальными и военными целями, а также потребностями развивавшейся капиталистической промышленности (указы 1771, 1775 об ограничении барщины тремя днями в неделю, ограничение компетенции вотчинного суда и др.). Были проведены также реформы с целью усиления централизации и укрепления аппарата государственной власти (введение постоянного военного налога, взимавшегося без согласия сословий отдельных провинций, создание постоянной армии, ряда центральных учреждений для австро-чешских земель).  Австрийские вооруженные силы, государственное управление и налоговая система были полностью перестроены. Центральное место при реорганизации государственной власти занял государственный совет, имевший совещательные функции и состоявший из специалистов от каждого из департаментов по внутренним делам. Был создан новый верховный суд, а судебная система была отделена от системы государственного управления. В соответствии с тенденциями, характерными для эпохи Просвещения, были изданы новые кодексы законов. Коренному обновлению подверглись внешнеполитическое и военное ведомства. Военные расходы возросли, был введен централизованный рекрутский набор. Усложнившаяся организация вооруженных сил потребовала привлечения большего числа гражданских работников. Для увеличения эффективности государственного управления и обеспечения централизации был расширен контингент гражданских служащих в Вене и в провинциях; теперь они набирались из среднего класса. В наследственных землях короны и в Чехии местные ландтаги утратили ряд важных функций, а чиновникам короны был предоставлен широкий круг полномочий, начиная от надзора за крепостными и кончая юрисдикцией в вопросах полиции и образовании.  В экономической сфере поощрялось развитие мануфактурного производства. Несмотря на сопротивление традиционных цеховых объединений, создавались новые, современные промышленные предприятия. Венгрия должна была служить рынком сбыта для промышленной продукции из Австрии и житницей для австрийских городов. Были введены всеобщий подоходный налог, единая система пограничных и внутренних пошлин. С целью расширения международной торговли был создан небольшой торговый флот, модернизированы порты в Триесте и Риеке. Возникли компании, которые осуществляли торговые связи с южной Азией.

Правление Иосифа II (1780-90)

Сын Марии Терезии, Иосиф II, ставший соправителем своей матери после 1765, часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. В 1780 он взял бразды правления в свои руки. Проводил политику просвещённого абсолютизма. Новый император стремился укрепить могущество Австрии и ее единство, улучшить систему государственного управления.  Он был убежден, что личная власть суверена должна быть неограниченной и что ему надлежит внедрять в сознание населяющих страну народов дух общей родины. Были изданы указы, объявлявшие немецкий язык государственным, что позволило унифицировать сферу государственного управления и ускорить судебные процедуры. Полномочия венгерского сейма были урезаны, а вскоре он и вовсе прекратил свою деятельность.  Демонстрируя просвещенность и добрую волю, Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Печатная и театральная цензура была временно смягчена. Размеры оброка, который уплачивали крестьяне, теперь регулировались чиновниками короны, а размеры взимаемых налогов зависели от доходов с земли.  Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества, он вел энергичную борьбу с властью папы Римского. Фактически он стремился превратить церковь в своих владениях в инструмент государства, независимый от Рима. Духовенство было лишено десятины и было вынуждено обучаться в семинариях под государственным контролем, а архиепископы обязаны были официально приносить клятву лояльности короне. Были ликвидированы церковные суды, брак стал рассматриваться как гражданский договор, находящийся вне компетенции церкви. Число религиозных праздников было сокращено, а украшение культовых зданиях регламентировалось государством. Приблизительно каждый третий из монастырей был закрыт.  Во внешней политике (которой наряду с военным делом Иосиф II ведал ещё будучи соправителем) отличался агрессивностью (в частности, был при австрийском дворе в числе наиболее активных сторонников участия Австрии в первом разделе Польши, 1772). Стремился утвердить и укрепить господствующее положение Австрии в империи; встречая сопротивление всё более усиливавшейся Пруссии, искал сближения с Россией (союз 1781).  Иосиф II издал указ о всеобщем и обязательном школьном обучении. Средства на обучение должны были выделять дворянство и местные власти. Хотя эта мера не была до конца осуществлена, посещаемость школ значительно увеличилась. Иосиф II безвременно скончался в 1790.  Таким образом, была предпринята попытка создания единообразной абсолютистской административно-бюрократической системы в масштабах всей Габсбургской монархии, в том числе в землях, продолжавших ещё сохранять некоторую автономию. Ломка старых отношений проводилась без учёта исторически сложившихся национальных особенностей, связей, сопровождалась насильственной германизацией, вызвав усиление освободительной борьбы (в Венгрии, в Австрийских Нидерландах). Крестьянские реформы Иосифа II (указы 1781-82, 1785 об отмене крепостной зависимости, попытка заменить барщину и другие натуральные повинности единым поземельным налогом и др.) встретили упорное сопротивление со стороны реакционного дворянства и не были осуществлены. Попытка преобразовать наиболее обветшалые австрийские институты путём реформ "сверху", в рамках феодально-абсолютистского строя, окончилась, таким образом, безрезультатно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52779. Звичайні дроби 109.5 KB
  Обладнання: макет Замок вислови таблиці картки ключі. Перед вами мурований страшний на вигляд замок злої чаклунки Трінкокс жорстокість якої не мала меж. Пуск А от і замок. Поїхали А ось і замок.
52780. Додавання і віднімання десяткових дробів 45 KB
  Завдання Переведи звичайні дроби у десяткові та заповни таблицю. Кожній групі учнів учитель видає аркуш ватману кольорові маркери завдання записані на аркушах кольорового паперу. Суть методу Графіті: кожен учень виконує завдання свого кольору на ватмані та в зошиті. Коли всі учні однієї команди виконали свої завдання завдання мають різний рівень складності вони обмінюються ватманами з другою командою яка виконувала інший варіант перевіряють...
52781. Властивості додавання і віднімання десяткових дробів 1.02 MB
  Сума і різниця картки з завданнями для самостійної і естафетної роботи. Вона одержала завдання приготувати запитання і вправи для уроку. Дівчинка виконала його але вранці йдучи до школи була не уважною читала бігборди то ворон рахувала і загубила підготовлені завдання. Потрібно відірвати пелюстку прочитати завдання і виконати його.
52782. Немає друга шукай, а знайшов тримай. Виховна година 91 KB
  Учитель Дуже важливо путь важкий пройти Друга вірного собі в житті знайти Втішити засмучену людину І до щастя відшукать стежину Дружби перекинути мости Бо із другом завжди легше йти. Учитель Скільки б іграшок книжок розваг у тебе не було без справжнього друга сумно і нецікаво. Не бігай не метушись а іди по волі й пильнуй щоб угледіти друга який усміхаєтся до тебе.
52783. Якщо друг у тебе є, життя радісним стає 41.5 KB
  Мета: Виховувати почуття справжньої дружби колективізму чесності щирості у відносинах відповідальності перед другом уміння допомогти у важку хвилину. Вірші про дружбу Якщо друг у тебе є 4 Якщо друг у тебе є Життя радісним стає. Разом можна все зробити Ти не зрадь його ніколи Тож без друга не прожити.
52784. Я + МЫ = Дружба 63 KB
  Все расселись по местам никому не тесно по секрету скажу вам будет интересно Упражнение Я рад с тобой общаться Дети поворачиваясь друг к другу называют товарища по имени говорят: Я рад с тобой общаться Правила работы в группе Четко и громко проговаривать все слова Активно работать Обращаться друг к другу только по имени Внимательно слушать говорящего Не...
52785. Година спілкування на тему: «Добре там жити, де вміють дружити» 76 KB
  Робота в парах Збери прислівя Без вірного друга дорожчі від багатства. Людина без друга велика туга. Друга шукай як дерево без коріння. Людина без друга як їжа без солі.
52786. Сценарий воспитательного мероприятия «В поисках дружбы» 62.5 KB
  Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать В огонь и в воду за друзей идти. 2 Пират Кругом сокровища лежат Все вместе: Вперёд и прочь тревоги Ждёт где-то нас заветный клад и новые дороги 3 Пират: О капитан Вражда впереди на горизонте шхуна Дружба Что прикажете делать Ведь там же множество детей А с ними сказочных затей. С неё начинается дружба. Музыка Если с другом вышел в путь Учитель: Народная мудрость говорит Дружба великая сила.