2638

Изучение магнитного поля соленоида создаваемых вдоль оси длинной и короткой катушек

Лабораторная работа

Физика

Изучение магнитного поля соленоида Цель работы: определение магнитных полей, создаваемых вдоль оси длинной и короткой катушек. Описание лабораторной установки и вывод расчётных зависимостей Примерная картина магнитного поля на оси короткой и...

Русский

2014-09-21

493.5 KB

132 чел.

Изучение магнитного поля соленоида

 Цель работы: определение магнитных полей, создаваемых вдоль оси длинной и короткой катушек.

Описание лабораторной установки и вывод расчётных

зависимостей

Примерная картина магнитного поля на оси короткой и длинной катушек приведена на рис. 4.1.

Значение магнитной индукции на оси катушки рассчитывается по формуле

, (4.1)

где I – ток, протекающий по катушке, N – число витков катушки; l – длина катушки, м; А; 1 и 2 – углы между направлением оси x и радиус-векторами, проведёнными из точки на оси к краям катушки, рад; x – координата точки на оси катушки, в которой определяется величина магнитной индукции (рис. 4.1), м; Rк – радиус катушки, м.

Если выполняется соотношение 2Rк << l (такую катушку называют соленоидом), то в точке с координатой x = l/2 (торец) 1 = /2 и 2  , а в центре соленоида (x = 0) 1  0 и 2  . В этом случае для расчёта величины магнитной индукции на оси соленоида в центре Вц и в торце Вт из (4.1) получим

,                                        (4.2)

,                                       (4.3)

где Nc – число витков соленоида; n = Nc/l – число витков на единицу длины соленоида, м-1.

Если выполняется соотношение l << 2Rк и   0, то с учётом того, что 2 = 1 + ;  cos  1  и  sin  , получаем

cos1 - cos2 = cos1 – cos(1 + ) = cos1 – cos1 cos +

+ sin1 sin =  sin1  .               (4.4)

Из геометрических построений на рис. 4.1 следует:

.   (4.5)

Таким образом, подставив (4.4) в (4.1), с учётом 4.5) получим формулу для магнитной индукции на оси катушки

,                                   (4.6)

где Nк – число витков короткой катушки.

Формула (1.6) совпадает с формулой для расчёта магнитной индукции витков с током, которую можно получить, используя закон Био-Савара-Лапласа.

Принципиальная схема установки приведена на рис. 4.2. Установка состоит из лабораторного модуля 1, амперметра 2, милливольтметра 3 и выносного элемента 4. В качестве измерительных приборов используются мультиметры.

Выносной элемент включает в себя соосно смонтированные на подставке катушки: длинную 5 и короткую 6. В процессе работы они могут быть поочерёдно присоединены к лабораторному модулю. Модуль служит для обеспечения электропитания выносного элемента. На панели модуля изображена принципиальная электрическая схема, а также установлены гнёзда 11 для штекеров короткой и длинной катушек. На катушки подаётся переменное напряжение частотой = 50 Гц. Для регулирования силы тока в цепь включён резистор R с переменным сопротивлением. Миллиамперметр, измеряющий ток в катушке, подключается через гнёзда "РА" на панели лабораторного модуля. При прохождении через катушку переменного тока возникает переменное магнитное поле.

В качестве датчика магнитной индукции используется измерительная рамка 8, расположенная вблизи катушек на штоке 7. Для удобства определения координаты рамки на штоке имеются сантиметровые деления. При полностью введённом штоке рамка располагается точно в середине длинной катушки. Через шток выведен коаксиальный кабель, с помощью которого измерительная рамка присоединяется к милливольтметру. Короткая катушка насажена на стержень 9 и может передвигаться вдоль него. Положение катушки может определяться с помощью сантиметровых делений на стержне.

Под действием переменного магнитного поля катушки в измерительной рамке возникает ЭДС индукции. Так как сопротивление милливольтметра, подключённого к измерительной рамке, довольно велико (не менее 1 МОм), можно считать, что измеряемая милливольтметром разность потенциалов будет равна ЭДС индукции. Ток в катушке изменяется по гармоническому закону, поэтому мгновенное значение магнитной индукции в любой точке изменяется во времени по тому же закону B =
=
B0cost, где B0 – амплитудное значение магнитной индукции, Тл;   = 2 - циклическая частота, рад/с.

Измерительная рамка располагается так, что плоскость её витков перпендикулярна линиям индукции. Радиус рамки rр << R, поэтому поле в пределах рамки можно считать однородным в каждый момент времени. Магнитный поток сквозь рамку Ф = BSр, где Sр – площадь рамки, м2.

В соответствии с законом электромагнитной индукции в рамке индуцируется ЭДС, мгновенное значение которой

,

где Nр – число витков измерительной рамки.

Учитывая закон изменения магнитной индукции во времени, получим

,

где E0 – амплитудное значение ЭДС, В.

Таким образом, магнитная индукция однозначно связана с ЭДС, возникающей в рамке:

.                                              (4.7)

Помещая измерительную рамку в разные точки на оси катушки и измеряя величину возникающей ЭДС индукции, можно получить распределение магнитной индукции вдоль оси.

Необходимые для расчётов характеристики приведены в табл. 4.1. В ней величины с индексом "с" относятся к соленоиду, а с индексом "к" к катушке.

Таблица 4.1

Nс

Nк

Nр

Rс, мм

Rк, мм

lс, мм

lк, мм

, рад/с

Порядок проведения измерений и выполнения расчётов

Тарировка индукционного датчика

1. Подключить к лабораторному модулю соленоид.

2. Полностью ввести шток в соленоид.

3. Установить с помощью резистора с переменным сопротивлением максимально возможное значение тока соленоида и измерить значение ЭДС индукции.

4. Проделать 4-5 измерений ЭДС индукции, уменьшая каждый раз значение тока на 0,2 А. Результаты занести в табл. 4.2.

5. Милливольтметр и миллиамперметр показывают действующие значения ЭДС и тока, которые в  раз меньше амплитудных. Подставляя действующие значения токов в формулу (4.2), рассчитать соответствующие значения магнитной индукции, а затем значения Sр для каждого значения тока, учитывая, что в соответствии с уравнением (4.7)

,

где E – действующее значение ЭДС, В; B – значение магнитной индукции, рассчитанное по формуле (4.2), Тл.

6. Рассчитать среднеарифметическое значение площади измерительной рамки . Результаты занести в табл. 4.2.

Таблица 4.2

I, А

E, В

B, Тл

Sр, м2

, м2

Определение магнитной индукции на оси соленоида

1. Установить значение тока соленоида, равное 1 А.

2. Полностью ввести шток в соленоид.

3. Перемещая шток на 1 деление (1 см), снять зависимость ЭДС от координаты. Результаты записать в табл. 4.3.

4. Рассчитать экспериментальные значения магнитной индукции по формуле

.                                            (4.8)

5. Рассчитать теоретическое значение магнитной индукции на оси соленоида Bс.теор по формуле (1.1) во всех точках, в которых производились измерения.

6. Построить графики Bс.теор = f(x) и Bс.эксп = f(x) в одних координатных осях.

Таблица 4.3

x, см

E, мВ

Bс.эксп, Тл

Bс.теор, Тл

0

1

...

11

Определение магнитной индукции на оси короткой катушки

1. Установить значение тока катушки, равное 1 А.

2. Установить шток в такое положение, чтобы вне соленоида находилось два деления штока. Перемещая катушку вдоль соленоида, добиться максимального показания милливольтметра, присоединённого к рамке. В этом положении измерительная рамка на штоке оказывается точно в центре катушки (x = 0).

3. Перемещая шток каждый раз на 1 см, снять зависимость E = f(x).

4. По формуле (4.8) рассчитать экспериментальное значение магнит-ной индукции Bк.эксп на оси катушки для каждого значения координаты.

5. По формуле (4.6) рассчитать теоретическое значение магнитной индукции Bк.теор на оси катушки для каждого значения координаты.

6. Результаты измерений и расчётов записать в табл. 4.4.

7. Построить графики Bк.теор = f(x) и Bк.эксп = f(x).

Таблица 4.4

x, см

E, мВ

Bк.эксп, Тл

Bк.теор, Тл

-2

-1

0

1

11

Контрольные вопросы

1. Что такое магнитная индукция?

2. Вывести формулу для расчёта магнитной индукции на оси витка с током на расстоянии x от его плоскости, используя закон Био-Савара-Лапласа.

3. Вывести формулу для расчёта магнитной индукции на оси соленоида в произвольной точке.

4. На чём основан метод измерения магнитной индукции, применённый в работе? Какая величина измеряется непосредственно? От чего она зависит?

Работа

Определение магнитной индукции соленоида и катушки

Состав работы:

  •  лабораторный модуль _________________________1 шт.

                       -    электронный осциллограф ОСУ – 10В ___________1 шт.

-   микромультиметр ( MY-67)_____________________2 шт.

                       -     адаптер АС-DC __________________________2 шт.

  •  соленоид с катушкой ___________________________1 шт.

                       -    полка _________________________________________1шт.

 

           Параметры соленоида: длина – l= 15    см. , число витков N1 =  1750         

            Параметры катушки : длина – l = 9    мм. ,

диаметр –D = 88     мм. , число витков N2 =   750    .

              

 Примечание: параметры датчика индукционного типа ( N S )- произведение числа витков датчика на площадь его сечения – определяются путём  его тарировки.      

 

Лабораторная работа № 5

Определение отношения заряда электрона

к его массе (e/m)

Цель работы: определение отношения заряда электрона к  его массе двумя способами.

Описание лабораторной установки

Принципиальная схема установки приведена на рис. 5.1. Основные элементы находятся в лабораторном модуле. Источниками ЭДС служат два источника стабилизированного питания - ИП1 с ЭДС E1 и ИП2 с ЭДС E2 типа "Марс", подключаемые к модулю. Величину ЭДС показывают стрелочные вольтметры, расположенные на лицевых панелях источников. С помощью источника E2 создаётся разность потенциалов между катодом и анодом, а источник E1 необходим для возбуждения тока в соленоиде, создающем магнитное поле.

На передней панели модуля (рис. 5.2) имеется изображение схемы лабораторной работы, а также расположены гнёзда "PA1" и "РА2" для подключения амперметров, в качестве которых используются мультиметры. Объектом исследования служит магнетрон: соленоид, внутри которого расположена электронная лампа – вакуумный диод с соосными цилиндрическими электродами.

Теоретические положения и вывод рабочих формул

На заряженную частицу, движущуюся в стационарных электричес-ком и магнитном полях, действует сила , равная векторной сумме сил, действующих со стороны магнитного поля  (сила Лоренца) и со сто-роны электрического поля  (кулоновская сила).

Рассмотрим движение частицы в электрическом и магнитном полях. В электрическом поле на заряженную частицу действует кулоновская сила

,

где q – заряд частицы;  - напряжённость электрического поля. Изначально покоившаяся положительная частица будет двигаться в электрическом поле вдоль линии напряжённости по направлению вектора , а отрицательная - в противоположном направлении.

На движущуюся в магнитном поле заряженную частицу действует сила Лоренца

,

где  – вектор магнитной индукции.

Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки. В однородном магнитном поле заряженная частица движется в общем случае по спирали либо по окружности (в том случае, когда вектор скорости перпендикулярен вектору магнитной индукции). На рис. 5.3 изображена траектория движения электрона в случае, когда .

При наличии магнитного и электрического полей движение частицы носит сложный характер. В том случае, если электрическое и магнитное поля взаимно перпендикулярны, то траектория частицы лежит в плоскости, перпендикулярной к линиям магнитной индукции (если начальная скорость частицы была равна нулю или же вектор начальной скорости лежал в той же плоскости).

Такое движение осуществляется в магнетронах. Электрическое поле в магнетроне является радиальным, т.е. вектор напряженности  направлен по радиусу, а его величина обратно пропорциональна радиусу . Магнитное поле создается длинной катушкой (соленоидом). Электронная лампа располагается внутри соленоида так, что его ось совпадает с осью симметрии лампы. Конфигурация электрического и магнитного полей в магнетроне представлена на рис. 5.4.

При включении накала катода и анодного напряжения электроны, выходящие из катода в результате термоэлектронной эмиссии, движутся к аноду под действием кулоновской силы. При подключении соленоида к источнику тока в нем возникает магнитное поле. Так как магнитное поле оказывает влияние только на направление скорости движения частицы, то траектория электрона будет представлять собой кривую. На рис. 5.5 показан примерный вид траектории электрона при различных значениях магнитной индукции. Траектория 1 представляет собой прямую линию при отсутствии магнитного поля (В = 0). При увеличении магнитной индукции (кривые 2,3,4) радиус кривизны траектории уменьшается, и при значении магнитной индукции Вкр электрон подлетает к аноду по касательной.

Если значение магнитной индукции будет превышать Вкр, то электрон не попадет на анод и будет дрейфовать внутри лампы (рис. 5.6). Анодный ток в цепи лампы в этом случае будет равен нулю. Зависимость анодного тока от магнитной индукции приведена на рис. 5.7. Штриховая линия соответствует условиям, когда начальная скорость электронов равна нулю (0 = 0). В этом случае при B > Bкр все электроны возвращались бы к катоду, не достигнув анода. Анодный ток Iа при этом исчезал бы быстро, как это показано на рис. 5.7 штриховой линией.

На самом деле электроны, испускаемые накалённым катодом, имеют отличные от нуля начальные тепловые скорости. Критические условия при этом достигаются для разных электронов при разных значениях B, поэтому анодный ток исчезает не сразу и реальная зависимость Iа = f(В) имеет вид, изображенный сплошной линией на рис. 5.7.

По мере удаления электрона от катода его скорость будет возрастать (за счет действия кулоновской силы) и радиус кривизны траектории увеличивается. При значении магнитной индукции, равном Вкр, радиус кривизны траектории будет равен радиусу анода Rа, а скорость электрона вблизи анода будет направлена перпендикулярно его радиусу. Используя это обстоятельство, а также законы сохранения энергии и момента импульса, получим выражение для определения удельного заряда электрона.

При выводе уравнения, воспользуемся цилиндрической системой координат: положение электрона характеризуется расстоянием от оси r, полярным углом и смещением вдоль оси z (рис. 5.8).

Если радиус анода Rа много меньше его длины, то напряжённость электрического поля в середине цилиндра имеет только радиальную компоненту. Сила, действующая на электрон, в таком поле направлена вдоль радиуса и равна

,                                        (5.1)

где e – заряд электрона; Er – напряжённость электрического поля.

Движение электрона в цилиндрической системе координат (рис. 5.9) можно представить в виде суммы поступательного движения вдоль оси z со скоростью  (аксиальная составляющая) и вдоль радиуса r со скоростью  (радиальная составляющая), а также вращательного движения вокруг оси z с угловой скоростью . Тангенциальная составляющая скорости  направлена по окружности радиусом r с центром, лежащим на оси z, её модуль может быть вычислен как = r. Векторы , и взаимно перпендикулярны.

Используя составляющие вектора скорости и правило левой руки, можно разложить вектор силы Лоренца также на три взаимно перпендикулярные составляющие  и .

Поскольку магнитное поле направлено вдоль оси z, проекция силы Лоренца на эту ось равна нулю. Принимая указанное на рис. 5.9 направление векторов  и  за положительное, получаем следующие выражения для двух остальных составляющих:

                                             (5.2)

где r и - соответствующие составляющие скорости электрона.

Движение электрона в плоскости П, перпендикулярной оси z, можно описывать с помощью уравнения динамики вращательного движения относительно оси z

,                                               (5.3)

где Lz – момент импульса электрона относительно оси z; Mz – проекция момента сил, действующих на электрон, на ось z.

По определению

,                                         (5.4)

где m – масса электрона.

Моменты сил  и  относительно оси z равны нулю, следовательно,

Mz =  = erB.                                         (5.5)

С учётом уравнений (5.2), (5.4), (5.5) уравнение (5.3) принимает вид

.                              (5.6)

Интегрируя уравнение (5.6) и принимая во внимание знак заряда электрона, получаем

,                                         (5.7)

где С – постоянная интегрирования, которую можно найти из начальных условий.

Если принять, что Rа >> Rк (Rк – радиус катода), Rк  0 и начальная скорость электрона равна нулю, то можно считать, что С = 0. Таким образом, уравнение (5.7) принимает вид

.                                         (5.8)

При перемещении электрона от катода с потенциалом к до точки с потенциалом электрическое поле совершает работу

Аэл = e(к - ).

Работа магнитного поля равна нулю, так как движение электрона происходит в плоскости, перпендикулярной линиям магнитной индукции. Кинетическая энергия электрона возрастает за счёт работы электрического поля, следовательно, если пренебречь начальной кинетической энергией электрона, то с учётом (5.8)

.          (5.9)

Уравнение (5.9) характеризует движение электрона в пространстве между цилиндрическими коаксиальными электродами.

Величину Bкр можно определить из уравнения (5.9), приняв во внимание, что в этом случае радиальная составляющая скорости электрона при r = Rа обращается в нуль ():

,                                           (5.10)

где U – разность потенциалов между катодом и анодом.

С другой стороны, критическое значение магнитной индукции можно определить, зная ток в соленоиде I0, при котором анодный ток становится равным нулю:

Bкр = 0nI0,                                             (5.11)

где n – число витков на единицу длины соленоида.

Приравнивая правые части (5.10) и (5.11), получаем формулу для определения e/m:

.                                         (5.12)

. Величину тока I0 определим из зависимости Iа = f(Ic) (рис. 5.10), график которой аналогичен графику Iа = f(В) (рис. 5.6), поскольку B ~ Iа. Вычислить критическое значение I0 можно через значение анодного тока, равное половине максимального Ia max.

Опыт №1

Определение e/m методом отклонения электронов в магнитном поле

Работа выполняется в следующем порядке:

1. Присоединить кабель с розеткой от блока коммутации к вилке на задней панели модуля.

2. Подключить к сети источники питания ИП1 и ИП2.

3. Подсоединить к гнездам "РА1" в цепи соленоида мультиметр, установив на нем диапазон измерения тока 10 А.

4. Подсоединить к гнездам "РА2" в анодной цепи лампы мультиметр, установив на нем диапазон измерения тока 2 мА.

5. Тумблером "Т" включить накал катода.

6. Установить на источнике ИП2 напряжение Ua = 5 В.

7. Изменяя ЭДС источника ИП1 в интервале 1 – 15 В с шагом в 1 В, снять зависимость Iа = f(Ic).

8. Установив напряжение источника ИП2 Ua = 8 В, проделать те же измерения, что и в п. 7. Результаты измерений занести в табл. 5.1.

9. Построить зависимость Iа = f(Ic) для двух значений ускоряющего напряжения и определить графически значения критических токов I01 и I02.

10. По формуле (5.12) рассчитать отношение e/m для двух значений U1 и U2 и найти его среднее значение.

11. Сравнить полученное значение e/m с табличными данными.

Таблица 5.1

Ua = 12 В

Ua = 15 В

Iа, А

Iс, мА

Iа, А

Iс, мА


Опыт №2

Определение e/m из вольт-амперной характеристики

вакуумного диода

В опыте используется та же самая установка, что и в опыте №1
(рис. 5.1), но отсутствует источник питания ИП1. Вследствие этого магнит-ное поле в диоде отсутствует и электроны движутся лишь под действием электрического поля.

Можно показать, что при не очень больших U существует прямая пропорциональность между Iа и U3/2
(рис. 5.11). В этом интервале для некоторого произвольного значения
U* можно опреде-лить по графику соответству-ющее значение . Можно по-казать также, что значение e/m может быть рассчитано как

,   (5.13)

где l – длина катода и анода.

Порядок выполнения работы следующий:

1. Присоединить кабель с розеткой от блока коммутации к вилке на задней панели модуля.

2. Подключить к сети источник питания ИП1 и блок коммутации.

3. Подсоединить к гнездам "РА2" в анодной цепи лампы мультиметр, установив на нем диапазон измерения тока 2 мА.

4. Тумблером "Т" включить накал катода.

5. Изменяя значение анодного напряжения от 0 до 15 В через 1 В, снять вольт-амперную характеристику диода Iа = f(Uа).

6. Результаты измерений записать в табл. 5.2.

7. Построить вольт-амперную характеристику вакуумного диода в виде графика Iа = f(U3/2).

8. Выделить участок вольт-амперной характеристики, на котором приблизительно выполняется закон Iа  U3/2 (см. рис. 5.7).

9. Из вольт-амперной характеристики определить в выделенном интервале значения U* и .

10. По формуле 5.13 рассчитать отношение e/m, используя указанные преподавателем значения Rа и l.

11. Результаты вычислений записать в табл. 5.3.

12. Сравнить полученное значение e/m с табличными данными.

Таблица 5.2

U, В

Iа, мА

0

1

...

15

Таблица 5.3

U*, В

, мА

e/m

Контрольные вопросы

1. Сформулировать правило левой руки для определения направления силы Лоренца.

2. Какими свойствами обладают линии магнитной индукции?

3. Как определяется направление силы, действующей на заряд в электрическом поле?

4. Какой физический смысл имеет критическое значение магнитной индукции Вкр?

5. Как определяется направление силы, действующей на заряд, движущийся в скрещенных электрическом и магнитном полях?

Работа

определение удельного заряда электрона

Состав работы:

  •  лабораторный модуль ___________________________1 шт.
  •  источник питания типа “HY 1502D”_______________2 шт.
  •  микромультиметр типа “MAS830B”________________2 шт.
  •  адаптер типа AC DC______________________________2шт.
  •  полка __________________________________________1 шт.

Параметры работы:

  •  число витков на единицу длины соленоида,в/м______-   10000
  •  диаметр анода, мм.______________________________-   6 мм
  •  диаметр катода, мм _____________________________-    0,5 мм

-    напряжение питания анода,В____________________  -  ( 6 – 10)В


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66380. Социальная технология живого моделирования в изучении и консалтинге организаций 1.65 MB
  Изучение организаций является одним из наиболее быстро развивающихся направлений социологии управления. Одна из причин этого в том, что именно организации являются тем типом социальных систем, в рамках которых люди объединяются для осуществления совместной деятельности.
66382. РОМАН-АПОКРИФ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 226 KB
  Данная работа представляет собой исследование одной из новых разновидностей романа зародившейся в XIX веке и сложившейся в литературе ХХ века в результате объединения романного повествования с историей рассказываемой каноническими и апокрифическими евангелиями – романа-апокрифа.
66383. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСХОДНОГО МАТЕРИАЛА В СЕЛЕКЦИИ КАРТОФЕЛЯ НА ОСНОВЕ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ 4.72 MB
  Обзор исторического пути и современного состояния селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Использование инцухта в селекции картофеля на основе межвидовой гибридизации. Создание и использование в селекционном процессе многовидовых гибридов картофеля.
66384. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ СОРТОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ЮГО-ЗАПАДА ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ 4.16 MB
  Цель исследований – изучить эффективность средств химизации в технологиях разного уровня интенсивности на сортах озимой пшеницы и выявить оптимальные решения получения максимальной урожайности новых и перспективных сортов на серых лесных почвах юго-запада Центрального Нечерноземья.
66385. Диференційований підхід у вивченні основ штучного інтелекту в курсі інформатики фізико-математичного факультету вищого педагогічного закладу 1.43 MB
  Перетворення в економічній політичній і соціальній сферах суспільного життя бурхливе впровадження нових інформаційних технологій вимагають нових підходів до розбудови як всієї національної системи освіти так і системи вищої освіти і висувають на перший план завдання...
66386. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 347.5 KB
  Идет процесс переоценки ценностей меняются ценностные представления. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе.
66387. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 342.5 KB
  Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды...