264

Электронные таблицы Excel, оформление документов в текстовом редакторе Word

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Описание методики табуляции функции, построения графиков в Excel и результаты работы. Построение списка (однотабличной базы данных) в Excel и результаты работы с ним. Теоретический обзор MS Word и методы его функционирования.

Русский

2012-11-14

479 KB

168 чел.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУВПО

Башкирский государственный аграрный университет

Кафедра Информатики и Информационных технологий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к расчетно-графической  работе № 1  по Информатике

Электронные таблицы Excel, оформление документов в текстовом редакторе Word

Уфа 2010   г.


Содержание

Введение

Задача 1. Описание методики табуляции функции, построения графиков в Excel и результаты построения.

Задача 2. Описание методики суммирования ряда в Excel и результаты решения

Задача 3. Описание методики поиска корня уравнения в Excel и результаты решения

Задача 4. Описание методики построения списка (однотабличной базы данных) в Excel и результаты работы со списком

Список использованной литературы


Введение

Целью расчетно-графической работы является закрепление знаний и практических навыков работы на персональном компьютере с использованием современных офисных компьютерных технологий MS Excel и MS Word.

Текстовый процессор Word, мощная и удобная информационная технология создания и обработки текстовых документов. Word позволяет создавать и редактировать документы, вводить и форматировать текст, изменять оформление абзацев и начертание шрифта, оформлять документы с помощью рисунков, добавлять таблицы, распечатывать многостраничные документы, проверять орфографию и грамматику, формировать слияние текста с данными таблиц. Microsoft Word XP — один из лучших текстовых редакторов. Дополнительные модули Word позволяют выполнять такие операции, как проверка орфографии и грамматики, формирование оглавлений и указателей, слияние с базой данных.

Электронные таблицы Excel-информационная технология для работы с таблицами как числовых, так и других типов информации. На листах рабочей книги  Excel, можно выполнять  работы с формулами и функциями, обеспечивающими выполнение самых сложных математических операций. Excel  позволяет представлять результаты расчетов в виде графиков и диаграмм, распечатывать листы, делать сводные таблицы, экспортировать данные в другие приложения. Microsoft Excel XP — программа, обладающая эффективными средствами обработки числовой информации, представленной в виде электронных таблиц. Она позволяет выполнять математические, финансовые и статистические вычисления, оформлять  профессионально отчеты, построенные на базе таблиц.

Контрольная работа из четырех задач, выполняется студентом в табличном процессоре MS Excel, а результаты должны быть оформлены в MS Word. Решение задач необходимо представить в виде таблиц MS Excel и в пояснительной записке объемом 10-15 страниц формата А4 в MS Word в электронном виде, и  на бумажном носителе.

Задача 1. Описание методики табуляции функции, построения графиков в Excel и результаты построения.

Рассмотрим процедуру построения графика функции     

при x  [0; 0,8,h=0.05].

Для построения графика функции необходимо сначала построить таблицу ее значений (табулировать функцию по аналогии с заданием из Лаб№1 MS Excel) при различных значениях аргумента, причем аргумент изменяется с фиксированным шагом. Полагаем  шаг h=0.05. То есть  x  [0; 0,8,h=0.05].С помощью Мастера диаграмм строим диаграмму типа точечная «график» (предварительно выделить исходные данные – диапазон В4:С28), указав при построении, что метками оси Х являются значения первого столбца (В4:В28). Результаты построения показаны по шагам  на рисунках 1 – 5 ниже.

Рис. 1 Табуляция функции в Excel и выбор типа графика для ее представления с помощью Мастера диаграмм (Шаг 1).

Рис. 2 Табуляция функции в Excel и ее представление с помощью Мастера диаграмм (Шаг 2).

Рис. 3 Табуляция функции в Excel и ее представление с помощью Мастера диаграмм (Шаг 3).

Рис. 4Табуляция функции в Excel и ее представление с помощью Мастера диаграмм (Шаг 4).

 

Рис.5. Решение задачи 1

Задача 2. Описание методики суммирования ряда в Excel и результаты решения

Также как и в задаче 1 получаем первый столбец значений параметра К, который изменяется в пределах 1<=K<=N, и столбец функций f(K) входящих слагаемыми в сумму. Значение суммы можно получить, например, по формуле: = СУММ(С5:С14), где С5:С14- диапазон ячеек столбца f(K), авто заполненных по первой ячейке, а ячейка С15 содержит формулу суммы.

Погрешности вычисляются по формулам:  и .

Здесь - абсолютная погрешность, - сумма ряда,  - точное значение суммы, - относительная погрешность.

Промер решения задачи 2 показан на рис. 6.

Рис. 6 Решение задачи 2

 Пояснительный текст по решению задачи 2 оформить в записке вслед за описанием решения задачи 1 в том же стиле. (Объем  описания 2 - 3  стр.)

Задача 3. Описание методики поиска корня уравнения в Excel и результаты решения

Найти корни уравнения

x3 – 0.01x2 – 0.7044x + 0.139104 = 0

Полином третьей степени в левой части уравнения имеет три  корня. Для нахождения корней нужно их предварительно локализовать. С этой целью необходимо построить график функции, то есть  ее табулировать. Табулируем полином на отрезке [-1,1] с шагом 0,2. Результат приведен на рисунке 3. При этом  в ячейку В2 была введена формула  

= А2^3-0,01*A2^2-0,7044*A2+0,139104

На графике рис.3 видно, что полином меняет знак на интервалах: [-1,-0,8], [0,2, 0,4], [0,6  0,8]. Это означает, что на каждом из них имеется корень данного полинома. Таким образом, мы локализовали все  три вещественных  корня нашего полинома.

Найдем корни полинома методом последовательных приближений с помощью меню Сервис командой Подбор параметра. Относительная погрешность вычислений и предельное число итераций задаются на вкладке Вычисления диалогового окна Параметры, открываемого командой Сервис, Параметры.

Зададим относительную погрешность и предельное число итераций равными 0,00001 и 1000 соответственно. В качестве начальных приближений можно взять любые точки из отрезков локализации корней. Возьмем, например, их средние точки: -0,9, 0,3 и 0,7 и введем их в диапазон ячеек C2:C4. В ячейки D2:D4 скопируем ячейку В2.Таким образом, в ячейках D2:D4 вычисляются значения полинома при значениях аргумента, введенного в ячейки С2:С4 соответственно.

Теперь выберем команду Сервис, Подбор параметра  и заполним диалоговое окно Подбор параметра:

Установить в ячейке:  $D$2

Значение     0

Изменяя значение ячейки  $C$2

Вводить ссылки на ячейки надо не с клавиатуры, а указателем мыши, кликнув на соответствующей ячейке таблицы.

После нажатия кнопки OK средство подбора параметров находит приближенное значение корня, которое помещает в ячейку С2. В данном случае оно равно –0,919999.

Аналогично в ячейках С3 и С4 находим два оставшихся корня. Они равны 0,20999 и 0,71999.

Рис.3. Окно исходной информации для решения задачи 3

Замечание.     В рассматриваемом случае ( Приложение 1, таблица 3) студентом решается трансцендентное уравнение, которое имеет единственный корень на заданном отрезке. Поэтому локализация корней не требуется. Пояснительный текст по решению задачи 3 оформить в записке вслед за описанием решения задачи 2 в том же стиле. (Объем  описания 2 - 3  стр.)

Задача 4. Описание методики построения списка (однотабличной базы данных) в Excel и результаты работы со списком

Для иллюстрации возможностей работы со списками (с базой данных)  в электронной таблице MS Excel необходимо подготовить таблицу данных и разместить их  как список на лист рабочей книги. Тему и содержание таблицы для задания 4 студенту предлагается выбрать самому. Например, список (база данных): “Автокаталог”. На рис. 4-9 показаны фрагменты таблицы на тему «Автокаталог».

Рис. 4. Таблица с исходным списком, составленным студентом на листе книги MS Excel/

Выполнить сортировку (см . методичку Лаб.1  MS Excel) по одному из столбцов таблицы.

Рис. 5. Таблица после сортировки

Выполнить  фильтрацию данных в таблице используя Автофильтр (см . методичку Лаб.1  MS Excel).

Рис. 6. Использование фильтра

Выполнить  фильтрацию данных в таблице используя Расширенный фильтр  (см . методичку Лаб.1,2  MS Excel).

Рис.7. Использование расширенного фильтра

Применить Мастер сводных таблиц и построить сводную таблицу по пробегу разных марок автомобилей, либо по стоимости .

Замечание.. Для таблицы, созданной студеном , можно выбрать параметры обобщения из Шаблона в Мастере при построении сводной таблицы (см . методичку Лаб.1,2  MS Excel).

Рис. 8. Подведение итогов

Рис. 9. Сводная таблица

В  пояснительной  записке  о решении четвертой задачи необходимо  описать  технологию  работы  со  списками  в электронной  таблице  Excel  (создания  списка,  сортировку,  установки  фильтрации,  подведения промежуточных и общих итогов  создания сводной таблицы включив в текст рисунки  с примерами подготовленных в MS Excel таблиц. Фрагмент описания приведен ниже.

Предметная область списка (база данных): “Автокаталог”.

Список  представляет  собой  набор  строк  таблицы,  содержащий  связанные  (по  смыслу)  данные.

Список  может  выступать  в  качестве  базы  данных,  если  соблюдаются  следующие  условия:  строки таблицы выступают в качестве записей, столбцы таблицы являются полями, заголовки столбцов, то есть первая строка списка, становятся именами полей базы данных.

           На рисунке 10 показаны названия полей базы данных и их тип.  

В строке 4 листа рабочей книги  Excel "Задача 4" введем заголовки полей списка (базы данных):

Номер; Марка; Цвет; Пробег; Год выпуска; Объем двигателя; Стоимость, тыс. руб.

           Заполним таблицу данными как показано на рисунке 11. Всего заполнено 20 строк списка.            

Рис. 11  Список (база данных) «Автокаталог»

Пример описания в пояснительной записке этапа Сортировка задачи 4..

  •  Отсортировать  список  можно  в  алфавитном,  числовом  и  хронологическом  порядке.  При  этом можно задать возрастающий, убывающий и пользовательский порядок сортировки.      Если был задан возрастающий порядок сортировки, все числа столбца сортируются в порядке от наименьшего  отрицательного  числа  к  наибольшему  положительному;  значения  даты и  времени располагаются  в  хронологическом  порядке  от  самого  раннего  к  самому  позднему;  текстовые данные сортируются по алфавиту, при этом в начале списка окажутся заданные в качестве текста числовые  значения;  список  логических  значений  будет  начинаться  со  значения  ЛОЖЬ  и заканчиваться  значением  ИСТИНА;  а  значения  ошибок  будут  отсортированы  в  том  порядке,  в котором  они  были  обнаружены.  При  возрастающем  порядке  сортировки  пустые  ячейки  будут сдвинуты в конец списка.
  •  При  убывающем  порядке  сортировки  все  числа  столбца  сортируются  от  наибольшегоположительного  к  наименьшему  отрицательному;  значения  даты  и  времени  располагаются  в порядке  от  самого  озднего  к  самому  раннему;  текстовые  данные  сортируются  в  обратном алфавитном  порядке;  список  логических  значений  будет  начинаться  со  значения  ИСТИНА  и заканчиваться значением ЛОЖЬ. Пустые ячейки будут сдвинуты в конец списка.
  •  При  применении  пользовательского  списка  сортировки  значения  будут  отсортированы  в соответствии с четко зафиксированной последовательностью заданного списка.

        

Отсортируем  список  “Автокаталог”  по  двум  уровням   -   сначала  по  Году  выпуска,  затем  по Стоимости.  Сортировку  выполняем  по  возрастанию.  Для  сортировки  используем  меню:

Данные\Сортировка. Окно выбора параметров сортировки показано на рисунке 12.   

Рис.12 – Сортировка данных

Результат выполненной сортировки списка "Автокаталог" показан на рисунке 13.  

Рис.13   Результат сортировки


Список использованной литературы

Литература общего назначения

Информатика. Базовый курс: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. В. Симоновича.-2-е изд..-СПб.: Питер, 2010. -640с.

Информатика: Учебник для вузов./Б.В. Соболь[и др.]-3-е изд.,перераб.и доп.-Ростов на Дону, 2007. -446с.

Информационные технологии

Михеева Е.В. Информационные технологии в проф. деятельности – М.: Академия, 2006. – 384 с.

Гарнаев А. Microsoft OFFICE ХР. Разработка приложений / А. Гарнаев, А. Матросов, Ф. Новиков и др.;под ред.Ф. Новикова.-СПб: BHV, 2005.-656с.

Сагман С. Microsoft Office XP: Для начинающих и средних пользователей / С. Сагман; Гл. ред. И.М. Захаров; Пер. с англ. М.В. Макарова.-М.: ДМК, 2002. -480 с.

Государственные стандарты

ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения.

ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения.

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 Информационная технология. Классификация программных средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54820. Іван Іванович Кирій «Незвичайний пацієнт» 65.5 KB
  Форми методи і прийоми роботи на уроці: робота в групах самостійна робота учнів робота з підручником робота з картками підсумкового контролю словникова робота інтерактивний метод Мікрофон вправа на вдосконалення читацьких навичок. Робота в картках підсумкового контролю У скільки років І. Словникова робота Учитель. Словникова робота.
54822. НОВОРІЧНІ ЛІНГВІСТИЧНІ ПАЗЛИ 157 KB
  Нікополь Сама форма пазлів на мою думкуналаштовує дитину на гру робить цікавим сам процес навчання чи виховання. Що значить скласти пазл Поперше зібрати ціле за його частинами; подругесистематизувати знання про частини та про ціле; потретєпобачити цілісну картину представленого. Пропоную вашій увазі новорічні лінгво етимологічні пазли.
54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.
54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»
54827. Основні складові трудової діяльності дошкільників 50.5 KB
  Сьогодні ми знову зібралися для того щоб поговорити про дуже важливу проблему трудове виховання дітей дошкільного віку. Щоб поліпшити його необхідно переглянути систему знань про працю дорослих членів суспільства які отримують діти змінити ставлення до людей праці і сформувати у дітей працелюбність як одну з базових якостей особистості. Знання стимулюють розвиток моральних почуттів дітей та спонукають їх до діяльності. Залишаючись актуальною протягом всієї історії розвитку людства проблема трудового...
54828. Педагогіка орієнтована на дитину 89.5 KB
  Що мається на увазі під поняттям діти с особливими потребами Це діти які в силу різних причин потребують посиленої уваги педагогів що здійснюють навчання виховання соціальну підтримку цих дітей тобто діти яких природа позбавила можливості на достатньому рівні сприймати світ й відчувати свою належність до нього через хвороби вади чи патологічний стан. Сьогодні ми поділимося досвідом як проходить процес навчання та виховання таких дітей у нашому закладі: якою повинна бути звичайна освіта для особливих дітей. Тому сьогодні на...