2644

Профессиональная ориентация школьников старших классов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Внеклассное мероприятие «Профессиональная ориентация школьников старших классов» В современном мире существует огромное разнообразие профессий. В подростковом возрасте достаточно сложно сделать правильный выбор высшего учебного заведения, без помощи...

Русский

2012-11-12

58 KB

23 чел.

Внеклассное мероприятие

«Профессиональная ориентация школьников старших классов»

В современном мире существует огромное разнообразие профессий. В подростковом возрасте достаточно сложно сделать правильный выбор высшего учебного заведения, без помощи более опытных людей. Данная проблема следует из психологической неготовности, а также недостаточной информированности выпускника о вузах, программах подготовки специалистов, и тд.

Цель:

помощь учащимся старших классов при выборе профессии.

Организация и содержание

  1.  мероприятие проводилось в форме беседы с учениками 9-11 классов. Основные вопросы, раскрывающие цель внеклассного мероприятия:
  2.  Решили ли Вы, куда будете поступать?
  3.  Что повлияло на Ваш выбор?
  4.  По какому принципу Вы выбираете вуз и специальность?

  1.  В беседе также отражались типичные ошибки при выборе вуза, а также приводится список востребованных профессий1:

Менеджер по продажам

32397 руб.

1154 вакансий

Бухгалтер

33971 руб.

563 вакансий

Менеджер по развитию

34623 руб.

304 вакансий

Программист

44310 руб.

228 вакансий

Менеджер проекта

36370 руб.

181 вакансий

Дизайнер

30740 руб.

161 вакансий

Врач

37291 руб.

138 вакансий

Системный администратор

30332 руб.

94 вакансий

Менеджер по PR

31858 руб.

44 вакансий

Энергетик

44751 руб.

37 вакансий

Ошибки, которые делают абитуриенты при выборе будущей профессии2

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты, ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

(А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут

ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Творчески подходи к делу и разработай для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

  1.  Являясь студентами факультета биологии РГПУ им. А.И. Герцена, мы имеем возможность предоставить некоторую актуальную информацию о факультете и университете в целом, поэтому беседа дополняется рассказом об учебной и внеучебной деятельности факультета и общей информацией о вузе.
  2.  Раздаточный материал:
    •  буклеты факультета (буклеты университета на время проведения мероприятия, к сожалению, были в типографии)
    •  расписание дней открытых дверей в РГПУ, взятое с официального сайта университета

Результаты:

  •  заинтересованность в беседе, которая заключалась в сопутствующих вопросах от учащихся
  •  активность выпускников во время всего мероприятия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65853. Вибір архітектури обчислювальної мережі. Загальна схема взаємодії локальних, міських та глобальних мереж. Вибір локальної обчислювальної мережі 373.5 KB
  Мета: Вивчити cхему взаємозв’язку різних типів мереж: локальних міських та глобальних. На основі поставлених задач вміти обирати архітектуру обчислювальної мережі. Вибір локальної обчислювальної мережі Загальна схема взаємодії локальних міських і глобальних обчислювальних...
65854. Эволюция маркетинговых концепций. Современные тенденции маркетинга (международного маркетинга) 61.46 KB
  Современные тенденции маркетинга международного маркетинга Концепция маркетинга генеральный замысел действий фирмы или предприятия на рынке определяющий её стратегию действий выбор системы целей и идеи бизнеса. Если исходить из классификации теории управления маркетингом предложенной профессором маркетинга...
65855. Французская печать XIX века 30.5 KB
  Этапы: Печать эпохи Наполеона I Пресса эпохи реставрации Журналистика июльской монархии Французская печать второй половины 19 века. Перу Наполеона принадлежит 32 тома. Концепция печати Наполеона. У Наполеона было много законов связанных с прессой.
65856. Эпос народов средневековой Европы 46 KB
  Мир эпических текстов как правило полярный его условно можно обозначить как мир своих и чужих как мир добра и зла мир человеческий хтонический демонический несмотря на то что эти миры имеют противоположную компонацию структура этих двух миров зачастую очень схожа.
65857. Феодальная раздробленность в русских землях. Характеристика отдельных княжеств 39 KB
  В середине 12 века князь Юрий Долгорукий несколько раз пытался взять город. Юрий силой захватил Коломну окончательно присоединил Переславль и начал войну с Тверью. В Орде Юрий обвинил Михаила в том что тот не платит дань и в отравлении ханской сестры.
65858. Своеобразие славяно-русского язычества 43.5 KB
  Функции Богов часто переплетались между собой дублировали друг друга. Сначала душу хранит Бог а после жизни очистившись от грехов душа вновь возвращается к нему. Берегиня – это богиня породившая всё сущное. Хорс символизировал бога.
65859. Понятие культуры в современной науке 36.5 KB
  Под феноменом культуры понимается все то что создано человеком в результате его приспособления к окружающему природному миру поэтому культура – это всё то что человек добавляет к полученному от природы и то новое что он создает иногда вопреки законам природы...