26460

Морфофункциональная характеристика производных кожного покрова

Доклад

Биология и генетика

ткань сосуды питание нервы иннервация волоса Волосяная нить имеет З зоны мозговая зона придает прочность построена из кубического эпителия средняя зона построена из плоского эпителия в нём накапливается пигмент наружный слой кутикула роговые чешуйки КЛАССИФИКАЦИЯ остевые – хорошо развит мозговой слой диаметр 70300 мкм покровные волосы длинные волосы челка грива хвост щетина пуховые – отсутствует мозговая зона мягкие располагаются рядом с остевыми диаметр 1540 мкм переходные – мозг зона в виде прерывистой линии...

Русский

2013-08-18

56.5 KB

15 чел.

15. Морфофункциональная характеристика производных  кожного покрова

Железы ( glandulae) – образованы железистым эпителием, который формирует их паренхиму.

3 вида:

  •  ЭКЗОКРИННЫЕ - синтезируют секрет, который поступает во внешнюю среду или в полость трактов (мочеполового, дыхательного, пищеварительного)

Имеют:

-секреторный отдел  ( в форме трубки – трубчатые,

                                       в форме пузырька – альвеолярные,

                                         альвеолярно-трубчатые)

- выводной проток (ветвистый – сложные, неветвистый – простые)

По характеру выведения секрета:

  •  голокриновый (при выведении секрета разрушается вся железа)

  •  апокриновый ( разрушается один из полюсов клетки)

  •  мерокриновый (секрет выделяется без разрушения железы)

  •  ЭНДОКРИННЫЕ - выделяют гормоны (биологически активные в-ва, буквально возбуждатели), гормоны поступают во внутреннюю среду организма (кровь, лимфа), тип секреции – всегда мерокриновый

  •  ЖЕЛЕЗЫ СМЕШАННОЙ СЕКРЕЦИИ – имеют внешнесекреторную и внутреннесекреторную части (поджелудочная: панкретический сок в просвет 12перстной кишки + инсулин в кровь)

ЖЕЛЕЗЫ КОЖНОГО ПОКРОВА

название

строение

топография

тип секреции

секрет

1.сальные

(gl. sebaceae)

простые альвеолярные

между сетчатым и сосочковым слоями дермы, выводные протоки открываются в волосяной мешочек, секрет выделяется на поверхность волоса по всему телу

голокриновые

кожное сало (предохраняет эпидермис от микро-организмов, воды, смазывает  волосы)

2.потовые

(gl. sudoriferae)

простые трубчатые, формируют клубочки

располагаются в сосочковом слое дермы, выводные протоки открываются на поверхность эпидермиса в виде пор, распределяются неравномерно:

Л – шея, нижн. часть живота, пах

КРС – голова, шея

СВ - запястье, между копытцами

С –оч. мало, вдоль позвоночного столба (поясница, крестец)

апокриновые или мерокриновые

пот (вода, мин. соли, конечные продукты белкового обмена)

испарение снижает темп. тела

3.молочная

(gl. lactifera)

вымя – uber  у Л и КРС

сложная альвеолярно-трубчатая

на вентральной пов-ти груди и живота

(соски:

2 – МРС, Л

4 – КРС

многососковые – СВ (8-12),

С (8-10)

К (6-8)

разные вариации

апокриновый

молоко (продукт питания для новорожденных)

1л молока = 500л крови, проходящей через мол. железу

Волосы (pili) -  производные эпидермиса, тонкие эластичные ороговевающие нити   из ороговевшего или ороговевающего эпителия.

Непосредственно в волосах накапливается КЕРАТИН (в виде включений), пигменты: ЛИПОФУСЦИН (коричнев) МЕЛАНИН (черн).

волосы покрывают почти всё тело

Ф-ции:        защита

                    терморегуляторная

                     орган осязания

Волос состоит из:

волосяная нить :  стержень – scapus pili (видимая часть) + корень – radix pili (находится в толще кожного покрова), корень переходит в луковицу волоса.*

волосяная сумка («чехол», в сумку открываются протоки сальных желёз)

*Утолщение корня – волосяная луковица (bulbus pili). Клетки её способны делиться => волос растёт

В волосяную луковицу впячивается  волосяной сосочек-  papilla pili (рыхл. соед. ткань, сосуды (питание), нервы (иннервация волоса))

Волосяная нить имеет З зоны

  1.  мозговая зона (придает прочность, построена из кубического эпителия)
  2.  средняя зона ( построена из плоского эпителия, в нём накапливается пигмент)
  3.  наружный слой (кутикула, роговые чешуйки)

КЛАССИФИКАЦИЯ

остевые – хорошо развит мозговой слой (диаметр 70-300 мкм)   

  •  покровные волосы
    •  длинные волосы (челка грива хвост щетина)

пуховые – отсутствует мозговая зона, мягкие, располагаются рядом с остевыми, диаметр 15-40 мкм

переходные – мозг зона в виде прерывистой линии

чувствительные (вибриссы) – имеют значительный диаметр, волосяная луковица очень сильно иннервирована (ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОР) нервные окончания воспринимают давление. прикосновение, находятся  в области губ, ноздрей, подбородка, век.

-щетина свиней ( setae) –   на стержне есть вершина, которая расщеплена на роговые нити ( «флажок»), дерму свиньи не разделяют на пилярный и сетчатый слои.

Стержни волос расположены в опред. направлении и образуют на коже линейные и вихревые потоки - flumina pilorum   и перекрёсты - cruces pilorum

(сходящиеся – конвергентные, расходящиеся – дивергентные)

Линька – смена волос:

ювенальная (возрастная) – первые месяцы (дни) жизни, после рождения заменяется ВЕСЬ шерстный покров

периодическая – весной и осенью

постоянная

МЯКИШИ (torus) – упругие утолщения кожного покрова, которые служат для опоры конечности о землю и обеспечивает амортизацию

- обладают большой чувствительностью - осязание

- имеют хорошо развитый подкожный слой ( липоциты +эласт. волокна)

-располагаются на автоподиях

Лошадь

запястье (пальмарно), заплюсна (плантарно) - («каштаны»)

пясть, плюсна – «шоры»

пальцевый мякиш («стрелка» - внутри копыта)

Собака на грудной – запястные, пястные, пальцевые

              на тазовой – плюсневые, пальцевые

Свинья, КРС – только пальцевые

ПАЛЬЦЕВЫЙ МЯКИШ

эпидермис (утолщенный шероховатый роговой слой, железы)

дерма (значительно развитые сосочки)

подкожный слой (хорошо развит, жировая и рыхлая соед. ткань), обр. подушку – pulvinis digitalis

У лошади: находится во взаимосвязи с  хрящ. основой внутри копыта

имеет форму клина (выделяют подушечку (pulvinus digitalis) и стрелку(cuneus ungulae))

Рога (сornu)  - полые образования, которые развиваются на роговых отростках лобной кости жвачных, покрыты роговой капсулой, образованной эпидермисом

Рог сост. из эпидермиса и дермы (срастается с надкостницей), сод. значительное количестсво кровеносных сосудов, сосочки-для питания произв. слоя эпидермиса.

Производящий слой эпидермиса (базальн, шиповидн, зерн) продуцирует трубчатый роговой слой

В каждом роге:

– корень  или восковица (epiceras- кайма) , переходит в кожу

- тело (basis)

-верхушка ( apex cornus) – только роговой слой, безболезненное спиливание

Полость рога сообщается с лобным синусом.

КОПЫТО (ungula)  - твердый кожный наконечник пальца

КОПЫТО:

основа кости

роговая капсула

  1.  копытная кайма (limbus) – узкая полоска 0.5см, эпидермис, дерма, подкожный слой. Производящий слой эпидермиса каймы производит прозрачный блестящий рог - глазурь.
    1.  копытный венчик (corona) 1-1.5см (в виде валика, эпидермис, дерма, подкожный слой) эпидермис синтезирует твердый коричневый трубчатый  рог
    2.  копытная стенка (paries) – покрывает дорсальную и боковую части кости 3ей фаланги и состоит из эпидермиса и дермы, дерма срастается с периостом.  Продуцирует беловатый листочковый рог (мягкий беловатый = > linea alba -  белая линия копыта, при ковке за неё нельзя заходить – кровотечение)
    3.  копытная подошва (solla) – лежит на дистальной пов-ти подошвы, состоит из эпидермиса  дермы,  Эпидермис синтезирует мягкий подошвенный рог (коричневый)

в подошве различают: тело

                                           две ножки – лат. и мед.

                                              

4 роговых слоя (глазурь, трубчатый, листочковидный, подошвенный) формируют роговой башмак:

  •  стенка: глазурь + трубчатый рог + листочковый рог
    •  подошвенный край: трубчатый рог
    •  подошва – подходит снизу в виде треугольника к подошвенному краю, основание граничит с роговым слоем мякиша.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53641. Понятие информации. Характеристика информации 39.5 KB
  Итак тема нашего сегодняшнего урока Информация Кто-нибудь из вас может попробовать сказать мне что такое информация Ученики: выводят определение информации. А теперь давайте запишем определение информации научным языком. А сейчас мы с вами рассмотрим свойства информации.
53642. Компьютерная графика, комбинированный урок 42 KB
  Здравствуйте Отмечаю отсутствующих. Контроль знаний 10 минут Учитель: Сейчас у вас будет проверочная работа в виде теста. Все поняли задание Дети: Да Показываю презентацию дети отвечают на вопросы на каждый вопрос 1 минута Учитель: Теперь сдаем листочки. Учитель: Теперь открываем на рабочем столе документ txt вы видите 2 стихотворения.
53643. У порога и начало первой русской революции 1905-1907 гг 38 KB
  Эти события получили название первая русская революция. Что такое революция В чем она проявляется Дети понимают что им нужно узнать что же такое революция. Учитель предлагает ребятам рассказать как они понимают слово революция для более глубокого осмысления понятия а затем записать грамотное определение понятию революция. Итак ребята что нового мы узнали сегодня на уроке 1Узнали что в 19051907 гг в России произошла революция 2Опираясь на ранее изученный материл вспомнили что такое революция 3Поняли причины произошедшей...
53644. Мы рисуем осень 127.5 KB
  Тема урока: Мы рисуем осень Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени. Я нарисовал осень и вот что у меня получилось показывает рисунок. А я с ним не согласен я всё знаю Осенью всегда грязно холодно тоскливо всегда идёт дождь никакого настроения нет Ведь правда Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые Осень называют капризным временем года и не случайно.
53645. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 69.08 KB
  Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.
53646. В музеях хранятся картины. Натюрморт 37.5 KB
  Натюрморт. Сегодня мы как раз поговорим про натюрморт и выполним первые работы для вашего классного музея. Кто запомнил что такое натюрморт Это предметы объединённые одной темой. Если натюрморт чайный какие предметы будут входить в натюрморт Какие бывают натюрморты кто знает Слайд.
53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...