26483

ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ENCEPHALON) – высший отдел ЦНС

Доклад

Биология и генетика

С дорсальной поверхности располагается ромбовидная ямка дно Iv мозгового желудочка vixii пара ЧМН С вентральной поверхности 2 пирамидальных пути tractus pyramidalis lateralis et medialis соединяют кору ГМ и СМ Впереди трапециевидное тело corpus trapecioideus тройничный нерв подъязычный XII пара каудально перекрещивающиеся пиромидальные пути функции продолговатого мозга : центр сердечнососудистой деятельности и дыхания центр защитных рефлексов рвота понос слезоотделение чихание кашель центр пищеварительной...

Русский

2013-08-18

40 KB

0 чел.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ENCEPHALON)  – высший отдел ЦНС

              5 отделов:

большой мозг

(Cеrebrum)

ромбовидный мозг (Rhombencephalon)

конечный мозг  (telencephalon)

обонятельный мозг –rhinencephalon

  •  луковицы (bulbus olfactorius)
  •  тракты (tractus olfactorius)
  •  треугольники (trigonum olfactorium)
  •  грушевидные дольки

         (lobus piriformiis)

  •  аммоновы рога   или гиппокамп (hippocamp)

плащ - pallum

  •  кора (cortex cerebri)
  •  подкорка  

промежуточный мозг (diencephalon)

  •  зрительные бугры (thalamus)
  •  надбугорье (epithalamus)
  •  подбугорье (hypothalamus)
  •  околобугорье (metathalamus)

средний мозг (mesencephalon)

  •  четверохолмие (lamina tecti)
  •  чепец (tegmentum mesencephali)
  •  ножки большого мозга

                (pedunculi cerebri)

задний мозг  (metencephalon)

  •  мозжечок  (cerebellum)
  •  мост (pons)

продолговатый мозг (myelencephalon, medulla oblangata)

 РОМБОВИДНЫЙ МОЗГ

продолговатый мозг (medulla oblangata, myelencephalon) – является продолжением спинного,  не имеет чётких границ, представляет собой тяж, сплющенный в дорсовентральном направлениеи, располагается в fossa medulla oblangata . 

Состоит из серого  и белого вещества: серое сгруппировано в ядра (nucleus grisia) – нервные центры, т.е. группа тел нейронов, которые контролируют выполнение определённой функции. Располагаются по периферии с дорсальной и вентральной поверхности.

С дорсальной поверхности располагается ромбовидная  ямка  (дно Iv мозгового желудочка) – vi-xii  пара ЧМН

С вентральной поверхности – 2 пирамидальных пути (tractus pyramidalis lateralis et medialis)  – соединяют кору ГМ и СМ

Впереди – трапециевидное тело (corpus  trapecioideus)

*тройничный нерв

*подъязычный (XII  пара) – каудально перекрещивающиеся пиромидальные пути

функции продолговатого мозга :

  •  центр сердечно-сосудистой деятельности и дыхания
  •  центр защитных рефлексов (рвота, понос, слезоотделение, чихание, кашель)
  •  центр пищеварительной деятельности

задний мозг (metencephalon)

* мозжечок (cerebellum)

шаровидный , имеет вентральную часть – червячок (vermis)  и 2 полушария (hemispheria dexter et sinister)

по периферии серое соговое вещество формирует кору (центры равновесия и координации движения); в центре – белое мозговое вещество – ист. “древо жизни” ( arber vita) -  представляет собой проводящие пути, связывающие с другими отделами ГМ

мозжечок присоединяется 3мя парами ножек

  •  каудальные – к СМ
  •   назальные -  к мосту
  •  средние - к продолговатому мозгу

 функции мозжечка:

  •  координация движений (модуляция завершённых действий)
  •  включает автоматические действия
  •  поддерживает тонус скелетной мускулатуры

*МОЗГОВОЙ (ВАРОЛИЕВ) МОСТ (pons cerebri) – лежит на  переднем конце продолговатого мозга, состоит из проводящих путей, соединяющих ядра моста с ядрами мозжечка, содержит ядра тройничного нерва.

функции моста :

– проведение

*** IV  мозговой желудочек (ventriculus quartus) –  помещается между мозжечком и продолговатым мозгом, сводом его служит червячок, дном – продолговатый мозг и мост. На дне находится ромбовидная ямка (fossa romboidea) , соединяется с  III  мозговым желудочком посредством сильвиева водопровода.

большой мозг

средний мозг (mesencephalon)

*четверохолмие (lamina tecti) – дорсальная часть среднего мозга, состоит из двух ростральных и двух каудальных холмов (colliculi rostrales et caudales), разделённых поперечной и серединной бороздами.

ростральные – подкорковые центры зрительной чувствительности

каудальные – подкорковые центры слуховой чувствительности

функции четверохолмия:

  •  «банк данных» – координационный центр различных видов чувствительности
  •  подкорковые центры

*ЧЕПЕЦ  (tegmentum mesencephali) – покрышка ножек большого мозга, образован серым мозговым веществом  - парные ядра:

  •  красное ядро (nucleus ruber)  - двигательный центр СМ
  •  ядро глазодвигательного нерва (III пара ЧМН)
  •  парасимпатические ядра глазодвигательного нерва
  •  ядро болокового нерва (IV  пара)

* ножки большого мозга  (pedunculi cerebri) – выступают на базальной поверхности мозга в виде 2х толстых валиков

из ножек исходит III пара ЧМН (глазодвигательный), проходят проводящие пути

промежуточный мозг (diencephalon)

*зрительныйе бугры (thalamus) – парное массивное образование, построенное из скопления многочисленных ядер  серого мозгового вещества (ок.40) – обоняние, вкус, зрение, слух, осязание.

*надбугорье (epithalamus)

  •  сосудистая покрышка iii мозгового желудочка (tela chorodia ventriculi tertii)
  •  парный узелок уздечки (ganglion habenulae)
  •  шишковидная железа или эпифиз (epiphysis) – железа внутренней секреции грушевидной формы, определяет биоритмы, до периода начала полового созревания тормозит  развитие половых желёз, с возрастом регрессирует (подвергается инволюции), накапливает соли кальция, сморщивается (напоминает шишечку)

*подбугорье (hypothalamus) – лежит вентрально  от III  мозгового желудочка, содержит высшие автономные центры (ВНС)

  •  серый бугор (tuber cinereum) – вегетативный центр, соединяется со зрительным бугром и обонятельным мозгом, связан с центрами, обеспечивающими эмоциональное состояние
  •  воронка (infundibulum)  - лежит в центре серого бугра, представляет собой впячивание вентральной стенки желудочка
  •  сосцевидное тело (corpus mammilare) -  лежит позади серого бугра, служит промежуточным обонятельным центром  (связано с обонятельным мозгом)
  •  гипофиз (hypophysis) -  главная железа внутренней секреции, связывает эндокринный аппарат и ЦНС, вырабатывает нейросекреты, кринотропные гормоны, регулирует рост, белковый, липидный и углеводный обмен, формирование половых признаков.

*околобугорье (metathalamus)

представляет собой медиальное и латеральное коленчатые тела (corpus geniculatum lateralis et medialis) (латеральное переходит в зрительный тракт, медиальное – в ножки четверохолмия.

функция:  соединяет таламус с центрами четверохолмия, является центром переключения зрительных путей, идущих в кору большого мозга

конечный мозг  (telencephalon)

обонятельный мозг – rhinencephalon

древнее образование

* обонятельные  луковицы (bulbus olfactorius) –  первичные обонятельные  центры (в луковицу входят обонятельные нервы, идущие от обонятельных клеток слизистой оболочки носа)

*  обонятельные тракты (tractus olfactorius) – общий, латеральный и медиальный – проводят импульсы из обонятельной луковицы  к клеткам вторичных обонятельных центров   (к грушевидным долям)

* треугольники (trigonum olfactorium) – представляют собой ограниченное путями серое вещество
,

* грушевидные дольки   (lobus piriformis) – вторичные обонятельные центры

* аммоновы рога   или гиппокамп (hippocamp) – образует дно боковых желудочков, здесь расположены  подкорковые обонятельные (вторичные)  и вкусовые центры

проводящие пути, аммоновы рога и различные участки коры полушарий формируют свод -  formix

полосатое тело (corpus triatum)  -  группа двигательных ядер, составляют основу подкорки.

ядра:

  •  хвостатое
  •  чечевицеобразно
  •  миндалевидное
  •  ограда (claustrum)

Функции: (подкорковые двигательные  центры)

  •  регуляция мышечного тонуса в покое и в движении
  •  координация автоматических движений
  •  высшие вегетативные подкорковые центры

плащ – pallum

конечный мозг  образован двумя полушариями (hemispheria dexter et sinuster), соединенными мозолистым телом (corpus callosum) –  самая крупная коммиссура ГМ.

плащ – покрывает полушария дорсально,  состоит из серого и белого вещества,

* кора (cortex cerebri) – образована серым веществом (substantia grisea)

* подкорка   - проводящие пути

волокна:

  •  коммиссуральные - соединяют участки коры, принадлежащие разным полушариям
  •  ассоциативные – соединяют участки коры в пределах одного полушария
  •  проекционные – соединяют кору плаща с СМ и с отдельными частями ствола ГМ

доли:

  •  теменные (высшие чувствительные центры)
  •  лобные (двигательные)
  •  височные (слуховые)
  •  затылочные (зрительные)

*** в центре полушарий – боковые желудочки ГМ

общая структура для ГМ: (промежуточный, средний, продолговатый мозг, начальный отдел спинного) ретикулярная формация  (formatio reticularis) – сеть  из переплетающихся нервных волокон, очень древняя структура, обеспечивает эмоциональное состояние, обеспечивает приспособление к окружающей среде (ассоциативная функция), центр дыхания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.
27772. Планирования работы с неблагополучными семьями 18.87 KB
  Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями классными руководителями семьей и ребенком приложить все усилия для результативной работы. Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж представляющая собой посещение семьи на дому с...
27773. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 25.96 KB
  Толстой вступил как он сам писал об этом позже в период трехлетнего страстного увлечения этим делом. Толстой считал что наступило время вспомним что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественнопедагогического движения когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам испытывавшим огромную потребность в образовании удовлетворить это их законное стремление не доверяя столь важного дела царской власти. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале Ясная...
27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
  По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
  Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
  Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...